Мак Диздар

редактировать
Мак Диздар
Мак Диздар.jpg
Родившийся Мехмедалия Диздар 17 октября 1917 г. Столац, Кондоминиум Боснии и Герцеговины, Австро-Венгрия ( 1917-10-17)
Умер 14 июля 1971 г. (1971-07-14)(53 года) Сараево, СР Босния и Герцеговина, СФР Югославия
Занятие Поэт

Мехмедалия «Мак» Диздар (17 октября 1917 - 14 июля 1971) - боснийский поэт. Его поэзия объединила в себе влияние боснийской христианской культуры, исламского мистицизма и культурных остатков средневековой Боснии, особенно стеччи.

Его произведения « Камени спавач» («Каменный спящий») и « Модра риека» («Синяя река»), вероятно, являются важнейшими боснийскими поэтическими достижениями 20-го века.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Карьера
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Работа
  • 4 Диздар и Стеччи
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

биография

Ранний период жизни

Мехмедалия Диздар родилась во время Первой мировой войны в боснийской семье в Столаце, Босния и Герцеговина. Он был сыном Мухарема (умер в 1923 г.) и Незиры ( урожденной Бабович; 1881–1945). Мехмедалия была вторым из троих детей. Его старший брат Хамид был писателем. Сестра Мехмедалии Рефика (1921–1945) и мать были убиты в концентрационном лагере Ясеновац.

Карьера

В 1936 году Диздар переехал в Сараево, где он учился и окончил гимназию. Он начал работать в журнале Gajret, который регулировал его брат Хамид и который был основан Сафветом бегом Башагичем.

Диздар провел годы Второй мировой войны как сторонник коммунистических партизан. Он часто переезжал с места на место, чтобы избежать внимания властей Независимого государства Хорватия.

После войны Диздар был заметной фигурой в культурной жизни Боснии и Герцеговины, работая главным редактором ежедневной газеты Osloboenje ( Освобождение). Он возглавлял несколько спонсируемых государством издательств и в конечном итоге стал профессиональным писателем и президентом Союза писателей Боснии и Герцеговины, который занимал до самой своей смерти.

Личная жизнь

Сын Диздара Энвер (8 июня 1944 - 21 декабря 2012) был журналистом и публицистом.

Мак Диздар умер в 1971 году в возрасте 53 лет, пережив своих родителей и обоих братьев и сестер.

Работа

Стихотворение Мака Диздара о мемориале резни в Тузле : «Здесь не живут только для того, чтобы жить. Здесь не живут только для того, чтобы умереть. Здесь также умирают, чтобы жить». Бюст в Сараево

Dizdar в двух поэтических сборников и ряд более длинных стихотворений, Камени spavač ( Stone Sleeper) (1966-71) и Модра Риека ( Голубой реки, 1971), плавленый, казалось бы, разнородные элементы. Он черпал вдохновение в доосманской боснийской христианской культуре, в высказываниях неортодоксальных исламских визионеров-мистиков и в боснийской языковой идиоме 15 века. В его стихах упоминаются средневековые боснийские надгробия (« stećci » или «mramorovi» - мрамор) и их гномические надписи на эфемерности жизни. Он сформулировал своеобразное видение жизни и смерти, опираясь на христианские и мусульманские гностические представления о жизни как о проходе между «могилой и звездами», выражая гностический ужас телесности и ощущение блаженства вселенной.

Диздар и Стеччи

В Боснии и Герцеговине насчитывается около 60 000 стеччи и в общей сложности 70 000 в большем регионе. На стечи нанесены различные символы и иллюстрации. Многие символы на стечцах несли значительную религиозную символику в работах Диздара. Наиболее распространенными религиозными мотивами, видимыми на стечцах, были полумесяц, звезды и круги (представляющие солнце). Вторым по распространенности мотивом был крест, который никогда не появляется один. Его часто можно увидеть в унисон с полумесяцем и звездой, а также иногда с другими символами, такими как щит, меч, копье или флаги. Другими символами, использованными на стечцах, были люди с большой правой рукой, спиралью, изображения коло и оленя. Помимо резных символов на стечцах, на многих стечцах также были вырезаны короткие надписи или эпиграфы. Надписи на стечах характеризовали всю жизнь умерших - их привычки, способ их смерти, любовь к своей стране, в которой они лежат, и их страх перед смертью.

Диздар использовал символы и надписи на стечцах как основу своего самого известного произведения « Камени Спавач». Босния Диздара «определялась стигмой и стигмой Боснии в отношении вопроса о том, является ли она поэтическим ответом субъекта: ее вызовом мечтам». Диздар использовал символы и надписи на стечках, чтобы дать Камени Спавач историческую точку зрения, представив мир глазами средневековых народов, похороненных под стечцами. Представляя мир глазами каменных снов, погребенных под стечками, Диздар смог обсудить многие темы. Через стеччи он обсуждал темы «сокровенного жизненного пути происхождения, родины или ландшафтов, источников знаний, переживаний мира, нового и скоординированного расшифровки знаков, которые достигают своей сингулярности».

Диздар сказал, что темы, выраженные в надписях, были «тайнами Боснии». Сам Диздар описал важность и загадку стеччи, сказав: «Стечак для меня то, чем он не является для других, вещи, которые находятся на них или в них, другие не написали или не знали, что видеть. Это камень, но также и слово, это земля, но также и небо, это материя, но также и дух, это крик, но также и песня, это смерть, но также и жизнь, это прошлое, но также будущее ».

Мак Диздар также боролся против насильственного влияния сербского языка на боснийский в своей статье 1970 года «Marginalije o jeziku i oko njega».

После краха коммунизма и войны в Боснии и Герцеговине поэтическое великое произведение Диздара остается краеугольным камнем современной литературы Боснии и Герцеговины.

Рекомендации

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 03:30:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте