М. В. Вильгельм Густлофф

редактировать

Bundesarchiv Bild 183-H27992, Lazarettschiff "Wilhelm Gustloff" в Данциге. Вильгельм Густлофф как корабль-госпиталь, прежде чем его переоборудовали в вооруженный военный транспорт. Пристыкован в Данциге, 23 сентября 1939 г.
История
Германия
Имя Вильгельм Густлофф
Тезка Вильгельм Густлофф
Владелец Deutsche Arbeitsfront.svg Немецкий трудовой фронт ( Deutsche Arbeitsfront)
Оператор Hamburg Süd
Порт регистрации Гамбург, Германия
Строитель Blohm amp; Voss
Расходы 25 миллионов рейхсмарок
Номер верфи 511
Положил 1 августа 1936 г.
Запущен 5 мая 1937 г.
Завершенный 15 марта 1938 г.
Идентификация Идентификатор радио (DJVZ)
Судьба Реквизирован в Кригсмарине 1 сентября 1939 г.
Германия
Имя Lazarettschiff D (Госпитальное судно D)
Оператор Военный прапорщик Германии (1935–1938).svg Кригсмарине (немецкий флот)
Приобретенный 1 сентября 1939 г.
В сервисе 22 сентября 1939 г. - 20 ноября 1940 г.
Положение дел С 20 ноября 1940 года переоборудован в плавучие казармы, включая перекраску с корабля-госпиталя на стандартный темно-серый.
Германия
Имя Вильгельм Густлофф
Оператор Военный прапорщик Германии (1938–1945).svg Кригсмарине
Приобретенный 20 ноября 1940 г.
Не работает Ноябрь 1940 г. - январь 1945 г.
Судьба Торпедирована и потоплена 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13.
Примечания Используется в качестве плавучих казарм для Второй учебной дивизии подводных лодок до тех пор, пока судно не вернется в строй, переправляя гражданских и военный персонал в рамках операции «Ганнибал».
Общие характеристики
Класс и тип Круизное судно
Тоннаж 25484 GRT
Длина 208,5 м (684 футов 1 дюйм)
Луч 23,59 м (77 футов 5 дюймов)
Рост 56 м (183 футов 9 дюймов)
Проект 6,5 м (21 фут 4 дюйма)
Колоды 5
Установленная мощность 9500  л.с. (7100 кВт)
Движение
Скорость 15,5  узлов (28,7 км / ч; 17,8 миль / ч)
Диапазон 12000  миль (22000 км) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль / ч)
Емкость 1465 пассажиров (по проекту) в 489 каютах
Экипаж
  • 417 круизный лайнер
  • 20 офицеров, 145 рядовых (военно-морские)
Вооружение

MV Wilhelm Gustloff - немецкий военно-транспортный корабль, который был потоплен 30 января 1945 года советской подводной лодкой  S-13 в Балтийском море во время эвакуации немецких гражданских беженцев из Восточной Пруссии, Литвы, Латвии, Польши и Эстонии и военнослужащих из Готенхафена ( Гдыня ). по мере продвижения Красной Армии. По одной из оценок, погибло 9400 человек, что делает это крупнейшей гибелью людей за всю историю одного затонувшего корабля.

Первоначально построенный как круизный лайнер для организации « Сила через радость нацистов» ( Kraft durch Freude) в 1937 году, Wilhelm Gustloff был реквизирован Кригсмарине (немецкий флот) в 1939 году. В 1939 и 1940 годах он служил госпитальным кораблем. использовался в качестве плавучей казармы для военно-морского персонала в Готенхафене, а затем был вооружен и введен в эксплуатацию для перевозки эвакуированных в 1945 году.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Конструкция и обозначение
  • 2 Круизный лайнер
    • 2.1 Спасение Пегуэя
    • 2.2 Аншлюс
    • 2.3 Легион Кондор
  • 3 Военная карьера
  • 4 Операция Ганнибал - эвакуация
    • 4.1 Тонет
    • 4.2 Убытки
  • 5 Последствия
  • 6 Обломки
  • 7 Популярная культура
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки

Строительство и нейминг

Wilhelm Gustloff был построен верфями Blohm amp; Voss. Измерение 208,5 м (684 футов 1 дюйм) длиной 23,59 м (77 футов 5 дюймов) в ширину, с мощностью 25,484  тонн брутто регистровых  (GRT), спущено на воду 5 мая 1937 года.

Первоначально предполагалось, что корабль будет называться Адольф Гитлер, но вместо этого он был назван в честь Вильгельма Густлоффа, лидера швейцарского отделения Национал-социалистической партии, который был убит еврейским студентом-медиком в 1936 году. Адольф Гитлер решил изменить название после сидения. рядом с вдовой Густлова во время его поминальной службы. После завершения ходовых испытаний в Северном море с 15 по 16 марта 1938 г. он был передан владельцам.

Круизное судно

Wilhelm Gustloff был первым специально построенным круизным лайнером для Немецкого трудового фронта ( Deutsche Arbeitsfront, DAF) и использовался дочерней организацией Strength Through Joy ( Kraft durch Freude, KdF). Ее цель состояла в том, чтобы обеспечить развлекательные и культурные мероприятия для немецких чиновников и рабочих, включая концерты, круизы и другие праздничные поездки, а также служить инструментом связи с общественностью, который представит «более приемлемый образ Третьего рейха ». До весны 1939 года он был флагманом круизного флота KdF, его последней гражданской ролью.

Корабль совершил свое неофициальное первое плавание с 24 по 27 марта 1938 года на борту австрийцев, пытаясь убедить их проголосовать за аннексию Австрии Германией. 29 марта он отправился в свой второй рейс с рабочими и их семьями с верфи Blohm amp; Voss в трехдневный круиз.

Спасение Пегуэя

В свой третий рейс Вильгельм Густлофф покинул Гамбург 1 апреля 1938 года под командованием Карла Люббе, чтобы присоединиться к кораблям KdF Der Deutsche, Oceania и Sierra Cordoba в групповом круизе по Северному морю. 3 апреля начался шторм с ветром до 100 километров в час (62 миль в час), который разнес четыре корабля. Между тем, ураган попал в шторм и на грузовом угольном судне Pegaway, брутто-тонна которого составляет 1836 тонн, которое 2 апреля отправилось из Тайна в Гамбург. Груз и техника были смыты с палуб Pegaway, и корабль потерял маневренность, поскольку шторм усилился. К 4 апреля он набирал воду и медленно тонул.

В 4 часа утра капитан Г. В. Уорд из Пегуэя издал сигнал SOS, когда корабль находился в двадцати милях к северо-западу от острова Терсхеллинг у побережья Нидерландов. Ближайшим из кораблей, ответивших на сигнал бедствия, был Вильгельм Густлофф, который прибыл в Пегуэй в 6 утра. Она спустила на воду свою спасательную шлюпку № 1 с экипажем из двенадцати человек под командованием второго помощника Мейера. Спасательная шлюпка с веслами не могла уйти в сторону Пегуэя в сильном море и выглядела опасной, что ее нужно будет спасти. Затем была спущена спасательная шлюпка № 6 с экипажем из десяти человек под командованием второго помощника капитана Шюрмана. Поскольку у него был мотор, он лучше справлялся с волнами.

После первой помощи своим товарищам по спасательной шлюпке № 1 вернуться к Вильгельму Густлоффу, Шюрманн смог добраться до Пегуэя. Один за другим 19 человек на Пегуэе прыгнули в море и были высажены на спасательную шлюпку № 6, причем они и команда спасательной шлюпки вернулись в Вильгельм Густлофф к 7:45 утра. К этому времени прибыл голландский буксир, но он не смог спасти Пегавей, который вскоре перекатился в порт и затонул. Спасательная шлюпка № 1 была настолько сильно повреждена волнами, что после того, как ее команда поднялась по лестницам к своему кораблю, она была брошена по течению, чтобы 2 мая ее выбросило на берег Терсхеллинга.

Аншлюс

8 апреля 1938 года Вильгельм Густлофф под командованием капитана Люббе отправился из Гамбурга в Англию, где встал на якорь более чем в трех милях от берега Тилбери, чтобы оставаться в международных водах. Это позволило ей действовать как плавучий избирательный участок для немецких и австрийских граждан, проживающих в Англии, которые хотели проголосовать на приближающемся плебисците по объединению Германии с Австрией. В течение 10 апреля 1172 немца и 806 австрийских избирателей были переправлены между доками в Тилбери на корабль, где 1968 голосов были отданы за профсоюз, а десять - против. После завершения голосования Вильгельм Густлофф отбыл и 12 апреля прибыл в Гамбург.

После следующего рейса с 14 по 19 апреля 1938 года корабль отправился в Osterfahrt (Пасхальное путешествие) перед своим официальным первым рейсом, который был предпринят с 21 апреля по 6 мая 1938 года, когда он присоединился к Der Deutsche, Oceania и Sierra Cordoba. в групповом круизе на острова Мадейра. На второй день плавания 58-летний капитан Люббе скончался на мостике от сердечного приступа. Его заменил Фридрих Петерсен, который до конца круиза командовал Вильгельмом Густлоффом. Петерсен покинул корабль, пока не вернулся в качестве капитана в ее роковое путешествие.

Кондор легион

В период с 20 мая по 2 июня 1939 года Вильгельм Густлофф был отвлечен от своих прогулочных круизов. Вместе с семью другими кораблями во флоте KdF она перевезла Легион Кондор обратно из Испании после победы националистических сил под командованием генерала Франсиско Франко в гражданской войне в Испании.

С 14 марта 1938 года по 26 августа 1939 года судно перевезло более 80 000 пассажиров в 60 рейсов по Европе.

Военная карьера

Немецкие солдаты, раненые в Нарвике, переправляются в Германию на Вильгельме Густлоффе в июле 1940 года.

С сентября 1939 по ноябрь 1940 года, Вильгельм Густлофф служил госпитальное судно, официально назначенный Lazarettschiff D. Начиная с 20 ноября 1940 года, с корабля сняли медицинское оборудование, и он был перекрашен из цветов госпиталя в белый с зеленой полосой в стандартный морской серый. Как следствие союзной блокады немецкой береговой линии, она была использована в качестве казарм корабль около 1000 подводных лодок обучаемых 2 Submarine Training Division (2. Unterseeboot-Lehrdivision) в порту Гдыня, который был занят Германия и переименована в Готенхафен, расположенный недалеко от Данцига ( Гданьск ). Вильгельм Густлофф просидел там в доке более четырех лет. В 1942 году SS  Cap Arcona использовался в качестве дублера для RMS  Titanic в немецкой киноверсии катастрофы. Снятый в Готенхафене 2-й учебный дивизион подводных лодок играл в фильме массовку. В конце концов, ее вернули на службу для перевозки гражданского населения и военного персонала в рамках операции «Ганнибал».

Операция Ганнибал - эвакуация

Основная статья: Операция Ганнибал

Операция «Ганнибал» представляла собой морскую эвакуацию немецких войск и гражданского населения из Польши и стран Балтии по мере продвижения Красной Армии. Вильгельм Густлофф " окончательное путешествие с было эвакуировать немецких беженцев, военнослужащих и техников из Курляндии, Восточной Пруссии и Данцига-Западной Пруссии. Многие работали на передовых оружейных базах на Балтике от Готенхафена до Киля.

В списках экипажа и пассажиров корабля было указано 6050 человек на борту, но в них не вошли многие гражданские лица, которые поднялись на борт корабля, не зарегистрировавшись в официальных записях о посадке. Хайнц Шен, немецкий архивист и выживший после Густлоффа, который подробно исследовал затопление в 1980-х и 1990-х годах, пришел к выводу, что на борту корабля находился экипаж из 173 человек (вспомогательные подразделения военно-морских сил); 918 офицеров, унтер-офицеров и солдат 2-й Унтерзеебут-Лердивизии ; 373 женщины-помощницы военно-морского флота; 162 раненых солдата и 8 956 гражданских лиц, всего 10 582 пассажира и экипаж. Среди пассажиров, помимо гражданских, были сотрудники гестапо, члены Организации Тодт и нацистские чиновники с семьями. Корабль был переполнен, и из-за температуры и влажности внутри многие пассажиры отказались от приказа не снимать спасательные жилеты.

Корабль покинул Готенхафен 30 января 1945 года в 12:30 в сопровождении пассажирского лайнера « Ганза», также заполненного гражданскими лицами и военнослужащими, и двух торпедных катеров. У Hansa и у одного торпедного катера возникли механические проблемы, и они не смогли продолжить движение, оставив Вильгельма Густлоффа с одним эскортом торпедного катера, Löwe. На борту корабля было четыре капитана ( капитан Вильгельма Густлоффа, два капитана торгового флота и капитан подводной лодки, размещавшейся на судне), и они не пришли к согласию относительно наилучшего курса действий для защиты от нападений подводных лодок. Вопреки совету военачальника, капитан-лейтенант Вильгельм Зан (подводник, отстаивавший курс на мелководье у берега и без огней), капитан Вильгельма Густлоффа Фридрих Петерсен решил отправиться в глубокие воды, которые, как известно, были очищены от мин. Когда ему сообщили таинственное радиосообщение о приближающемся конвое немецких тральщиков, Петерсен решил активировать красный и зеленый навигационные огни своего корабля, чтобы избежать столкновения в темноте, что позволило легко обнаружить Вильгельма Густлоффа в ночное время.

Поскольку Вильгельм Густлофф был оснащен зенитными орудиями, и немцы не отметили ее как госпитальное судно, не было получено никакого уведомления о ее работе в качестве госпиталя, и, поскольку она перевозила военнослужащих, у нее не было никаких охрана как госпитальное судно в соответствии с международными соглашениями.

Тонущий

Вскоре Вильгельм Густлофф был замечен советской подводной лодкой  С-13 под командованием капитана Александра Маринеско. Датчик подводной лодки на борту торпедного катера сопровождения замерз, что сделало его неработоспособным, как и его зенитные орудия, в результате чего суда остались беззащитными. Маринеско следовали корабли к их правому борту (мористый) сторона в течение двух часов, прежде чем сделать смелый шаг к поверхности его подводной лодке и направить его вокруг Вильгельма Густлоф " кормы с, чтобы напасть на него со стороны порта ближе к берегу, из которого атака будет менее ожидаемый. Около 9 часов вечера ( CET ), Маринеско приказал экипажу запустить четыре торпеды на Wilhelm Густлофа ' стороне порта s, около 30 км (16 NMI; 19 миль) от берега, между Großendorf и Леба. Первый получил прозвище «За Родину », второй - за Ленинград, третий - за советский народ, а четвертый, заклинивший торпедные аппараты и разобравшийся, «за Сталина ». Все три успешно выпущенные торпеды поразили Вильгельма Густлоффа с ее левого борта. Первая торпеда попала в носовую часть корабля, в результате чего водонепроницаемые двери перекрыли зону, в которой находились помещения, где спали неработающие члены экипажа. Вторая торпеда попала в жилые помещения для женского военно-морского флота, расположенные в осушенном бассейне корабля, выбив плитки бассейна с большой скоростью, что привело к тяжелым потерям; выжили только трое из 373 расквартированных там. Третья торпеда попала прямо в машинное отделение, расположенное на миде корабля, отключив все источники энергии и коммуникации.

По сообщениям, только девять спасательных шлюпок удалось спустить на воду; остальные замерзли в шлюпбалках, и их нужно было освободить. Примерно через двадцать минут после удара торпеды, Вильгельм Густлофф в список так резко к порту, что спасательные шлюпки, опущенные на высокой стороне правого борта врезались в наклонной сторону корабля, уничтожая многие спасательные шлюпки и проливая их обитатель.

Температура воды в Балтийском море в это время года обычно составляет около 4 ° C (39 ° F); однако это была особенно холодная ночь с температурой воздуха от -18 до -10 ° C (от 0 до 14 ° F) и ледяными полями, покрывающими поверхность. Многие смертельные случаи были вызваны либо непосредственно торпедами, либо утонувшими в набегающей воде. Другие были раздавлены в панике, вызванной паническими пассажирами на лестницах и палубах. Многие прыгнули в ледяную Балтику. Большинство погибших подверглись воздействию ледяной воды.

Менее чем через 40 минут после удара Вильгельм Густлофф лежал на боку. Спустя десять минут она затонула носом на глубине 44 м (144 фута).

Немецким войскам удалось спасти от атаки 1252 выживших: торпедный катер Т36 спас 564 человека; торпедный катер Löwe (бывший Gyller ), 472 года; тральщик М387, 98; тральщик М375,43 ; тральщик М341, 37; пароход Göttingen, 28; торпедно-эвакуационный катер ( Torpedofangboot) TF19,7 ; грузовое судно Gotenland - два; и патрульный катер ( Vorpostenboot ) V1703, один ребенок. Тринадцать оставшихся в живых умерли позже. Все четыре капитана « Вильгельма Густлоффа» пережили ее затопление, но официальное морское расследование было начато только против лейтенант-коммандера Зана. Однако степень его ответственности так и не была определена из-за краха нацистской Германии в 1945 году.

Убытки

По данным исследования Шена, потеря в результате затопления составила «9 343 мужчины, женщины и ребенка». Его недавнее исследование подтверждается оценками, сделанными другим методом. В эпизоде ​​« Нераскрытая история », который был показан в марте 2003 года на канале Discovery Channel, был проведен компьютерный анализ ее затопления. Используя морское программное обеспечение EXODUS, было подсчитано, что 9600 человек погибли из более чем 10 600 на борту. В этом анализе учитывалась плотность пассажиров на основе отчетов свидетелей и моделирования путей эвакуации и живучести с привязкой к графику затопления.

Последствия

Многие корабли с гражданскими лицами были потоплены во время войны союзниками и державами оси. Однако, судя по последним оценкам числа пассажиров и числа тех, кто, как известно, был спасен, Вильгельм Густлофф остается самой большой гибелью людей в результате затопления одного судна в истории мореплавания. Гюнтер Грасс сказал в интервью, опубликованном The New York Times в апреле 2003 года: «Одна из многих причин, по которым я написал« Крэбволк », заключалась в том, чтобы отвлечь эту тему от крайне правых... Они сказали, что трагедия Вильгельма Густлоффа была военным преступлением. Это не было. Это было ужасно, но это было результатом войны, ужасным результатом войны ».

Около 1000 немецких военно-морских офицеров и солдат были на борту во время гибели Вильгельма Густлоффа. Женщины, находившиеся на борту корабля во время затопления, были неточно описаны советской пропагандой как « сотрудники СС из немецких концлагерей ». Однако среди пассажиров было 373 женщины-помощника военно-морского флота, из которых выжили только трое.

В ночь с 9 на 10 февраля, всего через одиннадцать дней после затопления, S-13 потопил еще один немецкий корабль « Генерал фон Штойбен», в результате чего погибло около 4500 человек.

Перед тем, как потопить Вильгельма Густлоффа, капитан Маринеско предстал перед военным трибуналом из-за его проблем с алкоголем и из-за того, что его поймали в борделе, когда он и его команда были вне службы. Таким образом, Маринеско был признан «неподходящим для героя», и вместо того, чтобы получить звание Героя Советского Союза, он был награжден меньшим орденом Красного Знамени. Он был понижен в звании до лейтенанта и с позором уволен из ВМФ СССР в октябре 1945 года. В 1960 году Маринеско был восстановлен в звании капитана третьего класса и получил полную пенсию, а в 1963 году ему была проведена традиционная церемония награждения капитаном после его успешного возвращения. из миссии. Он умер через три недели от рака в возрасте 50 лет. Маринеско был посмертно назван Героем Советского Союза советским генеральным секретарем Михаилом Горбачевым в 1990 году.

Обломки

Иллюминатор от Вильгельма Густлофа, спасенные в 1988 году, в музее корабля Альбатрос в Damp в 2000 году. Модель Вильгельма Густлоффа в Морском мемориале Лабое

Вильгельм Густлофф, отмеченный как «Препятствие № 73» на польских навигационных картах и ​​классифицированный как военная могила, находится на 55 ° 04′22 ″ с.ш., 17 ° 25′17 ″ в.д., примерно в 19  морских милях (35 км; 22 мили) от берега., к востоку от Лебы и к западу от Владиславово (бывшие Леба и Гросендорф соответственно). Это одно из крупнейших кораблекрушений на дне Балтийского моря, которое вызывает большой интерес у охотников за сокровищами, ищущих потерянную Янтарную комнату. Чтобы защитить имущество на борту военной могилы, а также само затонувшее судно и окружающую среду, Морское управление Польши в Гдыне запретило дайвинг в радиусе 500 м (1600 футов) от места крушения.  / 55,0729 ° с. Ш. 17,4213 ° в. / 55.0729; 17,4213

В 2006 году колокол, извлеченный из обломков, который впоследствии использовался в качестве украшения в польском ресторане морепродуктов, был передан на частную выставку «Форсированные тропы» в Берлине.

Популярная культура

  • Книги:
    • Гюнтер Грасс : Im Krebsgang, переводится на английский как Crabwalk. Сочетает в себе исторические элементы, такие как гибель Вильгельма Густлоффа, с вымышленными элементами, такими как главные персонажи и события книги.
    • Рута Сепетис : Соль для моря. Историческая литература для молодежи о жизни четырех вымышленных персонажей во время эвакуации из Восточной Пруссии и гибели корабля «Вильгельм Густлофф». Обладатель медали Карнеги (2017).
    • «Я буду проклят», автобиография американского актера немецкого происхождения Эрика Бредена, опубликованная издательством Harper Collins в 2017 году, обсуждает, как он выжил после затопления MV Wilhelm Gustloff.
    • В прологе романа « Полярный сдвиг» рассказывается о гибели корабля, когда на борту находится боец ​​Сопротивления, пытающийся вывести ученого из рук нацистов.
    • Роман "Другая сторона тишины". Лондон: Quercus Филиппа Керра включает в свой сюжет гибель MV Wilhelm Gustloff, сочетая достоверные исторические факты и вымышленных персонажей.
  • Фильмы:
  • Документальные фильмы:
    • «Подводная лодка-убийца», эпизод из журнала «Тайны истории», 1999 год.
    • Die große Flucht. Der Untergang der Gustloff (Большой побег. Гибель Вильгельма Густлоффа), 2001.
    • «Крушение Вильгельма Густлоффа», Морские охотники (телепрограмма), 2002.
    • "Вильгельм Густлофф: Самая смертоносная морская катастрофа в мире", Нераскрытая история (телепрограмма), 2003.
    • Призраки Балтийского моря, 2006.
    • Тонущий корабль Гитлера, 2008. Документальный фильм National Geographic, в котором использованы обширные кадры из немецкого мини-сериала 2008 года.
    • Triumph Und Tragödie der Wilhelm Gustloff, 2012.

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • Добсон, Кристофер; Миллер, Джон; Пейн, Рональд (1979). Самая жестокая ночь. Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN   0-340-22720-6.
  • Грёнер, Эрих (1988). Hilfsschiffe II: Lazarettschiffe, Wohnschiffe, Schulschiffe, Forschungsfahrzeuge, Hafenbetriebsfahrzeuge (I). Die deutschen Kriegsschiffe 1815–1945 (на немецком языке). В. Кобленц: Бернард и Грефе. ISBN   3-7637-4804-0.
  • Хит, Тим и Коколин, Микела; Затерянное государство Гитлера: падение Пруссии и трагедия Вильгельма Густлоффа (Pen and Sword Military, 2020).
  • Каппес, Ирвин Дж.; Величайшая морская катастрофа в истории... и почему вы, вероятно, никогда о ней не слышали, 2003 год.
  • Лея, Майкл; Die letzte Fahrt der "Wilhelm Gustloff" ; ZDF (1 августа 2005 г.) сообщает, что более ранние оценки примерно 6000 утонувших были пересмотрены более свежими источниками в сторону увеличения до примерно 9300. Статья на немецком языке.
  • Мурхаус, Роджер; Корабль судьбы: История MV Wilhelm Gustloff (опубликовано независимо, 2018 г.).
  • Нивен, Билл; "Хороший капитан и плохой капитан:" Die Gustloff "Йозефа Вильсмайера и эрозия сложности" в German Politics amp; Society Vol. 26, № 4 (89), СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК: Динамика памяти в Германии в XXI веке (зима 2008 г.), стр. 82–98.
  • Пайпс, Джейсон; Мемориал Вильгельму Густлову.
  • Принц, Кэтрин Дж.; Смерть в Балтике: гибель корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны (St. Martin's Press, 2013).
  • Шен, Хайнц; Die Gustloff Katastrophe (Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2002).
  • Селлвуд, А.В. Проклятые не тонут (TBS The Book Service Ltd, Лондон, 1974).
  • Уильямс, Дэвид; Бедствия военного времени на море (Patrick Stephens Limited, Nr Yeovil, UK, 1997) ISBN   1-85260-565-0.

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Координаты : 55 ° 04′22 ″ с.ш., 17 ° 25′17 ″ в.д. / 55,0729 ° с. Ш. 17,4213 ° в. / 55.0729; 17,4213

Последняя правка сделана 2023-12-31 11:22:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте