Мамбила люди

редактировать
Мамбила / Мамбилла
Всего населения
129 000 (1993)
Регионы со значительной численностью населения
Плато Мамбилла
Нигерия 99 000
Камерун 30 000
Языки
Мамбила, французский, английский
Религия
Традиционные африканские религии, ислам, христианство

Народ мамбилла или мамбила в Нигерии живет на плато Мамбилларайоне местного самоуправления «Сардауна» штата Тараба в Нигерии ). Небольшая часть мигрантов Мамбилла покинула плато Мамбилла и направилась к равнине Ндом (также известной как равнина Тикар) на камерунской стороне международной границы, а также в нескольких небольших деревнях, таких как Новая Намба, дальше на север в сторону городов. Гашака и Баньо. Предпочтительный этноним пишется Mambila в Камеруне и Mambilla в Нигерии. Также используется "Norr" (слово для обозначения человека в нигерийских диалектах мамбиллы) (Bami-Yuno, ms).

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Идентификация
  • 2 Расположение
  • 3 Арт
    • 3.1 Рисунки
    • 3.2 Фестиваль Тавонг
  • 4 споры между фермерами-пастухами
  • 5 Климат
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Идентификация

Народ мамбилла / мамбила в Нигерии и Камеруне считает себя группой с общей идентичностью. Они являются обитателями региона Мамбилла и живут на своей родине более 4000 лет (Zeitlyn amp; Connell, 2003). В нигерийских диалектах они называют себя «норр» (народ), в то время как в Камеруне существует собирательное существительное «Ба», которое используется в немаркированном смысле для обозначения мамбиллы, а также для обозначения мамбиллы в Камеруне на ндоме. или северная равнина Тикар (см. ниже) в отличие от соседней Мамбиллы на высокогорье плато Мамбилла, которую можно назвать « Боба- бо». Население разных деревень мамбиллы говорит на разных диалектах мамбиллы или близкородственных мамбилоидных языках. У них также есть набор тесно связанных культурных практик, в частности сочетание маскарада и принесения клятвы, называемое «суу», «шуа», «суа» или «шуага». В диалекте соми (ндиба) это фонетически записывается как [ʃwaɣa]. См. Обсуждение в «Sua in Somie», цитируемом ниже. Местный исторический источник по истории Соми на французском языке - Zeitlyn Mial amp; Mbe 2000.

Язык мамбила - это совокупность диалектов и родственных языков. База данных SIL Ethnologue дает два кода MCU для камерунских диалектов и MZK для нигерийских диалектов. См. Обзорную работу Брюса Коннелла на цитируемом ниже веб-сайте VIMS и статью о мамбилоидных языках. Общий диалект мамбиллы или диалект тунгбо является наиболее широко понимаемым диалектом мамбилы в Нигерии. Это также литературный язык мамбиллы для подавляющего большинства жителей плато Мамбилла. Новый Завет мамбилы, известный как «Ли Фа», и несколько текстов по изучению языка мамбилла написаны на общем диалекте мамбиллы для Нигерии. Новый Завет на Джу Ба также доступен для говорящих на камерунских диалектах.

Место расположения

Большинство мамбиллов живут на плато Мамбилла с их современной столицей в Бомми (Гембу в местном правительстве "Сардауна"). 6.713833 ° N 11.25002 ° E в штате Тараба, Нигерия [Обратите внимание, что традиционное и историческое название этой области местного самоуправления было «Мамбилла», и что неправильное название «Сардауна» - это современное наложение со стороны внешних или некоренных народов, в частности совместно с прекратившим существование правительством Джеги в 1984 г.]. Это высокогорное плато, северное продолжение лугов Баменды. Плато изрезано многими реками (в частности, рекой Донга), оставляя за собой сложную географию крутых долин, разделенных высокогорьями (все на одинаковой высоте). Пик Ганг, расположенный в северо-восточном углу плато Мамбилла, в трехточечной пограничной зоне Мамбилла-Гашака-Камерун, является самой высокой формой рельефа Нигерии. Деревни расположены как на вершинах холмов, так и на дне долин и относительно изолированы друг от друга, особенно в сезон дождей, когда переходы через реки могут быть затруднены (и невозможны для моторизованного транспорта). Сельское хозяйство сосредоточено на дне долины, в то время как горные районы интенсивно выпасались с 1940-х годов, то есть с момента иммиграции пастбищных животных к концу британской администрации (это было частью Британского Камеруна до референдума 1959/61). Начиная с конца 1970-х годов наблюдается чрезмерный выпас, и эрозия создает значительные проблемы. 6 ° 42′50 ″ с.ш., 11 ° 15′00 ″ в.д. /  / 6.713833; 11,25002 ( Гембу, Нигерия)

Меньшее количество мамбиллы, мигрантов из Ньо или Мвор на юге плато Мамбилла и других деревень, можно найти на краю равнины Ндом (северный Тикар) в Камеруне у подножия откоса плато Мамбилла. Основными камерунскими деревнями являются Атта, Сонколонг и Соми. Это область, которая, начиная примерно с 1790 г. н.э., постепенно захватывалась у тумву, до-тикарской группы, населявшей равнину Ндом (Zeitlyn amp; Connell, 2003). На высоте около 700 м эти деревни Ндома живут в экологической зоне, отличной от экологической зоны плато: например, там находятся плантации масличных пальм и галерейный лес.

Изобразительное искусство

Mambila плато лежит к северу от луга. Жители разработали уникальные художественные стили скульптуры из глины, терракоты, сердцевины и дерева. В основном резьбой по дереву занимаются мужчины, но конкретного специалиста нет. Инструменты - это творение самого резчика, создающего инструменты по мере необходимости. Такие вещи, как стамески, изогнутые ножи, прямые ножи изготавливаются скульптором. Использование этих инструментов ручной работы оставляет место для ошибок и никогда не оставляет полностью гладкой поверхности. Скульптуры с лицами в форме сердца символизируют самые ранние художественные начинания, в то время как нынешние маски отображают стилизацию птиц, зверей и людей. Большинство фигур мамбилы на плато Мамбила были вывезены торговцами предметами искусства в 1960-х и 1970-х годах, поэтому осталось очень мало фигур и скульптур, которые нужно было задокументировать. Наиболее задокументированными фигурами мамбилской культуры являются фигуры Тадепа и Кике.

Фигура мужчины-хранителя Тадепа, Бруклинский музей

Цифры

Тадеп изображает мужские и женские пары, обычно вырезанные из дерева с низкой плотностью. Они также могут изображать единичные фигуры людей одного пола. Кике - это фигурки, вырезанные из сердцевины пальмы рафии. и являются более крупными фигурами типа статуи. Эти фигуры часто помещали внутри зернохранилищ, в то время как другие статуи также выставлялись снаружи. Эти объекты были сакралами ассоциаций, связанных с болезнью и исцелением. Тадеп и Кике входили в ассоциацию Сауга.

Есть несколько эксцентричностей, которые отличают их искусство от других культур. Фигурки мамбилы, сделанные из мягкой сердцевины, а также привязанность к святыням и священным ограждениям - это то, что разрешено видеть только представителям определенного пола. Пробивные фигурки должны были служить воплощением посещающих духов предков. Духи предков охраняли семейные сокровища, расположенные в святынях, воплощая эти фигурки. Еще одним отличием является ежегодное применение их цветовой схемы красного, белого и черного к функционирующим объектам. У мужской фигуры было небольшое отверстие в брюшной полости, служащее вместилищем для частиц пищи, в то время как у женской фигуры было заблокировано отверстие в брюшной полости.

Фестиваль Тавонг

Во время двухгодичного танца, который проводится в июне или июле и ноябре или декабре, молодым неженатым жителям деревень предоставляется свобода сексуальных экспериментов. Обычно после танцев и объединения неженатых они отмечают посев урожая праздником, который бывает только у мужчин. Мужчины путешествуют из деревни в деревню на праздники, которые включают танцы, спорт и заводят дружбу, способствующую межплеменным отношениям. В это время носят маски, и их могут увидеть только мужчины. « Суах Бвур » - это маска первого ранга, обычно похожая на шлем и надеваемая на голову, опираясь на плечи носящего. Он всегда сопровождается рядом масок второго ранга, таких как « Суах Дуа », которые опираются на голову. Почти все маски и художественные фигуры хранятся от женщин, поскольку им не разрешается их видеть или быть какой-либо их частью.

Фермер Grazier споры

В конце 2000 года и после этого, особенно 1 января 2002 года, когда наемники Удава Фулани из Нигера и Чада вторглись на плато Мамбилла, конфликты из-за земли привели к тому, что многие пастухи фулани были изгнаны с плато Мамбилла и стали беженцами в Камеруне. (Были подтвержденные газетные и официальные сообщения о вводе наемников фулани в Мамбиллу. Подобные проблемы произошли в середине 2017 года.

Климат

С конца ноября до начала марта здесь сухой сезон, пик дождей (обильных и регулярных) приходится на август. С декабря по февраль редко бывают ливни и отдельные сильные дожди. На плато Мамбилла высота достаточна для прохладных вечеров. Дневная температура едва превышает 25 ° C (77,0 ° F), что делает его самым холодным плато в Нигерии.

Рекомендации
  • Бами-Юно (2009 г.): «Лингвистический геноцид в регионе Мамбилла», документ, 3-я двухгодичная конвенция, Национальная ассоциация студентов мамбилы, Бомми, Нигерия, 28–29 декабря 2009 г.
  • Бами-Юно (2011): «Дебаты о родине банту»; Бумага, 4-я двухгодичная конвенция, Национальная ассоциация студентов мамбиллы, Бомми, Нигерия, 28–29 декабря 2011 г.
  • Бами-Юно (2012): «Регион Мамбилла в истории Африки»
  • Бами-Юно (2012): «Джумбони - История вождества мамбиллы»
  • Коннелл, Брюс, лингвистика, ссылки
  • Gausset, Q. (2005): «Агро-пасторальные конфликты на равнине Тикар (Камерун)», в Q. Gausset, M. Whyte и T. Birch-Thomsen (ред.), За пределами территории и дефицит: Изучение конфликтов из-за естественных управление ресурсами, 90-111. Упсала: Институт Северной Африки.
  • Персиваль, Д.А. (1938): "Административная реорганизация мамбиллы" (отчет разведки)

Зейтлин, Дэвид, Никодем Миал и Чарльз Мбе, 2000. Trois études sur les mambila de Somié, Камерун. Бостон, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета: Groupe de Recherches sur l'Afrique Francophone. Полный текст доступен с [1]

  • Ссылки Zeitlyn выше
  • Полная библиография находится на сайте condor.depaul.edu.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 04:53:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте