Мао Нага

редактировать

Мао
Всего населения
97 195 (2011)
Языки
Мао Нага (китайско-тибетский)
Религия
Христианство, анимизм
Родственные этнические группы
Другие народы наги, Ангами и Чакесанг

Мао являются одним из основных племен, составляющих наги, группу племен распространение по восточной части Индии и западной границы области Мьянмы. Maos обитают в северной части Манипурскую штата Индия, ограниченную подобными племена наги, такие как Angami и Chakhesang племена на севере, Мары наги и Zeme Naga племена на западе и юге, и Tangkhul и Poumai племена на востоке. Мао также известны как Memei или Ememei на их собственном языке. Термин «Мао» также относится к области, где расположено большинство старых и первоначальных деревень, в отличие от более новых поселений в расширенной области их проживания.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение и использование термина
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Ссылки
  • 2 Язык
  • 3 Мао в традиции нагов
  • 4 Фольклор и традиции
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Происхождение и использование термина

Этимология

Люди, которых сегодня называют Мао (Мао, собственное название племени), не называют себя на своем языке как таковых; скорее они по-прежнему называют себя «Мемей» или «Эмемей». Действительно, термин «Мао» имеет внешнее происхождение и не используется в их языке. Термин «Мао» стал популярен с приходом британцев в 19 ​​веке в районы Нага. Этот термин широко использовался для обозначения группы людей, населяющих холмистые хребты непосредственно к югу от границы тогдашнего района Нага- Хиллз в Ассаме. Вероятно, это производное от «Momei» или «Maomei», комбинации двух слов «Mao», имя собственное, и «mei», означающее людей, которыми их южные соседи, марамы, называли их. Поскольку мейтейцы долины Манипур взаимодействовали с мао через марамов посредством торговых отношений, термин, использованный марамами, мог быть сокращен до «Мао», когда мейтейцы начали использовать это имя, опустив суффикс « мэй ".

Рекомендации

Термин «Мао» используется для обозначения людей, принадлежащих к определенной племенной группе, известной под этим именем. До начала XXI века это имя применялось к более широкой группе людей, включая мемей, которые теперь называются мао, и пумаи, вместе составляющие более разнородную смесь четырех основных диалектных групп, а именно мемей, Подгруппы Паомат, Лепаона и Чилевей. Раньше они были известны как «Шипфомей» на диалекте Мемей и «Шепумай» на диалекте Пумаи. Позже различия в использовании определенных диалектов для литературных и других общих целей, а также другие посторонние факторы привели к их разделению на две группы: мемеи сохранили название «Мао», а остальные три подгруппы образуют племя Пумаи.

Сегодня название «Мао» также используется для обозначения района, где расположено большинство старых и оригинальных деревень Мемей, в отличие от более новых поселений в расширенной зоне их проживания. В то время как большая территория называется Мао, небольшой поселок, который развился вдоль национальной автомагистрали 39, упоминается как `` Ворота Мао '', вероятно, благодаря межгосударственному пограничному посту / воротам между Нагалендом и Манипуром, расположенным в районе города..

В прилагательном слово Мао используется для обозначения имени или объекта, например, народа Мао, диалекта Мао, овощей Мао, земли Мао и т. Д.

Язык

Основная статья: язык мао нага

Джордж ван Дрим назвал язык Мао одним из языков ангами-почури, классифицированным как самостоятельная ветвь тибето-бирманских языков. Хотя классификация отличается в большинстве других источников, он считается одним из языков, образующих группу нага в пределах рода Куки-Чин-Нага тибето-бирманского подсемейства сино-тибетской семьи. Он отображает множество вариаций тональности, правописания и произношения в деревнях Мао, что свидетельствует об отсутствии взаимодействия в прошлом. Многие из физических и метафизических объектов в разных деревнях называются разными именами. Степень вариативности значительно увеличивается с соседними диалектными группами, такими как пумаи и ангами, хотя мао могут полностью взаимодействовать со многими деревнями в группе пумаи и, в некоторой степени, в группе ангами.

В популярном фольклоре Мао есть история, переданная через старинную народную песню, в которой говорится, что каждому из трех братьев, произошедших от первого человека, их отец дал язык и сценарий, прокрученный на трех разных материалах. Старшему сыну дали начертание на коре, среднему - на бамбуковых ножнах, а младшему - на шкуре. Будучи самым младшим из братьев, праотец нагов не понимал важности наличия письменности и небрежно спрятал свиток у кровати. Со временем свиток был утерян, и наги потеряли важный инструмент в продвижении знаний. Поскольку сценарий был прокручен на шкуре, считалось, что свиток откусили мыши. Позже возникло подозрение, что два старших брата могли сговориться, чтобы лишить своего брата сценария, поскольку более поздние взаимодействия между братьями показали нежелание двух старших братьев и сестер принимать своего младшего брата как равного.

Подобные истории разделяют многие из неродственных племен, такие как Хасис, Кукис и несколько Наги племен. Очень убедительная гипотеза заключается в том, что «эти истории представляют собой племенную память о времени, когда они были связаны с грамотной цивилизацией, возможно, в Юго-Восточной Азии или Китае, до их миграции в Индию. Будучи периферийными по отношению к этой цивилизации, они не смогли сохранить свою грамотность. навыков после начала их миграции ".

Мао в традиции нагов

Священное дерево дикой груши ( Chiitebu Kajii), стоящее в Shajouba ( Charangho) в области Мао, как полагают, было посажено во время миграции нагов в разные области.

Деревня Мао Махел занимает центральное место в традиции нагов в связи с верой в то, что наги в какой-то момент поселились здесь, а затем расселились по своим нынешним местам проживания, но не раньше, чем воздвигнув памятники, которые означали бы их общение и обещание. чтобы воссоединиться в будущем. В селе Махель и его окрестностях есть несколько исторических и мифологических памятников и реликвий, представляющих интерес для этнографов, историков и культурных антропологов.

Значение верований и мифов, связанных с ним, заключается в том, что они помогают нам понять и собрать воедино их прошлое, которое в противном случае окутано неясными и не связанными друг с другом историями и легендами. Многие ученые и писатели пытались собрать воедино фольклор племен нагов, чтобы составить понятную карту миграции к их нынешнему месту обитания. Большинство этих отчетов различаются как в деталях, так и в своих выводах. Тем не менее, единственное, что получило широкое признание и распространение, - это мнение о том, что они пришли в свою нынешнюю среду обитания в волнах миграции, две из которых довольно подробно описаны.

Более многочисленная группа из этих двух волн миграции указывает на деревню Мао Махел ( Махрай Рабу на языке Мао), а также на Хежакенома, деревню Чахесанг, в 7-8 км к северу от Махела. В эту группу входят Мао, Пумаи, Марам, Тангал, Ангами, Чакесанг, Ренгма, Лота, Сема и племена Зелиангронг. Вера в происхождение Махеля также разделяется некоторыми другими группами в некоторых источниках. В то время как некоторые из племен, которые расположены дальше от Махела, имеют нечеткие сведения об этом конкретном месте, Мао, Пумаи, Марамы, Ангами, Чакесанги и Зелиангронг четко указывают Махель как место своего происхождения, что при правильном понимании означает, что когда-то они жили на этом месте и переехали оттуда в свои теперешние места обитания. Группы, заявляющие о своем происхождении из Махела, вместе называются Тенимиас. Тем не менее, некоторые другие племена пришли разделить легенды о Махеле, которые изначально не фигурировали в группе Теньимиа.

Хотя предки племен этой группы когда-то приехали и жили в Махеле и его окрестностях, рост населения, должно быть, заставил их оттолкнуться в поисках нового жилья. В народном фольклоре перед отъездом они собрались у подножия дикой груши, которая, как полагают, является священным грушевым деревом, стоящим в Шаджубе, примерно в километре от Махела, и договорились однажды собраться вместе.

Племена, которые пошли на север, такие как ангами, чакесанги, ренгмы, лотхи и семас, также упоминают Хежакенома как место, где они когда-то жили. Остальные племена, такие как мао, пумаи, марамы, тангалы и зелиангронги, двигавшиеся на запад, восток и юг, не знают и не упоминают об этом месте в своем фольклоре. Вполне вероятно, что северные племена, рассредоточившись из Махела, пошли дорогой Хежакенома и какое-то время там жили.

Вторую крупную волну миграции можно вывести из фольклора, рассказываемого аосами, некоторыми коньяками и частью племени чанг. Ао в своем фольклоре рассказывают, как они вышли из камней, называемых Лунгтерок (что означает шесть камней на языке Ао ) в Чонглиимти, что в нынешней области Сангтам. В совокупности заявленные как клан Чонглиимти, они широко распространены в различных областях северной части страны нагов.

Считается, что эти волны миграции являются концом длительной миграции гораздо более крупной группы, которая началась в месте слияния Монголии и Китая и распространилась по Юго-Восточной Азии, Тибету и северо-восточной части Южной Азии в доисторические времена.

Фольклор и традиции

Три менгира в ознаменование встречи трех братьев - Окхе (что означает «Тигр», представляющий все царство животных), Орах (что означает «Бог», представляющий весь сверхъестественный мир) и Омей (что означает «человечество»), которые в Считается, что мифология Мао произошла от общей матери. Два менгира, представляющие Орах и Омей, стоят вертикально на восточной стороне, а третий (представляющий Охе) на западной стороне лежит плашмя на пирамиде из камней в Чажилофи, к югу от Махела или Махраи Рабу, деревни Мао Нага в штате Манипур в Индии.. Махрай Рабу также считается родовой деревней нагов, которые сначала поселились там после многих лет миграции, а затем еще до миграции в свои нынешние районы проживания.

Деревня Махел и ее окрестности в самом сердце страны Мао вызывают восторг этнографов и открытое приглашение для археологов из-за наличия различных артефактов и бесконечных историй и легенд, связанных с ними.

В фольклоре Мао есть легенда, в которой рассказывается о первой женщине по имени Дзиилимосииро (Дзиилимосия для некоторых других в зависимости от диалекта), от которой произошло все человечество. Однажды столб облаков окутал ее, когда она спала под баньяновым деревом, и она зачала. Она родила Окхе (Тигра), Орах (Бога) и Омей (Человека) в таком порядке, причем Окхе была старшей, а Омей - младшей. Жизнь продолжалась и прошло много лет. В старости мать ослабела и заболела. Каждый из ее сыновей по очереди оставался дома и заботился о ней, в то время как двое других уходили на ежедневные занятия в леса, собирая еду. История гласит, что в тот день, когда Оке остался дома с матерью, он приставал к ней, указывая на все части ее тела, говоря, что после ее смерти он будет есть такую-то часть. В другие дни, когда Ора приходил ухаживать за ней, ее болезнь ухудшалась.

Когда настала очередь Омей заботиться о ней, мать была счастлива, потому что он хорошо о ней заботился. Мать страшилась день, когда Okhe и Orah бы взять их очередь нянчить ее. Когда ее состояние ухудшилось, Омей подумал про себя, что он должен сделать что-то, чтобы позволить ей мирно умереть в тот день, когда он был с ней. Итак, он собрал несколько перцев чили, которые росли в дикой природе, и приготовил из них суп, думая, что это медленно убьет ее. Приняв суп, матери стало лучше, и после этого она попросила еще. Время шло, и, к счастью, старая мать умерла в тот день, когда Омей был с ней. Омей похоронил ее под семейным очагом, как его мать проинструктировала его сделать перед ее смертью, и положил камни на место, чтобы все выглядело так, как будто ничего не произошло. Он также копал в разных местах, чтобы всюду была видна свежая земля. Когда Оке вернулся домой и заметил, что матери нет, он спросил у Омей о ней. Омей рассказал ему правду о смерти их матери, но не стал раскрывать, где он ее похоронил. Оххе рыл и копал во всех местах, чтобы найти тело матери, но не мог его найти. Он скучал по очагу, потому что ему не приходило в голову, что ее можно похоронить под очагом. Отсюда и возникла традиция, согласно которой семья может хоронить своих мертвецов под своим очагом, хотя такая практика встречается нечасто.

Со временем между тремя братьями возник конфликт интересов. Охе всегда искал возможность навредить своему младшему брату с намерением приготовить ему еду. Омей, опасаясь намерений своего брата, устроил спальное место высоко на крыше за пределами досягаемости Охе. Однажды, когда Омей спал, Оке вошел в дом и увидел отражение своего брата в длинной трубчатой ​​бочке с водой внизу. Подумав, что это была возможность, он нырнул и обнаружил, что там полно воды. Всплеск разбудил Омэя, и после этого он начал думать, как избавиться от своего грозного брата. По-видимому, со всей невинностью он спросил Охе, чего он больше всего боится. Оке ответил, что его ничто не может напугать, кроме грохота грома. Получив сигнал, Омей взял тыкву, выдолбил ее и положил в высушенную скорлупу несколько камешков. Он привязал его к талии Оке, пока тот спал. Затем он взял свой горн, сделанный из длинного стебля трубчатого растения, называемого «махи», и резко затрубил им в уши Охе. Услышав громкий звук горна, Охе вскочил на ноги и убежал. Поскольку галька при каждом прыжке издавала звук в раковине тыквы, Оке бежал и бежал, пока не оказался глубоко в темных джунглях на западных холмах ( Эвеле). Тем временем Орах решил отправиться на юг ( Кашиилей), где было тепло, в низменную долину. Таким образом, три брата пошли своим путем.

В другой версии говорится, что конфликт по поводу того, кто унаследует родину (называемую «пупом» земли, что означает «золотая середина»), разрешался путем состязания - гонки - по указанию матери. Для этого она установила целью три каменных монолита, по одному для каждого из них, и решила, что тот, кто достигнет или коснется его первым, будет наследником родины. В первом поединке Охэ обогнал двух других и первым достиг цели. Однако их мать возражала против этого и обвинила Охе в более раннем и, следовательно, ложном начале, поскольку она хотела, чтобы ее любимый и младший сын Омей унаследовал родину. Затем она проинструктировала Омэя создать лук и как он должен достичь цели стрелой. В состязании Омей с помощью лука достиг цели стрелой и, таким образом, заявил о своем праве наследника родины, на что согласилась мать.

Вариант второй версии гласит, что состязание произошло после смерти матери. Мишенью был пучок листьев, скрученный на ветке, что на языке Мао называлось продзи. Ора, будучи добрым существом, был более сострадателен к младшему брату Омэю, которому пришлось столкнуться с издевательствами со стороны Охе, свирепого брата, поскольку он не мог сравниться с физической силой последнего. Итак, в отличие от версии, в которой мать инструктирует младшего сына использовать стрелу, именно второй брат Ора проинструктировал своего младшего брата Омэя использовать стрелу, чтобы поразить цель. Омей сделал, как ему было сказано, и потребовал своего права на центральную землю или родину. Три менгира в Чажилофи (близ села Махел), представляющие Тигра, Духа и Человека, были воздвигнуты в память о трех братьях, которые когда-то жили вместе.

Менгир в Махеле в ознаменование разлуки трех братьев - Алафы, Тутово и Хефиво, которые, как полагают, были сыновьями первого человека в легенде Мао.

У Омей, занимающего «пуп» вселенной, было три сына: Алафа, старший сын; Тутово, средний; и Хефио, младший сын. О первых двух братьях мало что сказано, поскольку они считаются предками людей, не являющихся нага. Согласно легенде, наги произошли от Хефио, младшего из трех братьев. По мере того как их потомки росли, их пути разошлись, оставив Хефио и его потомков оккупировать родину. В фольклоре говорится, что они воздвигли мемориал (монолит) в память о своем расставании. Со временем потомки Хефио, то есть наги, также должны были рассредоточиться и разойтись в разные стороны.

На этом этапе легендарные персонажи, ориентиры и события, которые они, как говорят, означают, становятся более понятными как источник истории нагов. Несмотря на то, что они неизбежно предполагаются на основе устных традиций, попытка понять их историю должна опираться на фольклор, сортируя более и менее надежные аспекты информации, содержащейся в них, посредством подкрепляющих друг друга материальных свидетельств. (См. Выше «Мао в традициях нагов»)

В истории о мифическом происхождении человечества нет объяснения того, как появилась первая женщина. На вопрос о том же старейшинам села трудно найти ответ. Обычно ее существование считается само собой разумеющимся. По словам доктора Ксавьера П. Мао, «как возникло первое человеческое существо, то есть женщина, не объясняется, но ее существование считается само собой разумеющимся. Это потому, что Земля уже существует, а женщина представляет репродуктивную силу. Первую женщину звали Дзиилиймосииро, что примерно означает «чистейшая вода» или «кристально чистая вода». Более того, концепция «Кашиилей», означающая теплую низменную долину или пустошь, указывает на то, что в своем воображении наги не считали ее подходящим местом для проживания людей, возможно, из-за коварных войн между деревнями и распространенных болезней. связано с теплым климатом.

Если бы кто-то обошел деревни на земле Мао, то обнаружил бы, что у людей есть увлекательная культура строительства памятников в виде менгиров, монолитов, мегалитов, плоских платформ, построенных из валунов и т. Д. Каждый из этих памятников связаны с событием, ритуалом или застольем. Разделение путей - между тремя сыновьями от первой матери, среди братьев от первого человека Омэя или среди братьев Нага - также было отмечено памятниками. Это можно считать мирным и спонтанным, поскольку легенды рассказывают об их собрании вместе, где эти памятники стоят сегодня, и прощании друг с другом. Более того, на каждом из этапов легенды о происхождении человечества именно младший сын унаследовал родину, как это было решено первой матерью для ее трех сыновей. Таким образом, предельное родство было практикой, особенно в отношении наследования родительского дома среди Мао.

Примечания и ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 06:50:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте