Мост Мапуту-Катембе ( Ponte de Maputo a Katembe ) - это подвесной мост через залив Мапуту на юге Мозамбика. Мост соединяет столицу Мозамбика Мапуту на северном берегу с ее разобщенным пригородом Катембе на южном берегу. Строительные работы начались в 2014 году, а официальное открытие моста состоялось 10 ноября 2018 года. Строительные работы проводились Китайской Китайской дорожно-мостовой корпорацией ; Большая часть проекта финансируется за счет кредитов китайского Эксимбанка.
Этот мост является самым длинным подвесным мостом на африканском континенте, заменяющим мост Матади, построенный в 1983 году в Демократической Республике Конго в связи с этим отличием.
Идея моста через залив Мапуту - аналог моста 25 Абрил через Тежу в Лиссабоне - планировалась уже много лет. В 1989 году Всемирный банк профинансировал план урбанизации Мапуту, который включал строительство моста.
Только благодаря окончанию гражданской войны, многочисленным инвестициям в ходе газового и нефтяного бума и связанного с ним сильного экономического подъема в Мозамбике правительство Мозамбика смогло заняться этим проектом. Правительство начало процедуру выражения интереса в ноябре 2008 года.
После визита тогдашнего премьер-министра Португалии Жозе Сократаша в 2010 г. изначально планировалось финансирование со стороны португальского государства. Однако из-за масштабного финансового и бюджетного кризиса в стране обязательство выполнить не удалось. После визита президента Мозамбика Армандо Гебузы в Китайскую Народную Республику в августе 2011 года обе страны договорились о финансировании проекта Китаем.
Строительные работы заказывает государственная девелоперская компания Maputo Sul, которая также отвечает за строительство кольцевой дороги. Само строительство будет осуществляться китайской строительной группой China Road and Bridge Corporation. По данным China Daily, планируется создать до 2000 рабочих мест. Немецкая инжиниринговая компания GAUFF Engineering консультирует по вопросам строительного надзора.
Первые подготовительные строительные работы начались в июне 2014 года. После некоторых задержек - особенно при переселении жителей в районе Мапуту в Маланге - мост был открыт 15 ноября 2018 года.
Четырехполосный подвесной мост длиной 3041 метр пересекает залив на высоте 60 метров. Северный виадук (мост впереди) имеет длину 1097 метров, имеет форму буквы S и соединен с кольцевой развязкой Praça 16 de Junho (соединенной с шоссе EN1 / EN2 / EN4) в районе Мапуту в Маланге. Южный виадук имеет длину 1264 метра и состоит из сборных элементов. Он напрямую связан с дорогой, ведущей в Понта-ду-Ору.
Первоначально пилоны также планировались в самой бухте, но их убрали после изменения плана, чтобы излишне не затруднять судоходство. Между двумя пилонами, расположенными на берегу, пролет 680 метров проходит без столбов. Это делает мост крупнейшим в своем роде в Африке. Каждый из основных поддерживающих тросов соединен с прочным анкерным блоком с помощью стальных конструкций на севере и юге. Чрезвычайно высокие нагрузки конструкции потребовали свайного фундамента диаметром от 1,50 м до 2,20 м. Сваи достигают глубины 110 м в аргиллите. Высота двух пилонов составляет 141 метр, а на высоте около 40 метров находится перекладина проезжей части. Отдельные сборные стальные элементы проезжей части имеют ширину 25,60 м и длину 12 м. Они были изготовлены в Китае и установлены с корабля, стоящего у причальной стенки.
Проект также включал продление дороги от Катембе до приграничного города Понта-ду-Ору (129 км) и между Боане и Бела-Виста (63 км), включая мосты через реки Мапуту, Фути и Умбелузи. После завершения строительства моста стало возможным продление магистральной дороги EN1 через мост до [Понта-ду-Ору].
Ожидается, что затраты составят около 726 миллионов долларов США, из которых 85 процентов (681,6 миллиона долларов США) будут профинансированы за счет специальных займов китайского Эксимбанка. Срок их действия составляет 20 лет, процентная ставка - четыре процента. Еще 10 процентов (72,5 миллиона долларов США) будут предоставлены на других условиях через Exim Bank, 5 процентов будут нести непосредственно государство Мозамбик.
Хотя Катембе принадлежит городу Мапуту, пространственное разделение двух частей имеет огромное значение. В то время как Мапуту, особенно центр города, сильно урбанизирован и насчитывает около двух миллионов жителей на северном берегу города, большинство зданий на южной стороне одноэтажные, дороги немощеные и много неосвоенных. Космос. По оценкам, в настоящее время в Катембе проживает от 15 000 до 20 000 человек. Транспортировка осуществляется между обоими берегами на автомобиле и пассажирском пароме или через другой объезд через Боане (основные дороги EN2 / EN200).
После завершения строительства моста и продления дороги на Понта-ду-Ору прогнозируется массовый рост населения Катембе до 400 000 жителей. Весь южный берег также подлежит урбанизации. Согласно стратегическому плану урбанизации Катембе инженерного бюро Betar, около 9 510 000 квадратных метров (и, таким образом, 58,9 процента общей площади) должны быть зарезервированы под жилые дома. 3 270 000 квадратных метров (20,3 процента от общей площади) предназначены для сферы услуг, 1 880 000 квадратных метров (11,7 процента) - для промышленности.
Продление дороги на Понта-ду-Ору и Квазулу-Натал (Южная Африка) призвано значительно сократить время в пути. Совместный туристический план с южноафриканской провинцией Квазулу-Натал и Королевством Свазиленд направлен на привлечение большего числа посетителей на юг Мозамбика.
Высокая стоимость строительства моста и дороги, ведущей к Боане и Понта-ду-Ору, подверглась массовой критике со стороны мозамбикского публициста Карлоса Нуно Кастель-Бранку. По его мнению, мост стоил бы седьмую часть денег, если бы его построили в Китае. Бывший мэр Мапуту Энеас Комич также критикует высокие затраты. Ученый Америко Матавеле отметил, что Кастель-Бранко не учел в своих счетах стоимость соединенных дорог.
Согласно аналитическому отчету Economist Intelligence Unit, аналитической компании The Economist Group, процентные ставки по кредитам китайского Эксимбанка также относительно высоки. Правительство Мозамбика предпочитает их, хотя в его распоряжении есть гораздо более выгодные варианты финансирования. Проиллюстрирована критика проекта строительства моста.
В начале ноября 2014 года многие мозамбикские рабочие объявили забастовку на несколько дней. Они жаловались на плохие условия труда, неправильные контракты и несвоевременную выплату заработной платы.
Кроме того, многие семьи пострадали от переселения в ходе строительства. Подрядчик Мапуту Сул оценивает количество переселенных семей в 920, для замены которых будут построены новые четырехэтажные дома с двух- или четырехкомнатными квартирами. Переселения начались в 2015 году.
Мост получил всемирное внимание и признание в специализированных кругах. В дополнение к награде FULTON Award 2017 и 2019 - высшей награде для бетонных конструкций в южных штатах Африки - в июне 2019 года в Нью-Йорке мост был также награжден «Премией за заслуги» журнала Engineering News-Record (ENR) as победитель в категории «Лучшие проекты мира».
|url=
сумма ( помощь ), Beratende Ingenieure das Fachr. Planen und Bauen (на немецком языке), Берлин: Köllen Druck + Verlag, 47 (1–2 / 2017), стр. 42ffO Governo de Moçambique lançou em Novembro de 2008 um convite internacional para a manifestação de intenções para efeitos de concept e concessão da empreitada da futura ponte de Maputo para a Catembe.
Координаты : 25.9733 ° S 32.5577 ° E 25 ° 58′24 ″ ю.ш. 32 ° 33′28 ″ в.д. / / -25,9733; 32,5577