Малири - это народ, о котором сегодня вспоминают различные общины Кении и Уганды, который населял регионы на северо-востоке и северо-западе границ Уганды и Кении соответственно, а затем распространился на регионы на юге Эфиопии.
Считается, что малири поселились на территории нынешней страны Цзе и на значительной части страны Додот в Уганде. Их прибытие в эти районы оценивается от 600 до 800 лет назад (то есть с 1200 по 1400 гг. Нашей эры).
Малири вели пастырский образ жизни. Неясно, практиковали ли они какую-либо форму совершенствования.
Малири говорили на календжинском языке
Устные традиции указывают на то, что распространение говорящих на лву в ачоли привело к отколу группы, которая изначально была известна как Джи. Цзе прибыли из окрестностей Гулу, хотя часть группы пришла с холма, известного как Гот Тюркан. Цзе, которые, как говорят, говорили на языке луо, хотя ими управляли старейшины, а не вожди (что указывает на то, что их культура не была полностью лвуистской), продвинулись на восток и вошли в нынешнюю границу Карамоджи в Адиланге. Территория, на которую они вошли, была занята малири, которых вытеснили в окрестности гор Котен.
Цзе из Гот Тюркан, теперь называющие себя Тюркана, откололись от основного населения Цзе в Котидо и продвинулись на восток, оказывая сильнейшее давление на Малири в Котене, в результате чего эта группа разделилась на две части. Одна группа стала называться Мериллы, а другая - Покотозек.
Мериллы, которые еще в 1970 году все еще назывались каримоджонгами как Малири, двинулись дальше на восток от своей точки отдыха в Котене, поселившись где-то к востоку от откоса Туркана. Здесь они снова столкнулись с турканами, заставив их двигаться дальше на север и восток к нынешнему озеру Туркана, где они поселились в Локитаунге. Здесь туркана снова изводили их и вытесняли на их нынешнюю родину и то, что, возможно, было их изначальной колыбелью в долине Омо на юге Эфиопии.
Покотозек двинулся на юг, достигнув Накилоро, который находится на краю обрыва Туркана к северу от горы Морото, где они пробыли некоторое время, прежде чем двинуться дальше на юг, спустившись по восточной стороне гор Чеморонгит и Черангани, прежде чем, наконец, разветвляться. в сторону озера Баринго.
Это вторжение покотов потревожило Оропомов, которые поселились вокруг Баринго, вызвав распад этой группы, что привело к миграции в различных направлениях;
Туркуэлл, какой-то оропом двинулся к Туркуэлу, как ниже, так и выше ущелья Туркуэлл.
Уасин Гишу ; другие переехали на территорию Уасин Гишу масаи
Оропом ; некоторые переехали в горы Чеморонгит, которые все еще были частью территории Оропома, а также в область к западу от них и к югу от горы Морото
Покотозек обнаружил, что они больше не сталкивались с грозной племенной группировкой к северу и западу от Баринго, и сами расширились в этом направлении, изгнав других оропов с гор Черангани и далее на запад вплоть до склонов горы Элгон, тем самым ограничив южное движение Турканы..
На горе Элгон часть Покотозека сформировалась в народы, известные сегодня как Себеи. Прибыв на гору Элгон, Себей-Покотозек нашел людей Цепеш, которые были родом с горы Кадам в Карамодже, проживающих в месте, позже известном как Энтепес (сегодня Эндебесс). Эти Цепеши уже подвергались давлению со стороны Оропома, которые бежали от вторжений в Покотозек / Туркана в таком количестве, что некоторые Цепеши были вынуждены вернуться в Кадам.
Примечательно, что появляющийся Себей называл гору Элгон Оропом Сириква. Население Сириква на горе Элгон, о чем свидетельствуют дыры Сирква, было довольно плотным, и вполне вероятно, что их идентичность все еще в значительной степени не изменилась. Потребовалось распространение Каримоджонга Оропома в Капчелибе в начале 18 века, чтобы окончательно утопить идентичность Оропом-Сириква.
Покотозек победил Лойкопа в Баринго, после чего поселение было основано в Эн-гиньяне (примерно в 48 км к северу от озера Баринго). Это событие означало создание пастырской общины чок, то есть покот.
Покотские традиции напоминают, что победа пришла, когда «… среди сук возник волшебник, который приготовил заклинание в виде палки, которое он поместил в крааль скота Лойкопа, в результате чего все они умерли».
После того, как Покотозек нарушил границу Лойкопа, получив доступ к долине Керио, у многих Чок возникло желание перенять скотоводческую культуру. Целью и амбициями каждого сельскохозяйственного чока было накопить достаточно крупного рогатого скота, чтобы перебраться в долину Керио и присоединиться к их пасторальной семье. Они достигли этого за счет получения скота в качестве выкупа за невесту для своих родственниц или путем усыновления, в последнем случае бедная молодежь Чока принималась членами зарождающегося сообщества Покот в первую очередь как мальчики-пастухи.
К началу 20-го века сообщество покотов расширялось, так как многие из чока присоединились к их рангу, и к тому времени многие покоты, которых колониальные администраторы называли Сук, не знали этого названия для своего племени.