Марсель Мосс

редактировать

Марсель Мосс
М.Маусс 1872-1950.jpg
Родился ( 1872-05-10)10 мая 1872 г. Эпиналь, Вогезы, Франция
Умер 10 февраля 1950 г. (1950-02-10)(77 лет) Париж, Франция
Научная карьера
Поля
Учреждения École des hautes études en Sciences sociales (EHESS)
Влияния Эмиль Дюркгейм
Под влиянием

Марсель Мосс ( французский:  [mos] ; 10 мая 1872 - 10 февраля 1950) был французским социологом и антропологом. Племянник Эмиля Дюркгейма Мосс в своей академической работе пересек границы между социологией и антропологией. Сегодня он, возможно, больше известен своим влиянием на последнюю дисциплину, особенно в том, что касается его анализа таких тем, как магия, жертвоприношения и обмен подарками в различных культурах по всему миру. Мосс оказал значительное влияние на Клода Леви-Стросса, основателя структурной антропологии. Его самая известная работа - «Дар» (1925).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Теоретические представления
  • 3 Наследие
  • 4 Критики
  • 5 Избранные работы
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Фон

Мосс родился в Эпинале, Вогезы, в еврейской семье, его отец был торговцем, а мать - владелицей магазина вышивки. В отличие от своего младшего брата, Мосс не участвовал в семейном бизнесе, а вместо этого следил за социалистическим и кооперативным движением в Вогезах. После смерти его деда семьи Маусс и Дюркгеймы сблизились, и здесь Маусс начал беспокоиться о своем образовании и проявил инициативу, чтобы учиться. Мосс также получил религиозное образование и был бар-мицва, но к восемнадцати годам перестал исповедовать свою религию.

Мосс изучал философию в Бордо, где в то время преподавал его дядя по материнской линии Эмиль Дюркгейм. В 1890-х годах Мосс начал свое пожизненное изучение лингвистики, индологии, санскрита, иврита и « истории религий и нецивилизованных народов» в École pratique des hautes études. Он прошел агрегацию в 1893 году. Он был также двоюродным братом гораздо более молодой Клодетт (урожденной Рафаэль) Блох, морского биолога и матери Мориса Блоха, который стал известным антропологом. Вместо того, чтобы следовать обычному пути обучения в лицее после колледжа, Мосс переехал в Париж и занялся изучением сравнительного религиоведения и санскрита.

Его первая публикация в 1896 году ознаменовала начало плодотворной карьеры, которая произвела несколько вех в социологической литературе. Как и многих членов группы Année Sociologique, Мос был привлечен к социализму, особенно к социализму, который поддерживал Жан Жорес. Он был особенно активен в событиях дела Дрейфуса. К концу века он помогал редактировать такие левые газеты, как Le Populaire, L'Humanité и Le Mouvement socialiste, последнее - в сотрудничестве с Жоржем Сорелем.

В 1901 году Мосс начал больше заниматься этнографией, и в его работах начали развиваться характеристики, которые теперь ассоциируются с формальной антропологией.

Мосс служил во французской армии во время Первой мировой войны с 1914 по 1919 год в качестве переводчика. Военная служба освободила Мосса от напряженных ученых, как он заявил: «Я прекрасно справляюсь. Я просто не создан для интеллектуальной жизни, и я наслаждаюсь жизнью, которую дает мне война »(Fournier 2006: 175). Освобождая, он также имел дело с опустошением и насилием войны, так как многие его друзья и коллеги погибли на войне, а его дядя Дюркгейм умер незадолго до ее окончания. Мосс начал писать книгу «О политике», которая осталась незаконченной, но в начале 1920-х годов его политическая энергия была подчеркнута критикой насильственного обращения большевиков к насилию и их разрушения рыночной экономики.

Как и многие другие последователи Дюркгейма, Мосс нашел убежище в администрации. Он обеспечил наследие Дюркгейма, основав институты для проведения исследований, такие как Французский институт социологии (1924) и Институт этнологии в 1926 году. Эти институты стимулировали развитие полевой антропологии молодыми учеными. Среди студентов, на которых он оказал влияние, были Джордж Деверо, Жанна Кюизинье, Альфред Метро, Марсель Гриоль, Жорж Дюмезиль, Дениз Поль, Мишель Лейрис, Жермен Дитерлен, Луи Дюмон, Андре-Жорж Отрикур, Жак Сустель и Жермен Тиллион.

В 1901 году Мосс был назначен заведующим кафедрой истории религий нецивилизованных народов в École pratique des hautes études. [7] Два года спустя, в 1931 году, Мосс был избран первым заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс, и вскоре после этого он женился на своей секретарше в 1934 году, которая вскоре оказалась прикованной к постели после инцидента с отравляющим газом. Позже, в 1940 году, Мосс был вынужден уйти с должности председателя социологии и покинуть Париж из-за немецкой оккупации и принятия антисемитского законодательства. Мосс оставался социально изолированным после войны и умер в 1950 году.

Теоретические взгляды

Марсель Мосс и Эмиль Дюркгейм

Исследования Марселя Маусса под руководством его дяди Дюркгейма в Бордо привели к их совместной работе над примитивной классификацией, которая была опубликована в Annee Sociologique. В этой работе Мосс и Дюркгейм попытались создать французскую версию социологии знания, иллюстрирующую различные пути человеческого мышления, принятые разными культурами, в частности, как пространство и время связаны обратно с социальными моделями. Они сосредоточили свое исследование на племенных обществах, чтобы достичь глубины.

Хотя Маусс называл себя дюркгеймовцем, он интерпретировал школу Дюркгейма как свою собственную. Его ранние работы отражают зависимость от школы Дюркгейма, но по мере того, как читалось все больше работ, включая неопубликованные тексты, Мосс предпочитал начинать множество проектов и часто не заканчивать их. Мосс больше интересовался политикой, чем дядя. Мосс был членом Коллективистов, Французской рабочей партии и Революционной социалистической рабочей партии. Его участие в политической жизни привело к Первой мировой войне и после нее.

Подарок

Маусс получил признание за его аналитическую основу, которая была охарактеризована как более гибкая, более подходящая для применения эмпирических исследований и более плодотворная, чем его более ранние исследования с Дюркгеймом. Его работы подразделяются на две категории: одна - это основные этнологические работы по обмену как символической системе, телесным техникам и категории личности, а вторая - методология социальных наук. В своей классической работе «Дар» [см. Внешние ссылки на PDF-файл] Мосс утверждал, что подарки никогда не бывают по-настоящему бесплатными, скорее, история человечества полна примеров даров, приводящих к взаимному обмену. Знаменитый вопрос, который побудил его исследовать антропологию дара, звучал так: «Какая сила заключена в данном объекте, заставляющая его получателя расплачиваться за него?». Ответ прост: подарок - это «тотальная престанция» (см. Закон обязательств ), пронизанная «духовными механизмами», затрагивающая честь как дающего, так и получателя (термин «тотальная престанция» или « тотальный социальный факт » ( fait социальная совокупность) была придумана его учеником Морисом Линхардтом после социального факта Дюркгейма ). Такие транзакции выходят за рамки разделения между духовным и материальным, что, по мнению Маусса, почти «волшебно». Дающий не просто дает объект, но и часть самого себя, поскольку объект неразрывно связан с дающим: «объекты никогда полностью не отделяются от людей, которые их обменивают» (1990: 31). Из-за этой связи между дарителем и подарком акт дарения создает социальную связь с обязательством отвечать взаимностью со стороны получателя. Не отвечать взаимностью означает потерять честь и статус, но духовные последствия могут быть еще хуже: в Полинезии отказ ответить взаимностью означает потерять ману, духовный источник власти и богатства. Процитируя резюме Голдман-Иды, «Мосс различал три обязательства: отдавать - необходимый начальный шаг для создания и поддержания социальных отношений; собственная щедрость, честь и богатство »(2018: 341). Мосс описывает, как общество ослеплено идеологией, и поэтому система предустановок выживает в обществах, когда речь идет об экономике. Институты основаны на единстве людей и общества, а капитализм основан на неустойчивом влиянии на потребности человека. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на деньгах, Мосс описывает необходимость сосредоточиться на faits sociaux totaux, совокупных социальных фактах, которые являются юридическими, экономическими, религиозными и эстетическими фактами, которые бросают вызов социологическому методу.

Важное понятие в концептуализации обмена подарками Мосса - это то, что Грегори (1982, 1997) называет « неотчуждаемостью ». В товарной экономике существует четкое различие между объектами и людьми через понятие частной собственности. Объекты продаются, а это означает, что права собственности полностью переходят к новому владельцу. Таким образом, объект стал « отчужденным » от своего первоначального владельца. Однако в экономике подарков предметы, которые дарят, неотделимы от дарителей; они «ссужаются, а не продаются и уступаются». Именно тот факт, что личность дарителя неизменно связана с данным предметом, придает подарку силу, которая заставляет получателя отвечать взаимностью. Поскольку подарки неотчуждаемы, они должны быть возвращены; акт дарения создает долг подарка, который необходимо погасить. Из-за этого понятие ожидаемого возврата подарка со временем создает отношения между двумя людьми. Другими словами, через дарение подарков развиваются социальные связи, которые, как предполагается, будут продолжаться в пространстве и времени до будущего момента обмена. Таким образом, обмен подарками приводит к взаимозависимости дарителя и получателя. По словам Мосса, «бесплатный» подарок, который не возвращается, является противоречием, поскольку он не может создавать социальные связи. Следуя дюркгеймовским поискам понимания социальной сплоченности через концепцию солидарности, Мосс утверждает, что солидарность достигается за счет социальных связей, созданных обменом подарками. Мосс подчеркивает, что обмен подарками был результатом воли привязанности других людей - «налагать на людей обязательства», потому что «теоретически такие подарки являются добровольными, но на самом деле они даются и возвращаются по обязательствам».

Мосс и Юбер

Мосс также сосредоточился на теме жертвоприношения. В книге « Жертвоприношение и ее функция», которую он написал вместе с Анри Юбертом в 1899 году, утверждалось, что жертвоприношение - это процесс, включающий сакрилизин и десакрализацию. Это было, когда «первый направил святое к человеку или объекту, а второй - от человека или объекта». Мосс и Хьюберт предположили, что тело лучше понимать не как естественную данность. Вместо этого его следует рассматривать как продукт особого обучения атрибутам, манерам поведения и привычкам. Кроме того, телесные техники бывают биологическими, социологическими и психологическими, и при анализе тела нужно воспринимать эти элементы одновременно. Они определили человека как категорию мысли, артикуляцию конкретного воплощения закона и морали. Мосс и Хьюберт считали, что личность состоит из персонажей (набор ролей), которые выполняются посредством поведения и применения определенных телесных техник и атрибутов.

Мосс и Хьюберт написали еще одну книгу под названием «Общая теория магии» в 1902 году [см. Внешние ссылки в формате PDF]. Они изучали магию в «примитивных» обществах и то, как она проявляется в наших мыслях и социальных действиях. Они утверждают, что социальные факты субъективны и, следовательно, должны считаться магией, но общество не готово принять это. В книге Мосс и Хьюберт утверждают:

«В магии у нас есть офицеры, действия и представления: мы называем человека, который совершает магические действия, магом, даже если он не является профессионалом; магические представления - это те идеи и верования, которые соответствуют магическим действиям; что касается этих действий, с относительно которых мы определили другие элементы магии, мы будем называть их магическими обрядами. На этой стадии важно различать эти действия и другие социальные практики, с которыми их можно спутать ».

Они продолжают говорить, что только социальные события могут считаться волшебными. Индивидуальные действия не являются магией, потому что, если все сообщество не верит в эффективность группы действий, они не являются социальными и, следовательно, не могут быть волшебными.

Наследие

Хотя Мосс известен несколькими своими собственными работами, в первую очередь своим шедевром Essai sur le Don (« Дар »), большая часть его лучших работ была сделана в сотрудничестве с членами Année Sociologique, включая Дюркгейма ( Первобытная классификация), Анри. Юбер ( Очерк общей теории магии и очерк о природе и функции жертвоприношения), Поль Фоконне ( Социология) и другие.

Мосс оказал влияние на французскую антропологию и социальные науки. У него не было большого количества студентов, как у многих других социологов, однако он преподавал этнографический метод французским студентам-антропологам в первом поколении. Вдобавок к этому идеи Мосса оказали значительное влияние на англофильные постструктуралистские взгляды на антропологию, культурологию и историю культуры. Он модифицировал постструктуралистских и постфукоистских интеллектуалов, поскольку сочетал этнографический подход с контекстуализацией, которая является исторической, социологической и психологической.

Мосс служил важным связующим звеном между социологией Дюркгейма и современными французскими социологами. В число этих социологов входят: Клод Леви Стросс, Пьер Бурдье, Марсель Гране и Луи Дюмон. Эссе «Дар» положило начало антропологическим исследованиям взаимности. Его анализ « Потлача » вдохновил Жоржа Батая ( «Проклятая акция»), а затем и ситуационистов (название первого ситуационистского журнала было « Потлач»). Этот термин использовался многими, интересующимися экономикой подарков и программным обеспечением с открытым исходным кодом, хотя последнее использование иногда отличается от первоначальной формулировки Мосса. См. Также революционную критику Мосса Льюисом Хайдом в «Воображении и эротической жизни собственности». Он также оказал влияние на движение Anti-Utilitariste dans les Sociales Sociales и Дэвида Грэбера.

Критика

Взгляды Мосса на природу обмена подарками вызвали критику. Французский антрополог Ален Тестар (1998), например, утверждает, что существуют «бесплатные» подарки, например, прохожие дают деньги нищим, например, в большом западном городе. Донор и получатель не знают друг друга и вряд ли когда-нибудь снова встретятся. В этом контексте пожертвование, безусловно, не накладывает на нищего обязательства отвечать взаимностью; ни у жертвователя, ни у попрошайки такого ожидания нет. Testart утверждает, что только последнее может быть применено. Он считает, что Мосс переоценил масштабы обязательств, созданных социальным давлением, особенно в своем описании потлача среди североамериканских индейцев.

Другой пример невзаимного «бесплатного» подарка дал британский антрополог Джеймс Лэйдлоу (антрополог) (2000). Он описывает социальный контекст индийских отреченных джайнов, группы странствующих безбрачных отреченных, живущих аскетической жизнью духовного очищения и спасения. Интерпретация Jainist доктрины ахимсы (чрезвычайно строгое применение принципов ненасилия ) влияет на рацион джайнистских renouncers и заставляет их избегать приготовления пищи, так как это потенциально может включать в себя насилие в отношении микроскопических организмов. Поскольку отреченные джайны не работают, они полагаются на пожертвования продуктов питания от мирских семей в сообществе джайнов. Однако первый не должен казаться имеющим какие-либо желания или желания, и только очень нерешительно и извиняющимся тоном принимает пищу, приготовленную вторым. «Бесплатные» дары, таким образом, бросают вызов аспектам мауссовского представления о дарах, если только не моральные и недомогания. учитываются материальные качества подарка. Эти аспекты, конечно же, лежат в основе дара, как показано в таких книгах, как Аннетт Вайнер (1992) « Неотъемлемые владения: парадокс сохранения, отдавая».

Мнение Мосса о жертвоприношениях в то время также было неоднозначным. Это произошло потому, что это противоречило психологизации людей и социального поведения. Кроме того, в некоторых социологических подходах использовались такие термины Мосса, как личность и габитус. Они также были включены в недавние социологические и культурные исследования Пьера Бурдье.

Избранные работы

  • Essai sur la nature et la fonction du sacrifice (совместно с Анри Юбертом ) 1898 г.
  • La sociologie: objet et méthode, (с Полем Фоконне) 1901.
  • De quelques формирует примитивы классификации, (совместно с Дюркгеймом ) 1902 г.
  • Esquisse d'une théorie générale de la magie, (с Анри Юбер ) 1902.
  • Essai sur le don, 1925 год.
  • Лечебные приемы корпуса, 1934. Марсель Мосс, «Корпоративные приемы» (1934), Journal de Psychologie 32 (3-4). Перепечатано в Mauss, Sociologie et anthropologie, 1936, Париж: PUF.
  • Sociologie et anthropologie, (избранные произведения) 1950.
  • Manuel d'ethnographie. 1967. Издания Payot amp; Rivages. ( Руководство по этнографии 2009. Перевод NJ Allen. Berghan Books.)

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Мосс, Марселл. 2005. Природа социологии.

внешние ссылки

(in French)
Последняя правка сделана 2024-01-01 07:27:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте