Ума сцена является принятие безумия в опере или пьесы. Это была популярная традиция итальянской и французской оперы в первые десятилетия девятнадцатого века.
Безумные сцены часто создавались, чтобы дать звездным певцам шанс продемонстрировать свои способности, хотя многие из них также очень драматичны. Сочинение вокала часто бывает захватывающим и требовательным, требующим огромного мастерства. Большинство безумных сцен было написано для голоса сопрано, но есть примеры для баритона и тенора.
Чаще всего они связаны с произведениями периода бельканто, хотя примеры также можно найти в более ранних произведениях, таких как « Орландо» Джорджа Фредерика Генделя и « Идоменей» Вольфганга Амадея Моцарта. Почти все безумные сцены были составлены либо для Opere серии или Opere semiserie ; Гаэтано Доницетти был, вероятно, самым известным представителем этой формы.
После эпохи бельканто традиция писать безумные сцены в значительной степени исчезла, поскольку композиторы стремились привнести больше реализма в свои оперы. Совсем недавно некоторые композиторы вернулись к форме для драматического эффекта, особенно Бенджамин Бриттен в заключительном акте Питера Граймса.
Подобные приемы безумных сцен появлялись и в балетах, таких как « Жизель».
Современный музыкальный театр также находится под влиянием оперной сцены безумия, о чем свидетельствуют Суини Тодд и бульвар Сансет.