M41, известный неофициально и чаще, как Памир ( русский : «Памирский Тракт», Памирский тракт) дорога пересекая гору Памира через Афганистан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан в Центральной Азии. Это единственный непрерывный маршрут через труднопроходимую горную местность, который служит основным маршрутом снабжения Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Маршрут используется на протяжении тысячелетий, так как существует ограниченное количество жизнеспособных маршрутов через высокие горы Памира. Дорога являлась одним из звеньев торгового пути древнего Шелкового пути. М41 - это советский номер дороги, но сегодня на дороге обычно нет никаких указателей, а только пункты назначения.
Источники расходятся во мнениях относительно конечных точек шоссе с Мазари Шариф, Афганистан ; Термез, Узбекистан ; Душанбе, Таджикистан ; и Хорог, Таджикистан, все предлагается в качестве начала дороги. Однако все источники сходятся во мнении, что шоссе заканчивается в Оше, Кыргызстан. Сегодня маршрут является частью автомагистрали М41, которая начинается в Термезе на 37 ° 12′39 ″ с.ш., 67 ° 16′20 ″ в.д. / 37,21083 ° с. Ш. 67,27222 ° в. / 37.21083; 67,27222 и заканчивается в Кара-Балте к западу от Бишкека, Кыргызстан, на 42 ° 49′40 ″. N 73 ° 52'53 "Е / 42,82778 ° с.ш. 73,88139 ° в. / 42,82778; 73,88139. Маршрут проходит на север через Термез, затем поворачивает на восток и пересекает Таджикистан. Затем он следует по общему маршруту на восток через Душанбе, столицу Таджикистана, в Хорог, пересекая реки Кафирниган, Вахш и Бартанг. Оттуда он продолжается на восток примерно 310 км до Мургаба, где пересекает реку Мургаб. Затем автомагистраль проходит через перевал Ак-Байтал высотой 4655 метров (15 270 футов) и мимо озера Каракуль, а затем пересекает Кыргызстан до конечной остановки в Оше.
Дорога была частично построена в конце 19 века (во время Большой игры ), а в основном в 1930-х годах Советским Союзом.
В 2000-е годы Памирский тракт был соединен с Китаем и Каракорумским трактом.
Памирский тракт обозначен как маршрут М-41 на большей части его протяженности в Таджикистане и Кыргызстане и известен как вторая по высоте международная автомагистраль в мире (4655 м). Участок между Душанбе и Мургаба имеет европейский маршрут номер E 008. Участок между Сары-Таш и Ош, Кыргызстан имеет европейский маршрут номер E 007.
Уровни строительства и обслуживания существенно различаются вдоль шоссе. На некоторых участках проезжая часть не заасфальтирована, но в остальном большая часть дороги заасфальтирована. За исключением участков в Кыргызстане и вблизи Душанбе, дорога на большей части своей длины серьезно повреждена эрозией, землетрясениями, оползнями и лавинами.
Иногда его называют «героиновым шоссе», по нему проходит большая часть из девяноста тонн героина, ежегодно перевозимого через Таджикистан.
Памырское шоссе в районе РушанаВ фильме 1985 года « Шпионы, похожие на нас» приманкам GLG-20, сыгранным Чеви Чейзом и Дэном Эйкройдом, предлагается встретиться со своими контактами на «дороге в Душанбе», имея в виду шоссе M41.