редактировать
Королевство Макурия ⲇⲱⲧⲁⲩⲟ
5 век - конец 15/16 века
Флаг Макурии Флаг Макурии согласно Книге Знаний Всех Королевств
Царство Макурия достигло максимальной территориальной протяженности около 960 г. Царство Макурия достигло максимальной территориальной протяженности около 960 г.
Столица Донгола (до 1365 г.) Гебель Адда (с 1365 г.)
Общие языки нубийский коптский греческий арабский
Религия
Правительство монархия
Король  
•  эт.651–652 Калидурут (первый известный король)
•  эт.1463–1484 гг. Джоэл (последний известный король)
История  
• Учредил 5 век
• Королевский двор бежал в Гебель-Адда, Донгола покинута. 1365
• Ликвидировано Конец 15/16 века
Валюта Золото

Солидус

Дирчам
Предшествует Преемник
Королевство Куш
Бану Канц
Султанат Фундж
Египет Эялет
Империя Айюбидов
Сегодня часть Судан Египет

Макурия ( древненубийский : ⲇⲱⲧⲁⲩⲟ, Дотаво ; греческий : Μακουρία, латинизированный : Макурия ; арабский : المقرة, латинизированный : аль-Мукурра) был нубийским королевством, расположенным на территории современного Северного Судана и Южного Египта. Первоначально Мукурия занимала территорию вдоль реки Нил от Третьего порога до места к югу от Абу-Хамада, а также части северного Кордофана. Его столицей была Донгола (древненубийский: тунгул), и королевство иногда называют по имени его столицы.

К концу 6 века он обратился в христианство, но в 7 веке Египет был завоеван исламскими войсками. В 651 году вторглась арабская армия, но она была отбита, и был подписан договор, известный как Бакт, установивший относительный мир между двумя сторонами, который продлился до 13 века. Мукурия расширилась за счет аннексии своего северного соседа Нобатии в какой-то момент седьмого века, а также сохранила тесные династические связи с королевством Алодия на юге. Период с 9-го по 11-й век был периодом пика культурного развития Мукурии: были возведены новые монументальные здания, процветали такие искусства, как настенные росписи, тонко обработанная и украшенная керамика, а нубийский язык стал преобладающим письменным языком.

Усиление агрессии со стороны Египта, внутренние разногласия, вторжения бедуинов и, возможно, чума и изменение торговых путей привели к упадку государства в 13 и 14 веках. Из-за гражданской войны 1365 года королевство превратилось в развалины, потерявшие большую часть своих южных территорий, в том числе Донгола. Он исчез к 1560-м годам, когда османы оккупировали Нижнюю Нубию. Впоследствии Нубия была исламизирована, а нубийцы, жившие выше по течению от Аль-Даббы и в Кордофане, также были арабизированы.

Содержание

  • 1 Источники
  • 2 История
    • 2.1 Ранний период (5–8 вв.)
    • 2.2 Зенит (9–11 века)
    • 2.3 Упадок (12 век – 1365 г.)
    • 2.4 Конечный период (1365–конец 15 века)
      • 2.4.1 Макурийское заднее состояние
      • 2.4.2 Дальнейшие разработки
        • 2.4.2.1 Политическая
        • 2.4.2.2 Этнографический и лингвистический
  • 3 Культура
    • 3.1 Языки
    • 3.2 Искусство
      • 3.2.1 Роспись стен
      • 3.2.2 Иллюстрации к рукописям
      • 3.2.3 Керамика
    • 3.3 Роль женщин
    • 3.4 Гигиена
  • 4 правительство
    • 4.1 Короли
  • 5 Религия
    • 5.1 Язычество
    • 5.2 Христианство
      • 5.2.1 Церковная инфраструктура
      • 5.2.2 Монашество
    • 5.3 Ислам
  • 6 Эконом
  • 7 См. также
  • 8 аннотаций
  • 9 Примечания
  • 10 ссылок
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Источники

Мукурия гораздо лучше известна, чем ее южная соседка Алодия, но в наших знаниях еще много пробелов. Наиболее важным источником по истории этого района являются различные арабские путешественники и историки, проезжавшие через Нубию в этот период. Эти отчеты часто проблематичны, поскольку многие арабские писатели были настроены против своих христианских соседей. Эти работы обычно посвящены только военным конфликтам между Египтом и Нубией. Единственным исключением является Ибн Селим эль-Асвани, египетский дипломат, который побывал в Донголе, когда Мукурия была на пике своего могущества в 10 веке, и оставил подробный отчет.

Макет Фарасского собора на стадии раскопок в начале 1960-х гг. Открытие церкви и ее великолепных картин произвело революцию в знаниях о христианской Нубии.

Нубийцы были грамотным обществом, и с того периода сохранилось немало письменных источников. Эти документы были написаны на древненубийском языке в унциальной разновидности греческого алфавита, дополненной некоторыми коптскими символами и некоторыми символами, уникальными для нубийских. Написанные на языке, тесно связанном с современным языком нобиин, эти документы уже давно расшифрованы. Однако подавляющее большинство из них представляют собой работы, посвященные религии или юридическим документам, малопригодные для историков. Самая большая известная коллекция, найденная в Каср-Ибриме, действительно содержит некоторые ценные правительственные документы.

Строительство Асуанской плотины в 1964 году угрожало затопить то, что когда-то было северной половиной Мукурии. В 1960 году ЮНЕСКО предприняла масштабные усилия, чтобы провести как можно больше археологических работ до того, как произошло наводнение. Тысячи экспертов были привезены со всего мира в течение следующих нескольких лет. Некоторыми из наиболее важных мукурских памятников, на которые смотрели, были город Фарас и его собор, раскопанные группой из Польши; британцы работают в Каср Ибрим ; и работа Университета Ганы в городе Дебейра-Уэст, которая дала важную информацию о повседневной жизни средневековой Нубии. Все эти сайты находятся на территории бывшей Нобатии; Единственным крупным археологическим памятником в самой Макурии является частичное исследование столицы в Старой Донголе.

История

Ранний период (5–8 вв.)

План XIX века курганного поля Танкаси (конец III — первая половина VI века). С тех пор здесь было отмечено много новых курганов, хотя большинство из них еще ждут раскопок. Погребение в кургане курганного поля Кассингер Бахри (вторая половина 4 века - начало 6 века).

К началу 4 века, если не раньше, королевство Куш со столицей Мероэ пришло в упадок. Было высказано предположение, что регион, который позже составит Макурию, то есть долину Нила между третьим порогом Нила и большой излучиной Нила четвертого/пятого порога, отделился от Куша уже в 3 веке. Здесь развилась однородная и относительно изолированная культура, получившая название «домакурия». В течение 4-го и 5-го веков регион Напата, расположенный недалеко от четвертого порога и ранее являвшийся одним из самых важных политических и священных мест Куша, служил центром новой региональной элиты, похороненной в больших курганах, подобных тем, что в Эль-Зуме. или Танкаси. Произошел значительный рост населения, сопровождавшийся социальными преобразованиями, что привело к поглощению кушитов нубийцами, народом родом из Кордофана, поселившимся в долине Нила в 4 веке. Таким образом, к V веку возникло новое мукурское общество и государство. В конце 5-го века один из первых мукурских царей переместил опору власти все еще развивающегося королевства из Напаты вниз по течению, где была основана крепость Донгола, новая резиденция королевского двора, которая вскоре превратилась в обширную городскую инфраструктуру. округ. На берегах Нила было построено гораздо больше крепостей, вероятно, не для военных целей, а для содействия урбанизации.

Уже во время основания Донгола поддерживались контакты с Византийской империей. В 530-х годах византийцы при императоре Юстиниане начали политику экспансии. Нубийцы были частью его плана завоевать союзников против сасанидских персов, обратив их в христианство, византийскую государственную религию. Императорский двор, однако, разделился на две секты, верившие в две разные природы Иисуса Христа : Юстиниан принадлежал к халкидонцам, официальной деноминации империи, а его жена Феодора была миафизиткой, которая была сильнейшей в Египте. Иоанн Эфесский описал, как две конкурирующие миссии были отправлены в Нубию, причем миафизиты прибыли первыми в северное королевство Нобатия и обратили его в 543 году. в первой половине VI в. Летописец Иоанн Бикларский записал, что примерно в 568 году Мукурия «принял веру Христову». В 573 г. в Константинополь прибыла мукурская делегация, предложившая слоновую кость и жирафа и заявившая о своих хороших отношениях с византийцами. В отличие от Нобатии на севере (с которой Мукурия, казалось, враждовала) и Алодии на юге, Мукурия приняла халкидонское учение. Ранняя церковная архитектура в Донголе подтверждает тесные отношения, которые поддерживались с империей, торговля между двумя государствами процветала.

План «Старой церкви» в Донголе, основанной в середине VI века.

В 7 веке Мукурия присоединила к себе своего северного соседа Нобатию. Хотя существует несколько противоречащих друг другу теорий, кажется вероятным, что это произошло вскоре после оккупации Египта Сасанидами, предположительно в 620-х годах, но до 642 года. До вторжения Сасанидов Нобатия имела прочные связи с Египтом и, таким образом, сильно пострадала от его падение. Возможно, он также подвергся нашествию самих сасанидов: некоторые местные церкви того периода имеют следы разрушения и последующего восстановления. Ослабленная таким образом, Нобатия пала перед Мукурией, в результате чего Макурия простиралась на север до Филе у первого порога. Новое епископство было основано в Фарасе примерно в 630 году, а два новых собора, стилизованные под базилику Донгола, были построены в Фарасе и Каср-Ибриме. Неизвестно, что случилось с королевской семьей Нобатии после объединения, но записано, что Нобатия оставалась отдельной единицей в рамках объединенного королевства, управляемой епархом.

Нубийский лучник на португальском манускрипте XVI века.

Между 639 и 641 годами арабы-мусульмане захватили Византийский Египет. Византийская просьба о помощи осталась без ответа со стороны нубийцев из-за конфликтов с Бежа. В 641 или 642 году арабы отправили первую экспедицию в Мукурию. Хотя неясно, как далеко на юг он проник, в конечном итоге он был побежден. Второе вторжение под предводительством Абдаллаха аби Сарха последовало в 651/652 г., когда нападавшие продвинулись на юг до Донголы. Донгола была осаждена и обстреляна из катапульт. Хотя они повредили части города, они не смогли проникнуть через стены цитадели. Мусульманские источники подчеркивают мастерство нубийских лучников в отражении вторжения. Поскольку обе стороны не смогли решить исход битвы в свою пользу, Аби Сарх и мукурский царь Калидурут в конце концов встретились и составили договор, известный как Бакт. Первоначально это было прекращение огня, также содержавшее ежегодный обмен товарами (макурские рабы на египетскую пшеницу, ткани и т. д.), обмен, типичный для исторических северо-восточных африканских государств и, возможно, являющийся продолжением условий, уже существовавших между нубийцами и византийцами. Вероятно, во времена Омейядов договор был расширен за счет регулирования безопасности нубийцев в Египте и мусульман в Мукурии. В то время как некоторые современные ученые рассматривают Бакт как подчинение Мукурии мусульманам, ясно, что это не так: обмениваемые товары имели равную ценность, и Макурия была признана независимым государством, будучи одним из немногих, кто дал отпор арабам во время Ранняя исламская экспансия. Бакт оставался в силе более шести столетий, хотя время от времени прерывался взаимными набегами.

VIII век был периодом консолидации. При царе Меркуриосе, который жил в конце 7-го и начале 8-го века и которого коптский биограф Иоанн Дьякон одобрительно называет «новым Константином », государство, похоже, было реорганизовано, и миафизитское христианство стало официальным кредо. Вероятно, он также основал монументальный монастырь Газали (около 5000 м 2) в Вади-Абу-Дом. Захария, сын и преемник Меркурия, отказался от своих претензий на престол и ушел в монастырь, но сохранил за собой право провозгласить преемника. В течение нескольких лет было три разных царя и несколько мусульманских набегов, пока до 747 года трон не захватил Кириак. В том же году, как утверждает Иоанн Дьякон, правитель Египта Омейядов заключил в тюрьму коптского патриарха, что привело к вторжению мукуров и осаде Фустата, столицы Египта, после чего патриарх был освобожден. Этот эпизод был назван «христианской египетской пропагандой», хотя все еще вероятно, что Верхний Египет подвергся мукуррианской кампании, возможно, набегу. Нубийское влияние в Верхнем Египте останется сильным. Три года спустя, в 750 году, сыновья Марвана II, последнего омейядского халифа, бежали в Нубию и попросили Кириак убежища, хотя и безуспешно. Примерно в 760 году Мукурию, вероятно, посетил китайский путешественник Ду Хуань.

Зенит (9–11 вв.)

Реконструкция "Крестообразной церкви" Донгола IX века. Это была самая большая церковь в королевстве, размером ок.28 х 37,3 х 34,8м. Он послужил источником вдохновения не только для многих нубийских, но даже для эфиопских церквей, таких как знаменитые высеченные в скале церкви Лалибелы.

Царство достигло своего пика между 9 и 11 веками. Во время правления царя Иоанна в начале 9 века отношения с Египтом были прерваны, и бакты перестали выплачиваться. После смерти Иоанна в 835 г. прибыл эмиссар Аббасидов, потребовавший от мукурцев выплаты недостающих 14 ежегодных платежей и угрожавший войной, если требования не будут выполнены. Таким образом, столкнувшись с потребностью в более чем 5000 рабов, Захариас III «Август», новый король, короновал своего сына Георгиоса I, вероятно, для повышения своего престижа, и отправил его к халифу в Багдад для переговоров. Его путешествие привлекло в то время большое внимание. Сирийский патриарх XII века Михаил довольно подробно описал Георгиоса и его свиту, написав, что Георгиос ехал на верблюде, держал в руках скипетр и золотой крест, а над головой носил красный зонт. Его сопровождали епископ, всадники и рабы, а слева и справа от него стояли юноши с крестами в руках. Через несколько месяцев после прибытия в Багдад Георгиосу I, которого описывали как образованного и воспитанного, удалось убедить халифа списать нубийские долги и сократить выплаты Бакта до трехлетнего периода. В 836 или начале 837 года он вернулся в Нубию. После его возвращения в Донголе была построена новая церковь, Крестообразная церковь, которая имела приблизительную высоту 28 м и стала самым большим зданием во всем королевстве. Также был построен новый дворец, так называемый Тронный зал Донгола, демонстрирующий сильное византийское влияние.

В 831 году карательный поход аббасидского халифа аль-Мутасима нанес поражение беджа к востоку от Нубии. В результате им пришлось подчиниться халифу, тем самым расширив номинальную власть мусульман над большей частью суданской Восточной пустыни. В 834 году аль-Мутасим приказал, чтобы египетские арабские бедуины, чья военная сила сокращалась после прихода к власти Аббасидов, больше не получали выплат. Недовольные и обездоленные, они двинулись на юг. Дорога в Нубию, однако, была заблокирована Мукурией: в то время как в Нижней Нубии существовали общины арабских поселенцев, большая масса арабских кочевников была вынуждена селиться среди беджа, движимая также мотивом эксплуатации местных золотых приисков. В середине IX века арабский авантюрист аль-Умари нанял частную армию и поселился на руднике недалеко от Абу-Хамада в восточной Макурии. После противостояния между обеими сторонами аль-Умари оккупировал мукурийские территории вдоль Нила. Король Георгиос I послал элитный отряд под командованием своего зятя Нюти, но ему не удалось победить арабов, и он сам восстал против короны. Затем король Георгиос послал своего старшего сына, предположительно более позднего Георгиоса II, но он был брошен своей армией и был вынужден бежать в Алодию. Затем мукурский царь послал другого сына, Захариаса, который работал вместе с аль-Умари, чтобы убить Нюти, прежде чем в конечном итоге победить самого аль-Умари и столкнуть его в пустыню. После этого аль-Умари попытался обосноваться в Нижней Нубии, но вскоре был снова вытеснен, прежде чем, наконец, был убит во время правления тулунидского султана Ахмада ибн Тулуна (868–884).

Фреска из Сонци Тино с изображением короля Георгиоса II (р. Конец 10 века)

В период правления династии Ихшидидов отношения между Мукурией и Египтом обострились: в 951 году мукурская армия выступила против египетского оазиса Харга, убив и поработив множество людей. Пять лет спустя мукурцы напали на Асуан, но впоследствии были преследованы на юге до Каср-Ибрима. Немедленно последовала новая атака мукуров на Асуан, на которую ответили еще одним ответным ударом Египта, на этот раз захватив Каср Ибрим. Это не остановило агрессию мукуров, и в 962–964 годах они снова атаковали, на этот раз продвинувшись на север до Ахмима. Части Верхнего Египта, по-видимому, оставались оккупированными Мукурией в течение нескольких лет. Ихшидидский Египет окончательно пал в 969 году, когда его завоевали шииты Фатимидов. Сразу же после этого они отправили эмиссара Ибн Селима эль-Асвани к мукурскому царю Георгиосу III. Георгиос принял первую просьбу эмиссара, возобновление правления Бакта, но отклонил вторую, обращение в ислам, после продолжительного обсуждения со своими епископами и учеными людьми и вместо этого предложил правителю Фатимидов принять христианство. После этого он разрешил аль-Асвани отпраздновать Курбан-байрам за пределами Донголы с барабанами и трубами, хотя и не без недовольства некоторых из его подданных. Отношения между Мукурией и Фатимидским Египтом должны были оставаться мирными, поскольку Фатимиды нуждались в нубийцах как в союзниках против своих врагов -суннитов.

Изображение сановника XIII века в северной эфиопской церкви Коркор Марьям. О нубийском влиянии свидетельствует не только рогатый головной убор сановника, напоминающий головной убор нобадийских архиепископов, но и сама манера росписи, выполненная в нубийском стиле, распространенном в X-XII вв.

Королевство Мукурия, по крайней мере временно, оказывало влияние на говорящее на нубийском языке население Кордофана, региона между долиной Нила и Дарфуром, о чем свидетельствует рассказ путешественника 10-го века Ибн Хаукала, а также устные предания. С южным нубийским королевством Алодия, с которым Мукурия граничила где-то между Абу-Хамадом и местом слияния Нила и Атбары, Макурия, по-видимому, поддерживала династический союз, как это следует из отчетов арабских географов X века и нубийских источников из X века. 12 век. Археологические данные показывают усиление влияния мукуров на алодийское искусство и архитектуру с 8 века. Между тем, свидетельств контактов с христианской Эфиопией на удивление мало. Исключительным случаем было посредничество Георгиоса III между патриархом Филофеем и каким-нибудь эфиопским монархом, возможно, покойным аксумским императором Анбессой Вудем или его преемником Дил Неадом. Эфиопские монахи путешествовали через Нубию, чтобы добраться до Иерусалима, граффито из церкви Сонки Тино свидетельствует о том, что ее посетил эфиопский абуна. Такие путешественники также передавали знания о нубийской архитектуре, оказавшей влияние на несколько средневековых эфиопских церквей.

Церковь Банганарти XI века, построенная по инициативе архиепископа Георгиоса.

Во второй половине XI века в Мукурии произошли великие культурные и религиозные реформы, получившие название «нубизации». Предполагается, что главным инициатором был Георгиос, архиепископ Донгола и, следовательно, глава мукурианской церкви. Похоже, он популяризировал нубийский язык как письменный, чтобы противостоять растущему влиянию арабского языка в Коптской церкви, и ввел культ мертвых правителей и епископов, а также местных нубийских святых. В Банганарти была построена новая, уникальная церковь, вероятно, ставшая одной из самых важных во всем королевстве. В тот же период Макурия также начал принимать новую королевскую одежду и регалии, а также, возможно, нубийскую терминологию в управлении и титулах, которые, как предполагалось, изначально пришли из Алодии на юге.

Упадок (12 век – 1365 г.)

Фреска из Фараса с изображением царя Моисея Георгиоса (годы правления 1155–1190), который, вероятно, правил как Макурией, так и Алодией и противостоял Саладину в начале 1170-х годов. Реконструкция купольной церкви Адиндан

В 1171 году Саладин сверг династию Фатимидов, что послужило сигналом к ​​новой вражде между Египтом и Нубией. В следующем году мукурская армия разграбила Асуан и продвинулась еще дальше на север. Неясно, была ли эта кампания предназначена для помощи Фатимидам или была просто набегом, использующим нестабильную ситуацию в Египте, хотя последнее кажется более вероятным, поскольку мукурцы, по-видимому, вскоре отступили. Для борьбы с нубийцами Саладин послал своего брата Туран-шаха. Последний завоевал Каср-Ибрим в январе 1173 года, как сообщается, разграбил его, взял много пленных, разграбил церковь и превратил ее в мечеть. После этого он отправил эмиссара к мукурскому царю Моисею Георгиосу, намереваясь парой стрел ответить на ранее запрошенный мирный договор. Вероятно, правивший как Макурией, так и Макурией, Моисей Алодиос был человеком, уверенным в своей способности противостоять египтянам, отпечатавшим каленым железом крест на руке эмиссара. Туран-шах ушел из Нубии, но оставил отряд курдских войск в Каср-Ибриме, который в течение следующих двух лет совершал набеги на Нижнюю Нубию. Археологические данные связывают их с разрушением собора Фарас, Абдаллах Нирки и Дебейра Уэст. В 1175 году нубийская армия наконец прибыла, чтобы противостоять захватчикам в Адиндане. Однако перед битвой курдский командир утонул при переходе через Нил, в результате чего войска Саладина отступили из Нубии. После этого был мир еще на 100 лет.

Нет записей от путешественников в Мукурию с 1172 по 1268 год, и события этого периода долгое время оставались загадкой, хотя современные открытия пролили некоторый свет на эту эпоху. В этот период Мукурия, кажется, резко угасла. Лучшим источником по этому поводу является Ибн Халдун, писавший в 14 веке, который обвинил в этом вторжения бедуинов, подобные тем, с которыми имели дело мамлюки. Другими факторами упадка Нубии могли быть изменение африканских торговых путей и суровый засушливый период между 1150 и 1500 годами.

Ситуация изменилась с приходом к власти мамлюков и султана Бейбарса в 1260 году. В 1265 году армия мамлюков якобы совершила набег на Макурию на юг до Донголы, а также расширилась на юг вдоль африканского побережья Красного моря, тем самым угрожая нубийцам. В 1272 году царь Давид двинулся на восток и напал на портовый город Айдхаб, расположенный на важном пути паломничества в Мекку. Нубийская армия разрушила город, нанеся «удар в самое сердце ислама». В ответ была отправлена ​​карательная мамлюкская экспедиция, но дальше второго порога она не прошла. Три года спустя мукурцы напали и разрушили Асуан, но на этот раз мамлюкский султан Бейбарс ответил хорошо оснащенной армией, отправившейся из Каира в начале 1276 года в сопровождении двоюродного брата царя Давида по имени Машкоуда или Шеканда. Мамлюки победили нубийцев в трех битвах при Гебель-Адда, Мейнарти и, наконец, в битве при Донголе. Давид бежал вверх по течению Нила, в конце концов войдя в Аль-Абваб на юге, который ранее был самой северной провинцией Алодии, но к этому периоду, по-видимому, стал отдельным королевством. Однако царь аль-Абваба передал Давида Бейбарсу, который казнил его.

Узнав о христианской Нубии, европейцы включили ее в свою картографию между 12 и 15 веками. Пик этого осознания отмечен на карте Эбсторфа ок.1300. Легенда о Нубии гласит: «Люди, которые живут здесь, называются нубийцами. Эти люди всегда ходят голыми. Они честные и набожные христиане. Они богаты золотом и живут за счет торговли. У них три короля и столько же епископов. Они часто посещают Иерусалим огромными толпами, неся с собой множество богатств, которые приносятся в жертву Гробу Господню ».

Благодаря крестовым походам Западная Европа все больше узнавала о существовании христианской Нубии в течение 12 и 13 веков, пока в начале 14 века не появились даже предложения вступить в союз с нубийцами для еще одного крестового похода против мамлюков. Нубийские персонажи также начинают появляться в песнях крестоносцев, сначала как мусульмане, а позже, после 12 века и с увеличением знаний о Нубии, как христиане. Контакты между крестоносцами и западными паломниками, с одной стороны, и нубийцами, с другой, происходили в Иерусалиме, где европейские отчеты XII-XIV веков свидетельствуют о существовании нубийцевской общины, а также, если не в первую очередь, в Египте, где проживало много нубийцев. и где европейские купцы были очень активны. Возможно, также существовала нубийская община в контролируемой крестоносцами Фамагусте на Кипре. В середине 14 века паломник Никколо да Поджибонси утверждал, что нубийцы симпатизируют латинянам, и поэтому мамлюкский султан не позволял латинянам путешествовать в Нубию, опасаясь, что они могут спровоцировать нубийцев на войну, хотя в современной Книге в «Знании всех королевств » было написано, что в Донголе присутствовали генуэзские торговцы. В Каср-Ибриме был найден текст, по-видимому, смешанный с нубийским и итальянским, а также с каталонской игральной картой, а в Банганарти была отмечена надпись на провансальском языке, датируемая второй половиной XIII/XIV веков.

Внутренние трудности, похоже, также нанесли ущерб королевству. Двоюродный брат царя Давида Шеканда занял трон и отправился в Каир в поисках поддержки мамлюков. Они согласились и захватили Нубию в 1276 году и посадили Шеканду на трон. Затем христианин Шеканда подписал соглашение, согласно которому Макурия стала вассалом Египта, а в Донголе разместился гарнизон мамлюков. Несколько лет спустя Шамамун, еще один член королевской семьи Макурии, возглавил восстание против Шеканды, чтобы восстановить независимость Макурии. В конце концов он победил гарнизон мамлюков и занял трон в 1286 году после отделения от Египта и нарушения мирного соглашения. Он предложил египтянам увеличение ежегодных выплат бакта в обмен на отказ от обязательств, на которые согласился Шеканда. Войска мамлюков были оккупированы в другом месте, и султан Египта согласился на это новое соглашение.

Тронный зал Донгола, переделанный в мечеть в 1317 году. Арабская стела в память о преобразовании тронного зала

После периода мира король Каранбас не выполнил эти платежи, и мамлюки снова оккупировали королевство в 1312 году. На этот раз на трон был возведен мусульманин из династии Макурьев. Сайф ад-Дин Абдулла Баршамбу начал обращение нации в ислам, и в 1317 году тронный зал Донгола был превращен в мечеть. Это не было принято другими мукурскими лидерами, и в том же году нация погрузилась в гражданскую войну и анархию. В конце концов Баршамбу был убит, и ему наследовал Канц ад-Даула. Во время правления его племя, Бану Ханз, действовало как марионеточная династия мамлюков. Уже упомянутый король Керанбес пытался отобрать власть у Канз ад-Двала в 1323 году и в конце концов захватил Донголу, но был изгнан всего через год. Он отступил в Асуан, чтобы получить еще один шанс захватить трон, но он так и не представился.

Вознесение мусульманского короля Абдаллы Баршамбу и превращение им тронного зала в мечеть часто интерпретируется как конец христианской макурии. Этот вывод ошибочен, так как христианство, по-видимому, сохраняло в Нубии жизненно важное значение. Хотя о следующих десятилетиях известно немногое, похоже, что на мукуррианском престоле были как мусульманские, так и христианские короли. И путешественник Ибн Баттута, и египетский историк Шихаб аль-Умари утверждают, что современные мукурские цари были мусульманами, принадлежащими к Бану Ханз, в то время как основное население оставалось христианским. Аль-Умари также указывает, что Макурия все еще зависела от мамлюкского султана. С другой стороны, он также отмечает, что мукурский престол по очереди захватывали мусульмане и христиане. Действительно, эфиопский монах, путешествовавший по Нубии примерно в 1330 году, Гадла Эвостатеос, утверждает, что нубийский царь, с которым, как он утверждает, лично встречался, был христианином. В « Книге знаний всех королевств », которая опирается на анонимного путешественника середины XIV века, утверждается, что «Королевство Донгола» было населено христианами и что его королевским знаменем был крест на белом фоне (см.). Эпиграфические свидетельства раскрывают имена трех мукурских королей: Сити и Абдаллах Канц ад-Даула, оба правившие в 1330-х годах, и Пейпер, датируемый серединой 14 века. Свидетельства о правлении Сити, полностью нубийские по своей природе, показывают, что он все еще осуществлял контроль / влияние на обширной территории от Нижней Нубии до Кордофана, предполагая, что его царство вошло во вторую половину 14 века централизованным, могущественным и христианским.

Это было также в середине 14 века, особенно после 1347 года, когда Нубия была опустошена чумой. Археология подтверждает быстрый упадок христианской нубийской цивилизации с тех пор. Из-за в целом довольно небольшого населения чума могла очистить целые ландшафты от нубийских обитателей.

Вид на Гебель Адда в 1910 году.

В 1365 году произошла еще одна короткая, но губительная гражданская война. Нынешний король был убит в бою своим восставшим племянником, который вступил в союз с племенем Бану Джаад. Брат убитого царя и его свита бежали в город, называемый в арабских источниках Дау, скорее всего, идентичный Гебель-Адде в Нижней Нубии. Затем узурпатор убил дворянство Бану Джаад, вероятно, потому, что он больше не мог им доверять, и разрушил и разграбил Донгола, просто чтобы отправиться в Гебель Адда и потом попросить у своего дяди прощения. Таким образом, Донгола была оставлена ​​Бану Джа'д, а новой столицей стал Гебель Адда.

Конечный период (1365 – конец 15 века)

Мукурское государство

Минимальное расширение позднемукурианского царства

И узурпатор, и законный наследник, и, скорее всего, даже царь, убитый при узурпации, были христианами. Проживая теперь в Гебель-Адде, мукурские короли продолжали свои христианские традиции. Они управляли уменьшенным задним штатом с подтвержденной протяженностью с севера на юг около 100 км, хотя на самом деле она могла быть больше. Находясь на такой стратегически неважной периферии, мамлюки оставили королевство в покое. В источниках это королевство фигурирует как Дотаво. До недавнего времени считалось, что Дотаво до того, как мукурийский двор переместил свою резиденцию в Гебель Адда, было просто вассальным королевством Макурии, но теперь принято считать, что это было просто древненубийское самоназвание Макурии.

Последним известным королем является Джоэл, который упоминается в документе 1463 года и в надписи 1484 года. Возможно, именно при Джоэле королевство пережило последний, краткий период возрождения. После смерти или свержения короля Иоиля королевство могло рухнуть. Собор Фарас вышел из употребления после 15 века, так же как Каср Ибрим был заброшен к концу 15 века. Дворец Гебель Адда вышел из употребления и после 15 века. В 1518 году есть последнее упоминание о нубийском правителе, хотя неизвестно, где он проживал и был ли он христианином или мусульманином. Не было никаких следов независимого христианского королевства, когда османы оккупировали Нижнюю Нубию в 1560-х годах, в то время как Фундж завладел Верхней Нубией к югу от третьего порога.

Дальнейшие разработки

политический

К началу 15 века есть упоминания о царе Донголы, скорее всего, независимом от влияния египетских султанов. В пятничных молитвах, проведенных в Донголе, они также не упоминались. Эти новые короли Донголы, вероятно, столкнулись с волнами арабской миграции и, таким образом, были слишком слабы, чтобы завоевать отколовшееся от мукуров государство Нижняя Нубия.

Возможно, что на бывшей мукурской территории развивались какие-то мелкие королевства, продолжавшие христианскую нубийскую культуру, как, например, на острове Мограт, к северу от Абу Хамеда. Другим небольшим королевством было бы Королевство Кокка, основанное, возможно, в 17 веке на ничейной земле между Османской империей на севере и Фунджем на юге. Его организация и ритуалы имели явное сходство с христианскими временами. В конце концов, сами короли были христианами до 18 века.

В 1412 году Авлад Кенз взял под свой контроль Нубию и часть Египта над Фиваидами.

Этнографический и лингвистический
Нубийцы в начале 19 века

Нубийцы вверх по течению от Аль-Даббы начали принимать арабскую идентичность и арабский язык, в конечном итоге став джаалинами, заявленными потомками Аббаса, дяди Мухаммеда. Джаалин уже упоминал Давид Рубени, путешествовавший по Нубии в начале 16 века. Теперь они разделены на несколько подплемен, от Аль-Даббаха до слияния Голубого и Белого Нила: Шайкия, Рубатаб, Манасир, Мирафаб и «собственно Джаалин». Среди них нубийский оставался разговорным языком до 19 века. К северу от Аль-Даббаха сформировались три нубийские подгруппы: кензи, которые до завершения строительства Асуанской плотины жили между Асуаном и Махаракой, махаси, поселившиеся между Махаракой и Кермой, и Данагла, самая южная из оставшихся рек Нила. Нубийцы долины. Некоторые причисляют Данагла к Джаалину, поскольку Данагла также утверждают, что принадлежат к этому арабскому племени, но на самом деле они все еще говорят на нубийском языке, донголави. Северный Кордофан, который еще в 1330-х годах был частью Мукурии, также подвергся лингвистической арабизации, аналогичной долине Нила вверх по течению от Аль-Даббы. Исторические и лингвистические данные подтверждают, что до 19 века местные жители говорили преимущественно на нубийском языке, а их язык был тесно связан с нильско-нубийскими диалектами.

Сегодня нубийский язык находится в процессе замены арабским. Кроме того, нубийцы все чаще начинают заявлять, что они арабы, происходящие от Аббаса, тем самым игнорируя свое христианское нубийское прошлое.

Культура

Христианская Нубия долгое время считалась чем-то вроде заводи, главным образом потому, что ее могилы были небольшими и в них не было инвентаря предыдущих эпох. Современные ученые понимают, что это было связано с культурными причинами и что у мукурцев действительно было богатое и яркое искусство и культура.

Языки

Страница из древненубийского перевода Liber Institutionis Michaelis Archangelis IX–X веков, найденного в Каср-Ибриме, ныне хранящегося в Британском музее. Имя Майкла выделено красным.

В Макурии использовались четыре языка: нубийский, коптский, греческий и арабский. Нубийский был представлен двумя диалектами: говорят, что на нобиине говорили в провинции Нобадия на севере, а на донголави - в самом сердце Макурии, хотя в исламский период также засвидетельствовано, что нобиин использовался племенем шайгия на юго-востоке Донгола. Достичь. Королевский двор нанял Нобиина, несмотря на то, что он находился на территории, говорящей на донголави. К восьмому веку нобиин был кодифицирован на основе коптского алфавита, но только в 11 веке нобиин зарекомендовал себя как язык административных, экономических и религиозных документов. Возвышение нобиина совпало с упадком коптского языка как в Мукурии, так и в Египте. Было высказано предположение, что до того, как нобиин стал литературным языком, коптский был официальным административным языком, но это кажется сомнительным; Остатки коптской литературы практически отсутствуют в самом сердце Макурии. Однако в Нобадии коптский язык был довольно широко распространен и, возможно, даже служил лингва-франка. Коптский также служил языком общения с Египтом и Коптской церковью. Коптские беженцы, спасающиеся от исламских преследований, поселились в Макурии, а нубийские священники и епископы должны были учиться в египетских монастырях. Греческий, третий язык, пользовался большим престижем и использовался в религиозном контексте, но, похоже, на самом деле на нем не говорили, что делало его мертвым языком (подобно латыни в средневековой Европе). Наконец, арабский язык использовался с 11-го и 12-го веков, заменив коптский в качестве языка торговли и дипломатической переписки с Египтом. Кроме того, арабские торговцы и поселенцы присутствовали в северной Нубии, хотя разговорный язык последних, похоже, постепенно перешел с арабского на нубийский.

Искусство

Настенные росписи

По состоянию на 2019 год было зарегистрировано около 650 фресок, разбросанных по 25 сайтам, и еще несколько картин ожидают публикации. Одним из важнейших открытий поспешных работ до затопления Нижней Нубии был собор Фараса. Это большое здание было полностью засыпано песком, в котором сохранилась серия великолепных картин. Подобные, но менее хорошо сохранившиеся картины были найдены в нескольких других местах на Макурии, включая дворцы и частные дома, что дает общее представление о мукурийском искусстве. На стиль и содержание сильно повлияло византийское искусство, а также влияние египетского коптского и палестинского искусства. В основном религиозный по своей природе, он изображает многие стандартные христианские сцены. Также изображен ряд мукурских королей и епископов с заметно более темной кожей, чем у библейских персонажей.

  • Галерея
  • Христос, Абу Ода (вторая половина VII века)

    Христос, Абу Ода (вторая половина VII века)

  • Святой Петр вставлен в картину фараонов, Вади-эс-Себуа (конец 7-начало 8 века)

    Святой Петр вставлен в картину фараонов, Вади-эс-Себуа (конец 7-начало 8 века)

  • Святая Анна, Фарас (8 - первая половина 9 века)

    Св. Анны, Фарас (8-первая половина 9 вв.)

  • Святые апостолы Петр и Иоанн (8 - первая половина 10 вв.)

    Святые апостолы Петр и Иоанн (8 - первая половина 10 вв.)

  • Святой воин с копьем и щитом, Фарас (9 век)

    Святой воин с копьем и щитом, Фарас (9 век)

  • Архангел Гавриил с мечом, Фарас (IX-первая четверть X века)

    Архангел Гавриил с мечом, Фарас (IX-первая четверть X века)

  • Мадонна с младенцем Христом, Фарас (10 век)

    Мадонна с младенцем Христом, Фарас (10 век)

  • Три отрока в печи, Фарас (последняя четверть X века)

    Три отрока в печи, Фарас (последняя четверть 10 века)

  • Богоявление и епископ Абдаллах Нирки (конец 10 - начало 11 вв.)

    Богоявление и епископ Абдаллах Нирки (конец 10 - начало 11 вв.)

  • Волхвы верхом, Фарас (конец 10 – начало 11 вв.

    Волхвы верхом, Фарас (конец 10 – начало 11 вв.

  • Епископ Марианос с Мадонной и младенцем Христом, Фарас (первая половина XI века)

    Епископ Марианос с Мадонной и Младенцем Христом, Фарас (первая половина XI века)

  • Сложный крест, Фарас (11 век)

    Сложный крест, Фарас (11 век)

  • Нубийский сановник и Христос, Фарас (12 век)

    Нубийский сановник и Христос, Фарас (12 век)

  • Крещение Христа, Старая Донгола (12–13 вв.)

    Крещение Христа, Старая Донгола (12–13 вв.)

  • Святой воин, Мейнарти (конец 13-середина 14 века)

    Святой воин, Мейнарти (конец 13-середина 14 века)

Иллюстрации к рукописям

  • Старая нубийская рукопись из Серра-Ист (973 г.), изображающая человека в богатой одежде.

    Старая нубийская рукопись из Серра-Ист (973 г.), изображающая человека в богатой одежде.

  • Фрагмент рукописи из Серра-Ист с изображением сидящего человека.

    Фрагмент рукописи из Серра-Ист с изображением сидящего человека.

  • Старый нубийский манускрипт из Каср-Ибрима с изображением епископа

    Старый нубийский манускрипт из Каср-Ибрима с изображением епископа

  • Святой Менас и лодочник на древненубийском манускрипте, найденном в Эдфу.

    Святой Менас и лодочник на древненубийском манускрипте, найденном в Эдфу.

Керамика

Фрагмент керамики из Фараса, ок.900.

Примечательна и нубийская керамика этого периода. Шинни называет его «самой богатой местной гончарной традицией на африканском континенте». Ученые делят керамику на три эпохи. В ранний период, с 550 по 650 год, согласно Адамсу, или до 750 года, согласно Шинни, существовала довольно простая керамика, похожая на керамику поздней Римской империи. Он также видел, что большая часть нубийской керамики была импортирована из Египта, а не произведена внутри страны. Адамс считает, что эта торговля закончилась вторжением 652 года; Шинни связывает это с крахом правления Омейядов в 750 году. После этого внутреннее производство увеличилось, с крупным производственным предприятием в Фарасе. В эту среднюю эпоху, которая длилась примерно до 1100 года, керамика была расписана цветочными и зооморфными сценами и демонстрировала отчетливое влияние Омейядов и даже Сасанидов. В поздний период спада на Макурии внутреннее производство снова упало в пользу импорта из Египта. Керамика, произведенная в Макурии, стала менее богато украшенной, но лучший контроль температуры обжига позволил использовать глину разных цветов.

Роль женщин

Мукурская принцесса под защитой Девы Марии и Младенца Христа, Фарас (12 век)

Христианское нубийское общество было матрилинейным, и женщины пользовались высоким социальным положением. Преемственность по материнской линии придавала королеве-матери и сестре нынешнего короля как будущей королеве-матери большую политическую значимость. Об этой важности свидетельствует тот факт, что она постоянно фигурирует в юридических документах. Еще одним женским политическим титулом была аста («дочь»), возможно, представительница провинции.

Женщины имели доступ к образованию, и есть свидетельства того, что, как и в Византийском Египте, существовали женщины-писцы. Частное владение землей было открыто как для мужчин, так и для женщин, а это означало, что и те, и другие могли владеть, покупать и продавать землю. Переход земли от матери к дочери был обычным явлением. Они также могли быть покровителями церквей и настенных росписей. Надписи из собора Фараса указывают на то, что примерно у каждой второй настенной росписи покровительствовала женщина.

Гигиена

Уборные были обычным явлением в нубийских жилых домах. В Донголе во всех домах были керамические туалеты. В некоторых домах в Черра-Матто (Восточная Серра) были уборные с керамическими туалетами, которые были соединены с небольшой камерой с выложенным камнем чистым окном наружу и кирпичным вентиляционным дымоходом. Биконические кусочки глины служили эквивалентом туалетной бумаги.

В одном доме в Донголе была ванная комната со сводчатым потолком, питаемая системой труб, соединенных с резервуаром для воды. Печь нагревала и воду, и воздух, который циркулировал в богато украшенную ванную комнату через дымоходы в стенах. Считается, что в монастырском комплексе Хамбуколь была комната, служившая паровой баней. В монастыре Газали в Вади-Абу-Дом также могло быть несколько ванных комнат.

Правительство

Епарх Нобатии

Мукурия была монархией, которой правил король из Донголы. Король также считался священником и мог совершать мессу. Как было принято решение о престолонаследии, неясно. Ранние авторы указывают, что это было от отца к сыну. Однако после 11 века становится ясно, что Мукурия использовала систему «от дяди к сыну сестры», которая на протяжении тысячелетий была излюбленной в Куше. Шинни предполагает, что более поздняя форма могла фактически использоваться повсюду, и что ранние арабские писатели просто неправильно поняли ситуацию и неправильно описали преемственность мукуров как похожую на то, к чему они привыкли. В коптском источнике середины 8-го века царь Кириакос упоминается как «ортодоксальный абиссинский царь Макурии», а также как «греческий царь», причем «абиссинец», вероятно, отражает миафизитскую коптскую церковь, а «греческий» - византийскую православную. В 1186 году царь Моисей Георгиос называл себя «царем Алодии, Макурии, Нобадии, Далмации и Аксиомы».

Мало что известно о правительстве ниже короля. Упоминается широкий круг должностных лиц, обычно использующих византийские титулы, но их роли никогда не объясняются. Одна фигура, которая хорошо известна благодаря документам, найденным в Каср-Ибриме, — это епарх Нобатии, который, по -видимому, был наместником в этом регионе после того, как он был присоединен к Мукурии. Записи епарха ясно показывают, что он также отвечал за торговлю и дипломатию с египтянами. В ранних записях создается впечатление, что епарх был назначен королем, но более поздние указывают, что эта должность стала наследственной. Элита Мукурии состояла из дворян, которых исламские источники называли «князьями». Именно они составляли придворных, военачальников и епископов. Очевидно, они были достаточно могущественны, чтобы открыто заявить о своем недовольстве и даже свергнуть правителя, если они были им недовольны, несмотря на заявления исламских источников о том, что власть мукурского царя была абсолютной. Несколько избранных из них, старейшины, составляли совет, который помогал королю в принятии решений. Помимо старейшин, именно королева-мать играла ключевую роль в советах королю. Сообщается, что в 1292 году неназванный мукурский король даже заявил, что «только женщины управляют королями [...]»

Епископы могли играть роль в управлении государством . Ибн Селим эль-Асвани отметил, что перед тем, как король ответил на свою миссию, он встретился с советом епископов. Эль-Асвани описал сильно централизованное государство, но другие писатели утверждают, что Мукурия была федерацией тринадцати королевств под председательством великого короля Донголы.

Короли

Основная статья: Список правителей Макурии

Религия

Язычество

Остатки монастыря Газали на картине Карла Рихарда Лепсиуса середины XIX века.

Один из самых обсуждаемых вопросов среди ученых касается религии Мукурии. Вплоть до 5-го века старая вера Мероэ, кажется, оставалась сильной, даже когда древнеегипетская религия, ее аналог в Египте, исчезла. В V веке нубийцы зашли так далеко, что начали вторжение в Египет, когда тамошние христиане попытались превратить некоторые из главных храмов в церкви. Часть населения нубийцев, по-видимому, оставалась языческой еще в 10 веке, поскольку эль-Асвани сообщил, что « [некоторые] из них не знают Творца и поклоняются Солнцу и Дню; некоторые другие поклоняются тому, что им нравится; деревьям. или животных ».

христианство

Картина из Фарасского собора, изображающая рождение Иисуса. Деревянная картина из Вади-Халфа с изображением христианского святого.

Археологические свидетельства того периода находят в Нубии ряд христианских украшений, и некоторые ученые считают, что это означает, что обращение снизу уже имело место. Другие утверждают, что более вероятно, что это отражало веру производителей в Египте, а не покупателей в Нубии.

Определенное обращение произошло с серией миссий 6-го века. Византийская империя направила официальную группу, чтобы попытаться обратить королевства в халкидонское христианство, но, как сообщается, императрица Феодора сговорилась задержать партию, чтобы позволить группе миафизитов прибыть первой. Иоанн Эфесский сообщает, что монофизиты успешно преобразовали королевства Нобатия и Алодия, но Макурия оставалась враждебной. Иоанн Бикларумский утверждает, что затем Макурия приняла конкурирующее византийское христианство. Археологические данные, кажется, указывают на быстрое обращение, вызванное официальным принятием новой веры. Тысячелетние традиции, такие как строительство сложных гробниц и захоронение дорогого инвентаря вместе с умершими, были заброшены, и храмы по всему региону, кажется, были преобразованы в церкви. Со временем церкви были построены практически в каждом городе и деревне.

После этого момента точный курс мукурианского христианства вызывает много споров. Понятно, что к ок. 710 г. Макурия официально стала коптской и лояльной к коптскому патриарху Александрии ; царь Макурии стал защитником патриарха Александрии, время от времени вмешиваясь в военное вмешательство, чтобы защитить его, как это сделал Кириак в 722 году. В этот же период мелькиты Макурии поглотили коптскую Нобатию, и историки давно задавались вопросом, почему государство-завоеватель приняло религию его соперник. Совершенно очевидно, что влияние египтян-коптов в этом регионе было намного сильнее, а византийская власть ослабевала, и это могло сыграть свою роль. Историки также расходятся во мнениях относительно того, было ли это концом раскола мелькитов и коптов, поскольку есть некоторые свидетельства того, что мелькитское меньшинство сохранялось до конца царства.

Церковная инфраструктура

Мукуррианская церковь была разделена на семь епископств: Калабша, Купта, Каср Ибрим, Фарас, Сай, Донгола и Суенкур. В отличие от Эфиопии, похоже, что национальная церковь не была создана, и все семь епископов подчинялись непосредственно коптскому патриарху Александрии. Епископы назначались патриархом, а не королем, хотя, похоже, в основном это были местные нубийцы, а не египтяне.

Монашество

Часовня Адама храма Гроба Господня в Иерусалиме, которая во время крестовых походов принадлежала нубийским монахам.

В отличие от Египта, в Мукурии не так много свидетельств монашества. По словам Адамса, есть только три археологических памятника, которые определенно являются монастырскими. Все трое довольно маленькие и довольно коптские, что позволяет предположить, что они были основаны египетскими беженцами, а не коренными мукурианцами. С 10-го/11-го века у нубийцев был свой монастырь в египетской долине Вади-эль-Натрун.

ислам

Мусульманское надгробие из Мейнарти (11 век)

Бакт гарантировал безопасность мусульман, путешествующих по Мукурии, но запрещал их поселение в королевстве. Последний пункт, однако, не сохранился: мусульманские мигранты, вероятно, торговцы и ремесленники, как подтверждено, поселились в Нижней Нубии с 9 века и вступили в смешанные браки с местными жителями, тем самым заложив основу для небольшого мусульманского населения далеко на юге. как Батн эль-Хаджар. Арабские документы из Каср-Ибрима подтверждают, что у этих мусульман была собственная общинная судебная система, но они по-прежнему считали епарха Нобатии своим сюзереном. Кажется вероятным, что у них были собственные мечети, но ни одна из них не была идентифицирована археологически, за исключением, возможно, Гебель-Адды.

В Донголе не было большего количества мусульман до конца 13 века. До этой даты жители-мусульмане ограничивались торговцами и дипломатами. В конце 10 века, когда аль-Асвани приехал в Донголе, мечети, несмотря на то, что это требовалось в Бакте, все еще не было; ему и примерно 60 другим мусульманам пришлось молиться за пределами города. Только в 1317 году, когда Абдаллах Баршамбу переоборудовал тронный зал, мечеть получила твердое свидетельство. В то время как джизья, исламский поголовный налог, взимаемый с немусульман, был установлен после вторжения мамлюков в 1276 году, а Мукурия периодически управлялась мусульманскими королями со времен Абдаллы Баршамбу, большинство нубийцев оставались христианами. Фактическая исламизация Нубии началась в конце 14 века с приходом первых в череде мусульманских учителей, проповедовавших ислам.

Эконом

Танцующая макурская маска, изображенная на фреске из Донголы.

Основным видом экономической деятельности в Макурии было сельское хозяйство, когда фермеры выращивали несколько урожаев в год ячменя, проса и фиников. Используемые методы в основном были теми же, что использовались на протяжении тысячелетий. Вдоль берегов Нила были выстроены небольшие участки хорошо орошаемой земли, которые будут удобряться ежегодным разливом реки. Одним из важных технологических достижений была сакия, водяное колесо, приводимое в движение волами, которое было введено в римский период и помогло увеличить урожайность и плотность населения. Образцы расселения указывают на то, что земля была разделена на отдельные участки, а не как в поместной системе. Крестьяне жили в небольших деревнях, состоящих из домов из сырцового кирпича.

Нубийское колесо сакия в 19 веке.

Важные отрасли промышленности включали производство гончарных изделий в Фарасе и ткачество в Донголе. Небольшие местные отрасли промышленности включают кожевенную и металлообрабатывающую промышленность, широко распространенное производство корзин, циновок и сандалий из пальмового волокна. Также важным было золото, добытое на холмах Красного моря к востоку от Макурии.

Крупный рогатый скот имел большое хозяйственное значение. Возможно, их разведение и сбыт контролировались центральной администрацией. Большое скопление костей крупного рогатого скота 13 века из Старого Донгола было связано с массовой резней вторгшимися мамлюками, которые пытались ослабить экономику Макурии.

Сцена финансовой сделки из Донгола (12 век)

Макурианская торговля велась в основном путем бартера, поскольку государство никогда не принимало валюты. Однако на севере были распространены египетские монеты. Большое значение имела мукурская торговля с Египтом. Из Египта ввозился широкий спектр предметов роскоши и промышленных товаров. Основным экспортным товаром мукуров были рабы. Рабы, отправленные на север, были не из самой Макурии, а скорее с юга и запада Африки. Мало что известно о мукурской торговле и отношениях с другими частями Африки. Есть некоторые археологические свидетельства контактов и торговли с районами на западе, особенно с Кордофаном. Кроме того, контакты с Дарфуром и Канем-Борну кажутся вероятными, но доказательств очень мало. Похоже, между Мукурией и христианской Эфиопией на юго-востоке существовали важные политические отношения. Например, в 10 веке Георгий II успешно вмешался от имени неназванного правителя того времени и убедил Патриарха Филофея Александрийского наконец рукоположить абуна, или митрополита, для Эфиопской Православной Церкви. Однако мало свидетельств других взаимодействий между двумя христианскими государствами.

Смотрите также

Аннотации

Заметки

использованная литература

  • Адамс, Уильям Ю. (1977). Нубия: коридор в Африку. Принстон: Принстонский университет. ISBN   978-0-7139-0579-3.
  • Адамс, Уильям Ю. (1991). «Соединенное Королевство Макурии и Нобадии: средневековая нубийская аномалия». В WV Davies (ред.). Египет и Африка: Нубия от предыстории до ислама. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN   978-0-7141-0962-6.
  • аль-Суриани, Бигул (2013). «Идентификация монастыря нубийцев в Вади аль-Натрун». В Гавдат Габре; Хани Н. Такла (ред.). Христианство и монашество в Асуане и Нубии. Фонд Святого Марка. стр. 257–264. ISBN   978-9774167645.
  • Беххаус-Герст, Марианна (1996). Sprachwandel durch Sprachkontakt am Beispiel des Nubischen im Niltal (на немецком языке). Кеппе. ISBN   3-927620-26-2.
  • Бекингем, CF; Хантингфорд, GWB (1961). Пресвитер Иоанн Индийский. Кембридж: Общество Хаклайт.
  • Боровский, Томаш (2019). «Размещен среди врагов? Вещественные доказательства существования морских культурных сетей, соединяющих Фамагусту четырнадцатого века с заморскими регионами в Европе, Африке и Азии». В Уолше, Майкл Дж. К. (ред.). Фамагуста Приморская. Моряки, торговцы, пилигримы и наемники. Брилл. стр. 72–112. ISBN   9789004397682.
  • Бауэрсок, ГВт; Браун, Питер; Грабарь, Олег (2000). «Нубийский язык». Путеводитель по постклассическому миру. Издательство Гарвардского университета.
  • Брюнинг, Джелле (2018). Возникновение столицы: Аль-Фустат и его внутренние районы, 18–132/639–750. Брилл. ISBN   978-90-04-36636-7.
  • Бернс, Джеймс Макдональд (2007). История Африки к югу от Сахары. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 418. ISBN   978-0-521-86746-7.
  • Хойнацкий, Станислав (2005). «Wandgemälde, Ikonen, Manuskripte, Kreuze und anderes liturgisches Gerät». В Уолтере Рауниге (ред.). Das christliche Äthiopien. Geschichte, Architektur, Kunst (на немецком языке). Шнель и Штайнер. стр. 171–250. ISBN   9783795415419.
  • Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое: археология Судана. Рутледж. ISBN   978-0415369879.
  • Фрич, Эммануэль (2018). «Истоки и значения эфиопской круговой церкви». В Робин Гриффит-Джонс, Эрик Ферни (ред.). Могила и храм. Переосмысление священных зданий Иерусалима. Бойделл. стр. 267–296. ISBN   9781783272808.
  • Газда, М. (2005). «Вторжение мамелюков в Нубию в 13 веке. Некоторые мысли о политических взаимоотношениях на Ближнем Востоке». Гданьские африканские отчеты. Гданьский археологический музейГданьский археологический музей. 3. ISSN   1731-6146.
  • Годлевский, Влодзимеж (1991). «Рождение нубийского искусства: некоторые замечания». В WV Davies (ред.). Египет и Африка: Нубия от предыстории до ислама. Лондон: Британский музей. ISBN   978-0-7141-0962-6.
  • Годлевский, Влодзимеж (2002). «Введение в Золотой век Макурии». Бюллетень Африки. 50: 75–98.
  • Годлевский, Влодзимеж (2013a). «Архиепископ Георгиос Донгольский. Социально-политические изменения в королевстве Макурия во второй половине XI века» (PDF). Польская археология в Средиземноморье. 22: 663–677.
  • Годлевский, Влодзимеж (2013b). Донгола-древний тунгул. Археологический справочник (PDF). Польский центр средиземноморской археологии Варшавского университета. ISBN   978-83-903796-6-1.
  • Годлевский, Влодзимеж (2013c). «Королевство Макурия в 7 веке. Борьба за власть и выживание». У Кристиана Жюльена Робина; Джереми Шьеткатте (ред.). Les preludes de l'Islam. Разрывы и продолжение. стр. 85–104. ISBN   978-2-7018-0335-7.
  • Годлевский, Влодзимеж (2014). «Столица Донгола ранней Макурии: Цитадель - Скальные гробницы - Первые церкви» (PDF). Анжелика Лохвассер; Павел Вольф (ред.). Ein Forscherleben zwischen den Welten. Zum 80. Geburtstag von Steffen Wenig. Mitteilungen der Суданархеологический Gesellschaft zu Berlin Ev. ISSN   0945-9502.
  • Граецки, Вольфрам (2009). "Das Ende der christlich-nubischen Reiche" (PDF). Интернет-Beiträge zur Ägyptologie und Sudarchäologie. Х.
  • Грейзигер, Лутц (2007). "Ein nubischer Erlöser-König: Kus in syrischen Apokalypsen des 7. Jahrhunderts" (PDF). В Софии Г. Вашаломидзе, Лутц Грейзигер (ред.). Der Christliche Orient und Seine Umwelt.
  • Хаген, Джуст (2009). «Районы, города и другие места средневековой Нубии и Египта, упомянутые в коптских и старых нубийских текстах из Каср Ибрима». Судан и Нубия. 13: 114–119.
  • Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан. С седьмого по начало шестнадцатого века. Издательство Эдинбургского университета. OCLC   33206034.
  • Гессен, Герхард (2002). Die Jallaba und die Nuba Nordkordofans. Händler, Soziale Distinktion und Sudanisierung. лит. ISBN   3825858901.
  • Хендриккс, Бенджамин (2018). «Письмо эфиопского царя королю Нубии Георгию II в рамках церковной переписки между Аксумом, Нубией и Коптским патриархатом в Египте и событий 10 века нашей эры». Теологический журнал Pharos: 1–21. ISSN   2414-3324.
  • Холт, Пенсильвания (2011). История Судана. Пирсон Образование. ISBN   978-1405874458.
  • Якобельски, С. (1992). «Христианская Нубия на пике своей цивилизации». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Том III. Калифорнийский университет. ISBN   978-0-520-06698-4.
  • Хан, Джеффри (2013). «Средневековые арабские документы из Каср-Ибрима». Каср Ибрим, между Египтом и Африкой. Питерс. стр. 145–156.
  • Кропачек, Л. (1997). «Нубия с конца двенадцатого века до завоевания Фунджа в начале пятнадцатого века». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Том IV.
  • Колосовская, Эльжбета; Эль-Тайеб, Махмуд (2007). «Раскопки на кладбище Кассингер-Бахри, участки HP45 и HP47». Гданьский археологический музей Африканские отчеты. 5: 9–37.
  • Лев, Яаков (1999). Саладин в Египте. БРИЛЛ. ISBN   978-90-04-11221-6.
  • Лайтар, Адам; Плоценник, Томаш (2011). «Человек из Прованса на Среднем Ниле: граффито в Верхней церкви в Банганарти». В Лайтар, Адам; ван дер Влит, Жак (ред.). Нубийские голоса. Исследования христианской нубийской культуры. Таубеншлаг. стр. 95–120. ISBN   978-83-925919-4-8.
  • Лайтар, Адам; Очала, Гжегож (2017). «Неожиданный гость в церкви Сонци Тино». Dotawo: журнал нубийских исследований. 4: 257–268. doi : 10.5070/D64110003.
  • Лайтар, Адам; Очала, Гжегож (2021). «Христианский король в Африке. Образ христианских нубийских правителей во внутренних и внешних источниках». Добрый христианский правитель в первом тысячелетии. стр. 361–380.
  • Лайтар, Адам (2009). «Вариа Нубика XII-XIX» (PDF). Журнал юридической папирологии (на немецком языке). XXXIX: 83–119. ISSN   0075-4277.
  • Лайтар, Адам (2011). «Последняя продажа земли Касром Ибримом, 1463 г. н.э. (EA 90225)». Нубийские голоса. Исследования христианской нубийской культуры.
  • Лепаж, Клад; Мерсье, Жак (2005). Les églises historiques du Tigray. Древние церкви Тиграя. Издания Recherche sur les Civilizations. ISBN   2-86538-299-0.
  • Лохвассер, Анжелика (2013). «Дас „Энде фон Мероэ“». Gedanken zur Regionalität von Ereignissen". In Feder, Frank; Lohwasser, Angelika (eds.). Ägypten und sein Umfeld in der Spätantike. Vom Regierungsantritt Diokletians 284/285 bis zur arabischen Eroberung des Vorderen Orients um 635-646. Akten der Tagung vom 7–9 июля 2011 г., Мюнстер, Harrassowitz, стр. 275–290, ISBN.   9783447068925.
  • Мартенс-Чарнецка, Малгожата (2015). «Христианская Нубия и арабы». Студия Серанеа. 5: 249–265. дои : 10.18778/2084-140X.05.08. ISSN   2084-140X.
  • Макхью, Нил (1994). Святые Голубого Нила: создание арабо-исламской общины в нилотском Судане. Северо-западный университет. ISBN   0810110695.
  • Михаловски, К. (1990). «Распространение христианства в Нубии». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Том. II. Калифорнийский университет. ISBN   978-0-520-06697-7.
  • Облуски, Артур (2017). «Зимние сезоны 2013 и 2014 годов в Газалийском монастыре». Польская археология в Средиземноморье. 26/1.
  • Облуски, Артур (2019). Монастыри и монахи Нубии. Фонд Таубеншлаг. ISBN   978-83-946848-6-0.
  • Облуски, Артур; Годлевский, Влодзимеж; Колонтай, Войцех; и другие. (2013). «Здание мечети в Старой Донголе. Проект сохранения и возрождения» (PDF). Польская археология в Средиземноморье. Польский центр средиземноморской археологии Варшавского университета. 22: 248–272. ISSN   2083-537X.
  • Очала, Гжегож (2011). «Король Макурии в Кордофане». В Адам Лайтар, Жак ван дер Влит (ред.). Нубийские голоса. Исследования христианской нубийской культуры. Журнал юридической папирологии. стр. 149–156.
  • Очала, Гжегож (2014). «Многоязычие в христианской Нубии: качественный и количественный подходы». Dotawo: журнал нубийских исследований. Журнал юридической папирологии. 1. дои : 10.5070/D61110007. ISBN   978-0692229149.
  • О'Фахи, RS; Сполдинг, Джей (1974). Королевства Судан. Книги Метуэна Янга.
  • Осыпинская, Марта (2015). «Животные: археозоологическое исследование остеологического материала из Цитадели». Во Влодзимеже Годлевском; Дорота Дзержбицкая (ред.). Донгола 2012-2014 гг. Полевые работы, сохранение и управление сайтом. Польский центр средиземноморской археологии Варшавского университета. стр. 259–271. ISBN   978-83-903796-8-5.
  • Рилли, Клод (2008). «Братья-враги: родство и отношения между мероитами и нубийцами (ноба)». Между катарактами: материалы 11-й конференции нубианских исследований, Варшава, 27 августа - 2 сентября 2006 г. Часть первая. ПАМ. стр. 211–225. ISBN   978-83-235-0271-5. {{ cite book }}: Проверить |archive-url=значение ( справка ) CS1 maint: url-status ( ссылка )
  • Руффини, Джованни Р. (2012). Средневековая Нубия. Социальная и экономическая история. Оксфордский университет.
  • Руффини, Джованни (2013). «Новый свет на Королевство Дотаво». У Дж. ван дер Влита; Дж. Л. Хаген (ред.). Каср Ибрим, между Египтом и Африкой. Исследования в области культурного обмена (симпозиум NINO, Лейден, 11–12 декабря 2009 г.). Питерс. стр. 179–191. ISBN   9789042930308.
  • Сеньобос, Робин (2010). «La frontière entre le bilād al-islām et le bilād al-Nuba: enjeux et ambiguïtés d'une frontière immobile (VIIe-XIIe век)». Африки (на французском языке). doi : 10.4000/африка.800.
  • Сеньобос, Робин (2012). «Другая Эфиопия: Нубия и крестовый поход (12-14 века)». Анналы Эфиопии. Стол Ронде. 27: 307–311. doi : 10.3406/ethio.2012.1470. ISSN   0066-2127.
  • Сеньобос, Робин (2014). «Нубия и нубийцы в средневековой латинской культуре. Свидетельства карт (12-14 вв.)». В Андерсон, Джули Р.; Уэлсби, Дерек (ред.). Четвертая катаракта и не только: материалы 12-й Международной конференции по нубийским исследованиям. Паб Питерс. стр. 989–1005. ISBN   978-9042930445.
  • Сеньобос, Робин (2016). «Список молодых завоеваний Бейбарса Селон Ибн Шаддад (1217–1285)» (PDF). В А. Лайтар; А. Облуски; И. Зыч (ред.). Египет и Нубия Христиана. Юбилейный том Влодзимежа Годлевского по случаю его 70-летия (на французском языке). Польский центр средиземноморской археологии. стр. 553–577. ISBN   9788394228835.
  • Шинни, PL (1971). «Культура средневековой Нубии и ее влияние на Африку». В Юсуфе Фадле Хасане (ред.). Судан в Африке. Хартумский университет. стр. 42–50. OCLC   248684619.
  • Шинни, PL (1996). Древняя Нубия. Лондон: Кеган Пол. ISBN   978-0-7103-0517-6.
  • Шинни, PL (1978). «Христианская Нубия». В JD Fage (ред.). Кембриджская история Африки. Том 2. Кембридж: Кембриджский университет. стр. 556–588. ISBN   978-0-521-21592-3.
  • Шинни, PL (1965). «Новый свет на средневековую Нубию». Журнал африканской истории. VI, 3.
  • Симмонс, Адам (2019). «Изменяющееся изображение нубийского царя в песнях крестоносцев в эпоху расширения знаний». В Бенджамин Вебер (ред.). Круасады в Африке. Западные экспедиции на африканский континент, XIII–VVI века. Presses universitaires du Midi Méridiennes. стр. 25–. ISBN   978-2810705573.
  • Смидт, В. (2005). «Китайский фрагмент 8 века о нубийском и абиссинском царствах». В Вальтер Рауниг; Штеффен Вениг (ред.). Африканский горн. Харрасовиц. стр. 124–136.
  • Сполдинг, Джей (1995). «Средневековая христианская Нубия и исламский мир: пересмотр договора о Бакте». Международный журнал африканских исторических исследований. ХХVIII, 3.
  • Вантини, Джованни (1970). Раскопки в Фарасе.
  • Вантини, Джованни (1975). Восточные источники о Нубии. Heidelberger Akademie der Wissenschaften. OCLC   174917032.
  • фон ден Бринкен, Анна-Дороти (2014). "Spuren Nubiens in der abendländischen Universalkartographie im 12. bis 15. Jahrhundert". В Длугоше, Магдалена (ред.). Vom Troglodytenland ins Reich der Scheherazade. Archäologie, Kunst und Religion zwischen Okzident und Orient (на немецком языке). Фрэнк и Тимме. стр. 43–52. ISBN   9783732901029.
  • Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане Среднего Нила. Британский музей. ISBN   0714119474.
  • Уэлсби, Дерек (2014). «Королевство Алва». В Джули Р. Андерсон; Дерек А. Уэлсби (ред.). Четвертая катаракта и не только: материалы 12-й Международной конференции по нубийским исследованиям. Издательство Петерс. стр. 183–200. ISBN   978-90-429-3044-5.
  • Вернер, Роланд (2013). Das Christentum в Нубьене. Geschichte und Gestalt einer afrikanischen Kirche. лит.
  • Уильямс, Брюс Б.; Хейдорн, Лиза; Цакос, Александр; Тогда-Облуска, Иоанна (2015). «Нубийская экспедиция Восточного института (OINE)» (PDF). В Гил Дж. Штейн (ред.). Годовой отчет Восточного института за 2014–2015 гг. стр. 130–143. ISBN   978-1-61491-030-5.
  • Возняк, Магдалена (2014). «Королевская иконография: вклад в изучение костюма». Четвертая катаракта и не только. Материалы 12-й Международной конференции по нубийским исследованиям. Левен. стр. 929–941.
  • Вызгол, Мацей; Эль-Тайеб, Махмуд (2018). «Ранний исследовательский проект Макурии. Раскопки в Танкаси: первый сезон 2018 г.». Польская археология в Средиземноморье. 27: 273–288. дои : 10.5604/01.3001.0013.2004. ISSN   1234-5415.
  • Вызгол, Мацей (2018). «Украшенная бронзовая кадильница из собора в Старой Донголе». Польская археология в Средиземноморье. Польский центр средиземноморской археологии. 26/1: 773–786. дои : 10.5604/01.3001.0012.1811. S2CID   55185622.
  • Забкар, Луи (1963). «Епарх Нобатии как король». Журнал ближневосточных исследований.
  • Зелинская, Доброчная; Цакос, Александрос (2019). «Изображения архангела Михаила в настенных росписях средневековой Нубии». В Ингвильд Салид Гилхус; Александрос Цакос; Марта Камилла Райт (ред.). Архангел Михаил в Африке. История, Культ и Личность. Академик Блумсбери. стр. 79–94. ISBN   9781350084711.
  • Журавски, Богдан (2014). Короли и пилигримы. Церковь Святого Рафаила II в Банганарти, середина одиннадцатого - середина восемнадцатого века. ИКСиО. ISBN   978-83-7543-371-5.

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Координаты : 18,2167° с.ш. 30,7500° в.д. 18°13′00″ с.ш. 30°45′00″ в.д. /  / 18.2167; 30.7500

Последняя правка сделана 2024-01-01 03:44:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте