Малер | |
---|---|
Оригинальный плакат испанской версии Малера | |
Режиссер | Кен Рассел |
Написано | Кен Рассел |
Произведено | Рой Бэрд |
В главной роли | Роберт Пауэлл Джорджина Хейл Ли Монтегю |
Кинематография | Дик Буш |
Под редакцией | Майкл Брэдселл |
Музыка | Густав Малер Рихард Вагнер |
Распространяется | Mayfair Films (США), Visual Program Systems Ltd. (Великобритания) |
Дата выхода | 4 апреля 1974 г. (Великобритания) 24 октября 1974 г. (Бельгия) февраль 1975 г. (США) |
Продолжительность | 115 мин. |
Страна | Объединенное Королевство |
Язык | английский |
Бюджет | 193 000 фунтов стерлингов или 168 000 фунтов стерлингов |
«Малер» - биографический фильм 1974 года, основанный на жизни австро-чешского композитора Густава Малера. Он был написан и направлен Кеном Расселом для Goodtimes Enterprises, а в главных ролях Роберт Пауэлл сыгралГустава Малера и Джорджину Хейл в роли Альмы Малер. Фильм был представлен на Каннском кинофестивале 1974 года, где получил главный технический приз.
Вступительные титры начинаются с маленькой хижины на пирсе у идиллического озера, вспыхивающего пламенем; затем женщина в коконе изо всех сил пытается вырваться из своей белой пеленки на открытом воздухе рядом с грубым вырезанным из камня головой Малера.
Структура фильма такова, что Малер и его жена Альма вернулись в Европу после дирижирования в Соединенных Штатах и едут в поезде в Вену. Люди заполняют платформы, чтобы поприветствовать его на каждой станции, но он заставляет Альму опускать шторы и не слушать речи людей и не получать их букеты. Вместо этого различные происшествия в поезде вызывают его воспоминания или видения, и мы их видим. Возлюбленный Альмы Макс также находится в поезде, убеждая ее покинуть Малер и сойти с ним за пару остановок до Вены.
Идиллическая хижина на пирсе видна в первом воспоминании: Малер пытается сочинить в ней, и он заставляет Альму обойти все озеро, замалчивая животных и шумящих людей. Ей это удается уговорами и раздачей пива.
Женщина, которая соглашается поменяться отделениями с парой, комментирует, что недавно сочиненная Девятая симфония Малера - о смерти; это расстраивает его, как и чье-то изречение, что после Бетховена ни один композитор не может написать больше девяти симфоний. У него сердечный приступ, и врач в поезде лечит и оживляет его, но он видит себя живым в стеклянном гробу, в то время как Альма и Макс игнорируют его мольбы, продолжают друг друга и кремируют его.
Другие воспоминания включают посещение австрийского императора Франца Иосифа по поводу работы музыкальным руководителем. Франц Иосиф слишком молод для начала 1900-х годов, когда действие происходит в фильме, и предъявляет все более возмутительные требования Малеру, в конце концов заставляя его раскрыть вещественные доказательства того, что он еврей, и отвергая его на этих основаниях. Оказывается, это не настоящий Император, а друг Малера, который думает, что он Император, а место действия - убежище. В другом эпизоде Альма тоже хочет сочинять музыку, и солистка Малера поет ее песню, но Малер говорит ей, что ее работа - жена и мать, а сочинение слишком напряженное, ссылаясь на их безумного друга и брата Малера, чьи неудачи в этом деле привели к тому, что его психическое расстройство и самоубийство. Альма с грустью хоронит свою песню в лесу и оплакивает ее.
Обращение Малера в католицизм выражается фантастической сценой, в которой он подвергается крещению огнем и кровью на вершине горы под председательством Козимы Вагнер, чье влияние как вдовы Вагнера означает, что ее антисемитизм является мощной силой в мире музыки. Она изображена гусино шагающей в ужасном макияже с черными губами, в прусском шлеме и купальном костюме с крестом спереди и свастикой сзади.
В последнем воспоминании Альма очень расстроен и нападает на него в хижине на пирсе, потому что он написал цикл песен «Песни о смерти детей» ( Kindertotenlieder). Это связано с фактической смертью одного из его детей, но на самом деле это произошло спустя годы.
Врач в поезде, который ухаживал за ним, сказал ему, что у него прекрасное здоровье. Малер говорит Альме, что у нее есть выбор: сойти до Вены с Максом на его остановке или остаться с ним. Она хочет знать, ставил ли он ее когда-нибудь перед своей музыкой; он говорит, что вся его музыка о и для нее, что она является его музыкой. Они целуются, и Макс выходит без нее. Затем Малер достаточно весел, чтобы показаться в окне поезда и принять букеты от фанатов.
Они прибывают в Вену, где врач сообщает по телефону обычному врачу Малера; последнее показывает, что Малер очень болен и ему осталось жить всего неделю или две. Железнодорожный врач встречает счастливую пару, когда они идут по станции, и начинает рассказывать Малеру истинное состояние его здоровья; но Малер говорит, что ему не нужно это слышать, потому что они с Альмой будут жить вечно.
Музыка к фильму состоит из записей Королевского оркестра Консертгебау под управлением Бернарда Хейтинка.
Рассел давно был поклонником музыки Малера. Он сказал, что основал фильм на «форме рондо в музыке, где вы представляете тему и следуете за ней с вариациями, затем возвращаетесь к теме и так далее. Моя тема была последней поездкой композитора на поезде перед его смертью. Во время путешествия мы вспыхиваем. вернемся к событиям из его жизни, как бы вариациям на тему. Они варьируются от страсти к комедии. Как и скерцо из его симфоний, некоторые сцены тоже довольно гротескны ».
Компания Дэвида Паттнама Goodtimes планировала снять серию из шести фильмов о композиторах, режиссером которых будет Кен Рассел. В число испытуемых входили Ференц Лист, Джордж Гершвин и Воан Уильямс ; они решили сначала заняться Малером. Национальная финансовая корпорация кинематографии прекратила свою поддержку до начала съемок, а это означало, что Паттнэм был вынужден урезать бюджет с 400 000 до 180 000 фунтов стерлингов. Рассел говорит, что у фильма были немецкие покровители, которые также отказались от съемок перед съемками, вынудив снимать фильм в Англии, а не в Германии. Рассел говорит, что Путтнэм не внес творческий вклад в создание фильма, в отличие от их следующего сотрудничества, Lisztomania.
Некоторые наружные части фильма были сняты в Борроудейле, в английском Озерном крае.
Фильм включал пародию на фильм Лукино Висконти « Смерть в Венеции», который не нравился Расселу. «Дирк [Богард] показал худшую игру в своей жизни в« Смерти в Венеции », - сказал Рассел. «Его характеристика не имела ничего общего с Малером. Малер никогда не разлагался, никогда не жалел себя, никогда не мечтал о прошлом. Все это было немного дерзко со стороны Висконти и очень ленивым. Он играл ту же тему Малера в каждую сцену ".
Согласно одной из версий, к 1985 году чистый убыток фильма составил 14 000 фунтов стерлингов. Однако Сэнди Либерсон из Goodtimes сказала, что «фильм продавался повсюду и приносил неплохую прибыль». Рассел также сказал, что фильм принес прибыль, но заявил в 1991 году, что никогда не видел своей доли.
Рассел только закончил тем, что снял еще один фильм с Путтнэмом, Листомания. За ним должен был последовать фильм о Вагнере, но его так и не сняли.