Археологические раскопки Дельфы - невероятный источник информации по греческой эпиграфии. Самая многочисленная отдельная категория надписей - это надписи, связанные с освобождением,, число которых составляет примерно 1300.
Отпуск назывался в древности актом освобождения раба. Рабы принадлежали своим хозяевам до тех пор, пока они не служили достаточно долго или пока не собрали необходимую сумму денег для своего освобождения. Когда наступал этот момент, акт освобождения должен был быть гарантирован богом, чаще всего Аполлоном. Таким образом, раб был продан божеству фиктивно, так что действие продажи никогда не могло быть нарушено. Акт был зафиксирован на надписях с довольно шаблонным выражением. Большинство вольных надписей Delphi собраны в двух основных местах: на опорную стенке parodoi театра и на многоугольную стене, особенно та часть, которая служила задней стенкой к портик афинян. Большинство надписей датируются 200 г. до н. Э. и 100 г. н.э.
Несмотря на их стилизованные выражения, эти надписи дают представление о социальной и демографической истории Греции. Более 60% надписей в Дельфах касаются рабынь. Сравнение цен доказывает, что большинство рабынь отпускались по цене примерно на 20% ниже, чем мужчин. Однако кажется, что освобождение во многих случаях не было полным: в соответствии с парамоническим положением рабы должны оставаться со своими бывшими хозяевами в течение определенного периода времени или до тех пор, пока последний не скончался. Интересно, что это была за свобода, но кажется, что в некоторых случаях это считалось лучше, чем ничего, поскольку хозяин не имел на них полных прав на жизнь и смерть; кроме того, были случаи, когда рабы становились почти членами семьи, поэтому они не хотели отделяться от своего социального окружения, но предпочли бы иметь выбор. В актах освобождения обычно присутствовали свидетели, имена которых также упоминаются в надписи. Другие упомянутые люди являются жрецами храма Аполлона, и, таким образом, освободительные надписи представляют собой отличный источник для отслеживания списков наследования жрецов Дельф.
Типичной надписью об освобождении является надпись рабыни Меды:
1 ἄρχο [ντος Ἀμφι] στ [ράτου]. μηνὸς [- - -]. κου, πὶ τοῖσ [δε ἀπέδ] ο [τ] ο ι-. μὼ Εὐδίκου, συνεπαινέοντος. 5 τοῦ υἱοῦ αὐτᾶς υαεαεον- οιον- οι-οο,. τιμᾶς ἀργυρίου δύο μνᾶν, καθὼς ἐπί-. στευσε Μήδα τῶι θεῶι τὰν ὠνάν, ἐφ»ὧι-. τε ἐλευθέρα εἶμεν καὶ ἀνέφαπτος. 10 ἀπὸ πάντων τὸμ πάντα χρόνον, ποιοῦ-. σα ὅ κα θέληι. βεβαιωτὴρ κατὰ τοὺς. νόμους τᾶς πόλιος · Δρομοκλείδας. τρε-. φέτω δὲ Μήδα Σωσίβιον τὸν ἴδιον πατέ-. [ρ] α καὶ τὰμ ματέρα Σωσὼ καὶ εὐσχημο-. 15 νιζέτω, ἐπεί κα ἐν ἁλικίαν ἔλθη, εἰ χρείαν ἔ-. χοισαν Σωσίβιος ἢ Σωσὼ τροφᾶς ἢ εὐσχημονι-. σμοῦ, εἴτε δουλεύοντες εἶεν εἴτε ἐλεύθεροι. γεγονότες · εἰ δὲ μὴ τρέφοι ἢ μὴ εὐσχημονίζοι Μήδα. Σωσίβιον ἢ Σωσὼ χρείαν ἔχοντας, ἐξουσία ἔστω. 20 Σωσιβίωι καὶ Σωσοῖ κολάζειν Μήδαν ὧ [ι ] θέλοιν. τρόπωι, καὶ ἄ [λλ] ωι ὑπὲρ Σωσίβιον ἢ Σωσὼ ὅγ κα κε-. λεύη Σωσίβιος ἢ Σωσώ. εἰ δέ τις ἐφάπτοιτο Μήδας. ἐπὶ καταδουλισμῶι, βέβαιον παρεχόντω τῶι. θεῶι τὰν ὠνὰν ἅ τε ἀποδομένα Τιμὼ καὶ ὁ βεβαι-. 25 ωτὴρ Δρομοκλείδας · εἰ δὲ μὴ παρέχοισαν, πράκτιμοι. ἔστων Μήδαι καὶ Σωσιβίωι καὶ Σωσοῖ ἀργυρίου μνᾶν. {μ [ν] ᾶν} τεσσάρων κατὰ τὸν νόμον ἅ τε ἀποδομένα καὶ. ὁ βεβαιω [τ] ήρ. ὁμοίως δὲ καὶ ὁ παρατυχὼν κύριος ἔστω. Μήδαν σ [υλ] έων ὡς ἐλευθέραν ἀνυπόδικος ἐὼν καὶ ἀ-. 30 ζάμιος πάσας δίκας καὶ ζαμίας, καθώς κα συλάση ἐπ»ἐ-. λευθερίαι. μάρτυρες · οἱ ἱερεῖς τοῦ Ἀπόλλωνος Ἀμύντας. καὶ τῶν ἀρχόντων Ἄσανδρος, ἰδιῶται Μένης, Εὐκλῆς Ἐτυ-. μώνδα, Μεσατεύς, Ἄρχων Καλλία, Ἄθαμβος Ἀγάθω-. νος, Τυρβαῖος.
Интересно отметить, что раб упоминается во всех надписях въезда как «σῶμα» (тело). Меда выглядит молодой девушкой, которую освободили по цене в две серебряные мины, то есть на самом низком уровне. Ее обязанность - заботиться о своих родителях, пока она не станет взрослой; Возможное объяснение состоит в том, что родители заплатили за ее освобождение. Оба родителя тоже кажутся рабами.
Тщательное изучение имен и места происхождения тех, кто освободил своих рабов, доказывает, что «тенденция» к освобождению рабов в Дельфах возникла с приходом этолийцев. Большинство мастеров были этолийского происхождения, по крайней мере, в первом веке. Однако эта тенденция вскоре распространилась, и следующие две самые большие категории - это, естественно, локры и фокейцы, которые жили поблизости.