Лусакский манифест

редактировать
Эта статья посвящена декларации глав африканских государств 1969 года о правах человека и верховенстве белых. Декларацию Содружества Наций 1979 года по тому же вопросу см. В Лусакской декларации. О соглашении о прекращении огня в Анголе 1994 года см. Лусакский протокол.

Лусака Manifesto (первоначально Манифест о Южной Африке) представляет собой документ, созданный на Пятой конференции на высшем уровне стран Восточной и Центральной Африки, которые имели место между 14 и 16 апреля 1969 года в Лусаке, столице Замбии. Созданный в то время, когда Южно-Африканская Республика и связанные с ней режимы с белым правлением в Мозамбике, Родезии и Анголе были относительно сильными, но политически изолированными, Манифест призвал их отказаться от превосходства белой расы и правления меньшинства и выделил Южную Африку для апартеида. нарушение прав человека. В манифесте, который впоследствии был принят как Организацией африканского единства, так и Организацией Объединенных Наций, тринадцать глав государств предложили диалог с правителями этих южноафриканских государств при условии, что они признают основные принципы прав человека и свобод человека. Они также пригрозили поддержать различные освободительные войны, если переговоры не удастся.

Лусакский манифест представляет собой одну из двух стратегий борьбы с правлением белого меньшинства на юге Африки: попытаться сдержать насилие, сохранить статус-кво и постепенно улучшить гуманитарную ситуацию с помощью дипломатических средств, небольших реформ и компромиссов. Другая стратегия - вести войны за независимость - в конечном итоге возобладает.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Содержание
  • 3 Значение
  • 4 Прием
  • 5 Последствия
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Литература
    • 6.3 Дальнейшее чтение

Задний план

В конце 1960-х годов режим апартеида в Южной Африке становился все более политически изолированным, как на международном, так и на континентальном уровне. При премьер-министре Б. Дж. Форстере он разработал так называемую «внешнюю политику», попытку связать южноафриканские страны экономически и, таким образом, отговорить их от открытой критики его репрессивной внутренней политики. Поначалу против этой политики открыто выступали только Танзания при президенте Джулиусе Ньерере и Замбия при Кеннете Каунде, но их лоббирование заставило Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций (ГА ООН) отказаться от любого дальнейшего диалога с Южной Африкой.

В то время движения за независимость были сформированы на всех территориях юга Африки, где правят белые, либо с явной приверженностью партизанской войне и саботажу, либо недавно перешли от пассивного сопротивления, петиций и лоббирования к открытой вооруженной борьбе. Африканский национальный конгресс (АНК) в Южной Африке начал свое военное крыло Умконто сизва (МК) в 1961 году сразу же выполнило несколько диверсий против инфраструктуры страны. В 1962 году в Юго-Западной Африке было основано военизированное крыло СВАПО - Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН), первая военная операция произошла в Омугулугвомбаше в 1966 году.

И все же Южная Африка была политически сильной на момент принятия декларации, согласованной в Лусаке. Все его приграничные государства, за исключением Ботсваны, управлялись белыми меньшинствами. В Соединенных Штатах, национальная безопасность Исследования Меморандума № 39, выданные президент Ричард Никсон и госсекретарь Генри Киссинджером, только подтвердил, что «белые в Южной Африке [являются] там остаться». Меморандум 39, получивший прозвище « Тар-бэби- меморандум» за его неохотное принятие апартеида и правления меньшинства с целью обретения антикоммунистических союзников на юге Африки, укрепил позиции Южной Африки на международном уровне.

Премьер-министр Форстер в течение некоторого времени с 1968 года вел секретный разговор с Каундой, который в конечном итоге привел к манифесту. Угроза раскрыть существование и содержание этого разговора была издана Форстером, чтобы повлиять на публичное представление Каунды о политике Южной Африки. Когда Каунда не отреагировал, Форстер опубликовал полный обмен мнениями, а позже, в 1970 году, подтвердил его в парламенте Южной Африки.

Содержание

Манифест начинается с декларации о правах человека и равенстве и конкретно отвергает расовую дискриминацию, как существовавший тогда расизм белого меньшинства против чернокожих, так и дискриминацию черных против белых, широко распространенный страх белых меньшинств в то время. Далее он предлагает диалог с белым режимом в Южной Африке, заявляя, что подписавшие его стороны «будут вести переговоры, а не разрушать, говорить, а не убивать».

Для Намибии, Мозамбика, Родезии и Анголы манифест призывал к самоопределению и установлению правления большинства. Для Южной Африки его тон был резче, а его рекомендации пошли гораздо дальше, включая предложение исключить Южную Африку из всех международных политических и экономических органов. Это различие между предлагаемым отношением к Южной Африке и другим территориям, управляемым белыми, также содержало признание статуса Южной Африки как независимого, суверенного члена ООН, в то время как Намибия, Мозамбик, Родезия и Ангола были колониями без признания в качестве государств.

Значимость

Значение Лусакского манифеста сравнивают со значением Великой хартии вольностей и Хартии свободы. Либерализм, выраженный в нем, находился в прямой оппозиции к южноафриканскому апартеиду, который считал права и свободы отдельных людей равносильными коммунизму и несовместимыми с его собственной националистической политикой.

Манифест был опубликован в Великобритании в виде рекламы, оплаченной правительством Замбии, в The Times и The Guardian. Он был одобрен Организацией африканского единства (ОАЕ) и 24-й сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН).

ОАЕ выпустил несколько других документов после Лусакского манифеста касается ситуации в Южной Африке, например Могадисает декларацию 1970 и Дар - эс - Саламе декларации 1974 года они были в основном обновлением, без реальной утечки из манифеста «ы общего направления, хотя в ответ на полное неприятие первоначального документа Южной Африкой они написаны решительно более жестким тоном и гораздо больше подчеркивают поддержку вооруженных освободительных движений.

Прием

Северная Америка и бывшие колониальные державы в Европе положительно восприняли Лусакский манифест, как сообщается, «потому что Африка спорила, а не кричала».

Манифест был документом умеренного направления мысли о том, как улучшить положение чернокожих в Южной Африке. Он признал право всех белых, поселившихся на юге Африки, оставаться там. Он признал Южную Африку суверенным и независимым государством и не предлагал никаких изменений границ. Он выступал за бойкот и изоляцию, а не за вооруженное вмешательство или внутренний бунт в Южной Африке. Прежде всего, он призвал к переговорам и согласился с тем, что изменения не могут произойти в одночасье.

Лусакский манифест подвергся критике за то, что он не вовлекает ни одно из современных освободительных движений и, в более общем плане, за укрепление капитализма на африканском континенте, а не за поддержку различных социалистических движений того времени.

Белый южноафриканский режим отверг документ. АНК также был против Лусакского манифеста, поскольку, по их мнению, декларация узаконила режим апартеида, провозгласив его статус суверенного и независимого образования, признанного ООН. Они также критиковали, что призыв к мирному урегулированию был сделан в то время, когда Южная Африка военным путем вмешалась в Родезию, и что формулировка Манифеста искусственно разделяла освободительную борьбу в Южной Африке, Юго-Западной Африке и Родезии. В 1971 году АНК заявил, что:

Это трагедия, что теперь, когда черная Южная Африка развязывает решительную полномасштабную вооруженную борьбу против Форстера и его приспешников, африканские государства [...] сочли целесообразным вести «диалог» с белой Южной Африкой [....] Если и должен быть диалог, то он должен быть между Фостером и настоящими лидерами народа, Манделой, Сисулу, Мбеки, Катрада, Фишером, Мотсоаледи.

Однако главным разочарованием АНК было то, что его вооруженная борьба и борьба его единомышленников освободительных движений ФРЕЛИМО, МПЛА, СВАПО, ЗАНУ и ЗАПУ не получили прямой поддержки и скорее рассматривались как возможные будущие законные действия, даже если они уже были полностью осуществлены. качать.

В духе манифеста Намибия провела Конституционную конференцию в Турнхалле в период с 1975 по 1977 год, мероприятие, которое широко критиковалось за проведение "псевдореформ", укрепляющих расовую сегрегацию населения Намибии и косвенно усиливающих экономическую и политическую власть белого населения. Однако несколько чернокожих делегатов приветствовали начало официального общения между сторонами.

Ян Смит из Родезии провел несколько раундов переговоров с ZANU и ZAPU. Однако они перемежались военными действиями, иногда поддерживаемыми Южной Африкой. В 1975 году переговоры окончательно сорвались, и с 1976 года Прифронтовые государства поддержали вооруженное освобождение.

Ангола и Мозамбик уже находились в состоянии полномасштабных войн за независимость, Ангола с 1961 года и Мозамбик с 1964 года. Манифест не повлиял на развитие событий в этих странах. После успешного государственного переворота в Португалии 25 апреля 1974 года португальская колониальная держава рухнула, и португальским колониям было разрешено создавать правительства с правлением большинства. Это развитие стимулировало освободительные движения и на других территориях, где правят белые. После Алворского соглашения в январе 1975 года Ангола стала независимой в ноябре, положив конец войне за независимость, но начав разрушительную гражданскую войну. Мозамбик также стал независимым в 1975 году и пережил гражданскую войну с 1977 по 1992 год.

Последствия

Всего через несколько лет после Лусакского манифеста буфер из управляемых белыми стран к северу от Южной Африки быстро распался, вынудив режим апартеида придерживаться другого политического курса. Восстания середины 1976 года в Соуэто и Гугулету поставили страну на грань гражданской войны. Развития юга Африки Конференция по координации (ККЭРЮА), предшественник сегодняшнего Сообщества развития южноафриканских стран (САДК) была основана в 1980 году для того, чтобы «уменьшить зависимость государств - членов, в частности, но не только, на апартеида в Южной Африке». Белые правители Южной Африки в конечном итоге уступили власть черному большинству в 1994 году, но вместо того, чтобы действовать в соответствии с умеренными предложениями манифеста, столкнулись с войнами за независимость во всех пострадавших странах.

Рекомендации

Заметки

Литература

дальнейшее чтение

Последняя правка сделана 2023-04-17 02:18:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте