Мануэлино ( португальское : Estilo manuelino, IPA: [ɨʃtilu mɐnweɫinu] ), иногда известный как португальская поздняя готика, является пышным, композитным португальским архитектурным происходящим стилем в 16 - м века, во времена португальского Возрождения и эпохе открытий. Архитектура мануэлино включает в себя морские элементы и изображения открытий, сделанных во время путешествий Васко да Гамы и Педро Альвареса Кабрала. Этот новаторский стиль синтезирует аспекты Late Gothic Flamboyant. архитектура с оригинальными мотивами и влияниями платереско, мудехарской, итальянской и фламандской архитектуры. Он знаменует переход от поздней готики к эпохе Возрождения. Строительство церквей и монастырей в Мануэлине в значительной степени финансировалось за счет прибыльной торговли пряностями с Африкой и Индией.
Стиль получил свое название, много лет спустя, Франциско Адольфо Де Варнхаген, виконт Порто Сегуро, в его 1842 книге Noticia Historica е descriptiva сделать Мостеиро де Белем, ком гм Glossario де Varios TERMOS respectivos principalmente Architectura Gothica, в его описании из монастыря Жеронимуш. Варнхаген назвал стиль в честь короля Мануэля I, правление которого (1495–1521) совпало с его развитием. На стиль во многом повлияли поразительные успехи путешествий португальских мореплавателей, от прибрежных районов Африки до открытия Бразилии и океанских маршрутов на Дальний Восток, в значительной степени опираясь на стиль и украшения восточно-индийских храмов.
Хотя период этого стиля длился недолго (с 1490 по 1520 год), он сыграл важную роль в развитии португальского искусства. Влияние стиля король пережил. Отмечая новую морскую мощь, она проявилась в архитектуре (церкви, монастыри, дворцы, замки) и распространилась на другие виды искусства, такие как скульптура, живопись, произведения искусства из драгоценных металлов, фаянс и мебель.
Для этого декоративного стиля характерен виртуозно сложный орнамент порталов, окон, колонн и аркад. В конце периода он имел тенденцию становиться чрезмерно буйным, как в Томаре.
В этой замысловатой каменной кладке регулярно появляются несколько элементов:
Узоры в Королевской обители в Баталья монастырьКогда король Мануэль I умер в 1521 году, он профинансировал 62 строительных проекта. Тем не менее, большая часть оригинальной архитектуры мануэлинов в Португалии была потеряна или повреждена без возможности восстановления в результате землетрясения в Лиссабоне 1755 года и последующего цунами. В Лиссабоне, то Рибейра дворец, резиденция короля Мануэля I, и больница Real Всех Святых были уничтожены, вместе с несколькими церквями. Однако в городе все еще сохранились выдающиеся образцы стиля в монастыре Жеронимуш (в основном, спроектированном Диогу Бойтаком и Жоао де Кастильо ) и в небольшой крепости Башня Белен (спроектированной Франсиско де Арруда ). Оба расположены недалеко друг от друга в районе Белен. Портал церкви Носа-Сеньора-да-Консейсау-Велья в центре Лиссабона также пережил разрушение.
Мануэлино внешний вид монастыря Жеронимуш в Лиссабоне.За пределами Лиссабона церковь и капитул монастыря Христа в Томаре (спроектированный Диого де Арруда ) является главным памятником мануэлино. В частности, большое окно капитула с его фантастическими скульптурными органическими формами и витыми веревками является одним из самых выдающихся достижений стиля мануэлино.
Другие крупные памятники мануэлино включают аркадные экраны Королевского монастыря (спроектированные Диого Бойтаком ) и Незаконченные часовни (спроектированные Матеусом Фернандесом ) в монастыре Баталья и Королевский дворец Синтры.
Другие замечательные здания мануэлино включают церковь монастыря Иисуса Сетубала (одна из самых ранних церквей мануэлинов, также спроектированная Диогу Бойтаком), монастырь Санта-Крус в Коимбре, главные церкви в Голегане, Вила-ду-Конде, Моура, Каминья, Оливенса и части соборов Браги (главная часовня), Визеу (ребристый свод нефа) и Гуарда (главный портал, колонны, своды). Гражданские здания в стиле мануэлино существуют в Эворе (где находится Королевский дворец Эворы 1525 года, Педро де Трилло, Диого де Арруда и Франсиско де Арруда) и замке Эворамонте 1531 года), Виана-ду-Каштелу, Гимарайнш и некоторых других городах.
Стиль распространился на декоративное искусство и распространился по всей Португальской империи, на острова Азорские острова, Мадейра, анклавы в Северной Африке, Бразилии, Гоа в португальской Индии и даже в Макао в Китае. Его влияние очевидно на юге Испании, на Канарских островах, в Северной Африке и в бывших испанских колониях Перу и Мексике.
Архитекторы
| Художники |