Маяз Рудаулви | |
---|---|
Родился | 19 октября 1911 г., Рудаули, Соединенные провинции Агра и Ауд, Британская Индия. |
Умер | 5 декабря 1955 г. (44 года) Лакхнау, Уттар-Прадеш, Индия |
Псевдоним | Маджаз Лахнави |
Занятие | Поэт |
Национальность | Индийский |
Жанр | Урду поэзии, Газаль, nazm, GEET |
Тема | Любовь, философия, революция |
Литературное движение | Движение прогрессивных писателей |
Родственники | Хамида Салим Сафия Ахтар (сестры) Джавед Ахтар (племянник) |
Часть серии по |
Движение прогрессивных писателей |
---|
Члены Писатели урду
Английские писатели Бенгальские писатели Пенджабские писатели Писатели хинди Кашмирские писатели Писатели маратхи |
Известные работы |
Связанные организации |
|
Асрар-уль-Хак (19 октября 1911 - 5 декабря 1955), более известный как Маджаз Лахнави, был индийским поэтом на урду. Он был известен своей романтической и революционной поэзией. Он сочинял газели и назмы на урду. Он приходился дядей по материнской линии поэту и сценаристу Джаведу Ахтару.
Маджаз родился 19 октября 1911 года в Рудаули в районе Барабанки на территории современного Уттар-Прадеша. Его семья была ветвью дворянской семьи, владеющей землей, но небогатой. Его брат Ансар Харвани был журналистом, и у него были две старшие сестры, а именно Сафия и Хамида. Сафия была женой поэта Яна Нисара Ахтара. Таким образом, Маджаз был дядей по материнской линии Джаведа Ахтара. Маджаз страдал нарушением слуха даже в детстве, и, вероятно, по этой причине он был несколько трудным, с неустойчивым поведением; он был угрюмым и к тому же одиночкой. У него была привычка бодрствовать всю ночь и тогда делать большую часть своей работы; в результате он получил прозвище «Джагган» («проснулся» на хинди).
Отец Маджаза, Серадж-уль-Хак, был выпускником университета в то время, когда это было редкостью; он поступил на государственную службу, занимал средние должности в регистрационном отделе, и, наконец, достиг звания помощника регистратора. Его командировали в основном в Лакхнау, но, поскольку его престарелые родители нуждались во внимании, он держал жену и детей в родовом доме в Рудаули, недалеко от Лакхнау, и навещал их примерно два раза в месяц. Таким образом, Маджаз вырос в основном в Рудаули и получил там основное образование. В конце 1920-х его отца перевели в Агра. Поскольку его родителей больше не было, а Агра находилась слишком далеко от Рудаули для частых посещений, Серадж-уль-хак решил взять с собой жену и детей.
Маджаз окончил школу в Агре в 1929 году и поступил в колледж Святого Иоанна. Практически сразу его отца перевели в Алигарх, и семья снова переехала, оставив Маджаз в общежитии. Молодой Маджаз впервые в жизни получил денежное пособие и свободу от орлиного надзора матери. Он вел себя как любой подросток его возраста, пренебрегал учебой, тратил время и деньги так, как ему нравилось, и проваливал экзамены. Тем не менее, он тратил время не на игры или неблаговидные дела, а на посещение мушира (поэтических симпозиумов) и музыкальных концертов. Именно в это время он познакомился как со старшими, так и с будущими поэтами Агры, включая Фани Бадаюни, Але Ахмад Сурур и Джазби. С трудом Маджаз, наконец, сдал свои промежуточные экзамены в 1931 году и вернулся к своим родителям в Алигарх, где его отец записал его на степень бакалавра в мусульманский университет Алигарха, его предметами были философия, экономика и урду. Он закончил учебу в 1935 году, снова потратив на это на год больше, чем следовало. Затем он поступил на степень магистра в тот же университет, но не относился к этому серьезно и так и не получил его.
Годы, которые Маджаз провел в мусульманском университете Алигарха, совпали с пребыванием там многих выдающихся поэтов и писателей урду. В те годы САМ действительно был рассадником литературных талантов. Здесь он вошел в контакт с Движением прогрессивных писателей под руководством К. М. Ашрафа и Абдула Алима. Маджаз жил и писал во времена, которые были исключительно яркими для поэзии; такие поэты, как Фаиз Ахмед Фаиз, Фани Бадаюни, Джазби, Махдум и Али Сардар Джафри были среди его сверстников. Они были не только его современниками, но и близкими друзьями. Другие, такие как Джош и Фирак, хорошо знали его. Его первый диван, Аханг, посвящен Фаизу и Джазби, которых он называет своим «дил-о-джигар», и Сардару Джафри и Махдуму, которые «просто даст-о-базу». Файз написал задумчивую прелюдию к Ахангу.
Маджаз отказался от степени магистра в Алигархе по финансовым причинам и переехал в Дели, где работал заместителем редактора журнала Awaaz (Call). Здесь он стал активно сотрудничать с делийским отделением Ассоциации прогрессивных писателей, которым руководит Шахид Ахмад Дельви. Он также работал на Всеиндийское радио в течение года, прежде чем переехать в Бомбей. В Бомбее он работал в Департаменте информации правительства Бомбея.
В 1937 году он вернулся в Лакхнау и вместе с Джафри и Сибте Хассан основал литературный журнал Parcham (Вымпел), который выходил только для одного номера. В Лакхнау он также работал в редакциях таких журналов, как Halqa-e-Adab (Круг литературы) и Naya Adab (Новая литература) вместе с Джафри и Сибте Хасан.
Маджаз умер 5 декабря 1955 года, когда в Лакхнау проходил первый Студенческий съезд урду. Его собрание соболезнований состоялось 7 декабря 1955 года в зале Рифа-и-Аам, и на нем присутствовали поэты и писатели со всей Индии.
Похоронен на кладбище в Лакхнау. На его могиле есть стих из одной из его газелей, написанных в 1945 году:
А после этого наступает утро и новое утро Маджаз Со мной кончается канун печалей Лакхнау.
Сборник стихов Маджаза включает: