Македонское искусство - это искусство македонского Возрождения в византийском искусстве. Период последовал за концом византийского иконоборчества и длился до падения македонской династии, которая правила Византийской империей с 867 по 1056 год, зародившись в Македонии на Балканах. Это совпало с эпохой Оттоновского Возрождения в Западной Европе. В IX и X веках военное положение Византийской империи улучшилось, а искусство и архитектура возродились.
Сцены из Парижской ПсалтириСнова были введены в эксплуатацию новые церкви, и стиль византийской церковной мозаики стал стандартизированным. Лучше всего сохранились образцы монастыря Осиос Лукас в материковой Греции и Неа Мони Католикон на острове Хиос. Очень свободно расписанные фрески в Castelseprio в Италии многие историки искусства связывают с искусством Константинополя того периода.
Возродился интерес к классическим эллинистическим стилям и предметам, важным свидетельством которых является Парижская Псалтырь, и для изображения человеческих фигур использовались более сложные техники. Существовал также натуралистический стиль и более сложные техники древнегреческого и римского искусства, смешанные с христианскими темами, используемыми в искусстве.
Хотя монументальная скульптура крайне редка в византийском искусстве, в македонский период наблюдался беспрецедентный расцвет искусства скульптуры из слоновой кости. Многие изящные триптихи и диптихи из слоновой кости сохранились до наших дней, при этом центральная панель часто представляет либо деисус (как в триптихе Харбавиля ), либо Богородицу (как в триптихе в Лутон-Ху, датируемом периодом правления Никифора Фоки ). С другой стороны, шкатулки из слоновой кости (в частности, шкатулка Вероли из музея Виктории и Альберта ) часто украшены светскими мотивами, соответствующими эллинистической традиции, что свидетельствует о скрытом классическом вкусе в византийском искусстве.
Есть несколько важных сохранившихся зданий того периода. Предполагается, что обетная церковь Василия I Пресвятой Богородицы (ныне не сохранившаяся) служила образцом для большинства квадратных святилищ того периода, включая монастырскую церковь Осиоса Лукаса в Греции (около 1000 г.), Неа Мони на Хиосе (любимый проект Константина IX ) и монастырь Дафни недалеко от Афин (ок. 1050 г.).
Монастырь Хосиос Лукас XI века, представитель македонского Возрождения.
Фрески Хосиоса Лукаса
Мозаики Неа Мони Хиоса
«Давид играет на арфе» из Парижской Псалтири.
"Давид и Голиаф" из Парижской Псалтири
Вид на триптих Харбавиля
Часть серии о |
История греческого искусства |
---|
Греческий бронзовый век |
Древняя Греция |
Средневековая Греция |
Поствизантийская Греция |
Современная Греция |
|