Различные модели критской лиры в музее греческих традиционных инструментов Афины. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другое имена | критская лира, эгейская лира |
классификация Хорнбостела-Сакса | 321.321-71. (лютня с шейкой звучит из лука) |
Развитый | 10 век нашей эры (оценка) |
Связанные инструменты | |
| |
Музыканты | |
|
критская лира (греч. : Κρητική λύρα) является греческим грушевидный, трехструнный смычок музыкальный инструмент, центральный элемент традиционной музыки Крита и других островов Додеканеса и Эгейский Архипелаг, в Греции. Критская лира считается самой популярной из сохранившихся форм средневековой византийской лиры, предка большинства европейских смычковых инструментов.
Лира держится на коленях игрока вертикально, как маленький виол, а не помещается под подбородок игрока, как скрипка. При нормальной игре правой рукой игрок держит лук в правой руке. Струны останавливаются, прижимая ногти левой руки игрока к стороне струны, а не прижимая струну к грифу. Это придает ему тон, отличный от скрипки. У старых лир (lyrakis) одна струна обычно не трогается и используется как дрон, играющая ту же ноту, пока мелодия проигрывается на двух других струнах
Критская лира тесно связана с смычковой византийской лирой, прародительницей многих европейских смычковых инструментов. Персидский географ 9-го века Ибн Хуррададхбих (ум. 911) в своем лексикографическом обсуждении инструментов упомянул лиру как типичный инструмент византийцев наряду с ургун (орган ), шиляни (вероятно, разновидность арфы или лиры ) и саландж (вероятно волынка ) (Margaret J. Kartomi, 1990).
Византийская лира распространилась на запад по Европе с неопределенной эволюцией; Ярким примером является итальянская lira da braccio, смычковый инструмент XV века и, возможно, предшественник современной скрипки. Смычковые инструменты, похожие на критскую лиру и прямые потомки византийской лиры, продолжали играть во многих поствизантийских регионах до наших дней с небольшими изменениями, например, Гадулка в Болгарии, изогнутая калабрийская лира в Италии и классический кеменче (турецкий: Armudî kemençe, греческий: Πολίτικη λύρα) в Стамбуле, Турция.
Что касается периода появления на острове смычкового инструмента, существует четыре школы мысли:
На протяжении веков и особенно во время существования острова Венецианская эпоха, скрипка оказала свое влияние на музыку Крита как в органологическом, так и в музыкальном аспектах, вызвав глубокие изменения в репертуаре инструмента., тюнинг, органология, музыкальный язык и исполнительская практика.
Существует три основных типа критских лир:
Влияние скрипки вызвало преобразование многих черт старой формы критской лиры (лираки) в современную лиру, в том числе ее настройку, практику исполнения и репертуар. В 1920 году виолончель была разработана местными производителями инструментов, чтобы передать звук и технические возможности скрипки старым византийским лиракам. Двадцать лет спустя новое сочетание лираки и скрипки дало жизнь лире обыкновенной. Другие типы включают четырехструнную лиру .
В 1990 году Росс Дейли разработал новый тип критской лиры, который включает элементы лираки, византийской лиры и индийского саранги. В результате получилась лира с тремя игровыми струнами длиной 29 см (такая же, как у стандартной критской лиры) и 18 симпатическими струнами, которые резонируют на мостах джавари в индийском стиле (количество симпатических струн было позже увеличено до 22).
Лира имеет корпус (кафка, или кафки) с грушевидной декой (капаки) или по существу овальной формы с два небольших полукруглых звуковых отверстия. Туловище и шея вырезаны из цельного куска состаренного дерева (возраст не менее 10 лет). Традиционно древесину тела получали из деревьев, растущих на Крите, таких как грецкий орех, шелковица и асфадамос, местное платан; сегодня он в основном импортируется.
дека также вырезана с более мелкой аркой и обычно изготавливается из прямослойной древесины хвойных пород: традиционно состаренные деревянные балки зданий (катрани) и, в идеале, 300-летние деревянные балки из венецианских руин. Раньше струны делали из кишок животных, а лук (доксари) - из волоса конского хвоста . В прошлом дуга лука обычно имела серию сферических колокольчиков, gerakokoudouna (ястребиные колокола), чтобы обеспечить ритмическое сопровождение мелодии при движении лука. Сегодня на большинстве лир играют смычками.
Метод анализа вибрации и характеристики верхних пластин критской лиры был описан в 2006 году.
Старая модель критской лиры (также называемая лираки ~ маленькая лира), настраивается 5-1-4. То есть средняя струна является самой низкой по высоте, а остальные - 4-й и 5-й над ней. Исполнитель играет мелодию на 1-й и 3-й струнах, используя 2-ю струну как гудок (Магрини, 1997), аналогично византийским лирам ок. 1190 г. н.э., найден при раскопках Новгорода (Энтони Бейнс, 1992).
Современная лира, смоделированная по образцу Стагакиса, настроена в квинтах на (G-d-a '), и, как и скрипка, в ней не используется струнный звук. Все струны можно перебирать и использовать в качестве мелодических.
Лира обыкновенная
Лираки
Критская лира до сих пор широко используется на Крите (см. Музыка Крита ), в некоторых острова Додеканеса и Эгейского архипелага, а также в некоторых частях северной Греции.
Среди известных критских исполнителей Лиры: Танассис Скордалос, Костас Маунтакис, Кареклас, Никос Ксилурис, Росс Дейли, Михалис Каллергис, Никос Гоняакис, Келли Тома, Пэрис Перисинакис, Димитрис Вакакис, Стелиос Петракис, Василис Скулас и Псарантонис. Сегодня на Родосе Яннис Кладакис известен тем, что возродил этот тип лиры на острове. Джорджия Дагаки известна игрой на инструменте у рок-певца Эрика Бурдона.
Критская лира - старый тип (лираки).
Критская лира - распространенный тип после 1940 года.
Лук со сферическими колокольчиками (геракокудоуна).
Критская лира с симпатичными струнами, созданная Россом Дейли.
Кареклас (1893-1980).
Псарантонис (1939-).
Псарантонис (урожденный Антонис Ксилурис)
Андреас Родинос