Махабхута

редактировать

Махабхута в переводе с санскрита и пали означает«великий элемент». Однако очень немногие ученые определяют четыре махабхуты в более широком смысле как четыре фундаментальных аспекта физической реальности.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 индуизм
  • 2 буддизм
    • 2.1 Определения
      • 2.1.1 Четыре основных элемента
      • 2.1.2 Пятый и шестой элементы
    • 2.2 Сенсорные качества, а не вещества
    • 2.3 Четыре фундаментальных аспекта, а не четыре элемента жестко
    • 2.4 Сотериологические применения
      • 2.4.1 Понимание страдания
      • 2.4.2 Объект медитации
    • 2.5 буддийские источники
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Библиография

индуизм

Основная статья: Панча Бхута Дополнительная информация: 36 таттв.

В священной литературе индуизма «великие» или «грубые» элементы ( махабхута) делятся на пять частей: пространство (или «эфир»), воздух, огонь, вода и земля.

Например, Taittirīya Upaniad описывает пять «оболочек» человека (санскрит: puru ṣ a ), начиная с самого грубого уровня из пяти развивающихся великих элементов:

С этого самих себя ( ā tman ) было пространство нарождаться; из космоса, воздуха; с воздуха, огня; из огня вода, из воды земля; из земли, растения; из растений, пищи; и от пищи, человек.... Different от и лежащей внутри этого человека формируется из сущности пищи самость ( ā tman), состоящий из lifebreath.... В отличии от и лежащего в этой самости, состоящей из дыхания является самостоятельным ( ā tman), состоящая из ума.... в отличии от и лежащего в этой самости, состоящей из ума самости ( ā tman), состоящая из восприятия.... в отличии от и лежащей в этой самости, состоящей из восприятия самости ( ā tman) состоящий из блаженства....

В « Шветашватара-упанишад» Бог назван источником великих элементов:

Некоторые мудрецы говорят, что это врожденная природа, а другие говорят, что пора - все полностью заблуждаются. Это скорее величие Бога, присутствующего в мире, посредством которого вращается это колесо брахмана. Кто всегда охватывает весь этот мир - познающий, созидатель времени, тот, у кого нет качеств, и тот, кто знает все, - в его распоряжении работа творения, которую можно представить себе как землю, воду, огонь, воздух., и пространство, разворачивается.

В той же Упанишаде также упоминается: «Когда возникают земля, вода, огонь, воздух и акаша, когда проявляются пять атрибутов элементов, упомянутых в книгах по йоге, тогда тело йога очищается огнем йоги, и он свободен. от болезней, старости и смерти ». (Стих 2.12).

буддизм

В буддизме четыре великих элемента (пали: cattāro mahābhūtāni) - это земля, вода, огонь и воздух. Махабхута обычно является синонимом катудхату, что на пали означает «Четыре элемента». В раннем буддизме Четыре Элемента являются основой для понимания, которое ведет через освобождение от «рупы» или материальности к высшему состоянию чистой «Пустоты» или нирваны.

Определения

В палийском каноне самые основные элементы обычно обозначаются числом четыре, но иногда может быть идентифицирован пятый и, в еще меньшей степени, шестой элемент.

Четыре основных элемента

В канонических текстах четыре Великих Элемента относятся к элементам, которые являются как «внешними» (то есть находящимися вне тела, например, река), так и «внутренними» (то есть элементами тела, такими как кровь). Эти элементы описаны следующим образом:

  • Элемент Земли ( pru ṭ havī-dhātu) Элемент Земли представляет качество прочности или сил притяжения. Любая материя, в которой силы притяжения проявляются в большей степени (твердые тела), называется земными элементами. Внутренние элементы земли включают волосы на голове, на теле, ногти, зубы, кожу, плоть, сухожилия, кости, органы, кишечник и т. Д.
  • Элемент воды ( āpa-dhātu) Элемент воды представляет качество текучести или относительного движения. Любая материя, в которой наблюдается относительное движение частиц, называется водной стихией. Внутренние водные элементы включают желчь, мокроту, гной, кровь, пот, жир, слезы, носовую слизь, мочу, сперму и т. Д.
  • Элемент огня ( teja-dhātu) Элемент огня представляет качество тепла или энергии. Любая материя, в которой преобладает энергия, называется стихией огня. Внутренние элементы огня включают те механизмы тела, которые производят физическое тепло, старение, пищеварение и т. Д.
  • Элемент воздуха (или ветра) ( vāyu-dhātu) Элемент воздуха представляет качество расширения или сил отталкивания. Любая материя, в которой проявляются силы отталкивания, называется воздушной стихией. Внутренние воздушные элементы включают воздух, связанный с легочной системой (например, для дыхания), кишечной системой («ветры в животе и кишечнике») и т. Д.

Любая сущность, обладающая одним или несколькими из этих качеств (силы притяжения, силы отталкивания, энергия и относительное движение), называется материей ( рупа). Материальный мир считается не чем иным, как комбинацией этих качеств, расположенных в пространстве ( акаша). Результатом этих качеств являются входы в наши пять чувств: цвет ( варна) для глаз, запах ( ганда) для носа, вкус ( раса) для языка, звук («шабда») для ушей и прикосновение, к телу. Материя, которую мы воспринимаем в своем уме, - всего лишь мысленная интерпретация этих качеств.

Пятый и шестой элементы

В дополнение к указанным выше четырем элементам первозданной материи в Палийском каноне иногда встречаются еще два элемента:

  • Элемент пространства ( ākāsa-dhātu) Элементы внутреннего пространства включают в себя отверстия тела, такие как уши, ноздри, рот, анус и т. Д.
См. Также: Молитвенный флаг § Цвет и порядок
  • Элемент сознания ( viññā ṇ a -dhātu) Описанный как «чистый и яркий» ( parisuddha ṃ pariyodāta ṃ), используется для познания трех чувств ( vedana ) удовольствия, боли и ни-удовольствия-ни-боли, а также возникновения и исчезновения чувственного контакта ( пхасса ), от которого зависят эти чувства.

Согласно Абхидхамма Питаке, «элемент пространства» определяется как «вторичный» или «производный» ( упада).

Сенсорные качества, а не вещества

В то время как в традиции Тхеравады, а также в самых ранних текстах, таких как Палийский канон, рупа (материя или форма) описывается как нечто внешнее, что действительно существует, в некоторых более поздних школах, таких как Йогачара, или «Только разум». «школа и школы, находящиеся под сильным влиянием этой школы, рупа означает как материальность, так и чувственность - это означает, например, тактильный объект, поскольку этот объект является тактильным и может быть воспринят. В некоторых из этих школ рупа не является материальностью, которую можно отделить или изолировать от познания; такая неэмпирическая категория неуместна в контексте некоторых школ буддизма Махаяны и Ваджраяны. С точки зрения йогачары, рупа - это не субстрат или субстанция, обладающая чувствительностью как свойство. Для этой школы он функционирует как воспринимаемая телесность, а материя, или рупа, определяется в его функции; что он делает, а не что это такое. Таким образом, четыре великих элемента представляют собой концептуальные абстракции, взятые из сенсориума. Это сенсорные типологии, а не метафизически материалистические. С этой точки зрения они не предназначены для объяснения материи как составляющей внешней, независимой от разума реальности. Эта интерпретация горячо оспаривалась некоторыми мыслителями Мадхьямаки, такими как Чандракирти.

Как четыре фундаментальных аспекта, а не как жестко четыре элемента

Очень немногие исследователи (виртуального) метаанализа ( буддизма и науки Тхеравады ) принимают более широкий взгляд на остальные концепции Будды о четырех махабхутах, что приводит к идее, что их не следует жестко переводить на землю или твердое тело, воду. или жидкость, воздух или газ, и огонь или плазма. Такие рассуждения рассматривают их как фундаментальные аспекты любого физического объекта, но определенно не очень части осязаемого объекта.

  • Патхави-дхату должна быть плотностью любой фундаментальной части массы; как только масса существует в действительности, она занимает объем в пространстве, и это один из четырех фундаментальных аспектов. Хотя Земля могла быть упомянута Буддой как лучший пример этой природы, любое твердое тело, жидкость или газ обладало бы собственной степенью этой природы.
  • Апо-дхату или апа-дхату должны быть объединенной природой текучести или вязкости, растворимости и, возможно, некоторых других аналогичных характеристик любого фундаментального элемента массы. Хотя Будда мог бы упомянуть воду как лучший пример этой природы, любое твердое тело, жидкость или газ будет обладать своей собственной степенью этой природы.
  • Вайо-дхату или вайу -дхату должны быть природой реагирующей силы или давления любой основной части объекта. Это проявляется в третьем законе движения Ньютона и в законе Паскаля. Хотя воздух мог бы быть упомянут Буддой как лучший пример этой природы, любое твердое тело, жидкость или газ обладало бы собственной степенью этой природы.
  • Теджо-дхату или теджа-дхату должно быть просто тепловой энергией. Хотя некоторые буддийские тексты содержат два типа теджо: огонь тепла и огонь (абсолютного) холода, в настоящее время мы понимаем, что холод - это всего лишь наша интерпретация ощущения чего-то с меньшей тепловой энергией, чем объект, поскольку любая частица с научной точки зрения не может иметь абсолютного значения. ноль тепла.

Сотериологические использования

Четыре элемента используются в буддийских текстах как для разъяснения концепции страдания ( дуккха ), так и как объекта медитации. Самые ранние буддийские тексты объясняют, что четыре основных материальных элемента - это твердость, текучесть, температура и подвижность сенсорных качеств; их характеристика как земля, вода, огонь и воздух, соответственно, объявляется абстракцией - вместо того, чтобы концентрироваться на факте материального существования, человек наблюдает, как физическая вещь ощущается, ощущается, воспринимается.

Понимание страдания

Четыре элемента, относящиеся к буддийскому понятию страдания, возникают из-за:

  • Четыре элемента являются основным компонентом «формы» ( рупа ).
  • «Форма» - это первая категория «Пяти совокупностей» ( кхандх ).

Схематично это можно представить в обратном порядке как:

Четыре благородные истины → Страдание → Совокупность → Форма → Четыре элемента

Таким образом, чтобы глубоко понять Четыре благородные истины Будды, полезно иметь понимание Великих Элементов.

Объект медитации

В Махасатипаттхана сутте («Великая беседа об основах внимательности», DN 22), перечисляя различные техники телесной медитации, Будда наставляет:

«... Как если бы опытный мясник или его помощник, зарезав корову, сидели на перекрестке с тушей, разделенной на части, так и монах рассматривает это самое тело... с точки зрения элементов:« Там находятся в этом теле элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха ». Итак, он пребывает в созерцании тела в теле... "

В хорошо известном списке Висуддхимаггов в сорока объектах медитации ( камма Tt HANA ), большие элементы перечислены в качестве первых четырех объектов.

Б. Алан Уоллес сравнивает медитативную практику Тхеравады по «вниманию к эмблеме сознания» с практикой в Махамудре и Дзогчен по «поддержанию ума на неконцептуальности», которая также направлена ​​на сосредоточение внимания на природе сознания.

Буддийские источники

В палийском каноне Четыре Элемента подробно описаны в следующих беседах ( сутте ):

  • Махахаттипадомпама Сутта («Великая беседа о подобии следа слона», MN 28)
  • Махарахуловада Сутта («Великая беседа с советами Рахуле», MN 62)
  • Дхатувибханга Сутта ("Изложение элементов", MN 140)

Четыре элемента также упоминаются в:

  • Кевадха Сутта ( DN 11)
  • Махасатипаттхана Сутта (DN 22)
  • Сатипаттхана сутта ( MN 10)
  • Хаббисодхана Сутта (MN 112)
  • Бахудхатука Сутта (MN 115)
  • Каягатасати Сутта (MN 119)
  • Анатхапиндиковада Сутта (MN 143)
  • Чатудхату-вагго ( СН гл. 14, подраздел IV), несколько бесед
  • Саддхаммапатипака Сутта (СН 16.13)
  • Биджа Сутта (SN 22.54)
  • Асивиса сутта (SN 35.197 или 35.238)
  • Кимсука Сутта (SN 35.204 или 35.245)
  • Дутия-миттамакча сутта (SN 55.17)
  • различные краткие беседы Самютта Никаи под названием «Дхату Сутта» (SN 18.9, SN 25.9, SN 26.9, SN 27.9)
  • Титта Сутта ( AN 3.61)
  • Нивесака Сутта (AN 3.75)
  • Рахула Сутта (AN 4.177)

Кроме того, в Visuddhimagga XI.27 ff подробно обсуждаются Четыре элемента.

Смотрите также

Заметки

  1. ^ Или, что буквально, «Великие Натуры». См. Rhys Davids amp; Stede (1921–25), стр. 507, запись «Бхута».
  2. ^ См., Например,Санскритский словарь Монье-Вильямса, где Махабхута определяется как «великий элемент, грубый элемент] (из которых насчитывается 5, а именно эфир, воздух, огонь, вода, земля... из тонкого [элемента] или Танматра...) ". Монье-Вильямс (1899), стр. 798, запись для «Mahā-», получена 24 декабря 2008 г. из «U. Cologne» на http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/MWScanpdf/mw0798-mahApheTkArIya.pdf.
  3. Перейти ↑ Gopal, Madan (1990). К.С. Гаутам (ред.). Индия сквозь века. Отдел публикаций, Министерство информации и телерадиовещания, Правительство Индии. п.  79.
  4. ^ ТУ 2.1–2.5, пер. Olivelle (1996), стр. 185–7.
  5. ^ SU 6.1–6.2, пер. Оливель (1996), стр. 263.
  6. ^ Шветашватар-упанишад
  7. ^ Обратите внимание, что палийское слово dhātu используется в палийском каноне во многих контекстах. Например, Bodhi (2000), pp. 527–8, определяет четыре различных способа использования дхату, в том числе в терминах «восемнадцати элементов» и, как в этой статье, в терминах «четырех основных элементов».
  8. ↑ Эти подробности об элементах можно найти вдискурсах Маджхима Никая. 28, 62, 140. Подробнее см. Ниже.
  9. ↑ Традиционный список частей тела, связанных с элементом земли, - это первые 19 из 31 части тела - от волос на голове до фекалий - которые в Палийском каноне обозначены как созерцание Патикуламанасикара с заключительной фразой «или что-то еще внутреннее, внутри себя он твердый, прочный и устойчивый »(перевод Таниссаро, 2003b).
  10. ^ Традиционный список частей тела водной стихии - это последние двенадцать из 31 части тела - от желчи до мочи, - идентифицированной всозерцаниях Патикуламанасикара, с запоминающейся фразой «или все, что внутреннее, внутри вас, является жидким, водянистым и». выдержанный »(пер. Таниссаро, 2003b).
  11. ^ «Элемент пространства» встречается в канонических дискурсах чаще, чем «элемент сознания». Примерами дискурсов, которые включают оба этих последних элемента, являются DN 33 (Walshe, 1995, p. 500, para. 16), MN 140 (Thanissaro, 1997c) и SN 27.9 (Thanissaro, 1994).
  12. Перейти ↑ Hamilton (2001), pp. 5, 35 n. 9. Для получения дополнительной информации о «первичном / не производном» и «вторичном / производном» материалах см. Статью « Рупа».
  13. ↑ Бодхи, Бхиккху, «Связанные беседы», Публикации мудрости, 2000, глава 22.94 «И что такое, монахи, что мудрые в мире считают существующим, о чем я тоже говорю, что оно существует? Форма, которая непостоянна., страдающий и подверженный изменениям: мудрые мира сего согласны с тем, что оно существует, и я тоже говорю, что оно существует ».
  14. ↑ Нарада Тхера, «Руководство Абхидхаммы», Буддийское миссионерское общество, 1956, стр. 342–343 «Буддизм не пытается решить проблему конечного происхождения материи. Он принимает как должное, что материя существует, и утверждает, что рупа развивается в четырех способами.
  15. ↑ Bodhi, Bhikkhu, «The Long Discourses», Wisdom Publications, 1995, глава 28 «Если, друзья, внутренне глаз не поврежден, но никакие внешние формы не входят в его диапазон, и нет соответствующего сознательного взаимодействия, тогда нет никакого проявления. соответствующей области сознания.Если внутренне глаз не поврежден и внешние формы входят в его диапазон, но нет соответствующего сознательного взаимодействия, тогда нет проявления соответствующей области сознания. Но когда внутренне глаз не поврежден, а внешний формы входят в его диапазон, и происходит соответствующее сознательное вовлечение, затем есть проявление соответствующей части сознания ». «Теперь наступает время, когда внешняя водная стихия нарушается. Она уносит деревни, поселки, города, районы и страны».
  16. ^ Дэн Люстхаус, Буддийская Феноменология: Философское исследование буддизма Йогачара и Чжэн Вэй-ши Лун. Рутледж, 2002, стр.183.
  17. ^ Дэн Люстхаус, Буддийская Феноменология: Философское исследование буддизма Йогачара и Чжэн Вэй-ши Лун. Рутледж, 2002, стр.184.
  18. ^ Noa Ронкин, Ранняя буддийская метафизика Делание традиции философском. Рутледж, 2005, стр. 56.
  19. ^ Буддистская философия Эфирные чтения,редакцией Уильяма Edelglass и Джей Garfield, Оксфорд Publications, 2009, Pages 309-319 «Что разумный человек будет смотреть на отрывок из этого же [Dasabhumikasutra] и представить себечто сознание существует как независимое дело (vastutah) ? Подобное понятие является не чем иным, как догматическим мнением. Отсюда следует, что выражение «только разум» служит только для пояснения того, что разум является наиболее значимым элементом [в опыте]. Этот текст не следует понимать как утверждение, что объективной формы не существует. (рупа) ". «Конечно, можно утверждать, что объективная реальность существует».
  20. ^ Дэн Люстхаус, «Что есть Йогачара, а что нет». Он специально обсуждает ранний буддизм, а также йогачару. «Архивная копия». Архивировано из оригинального 31 марта 2010 года. Проверено 12 января +2016.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка ).
  21. ^ Уолш (1995), стр. 338.
  22. ^ Б. Алан Уоллес, Мост покоя: испытание тибетской буддийской медитации. Издательство "Карус", 1998 г., стр. 257.
  23. ^ Таниссаро (2003b).
  24. ^ Таниссаро (2006).
  25. ^ Таниссаро (1997c).
  26. ^ Таниссаро (1997b).
  27. ^ Таниссаро (1997a).
  28. ^ Таниссаро (2003a).
  29. ^ Бодхи (2000), стр. 645-50.
  30. ^ Бодхи (2000), стр 680-1. Таниссаро (2005).
  31. ^ Бодхи (2000), стр 891-2. Таниссаро (2001).
  32. ^ Бодхи (2000), стр 1237-9. Таниссаро (2004а).
  33. ^ Бодхи (2000), стр 1251-3. Таниссаро (1998).
  34. ^ Бодхи (2000), стр. 1806.
  35. ^ Бодхи (2000), стр. 697.
  36. ^ Бодхи (2000), стр. 1006; Таниссаро (2004b).
  37. ^ Бодхи (2000), стр. 1010
  38. ^ Бодхи (2000), стр. 1014; Таниссаро (1994).
  39. ^ Таниссаро (1997).
  40. ^ Буддхагош (1999), стр. 343 и далее.

Библиография

  • Бодхи, Бхиккху (перевод) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта-никаи. Бостон: публикации мудрости. ISBN   0-86171-331-1.
  • Буддхагхоша, Бхадантачария (перевод с пали Бхиккху Шанамоли) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга. Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN   1-928706-00-2.
  • Гамильтон, Сью (2001). Идентичность и опыт: конституция человека согласно раннему буддизму. Оксфорд: Luzac Oriental. ISBN   1-898942-23-4.
  • Монье-Вильямс, Монье (1899, 1964). Санскритско-английский словарь (Лондон: Oxford University Press).
  • Шанамоли, Бхиккху (пер.) И Бодхи, Бхиккху (ред.) (2001). Рассуждения Будды средней продолжительности: Перевод Маджхима Никаи. Бостон: публикации мудрости. ISBN   0-86171-072-X.
  • Ньянапоника Тхера (пер.) (1981). Большой дискурс о аналогии со следом слона. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
  • Оливель, Патрик (1996). Упани ṣ объявления. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-283576-5.
  • Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–195). Пали-английский словарь Палийско-английского общества текстов [PED]. Чипстед: Палийское текстовое общество. Общая онлайновая поисковая машина для PED доступна в "Цифровых словарях Южной Азии" Чикагского университета по адресу http://dsal.uchicago.edu/ dictionaries/ pali/ (получено 14 июня 2007 г.).
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (1994). «СН 27.9: Дхату Сутта - Свойства» в Упаккилеса Самьютта: Осквернения ( СН 27.1–10). Получено 17 марта 2008 г. из «Access to Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn27/sn27.001-010.than.html#sn27.009.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (1997a). Каягата-сати сутта: внимательность, погруженная в тело ( MN 119). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" на http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.119.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (1997b). Кеватта (Кевадха) Сутта: Кеватте ( DN 11). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.11.0.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (1997c). Дхату-вибханга Сутта: Анализ свойств ( MN 140). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" на http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.140.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (1998). Кимсука Сутта: Древо загадок ( СН 35.204). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" на http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn35/sn35.204.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (пер.) (2001). Биджа Сутта: средства распространения ( СН 22.54). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.054.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (2003a). Анатхапиндиковада Сутта: Инструкции для Анатхапиндики ( MN 143). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" на http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.143.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (2003b). Маха-хаттхипадопама сутта: сравнение со следом великого слона ( MN 28). Получено 30 января 2008 г. из "Access to Insight" по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.028.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (2004a). Асивиса Сутта: Змеи ( СН 35.197). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn35/sn35.197.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (2004b). Дхату Сутта: Свойства ( СН 25.9). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn25/sn25.009.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (2005). Саддхаммапатирупака Сутта: Подделка истинной Дхаммы ( СН 16.13). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn16/sn16.013.than.html.
  • Таниссаро Бхиккху (перевод) (2006). Маха-Рахуловада Сутта: Великое наставление Рахуле ( MN 62). Получено 17 марта 2008 г. из "Access to Insight" на http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.062.than.html.
  • Уолш, Морис О'К. (пер.) (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи. Бостон: публикации мудрости. ISBN   0-86171-103-3.
Последняя правка сделана 2023-12-31 02:00:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте