Мануэль Гамио (1883–1960) был мексиканским антропологом, археологом, социологом и лидером движения коренного населения. Хотя он отвергал полный суверенитет коренных общин в Мексике, он утверждал, что их самоуправляющиеся организации, такие как племенные правительства, муниципальные организации и избранные лидеры общин, должны признаваться и уважаться. Его часто считают отцом современных антропологических исследований в Мексике. Он разработал хорошо известную систему классификации охотников-собирателей Центральной Америки.
Гамио родился в Мехико, где изучал инженерное дело в Горной школе. Он изучал археологию, этнологию и антропологию у Николаса Леона и Хесуса Галиндо-и-Вилла в Международной школе американской археологии и этнологии (созданной 11 января 1911 года в Национальном музее антропологии в Мехико). В 19 лет он оставил учебу, чтобы работать на семейной каучуковой плантации, к которой присоединились штаты Оахака, Веракрус и Пуэбла. Там он выучил науатль у рабочих плантации и проявил большой интерес к культуре коренных народов Мексики.
Он вернулся, чтобы учиться в Национальном музее у Зелии Наттолл, которая в 1909 году отправила его учиться у Франца Боаса в Колумбийском университете. Там он получил степень доктора философии. От Боаса он перенял культурный подход, характерный для антропологии Соединенных Штатов двадцатого века. Боас считал Гамио одним из лучших своих учеников.
Он вернулся в Мексику в 1910 году, а в следующем году он был среди основателей Escuela Internacional de Arqueología y Etnología Americana (Международная школа археологии и этнологии Америки) в Мехико на средства, полученные от Германии и Соединенных Штатов. Среди других лиц, связанных со школой, были Эдуард Селер, Альфред М. Тоззер и Боас. Это было во время мексиканской революции, и поэтому было трудно создавать новые научные учреждения. Гамио был директором школы с 1916 по 1920 год, когда она закрылась из-за отсутствия средств.
В 1911 году он установил керамическую последовательность для долины Мексики на основе более ранних стратиграфических раскопок в Аскапоцалько, Федеральный округ. С 1913 по 1916 год он был генеральным инспектором археологических памятников Министерства народного образования Мексики. Он выполнял полевые работы в различных местах долины Мексики, включая Копилько, Куикуилько и Темпло Майор (все в Федеральном округе); Чалчихуитес, Сакатекас ; Юкатан ; Эквадор и Мирафлорес, Гватемала.
Он был первым научным исследователем, исследовавшим Теотиуакан. Результатом этих исследований стала книга La población del valle de Teotihuacan (Население долины Теотиуакана), опубликованная в 1922 году. Эта работа, являющаяся переработкой его дипломной работы в Колумбии, до сих пор является важным источником этнографической информации о северной части страны. штат Мехико. Он также продюсировал несколько документальных фильмов. Он оценил максимальную численность населения Теотиуакана в 300 000 человек. Он раскритиковал мексиканскую перепись за классификацию испаноязычных индейцев как белых, а тех, кто женат по традиционным обрядам, как одиноких.
Ранее, в 1916 году, он опубликовал важную книгу Forjando patria: pro nacionalismo (Мехико: Libreria de Porrúa Hermanos) (Создание отечества), трактат о культурной ассимиляции коренных мексиканцев в расово смешанном обществе страны. Другие работы на испанском языке включают « Hacia un México nuevo» (1935) и « Обсуждение проблемы» (1948).
В 1920-х годах он исследовал высокогорье Гватемалы, недалеко от городов Киче, Уэуэтенанго и Кецальтенанго, уделяя особое внимание стилям гончарного искусства. Из-за сходства глиняной посуды из Гватемалы и центральной Мексики, Гамио считал, что последняя область является первоначальным источником цивилизации майя. Он предположил, что некоторые из первых уроженцев центральной Мексики покинули этот район в поисках места, свободного от землетрясений и вулканов.
Публикации Гамио, посвященные коренным народам Мексики, сыграли важную роль в «восстановлении Анауака как славной основы мексиканской истории и культуры». Гамио был одним из многих, включая президента Ласаро Карденаса в 1930-х годах, который работал над интеграцией коренного населения в национальную жизнь.
В 1925 году он эмигрировал в Соединенные Штаты после того, как осудил коррупцию в мексиканском министерстве образования. Он сконцентрировался на вопросах миграции и труда с участием мексиканцев в Соединенных Штатах, для Исследовательского совета социальных наук в Вашингтоне, округ Колумбия, Гамио опубликовал две книги по этому исследованию - « Иммиграция из Мексики в США» (1930) и «Мексиканский иммигрант: его жизнь». Рассказ (1931 г.) - на этот раз на английском языке. Эти книги только недавно были переведены на испанский язык для современных мексиканских антропологов и социологов.
Он вернулся в Мексику в 1930 году, где занимал различные государственные должности, проводил социологические и прикладные антропологические исследования и руководил Межамериканским индейским институтом с момента его основания в 1942 году до своей смерти в 1960 году.