Лидия Велти-Эшер | |
---|---|
Портрет Лидии Эшер-Велти - Карл Штауффер-Берн, Kunsthaus Zürich | |
Родился | Лидия Эшер ( 1858-07-10)10 июля 1858 г. Цюрих-Энге |
Умер | 12 декабря 1891 г. (1891-12-12)(33 года) Женева-Шампель |
Памятники | Мемориальная доска Gottfried Keller Stiftung от Gesellschaft zu Fraumünster в музее Kunsthaus Zürich Площадь Лидии Велти-Эшер Хоф в Цюрихе |
Национальность | Швейцария |
Другие имена | Лидия Эшер |
Активные годы | 1874–1891 |
Известен | Швейцарский меценат |
Известная работа | Фонд Готфрида Келлера |
Супруг (а) | Фридрих Эмиль Велти |
Партнер (ы) | Карл Штауффер-Берн |
Лидия Велти Эшер (урожденная Лидия Эшер, 10 июля 1858 г. в Цюрих-Энге - 12 декабря 1891 г. в Женев-Шампель ) была швейцарской покровительницей искусств и дочерью Августы Эшер-Убель (1838–1864) и Альфреда Эшера (1819 г.) –1882), в том числе основатель Gotthardbahn. Лидия Эшер была одной из самых богатых женщин Швейцарии в 19 веке, покровительницей искусств и основала Фонд Готфрида Келлера.
Лидия Эшер родилась в семье Эшер фон Глас, старой и влиятельной семейной династии Цюриха, как дочь Августы Эшер-Убель (1838–1864) и Альфреда Эшера (1819–1882). Однако скандал вокруг ближайших предков Альфреда Эшера нанес ущерб репутации ее семьи. Ганс Каспар Эшер-Вердмюллер (1731–1781) произвел на свет внебрачного ребенка со служанкой в 1765 году и эмигрировал. Его сын Ханс Каспар Эшер-Келлер (1755–1831) чуть не довел Цюрих до финансового разорения, когда обанкротился. Наконец, отец Альфреда Эшера Генрих Эшер (1776–1853) сколотил состояние на спекулятивных сделках с землей и торговле в Северной Америке. В 1814 году Генрих вернулся в Цюрих и женился на Лидии Цолликофер (1797–1868) в мае 1815 года, имея двоих детей, Клементину (1816–1886) и Альфреда. В 1857 году Альфред Эшер женился на Августе Эшер-Убель (1838–1864): Лидия родилась в 1858 году, но ее сестра Хедвиг (1861–1862) умерла еще младенцем. Самоубийство Лидии 12 декабря 1891 года положило конец семейной линии Альфреда Эшера.
Дед Лидии Эшер Генрих Эшер построил загородный дом Belvoir на левом берегу Цюрихского озера в тогдашней деревне Энге, которая на сегодняшний день является районом Цюриха, где выросла и жила Лидия. Генрих Эшер смог полностью посвятить себя своей страсти к ботанике и своей энтомологической коллекции, о которой также заботились ее отец и Лидия. В возрасте четырех лет Лидия потеряла младшую сестру, а мать Лидии умерла в 1864 году. Таким образом, Альфред Эшер мог видеться с дочерью несколько раз в день, он снял для Лидии и ее гувернантки квартиру недалеко от своего рабочего места в городе Цюрих. Поскольку он больше не женат, Лидия все больше становится его близким другом и начала активно поддерживать его работу. Альфред Эшер старался как можно чаще проводить время с дочерью, и они поддерживали теплые отношения.
Юность Лидии Эшер существенно отличалась от юности других молодых женщин Цюриха буржуазного происхождения: Лидия вела переписку с отцом, вела домашнее хозяйство в имении Бельвуар, и она выросла в роли хозяйки и развлекательницы многочисленных гостей Альфреда Эшера. среди них был швейцарский поэт Готфрид Келлер, который также был другом отца. Лидия Эшер была уверенной в себе молодой женщиной, которая много читала, владела несколькими языками и с удовольствием посещала музыкальные и театральные представления. В письмах к подруге детства, художнице Луизе Бреслау, она велела брать уроки пения и игры на фортепиано, и Лидия была вдохновлена своим творческим гением.
Помимо личных выпадов со стороны политических противников, у отца Лидии были серьезные проблемы со здоровьем. На протяжении всей своей жизни он неоднократно страдал от приступов плохого самочувствия, и во многих случаях ему приходилось проводить длительные периоды выздоровления. Во время критического этапа строительства Готардского железнодорожного туннеля в середине 1870-х годов Эшер чуть не работал до смерти. В 1878 году он так сильно заболел, что не мог покинуть Бельвуар в течение нескольких недель. Его жизнь превратилась в постоянное чередование болезни и выздоровления. Однако, выполняя свои политические и деловые обязательства, в конце ноября 1882 года Альфред Эшер снова тяжело заболел, а утром 6 декабря 1882 года Альфред Эшер умер в своем имении Бельвуар. На протяжении всего времени Эшер с любовью заботился о своей дочери, и она считалась его единственной наперсницей, которая вела большую часть его переписки и сопровождала своего отца в его многочисленных поездках.
Поскольку отношения между Альфредом Эшером и его бывшим протеже Эмилем Велти и раньше ухудшались, Эшер был против помолвки Лидии с сыном Велти Фридрихом Эмилем. Поскольку помолвка уже была опубликована, Лидия вышла замуж после смерти своего отца 4 января 1883 года. Фридрих Эмиль Велти был сыном швейцарского федерального советника ( Бундесрата) Эмиля Велти, одного из самых влиятельных людей в Швейцарии на тот момент, и бывшего компаньона, а позже противник отца Лидии. Велти поднялся в швейцарских экономических кругах благодаря браку с Лидией и входил в совет директоров. Тем временем Лидия Велти-Эшер быстро наскучила, не удовлетворенная управлением сравнительно скромным хозяйством Велти, и скучала по интересным гостям и стимулирующим разговорам, как в доме ее отца. Через своего мужа она наконец вошла в контакт с его другом детства Карлом Штауффером-Берном, известным швейцарским художником, в августе 1885 года, и с тех пор Штауфер во время своих поездок в Цюрих был гостем в особняке Бельвуар. В своем собственном ателье в просторной парковой зоне Штауфер изобразил Лидию Эшер, а также отцовского друга Лидии Готфрида Келлера. Лидия и Эмиль Велти-Эшеры позволили Штауферу работать в Риме. В октябре 1889 года Лидия и ее муж переехали во Флоренцию, но вскоре после этого Фридрих Эмиль Велти по финансовым причинам вернулся в Швейцарию и оставил жену на попечение Карла Штауффера.
Лидия и Штауфер полюбили друг друга, и Лидия сказала матери Штауффера выйти за него замуж. В 1888 году, все еще находясь под покровительством своих покровителей, семьи Велти-Эшер, Карл Штауффер-Берн отправился в Рим, чтобы изучать скульптуру. В то время как там связь Лидии Велти-Эшер с ним привлекла внимание общественности, семья Велти была возмущена, а Лидия и Карл сбежали в Рим. Был предложен даже развод с ее мужем, но Велти связался с посольством Швейцарии в Риме и использовал свое значительное влияние, чтобы разлучить их. Лидию поместили в общественную психиатрическую больницу в Риме, а Штауфер-Берн посадили в тюрьму по обвинению даже в похищении и изнасиловании. Находясь там, Лидия разместила феминистское (освободительное) издание Gedanken einer Frau (буквально: мысли женщины) и планировала опубликовать его. Документ все еще исчез, как и большая часть всеобъемлющей корреспонденции Лидии Эшер, вероятно, за это время была уничтожена. Примечательно, что до сих пор значительная часть семейных архивов Велти недоступна для исследователей и историков.
В мае 1890 года полное психиатрическое заключение не показало никаких признаков психического заболевания, и Лидия Велти-Эшер была освобождена, она вернулась к своему мужу, хотя вскоре она подала на развод, который в конечном итоге был удовлетворен. В состоянии уныния из-за потери своей любви Карл Штауффер-Берн пережил нервный срыв, провел некоторое время в психиатрической больнице Сан-Бонифацио, а после освобождения предпринял попытку самоубийства с применением огнестрельного оружия. В январе 1891 года, будучи не в состоянии работать и, очевидно, страдая манией преследования, он покончил жизнь самоубийством.
После четырех месяцев интернирования в государственной психиатрической больнице в Риме Лидия Эшер, наконец, была возвращена мужем в Швейцарию. Она одобрила его желание развода и финансовое соглашение, по которому Лидия обязана выплатить Велти «компенсацию» в размере 1,2 миллиона швейцарских франков. В «высшем обществе» Цюриха Лидию больше не принимали, и она подвергалась остракизму как прелюбодейка. Поэтому она переехала в дом в Женеве-Шампель в конце лета 1890 года. Там Лидия Эшер завершила свою последнюю цель в жизни - основание Фонда искусств, позже названного Gottfried Keller Stiftung, который она посвятила своему отцовскому другу от нее. молодежь. Лидия Велти-Эшер решила покончить с собой 12 декабря 1891 года; она открыла газовый кран на своей вилле недалеко от Женевы.
Обсуждался спорный вопрос, была ли Лидия обследована , согласно биографии Йозефа Юнга, после заключения в психиатрической клинике в Риме и после возвращения в Швейцарию (снова) в клинике Кенигсфельдена, если она там проживала. Биограф Вилли Воттренг утверждал, что для дальнейшего пребывания в Кенигсфельдене нет никаких источников; Это важно, поскольку показывает, что Лидия Велти-Эшер сопротивлялась воле мужа и тестя, тем самым продемонстрировав себя эмансипированной женщиной после событий в Италии. Недавно опубликованное психиатрическое заключение о Лидии Эшер от 27 мая 1890 года показало, что ее заключение в клинике в Риме и диагноз систематического безумия были вымышленными. Также с сегодняшней точки зрения убедительны аргументация рецензентов и их вывод о том, что Лидия Эшер полностью сохраняла свое психическое здоровье.
Мать Лидии Августа Эшер (около 1850 г.)
Лидия Велти-Эшер, портрет Карла Штауффера-Берна (дата неизвестна)
Фридрих Эмиль Велти, фотография (художник и дата неизвестны)
Карл Штауффер-Берн, автопортрет (дата неизвестна)
Готфрид Келлер, портрет Карла Штауфера (1886)
В 1890 году, незадолго до конца своей трагической жизни, Лидия Эшер вложила состояние семьи Эшер в фонд, который она назвала Gottfried Keller-Stiftung (GKS), названным в честь Готфрида Келлера, которому ее отец постоянно поддерживал. Со своим оставшимся значительным активом - виллой Бельвуар и рыночными ценными бумагами на общую сумму 4 миллиона швейцарских франков - Лидия Эшер создала базу фонда. Согласно завещанию Лидии Эшер, фонд был основан 6 июня 1890 года и находился под управлением Федерального совета Швейцарии, поэтому Лидия Эшер желала заниматься патриотическим делом. Фонд должен также содействовать независимой работе женщин, по крайней мере, в области прикладного искусства, в соответствии с первоначальным намерением основателя. Эта цель была принята - но по настоянию Велти, а не в деле создания фонда. Фонд Готфрида Келлера стал, хотя и важным учреждением, собирающим произведения искусства, но феминистские заботы Лидии Эшер не были удовлетворены.
Фонд Готфрида Келлера на сегодняшний день базируется в Винтертуре и внесен в список швейцарских культурных ценностей национального и регионального значения.
Лидия Эшер считается выдающейся женщиной Belle Époque в Швейцарии, она взорвала близкие социальные и моральные стандарты существования своей связью с художником, к которому она открыто относилась; и, с другой стороны, историческое достижение Лидии Эшер заключается в создании фонда швейцарского искусства национального значения. Лидия Эшер, как видный меценат, была отмечена ассоциацией Gesellschaft zu Fraumünster по случаю ее 150-летия памятной доской, расположенной на месте перед Кунстхаусом Цюриха.
Лидия-Велти-Эшер-ХофЭто место было крещено 20 августа 2008 года в городе Цюрих как Лидия Велти-Эшер Хоф.