Мадригальная комедия - это термин, обозначающий разновидность развлекательной музыки конца XVI века в Италии, в которой группы связанных мадригалов, как правило, а капелла, исполнялись последовательно, как правило, рассказывая историю, а иногда и имея свободный драматический сюжет. Это важный элемент в истоках оперы. Этот термин возник в 20 веке и популяризирован Альфредом Эйнштейном.
Первым сборником мадригалов, спетых как набор и рассказывающих связную (и в высшей степени комичную ) историю, был Il cicalamento delle donne al bucato (сплетни жен в прачечной) Алессандро Стриджио, написанный в 1567 году.
Ксилография актера, исполняющего пролог L'Amfiparnaso, Венеция, 1597 г.Позже Мадригал комедий иногда подразделяются на акты, в том числе и пролог, и при этом не «действовал» в смысле оперы, они могут быть выполнены на сцене со сложными нарисованными фонами (например, гравюра, показывающая пролог Орацио Векки в L 'Амфипарнасо (1597 г.): певец явно в костюме на фоне городской улицы). Однако направление Векки в партитуре состоит в том, чтобы певцы не играли, а чтобы аудитория восполняла действие внутренне, используя свое воображение. Он обращается к аудитории в прологе к произведению: «Зрелище, о котором я говорю, должно быть увидено в вашем уме; оно входит не через ваши глаза, а через ваши уши: вместо того, чтобы смотреть, слушать и молчать».
Эта форма была популярна, особенно в 1590-х годах и через несколько лет после 1600 года, только в Италии, но, кажется, потеряла популярность с появлением оперы прямо в 1600 году, хотя мадригалы а капелла также исчезали в это время. Музыка мадригальных комедий легка, а сюжет неизменно комический.
Основными композиторами мадригальной комедии были Алессандро Стриджио, Адриано Банкиери, Джованни Кроче и Орацио Векки.