Малькольм де Шазаль (12 сентября 1902 - 1 октября 1981) был маврикийским писателем, художником и провидцем, особенно известным своей Sens-Plastique, работой, состоящей из нескольких тысяч афоризмов и писем.
Шазаль родился в Вакоасе во французской семье, давно обосновавшейся на Маврикии, и написал все свои произведения на французском языке. За исключением шести лет в Университете штата Луизиана, где он получил степень инженера, большую часть времени он проводил на Маврикии, где работал агрономом на сахарных плантациях, а затем в Управлении телекоммуникаций.
В 1940 году он начал издавать на Маврикии серию томов, состоящих из сотен пронумерованных мыслей и идей, под названием « Pensées». В 1945 году появился седьмой том « Пенсеев», связанный с другим сборником ненумерованных афоризмов под названием « Sens-Plastique», а два года спустя появился отдельный том « Sens-Plastique», том II. Именно на этом последнем томе, на котором было основано издание Галлимара 1948 года, Хазаль приобрел известность во Франции. Андре Бретон и бывший журналист Адинарайн М. Татиа провозгласили его сюрреалистом. Следующие ниже примеры могут проиллюстрировать новизну и разнообразие Sens-Plastique.
Полураскрытые лепестки придают цветку аденоидный вид.
Мы знаем залы глаз, как желанные посетители, но живем во рту.
Любой человек, который действует в одиночку под давлением толпы, будет растоптан. Сдвиг назад во время занятий любовью может убить вас.
Непосредственно перед падением вода превращается в живое существо, как будто в нее только что соскользнула душа человека: посмотрите, как она изгибается и изгибается, корчась от отчаяния. (А что, если из самолета выбросить не совсем холодный труп - мертвые проснутся?...)
В предисловиях и послесловиях различных изданий Sens-Plastique Chazal объясняет свой метод мышления и письма следующим образом:
Моя философская позиция в этой работе исходит из принципа, что человек и природа полностью непрерывны, и что все части человеческого тела и все выражения человеческого лица, включая их чувства, действительно могут быть различимы в растениях, цветах и фруктах. и в еще большей степени в других нас, животных. И хотя минералы обычно считаются неодушевленными, смертоносными, а не живыми, я бы хотел, чтобы они также имели тенденцию к высшему синтезу, человеческой форме, особенно когда они находятся в движении. «Человек был создан по образу Бога», но помимо этого я заявляю, что «Природа была создана по образу человека».
Но я никогда не смог бы этого сделать, рассуждая. Мне пришлось полагаться на подсознательное мышление, единственный интуитивный ресурс, доступный людям, который немногие из нас когда-либо использовали в течение всей жизни... Должен добавить, что я никогда бы не научился подсознательно мыслить без многих лет аскетической замкнутости. лишение моего тела, изоляция себя, концентрация моего разума и духа.. Пока постепенно я усовершенствовал то, что считаю совершенно новым методом письма.
Среди других сочинений Чазаля, в частности, La Vie Filtrée (1949), сборник эссе, развивающий идеи, найденные в Sens-Plastique, Sens Magique (1957) и Poèmes (1968), гномических стихах, драматизирующих переживания, описанные в Sens-Plastique, и Петрусмок (1951), духовная история Маврикия в его естественной среде обитания.
Sens-Plastique был переведен на английский язык Ирвингом Вайсом в томе, опубликованном Green Integer (2008) как Sens-Plastique.
Шазаль занялся живописью в 1950-х годах по предложению Жоржа Брака. В отличие от умозрительно-афористического характера его самых известных произведений, его картины сосредоточены на природных формах и пейзажах в примитивном, символическом стиле.