Манче Чёль

редактировать

Карта, показывающая территорию, населенную манче-чёль в 17 веке.

Манш Ch'ol были бывший Ch'ol -speaking майя людей, населяющих крайний юг, что в настоящее время Петен Департамент современной Гватемалы, область вокруг озера Izabal (также известный как Golfo Dulce), и южный Белиз. Манче Чёол получил название Манче от названия своего основного поселения. Они были последней группой восточно -говорящих на чоланах, которая осталась независимой и этнически отличной. Вполне вероятно, что они произошли от жителей городов майя классического периода (около 250–900 гг. Н.э.) в юго-восточных районах майя, таких как Ним Ли Пунит, Копан и Киригуа.

Первый контакт Испании с Manche Chʼol был в 1525 году, когда экспедиция во главе с Эрнаном Кортесом пересекла их территорию. С начала 17 века и далее доминиканские монахи пытались сконцентрировать Манш в миссионерских городах и обратить их в христианство. Эти попытки встревожили их воинственных соседей Ицы на северо-западе, которые атаковали миссионерские города и спровоцировали восстание среди маншей. Манче Чёол в городах миссии сильно пострадали от болезней, которые также побудили их бежать из городов.

В конце 17 века францисканские миссионеры утверждали, что дальнейшие попытки мирного умиротворения Чёла бесполезны, и выступали за вооруженное вмешательство против Манче Чёла и их соседей Лакандон Чёол. Манчи были насильно переселены в Гватемальское нагорье, где они не процветали. К 1770 году большая часть Manche Chʼol вымерла. Немногочисленные выжившие вскоре были поглощены окружающим населением майя Кэкчёи.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 язык
  • 2 Территория
  • 3 Общество
  • 4 Организация и торговля
  • 5 испанский контакт
  • 6 Вымирание
  • 7 Наследие
  • 8 Примечания
  • 9 ссылки
Язык

В испанских колониальных документах жители обширной территории называются чолами или чоланами; эта территория простиралась от Лагуна-де-Терминос через джунгли Лакандон через предгорья Сьерра-де-лос-Кучуматанес на восток до юга Белиза. Эту область населяли отдельные группы, говорящие на языке чол или чолан; манче-чёль были лишь одной из этих групп и говорили на ныне исчезнувшем чёлтийском языке. Chʼolti произошел от классического языка майя, который использовался в иероглифических текстах. Cholti был очень тесно связан с языками Chol, Cholan и Chorti. О языке Chʼolti свидетельствует единственный документ, написанный в конце 17 века на территории Manche Chol; он хранится в библиотеке Американского философского общества с XIX века. Этот документ представляет собой Arte y dictionaryio de la lengua Cholti, 1695 года, испанского монаха Франсиско Морана с каталожным номером Mss.497.4.M79. Он был составлен в деревне Манче Сан-Лукас-Цалак. Термин manche происходит от элементов men, означающих «ремесленник», и che, что означает «племя» или «дерево»; так называлось большое поселение Манче Чёол.

Территория
Основные населенные пункты, соседи и торговые партнеры Manche Chol

Манче Чёол населяли южную часть бассейна Петен, юг Белиза и территорию вокруг озера Изабаль. Их территория состояла из тропических лесов на низменной известняковой равнине, пересеченной быстрыми реками. Здесь также были небольшие участки саванны и обширные болота. Манче Чёол занимал пограничный регион между юрисдикциями испанских колониальных властей в Юкатане и Гватемале. Манче Чёол часто контактировал с жителями Кахабона на юго-западе, что продолжалось и после того, как Кахабон был включен в состав Испанской империи. Манче Чёол граничили на севере с майя мопан, а на западе с майя акала, которые, вероятно, были еще одной группой, говорящей на чхол. Дальше на запад находился Лакандон-Чёол, занимавший земли вокруг притоков верхнего течения реки Усумасинта. К северо-западу от Манче-Чёла находились Ица, с центром в их столице острова Нойпетен, на озере Петен-Ица. На востоке Манче Чёол граничил с Карибским морем, и в 17 веке доминиканский монах Джозеф Дельгадо упомянул, что у Манче Чёла были поселения, разбросанные вдоль Карибского побережья почти на север, до Бакалара, теперь в пределах границ штата Кинтана-Роо на юго-востоке. Мексика. Поселения на побережье Карибского моря в начале 17 века включали Яшал, Палиак, Кампин и Цоит. Были и другие города в бассейне реки Канкуэн, в том числе Манче (переименованный испанцами в Сан-Мигель-Манче), Чокахау, Якша (колониальный Сан-Пабло-Якша) и Йол (колониальный Санто-Доминго-Йол). Ближайшим городом Манче к колониальному Верапасу был Цалак (называемый испанцами Сан-Лукас Салак), в 30 километрах (19 миль) от Кахабона. Это было большое поселение манче на реке Сарстун, недалеко от порогов Грасиас-а-Диос.

Общество

Мужчины либо ходили голыми, либо носили одежду, закрывающую нижнюю часть тела; женщины носили прекрасные юбки, сотканные из хлопка, а некоторые покрывали голову и грудь тонкой белой тканью. Манче-чёол, судя по их отличительной одежде, в частности, их головным уборам в виде тюрбанов, вероятно, произошли от жителей региона классического периода; похожие головные уборы были проиллюстрированы в классическом искусстве майя из Ним Ли Пунита, и такие головные уборы были ограничены юго-восточными низменностями майя и использовались в таких городах, как Копан, Киригуа и их сателлитах. Мужчины Manche Chʼol отращивали длинные волосы; они были вынуждены прервать его после евангелизации, и это вызвало много недовольства.

Манче Чёол практиковал полигамию ; обращенные мужчины манче были вынуждены отказаться от всех своих жен, кроме одной. Утверждается, что это вызвало такое беспокойство у некоторых мужчин манче, переселенных в Гватемальское нагорье, что они, как сообщалось, умерли.

Манче Чёол питались кукурузой ; кукурузу в основном употребляли в жидком виде, например в посоле, и, вероятно, употребляли в пищу как тамале. В диету Манше также входили бобы, перец чили, сладкий картофель и индейка. Подорожник и сахарный тростник были завезены в Манш после контактов с европейцами.

Манче Чёол использовал вариант календаря майя, используя 365-дневный год, разделенный на восемнадцать 20-дневных «месяцев» и заканчивающийся 5-дневным неудачным периодом. Они поклонялись нескольким природным божествам майя, особенно богам гор и опасных горных перевалов, богам рек, водоворотов и перекрестков. Одним из названных богов был Эскурручан или Кскарручан, горный бог, который, как говорили, обитал на вершине горы недалеко от водопада Грасиас-а-Диос на реке Сарстун. На вершине горы находилась ухоженная площадь с постоянно горящим огнем, чтобы путешественники могли делать подношения копаловых благовоний. Другого горного бога звали Ватанчу, что переводится как «прямой бог», который населял вершину на дороге из Чулула в Манче. Бог смерти и подземного мира Манче Чёол назывался Чизин. В 1635 году губернатор Верапаса Мартин Товилла сообщил, что главных богов Манче звали Канам, Ман и Чуэмексчель. Он сообщил, что жрецы Манче облачаются в прекрасно расписанные облачения, сделанные из коры дерева. Священников во время ритуалов обслуживали молодые женщины в перьях, гирляндах и ожерельях. Манче приносили жертвы своим божествам, в том числе копаловый ладан, индеек и человеческую кровь, как в результате личного кровопускания, так и в результате человеческих жертвоприношений.

Организация и торговля

Манче Чёол не хватало сложной политической организации и не располагало крупными городами на своей территории. Самым крупным их поселением был Манш, насчитывавший около сотни многоквартирных домов. Манче также было названием основной линии происхождения в Манче, и эта линия была источником населения других городов Манче-Чёла. Нито был еще одним крупным поселением и важным портом для морской торговли, который поддерживал прочные связи с такими далекими местами, как провинция Акалан на территории нынешней южной части Кампече в Мексике. В остальном манче-чёол жили в основном в небольших поселениях, которыми управлял один или несколько вождей; они были менее сложными в политическом отношении, чем их соседи Лакандон и Ица, и не управлялись главным королем или вождем. Они выращивали относительно немного кукурузы, сосредоточив свое сельскохозяйственное производство на таких престижных культурах, как какао, аннато и ваниль. Все основные поселения, как на побережье, так и на суше, были известны своими огромными плантациями какао и аннато.

Манче-чёль были интегрированы в региональную торговую сеть, в которую входили их соседи Ица и Лакандон-Чёль, и предусматривали обмен продуктов манче, таких как какао, аннато и ваниль, на соль, единственный источник майя, который контролировался Ицей после испанской завоевание провинции Акалан. Эта торговая монополия поддерживалась силой Ица, который энергично следил за тем, чтобы Манче Чёол оставался им подчиненным. После того, как в 16 веке города Манче на побережье Белиза попали под контроль Испании, они продолжали поддерживать тесные связи с независимыми поселениями Манче внутри страны. Торговля продолжалась, смешанные браки были обычным явлением. Города в бассейне реки Канкуен торговались по суше и речным путям как с независимой Ицей (особенно с Нойпетеном), так и с колониальным Верапасом (в основном с Кобаном и Кахабоном).

Манче-Чёль использовал два основных торговых пути; первый пошел на север вдоль реки Мопан в Чакчилан, затем по суше в Нойпетен. Второй следовал за рекой Канкуен до Йола, и там соединился с рекой Пасион на севере, оставив реку, когда она повернула на запад, и продолжила путь по суше до Нойпетена. Ксочмо на реке Сакапулас был торговым портом, где Манче и Лакандон Чеолы встречались для торговли какао и аннато. В Xocmo была большая ярмарка, которая продолжалась вплоть до 1676 года, куда приезжали торговцы из различных колониальных и независимых поселений; в их число входили Нойпетен и города Кобан, Сан-Агустин-Ланкин и Сакапулас в колониальном Верапасе. Чолы продавали какао и аннато в энкомьендских городах Верапас в обмен на металлические инструменты (особенно топоры и мачете) и соль. Другие товары, которые продавали в манче коччи из колониального Верапаса, включали хлопчатобумажные ткани и перья кетцаля. Qʼeqchiʼ использовали эту торговлю для поставки продуктов, которые требовались их испанскими властителями в соответствии с системой repartimiento. Манчи производили ряд товаров для торговли, изготовленных из ресурсов южных гор майя в Белизе; они включали распылители, луки и стрелы, мелко ваяются зеленокаменные оси, гамаки, Manos и metates, керамика и тростник, все из которых были проданы через южные майя~d регион.

Испанский контакт

Конкистадор Эрнан Кортес проходил через территорию Манче-Чёла в 1525 году и описал ее как малонаселенную. В 16 веке прибрежные города Кампен и Цоит были переданы в энкомьенде Эрнандо Санчесу де Агилару; они подпадали под юрисдикцию колониального Бакалара на побережье Юкатана около Четумаля. Хотя некоторые Манче Чёлы посетили доминиканских монахов в Кобане, Верапас, в 1564 году, с центральным Манче испанцы снова не связались до 1603 года, когда доминиканские миссионеры впервые попытались проповедовать им евангелизацию и начали собирать рассеянных жителей в города. Во второй половине 16 века все еще независимый Манче-Чёол стал убежищем для христианизированных майя, живших под испанским господством в Верапасе, которые хотели бежать и жить как отступники среди них и их соседей Лакандон-Чёл. В 1596 году доминиканский монах Хуан Эсгерра сообщил, что видел одиннадцать торговцев манче в Кахабоне; он утверждал, что Manche Chʼol были частыми гостями в городе. В 1600 году снова поступили сообщения о регулярном присутствии торговцев манче-чёоль в Кахабоне, и, как говорили, они в больших количествах прибывали на городские праздники в честь его святого покровителя. В 1605 году монах Эсгерра жаловался на большое количество христианизированных ксекчих майя из Кахабона, которые бежали из города, чтобы жить в качестве отступников среди манче-чёль.

К 1606 году миссионеры сконцентрировали множество манче-чёлов в девяти новых миссионерских городах и начали проникать на территорию соседней Мопан-Майя, которая находилась на границе отчаянно независимой Ицы в центре Петена. К 1628 году доминиканцы заселяли 6000 майя в той части территории Манче-Чёла, к которой они получили доступ. В эту цифру входили беженцы-отступники из контролируемого испанцами Кахабона. Оценки общей численности населения Манче-Чёла в середине 17-го века варьируются от 10 000 до 30 000, при этом известный майянист 20-го века Дж. Эрик С. Томпсон предпочитает более низкую цифру, а не высокие оценки хронистов 17-го века. Проникновение доминиканцев на территорию Мопана встревожило Ицу, которые начали беспокоить Манче Чёол, изгоняя их из миссионерских городов.

Несмотря на успехи доминиканцев среди манче в начале 17 века, они потерпели серьезную неудачу в начале 1630-х годов, когда Ица и Мопан напали на миссионерские города Манче-Чёол, изгнав доминиканцев на десятилетия. Доминиканцы вернулись в 1670-х годах и смогли восстановить несколько миссий в регионе. В конце 17 века испанские монахи жаловались на измену Манче; что они быстро приняли христианство и столь же быстро отказались от него. Брат Франсиско Гальегос жаловался, что попытка сосредоточить манш в миссионерских городах «все равно что держать птиц в лесу без клетки». Из-за исторических связей между Манче Чол и жителями испанского Кахабона, испанские колониальные власти использовали жителей Кахабона майя в качестве проводников, переводчиков и проповедников в своих попытках ввести манче в состав империи. К 1670-м годам Манче-Чёол оказались в затруднительном положении: с одной стороны, они были вынуждены подчиняться торговым требованиям Ицы под угрозой вооруженных репрессий, а с другой стороны, были вынуждены вести грабительскую торговлю с испанскими городами энкомьенды. В конце 1670-х годов Себастьян де Оливера, мэр (губернатор) Алькальда Верапаса, наложил обязательные торговые цены на Манче Чёол, вынудив один город купить 70 мачете в 2,5 раза дороже, чем обычная цена, уплаченная в какао. Отказ торговать был встречен насилием, и, если манш не мог позволить себе требуемую цену, представители Оливеры конфисковали товары, одежду, птицу и ранее продававшиеся металлические инструменты. В 1684 году трое францисканских монахов были убиты во время попытки евангелизации жителей Палиака. Трое миссионеров сопровождали испанскую экспедицию по сбору ценного какао; экспедиция, вероятно, была связана со значительным испанским насилием. Вполне вероятно, что монахи были принесены в жертву, вырезав себе сердца.

Вымирание

В 1678 году население Манче-Чёла было опустошено болезнью; в районе города Сан-Лукас-Цалац он убил каждого ребенка в возрасте до шести лет и почти всех детей в возрасте до десяти лет. Общее количество смертей, в том числе взрослых, превысило 400 человек, и эпидемия вынудила всех Манче Чол в пострадавшем регионе покинуть городки миссии и бежать в лес. Испанцы предприняли ряд дальнейших попыток умиротворить Манче Чёль, но в конечном итоге они не увенчались успехом, и Манче Чёол восстали в 1689 году. В том же году многие Манче Чёль были насильственно переселены в долину Урран в высокогорье, в результате чего был оставлен многие сады Манче; в конечном итоге это привело к краху региональной торговой сети, которая к тому времени была полностью связана с колониальной Гватемалой и поставляла ей неизвестное количество какао.

В 1694 году два францисканских монаха отправились из Гватемалы, чтобы посмотреть, смогут ли они добиться успеха там, где потерпели поражение доминиканцы. Антонио Маргил и Мельчор Лопес покинули Кобан в августе 1693 года, чтобы найти враждебного Лакандона Чолса в глубине тропического леса. Антионио Маргил уже провел два года в Манче Чёль. Хотя они нашли Лакандон, миссия провалилась, и монахи были вынуждены бежать. Разочарованные их неспособность, в апреле 1694 года братья написали письмо президенту Audiencia Real Гватемалы, Хасинто де Барриос Лил, с указанием их убежденность в том, что любые дальнейшие мирные попытки преобразования народов Ch'ol было бессмысленно, и что пришло время для военных действий.

Покорения испанский провели несколько операций, чтобы переместить Манш в Альта - Верапасе, с их перемещение завершается в 1697 году, за короткое время после того, как испанцы, наконец, победил их Ица Майя соседей на северо - запад. Большинство выживших Манш Ch'ol были насильственно переселены в Гватемальским нагорье, в деревнях Эль - Чхоль и Белен, в долине Urran около Рабиналь. Переселенный Манче Чёол пострадал от резкой смены климата с тропических равнинных дождевых лесов на холодные высокогорья. Испанские владыки часто не снабжали их подходящей одеждой, и многие из них погибли. Депопуляция земель Манче и Лакандон Чёол и последовавший за этим крах давних торговых путей привели к постепенному обнищанию колониального Верапаса.

В 1699 году испанская экспедиция под командованием сержанта Мартина де Монтойи была отправлена ​​из испанского гарнизона в Нуэстра-Сеньора-де-лос-Ремедиос-и-Сан-Пабло, Лагуна-дель-Ица (ранее Нойпетен), чтобы исследовать деятельность индейцев на бывших территориях Чхол и Мопан. Он нашел доказательства того, что на всех пересекаемых им землях все еще жили майя, о чем свидетельствуют тщательно ухоженные сады какао и ванили. В то время, как сообщается, было 400 перемещенных майя из того же района, живущего в Белене.

К 1710 году население Манче-Чёола в Белене сократилось до четырех человек; все остальные умерли в результате болезней, голода и меланхолии. К 1770 году манче-чёлы практически вымерли; их первоначальная территория была заброшена и превратилась в дикую природу, а немногие выжившие перебрались в высокогорье, насчитывавшее не более 300 человек во всей долине Урран, где было почти столько же испанцев и ладино. Многие манче-чёлы в Верапасе были поглощены растущим населением кекчихо- майя, которое постепенно оккупировало освобожденные земли манче. Вполне возможно, что несколько манче-чёол уцелели в лесных массивах района Толедо в Белизе, которые позже были поглощены приходящим Кекчи в конце 19 века. В самом начале XIX века горстка майя все еще говорила на языке чёол в Кобане.

Наследие

Узкоспециализированные методы производства манш для аннато, какао и ванили были приняты новым Qʼeqchiʼ и до сих пор применяются в небольших масштабах. Среди современных Qʼeqchiʼ до сих пор существует традиция, что эти сады принадлежат их предкам, духам cholcuink, которым не хватает соли и которые обменивают ее какао.

Примечания
использованная литература
Последняя правка сделана 2024-01-01 05:14:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте