Лундский собор | |
---|---|
Лундс домкырка | |
Вид на Лундский собор с юго-востока | |
55 ° 42′15 ″ с.ш., 13 ° 11′36 ″ в.д. / 55,70417 ° с. Ш. 13,19333 ° в. / 55.70417; 13,19333 | |
Место нахождения | Лунд |
Страна | Швеция |
Номинал | Церковь Швеции |
Предыдущий номинал | Церковь Дании (до 1658 г.) Римско-католическая (до Реформации ) |
Веб-сайт | Сайт Собора |
История | |
Положение дел | собор |
Основан | Конец 11 века |
Преданность | Святой Лаврентий |
Освященный | 30 июня 1123 г. (склеп) 1 сентября 1145 г. (главный алтарь) |
Архитектура | |
Функциональный статус | Активный |
Обозначение наследия | Церковный памятник в базе данных зданий Шведского управления национального наследия. |
Архитектор (ы) | Донатус Адам ван Дюрен Карл Георг Бруниус Хельго Зеттервалль |
Стиль | Романский |
Характеристики | |
Длина | 85 метров (279 футов) |
Ширина | 30 метров (98 футов) |
Рост | 55 метров (180 футов) (до вершины башен) |
Администрация | |
Епархия | Лунд |
Духовенство | |
Епископ (ы) | Йохан Тирберг |
Lund собор ( Swedish : Lunds domkyrka) является собор в лютеранской церкви Швеции в Лунде, Scania, Швеция. Это резиденция епископа Лунда и главная церковь Лундской епархии. Он был построен как католический собор архиепископской кафедры всех северных стран, посвященный святому Лаврентию. Это одно из самых старых каменных зданий, которые до сих пор используются в Швеции.
Лундский собор называют «самым мощным представителем романской архитектуры в странах Северной Европы». На момент постройки Лунд и собор принадлежали Дании. Главный алтарь был освящен в 1145 году, и к тому времени собор был в значительной степени закончен; западные башни были построены несколько позже. В его архитектуре явно чувствуется влияние современной северно-итальянской архитектуры, переданной через долину Рейна. Первого архитектора звали Донат, хотя его точную роль в строительстве собора трудно определить. Новый собор был богато украшен каменной скульптурой, в том числе двумя необычными статуями в крипте, традиционно называемыми « Великан Финн и его жена », о которых сложилась местная легенда. Собор сильно пострадал в результате пожара в 1234 году, а основные реставрационные работы проводились в начале 16 века под руководством Адама ван Дюрена. После Реформации собор пострадал от упущенных доходов и обветшалости. В 1658 году город Лунд и собор вошли в состав Швеции после Роскилльского мирного договора. Лундский собор был местом проведения церемонии в честь основания Лундского университета в 1668 году. Ремонтные работы проводились в 18 веке, но в 1832 году было рекомендовано полное восстановление собора. Впоследствии большая часть собора была восстановлена и перестроена в течение большей части 19 века. Работы сначала возглавил Карл Георг Бруниус, а затем архитектор Хельго Зеттервалль и не были полностью завершены до 1893 года. Изменения, внесенные в течение 19 века, были обширными; среди прочего, Зеттервалл приказал снести всю западную часть, включая башни, и отстроить заново по его собственному проекту.
Средневековый собор содержит несколько старинных предметов обстановки и произведений искусства. Его главный алтарь был подарен собору в 1398 году, он также содержит готические хоры, бронзовые изделия и астрономические часы 15 века (хотя они были сильно отреставрированы в 1923 году). Когда он был построен, Лундский собор был щедро украшен каменными скульптурами в романском стиле. Он также содержит позднесредневековые каменные скульптуры времен реставрации Адама ван Дюрена. После Реформации собор также был оборудован украшенной кафедрой. Из более позднего сегодняшнего дня большая мозаики в апсиде, на Йоаким Skovgaard, установленная в 1927 году Кафедрального собора Лунда имеет шесть церковных органов, один из которых является самым большим в Швеции, а также используются в качестве места проведения концерта.
Христианские миссионеры из современной Германии и Англии принимали активное участие в христианизации Дании и боролись за влияние на королевство. В конце концов Дания стала частью Гамбургско-Бременской архиепископии. Лунд в то время был частью Дании. С консолидацией датской монархии во второй половине XI века и политическим кризисом в континентальной Европе появилась возможность для датских монархов обойти немецкое влияние на церковную политику в Дании. Епископский см был создан в Лунде в 1060 В то же время, другие см были созданы в Долби, недалеко Лунд, где Долбите Церковь была построена рядом с, что был возможна, королевский дворец. Однако, когда первый епископ Лунда ( Генрих Лундский ) умер, бывший епископ Далби, Эгино, был установлен в Лунде, а Далби был оставлен как резиденция епископа. В то же время в 1103 году Лунд был провозглашен архиепископской кафедрой, контролирующей все страны Северной Европы.
Собор был не первой церковью, построенной в Лунде; Самые ранние церкви (ныне исчезнувшие) были построены в городе в конце 10 века. Какое-то рудиментарное поселение, вероятно, существовало на месте Лундского собора в конце X - начале XI веков, но остатков построек там не обнаружено. Лундский собор - одно из старейших каменных зданий Швеции. В средние века собор был окружен несколькими зданиями, обслуживающими епархию, из которых сохранилась только Либериет, которая когда-то служила библиотекой.
Самое раннее письменное упоминание о церкви в Лунде, посвященной святому Лаврентию - покровителю Лундского собора в средние века - датируется 1085 годом. Немного более поздние источники упоминают как новую, так и старую церкви, посвященные святому Лаврентию. В 1940-х годах археологические раскопки в соборе обнаружили фундамент другой церкви внутри нынешнего здания. Точный возраст, форма и функция этого предшественника собора были предметом некоторых споров. Большинство ученых считают, что строительство церкви на месте Лундского собора было начато где-то во второй половине XI века. Спустя некоторое время почти на том же месте была начата постройка новой церкви, но большего размера в виде нынешнего собора. Части более ранней церкви могли быть включены в стены собора. Решение отказаться от Делби как епископства и сделать Лунд единственным архиепископством в Скандинавии, возможно, вызвало изменение планов.
Помимо безвестности, которая, таким образом, окружает самое начало истории собора, строительство Лундского собора, вероятно, является одним из наиболее хорошо задокументированных среди всех романских церквей. Два современных отчета о строительстве собора в виде иллюминированных рукописей Necrologium Lundense и Liber daticus vetustior до сих пор хранятся в библиотеке Лундского университета. Обе книги содержат заметки, написанные на латыни, с датами строительства. Самая старая часть собора - большой склеп. Его главный алтарь был открыт 30 июня 1123 года, за ним последовали северный (1126) и южный (1131) боковые алтари склепа. Только тогда собор начали использовать. Одна из основных функций склепа, по-видимому, заключалась в том, чтобы совершать крещения. Главный алтарь собора был посвящен святым Марии и святому Лаврентию 1 сентября 1145 года вторым архиепископом Лунда, Эскилем, на церемонии, на которой присутствовали епископы из современной Германии, Дании и Швеции. К тому времени строительство собора до более или менее нынешних размеров было завершено.
Необычно для того времени архитектор собора известен под своим именем Донатус. Это имя появляется как в Necrologium Lundense (как «Donatus Architectus»), так и в Liber daticus vetustior. Донат мог быть ответственным за планировку склепа и собора над землей до нынешних северных и южных порталов собора, хотя трудно сделать какие-либо окончательные выводы о его точной роли. То же самое и его преемник, возможно, строитель по имени Рагнар. Здание, построенное во времена Доната и его преемника, демонстрирует явное влияние романской архитектуры в Ломбардии, переданное через долину Рейна. Сам Донат, похоже, был из Ломбардии или, по крайней мере, получил образование в ней. Шпейерский собор в Западной Германии стилистически тесно связан с Лундским собором (особенно с криптой), и было высказано предположение, что Донат приехал в Лунд из Шпейера, где строительство более или менее прекратилось в 1106 году после смерти императора Генриха IV. Сходства также часто отмечались между собором Лунда и собором Майнца, а дизайн апсиды похож на дизайн базилики Святого Серватия в Маастрихте. На более общем уровне истоки стиля Лундского собора можно найти в базилике Сант-Амброджо ( Милан ), соборе Модены и нескольких церквях в Павии, все в северной Италии. Подобные стилистические влияния можно увидеть и в других соборах Дании того же времени, например, в соборе Рибе.
В строительстве Лундского собора, должно быть, участвовало большое количество людей, и это было коллективное мероприятие. В аналогичных, но несколько более поздних мастерских в Кельнском соборе и Кафедральном соборе Упсалы работало около 100 и 60 человек соответственно. Проект сыграл важную роль в создании мастерской, где можно было бы обучать местных мастеров, и, таким образом, распространить художественные влияния от континентальной Европы до Скандинавии. Скульпторы по камню Карл stenmästare [ sv ], Mårten stenmästare [ sv ] и Majestatis, вероятно, были скандинавами, получившими образование на строительной площадке. Многие ранние романские каменные церкви в сельской местности, особенно в Скании, но также и в остальной части современной Дании и Швеции, демонстрируют прямое влияние Лундского собора, особенно церкви Вя (Скания). Другими примерами являются, например, церковь Валби [ da ] ( Зеландия ), Старая церковь Ланнаскеде [ sv ] ( Смоланд ), церковь Хогстад [ sv ] ( Остергётланд ) и церковь Хавдхем ( Готланд ).
План и план здания, освященного в 1145 году, были аналогичны тому, что мы видим сегодня. Заметным отличием было то, что весь хор был отделен от нефа стеной и зарезервирован для духовенства. Башни были построены лишь несколько десятилетий спустя. Вероятно, намеревались снабдить собор сводами, но вместо них установили плоский деревянный потолок. Собор был украшен настенными росписями и почти наверняка витражами, но ничего из этого не сохранилось. В 1234 году собор сильно пострадал от сильного пожара. В последующие годы церкви были сделаны большие пожертвования на ремонт. Даже в этом случае необходимость в ремонте была постоянной на протяжении всего 13 века. После пожара перегоревший потолок заменили кирпичными сводами. Изменения коснулись и планировки самой западной части здания. Конфликт между королем Дании Кристофером I и архиепископом Якобом Эрландсеном разразился в 1257 году, частично из-за того, что хор был увеличен, а места королевской семьи переместились, что само по себе является свидетельством растущей мощи церкви. Две часовни были пристроены к собору в XIV и XV веках; один расположен рядом с двумя крайними западными отсеками южного прохода нефа, а другой является западным продолжением южного трансепта. Контрфорсы также были добавлены по частям к зданию в 13 и 14 веках, чтобы стабилизировать здание, которое испытывало нагрузку из-за новых, более тяжелых сводов, дополнительных часовен и постоянного звонка церковного колокола весом 8,5 тонн.
Немецкий скульптор и строитель Адам ван Дюрен, по- видимому, периодически работал над восстановлением и изменением собора между ок.1506 или 1507 и 1524. Несмотря на и в некоторой степени из-за работ, которые были проделаны в течение предыдущих столетий после большого пожара 1234 года, собор нуждался в полной реставрации. Адам ван Дюрен и его мастерская внесли несколько изменений и внесли свой вклад. В склепе была установлена новая дренажная система, и в рамках этой работы колодец, который, вероятно, заменил более ранний колодец в том же месте, был украшен сатирическими аллегориями. Мастерская ван Дюрена также создала два новых окна в хоре, построила большой контрфорс для поддержки южного трансепта (до 1513 года) и перестроила фронтон северного трансепта (1524 год), а также его своды. Новые окна значительно большего размера с остроконечными арками были установлены как в северной стене северного трансепта, так и в южной стене южного трансепта. Башни и западный фасад также были отремонтированы в 1512–1518 годах, а затем в 1527 году. Утверждалось, что собор, возможно, рухнул, если бы не работа, проделанная ван Дюреном.
После Реформации в 16 веке епархия потеряла большую часть своих доходов. Здание все еще подвергалось серьезным нагрузкам, не в последнюю очередь из-за использования большого церковного колокола, и пострадало во время периодических войн между Данией и Швецией ; в 1658 году Лунд навсегда стал частью Швеции. Несмотря на ремонт ван Дюрена, в 1682 году церковь была описана как «очень ветхая». В 18 веке часовни церкви использовались для похорон, а также в качестве импровизированного морга, где трупы иногда оставляли на несколько лет. Были предприняты попытки ремонта; среди них вся апсида была разобрана, а затем восстановлена. Однако многие из ремонтов были временными или серьезно ухудшили состояние здания. Король Швеции Густав III посетил склеп собора в 1785 году и выразил недовольство его состоянием. В 1812 году были снесены вышеупомянутые часовни XIV и XV веков.
Когда в начале 19 века прихожане захотели построить новый церковный орган, архитектор Аксель Нюстрём [ sv ] был приглашен для осмотра строения в 1832 году. Нюстрем рекомендовал полностью отремонтировать собор. Председатель совета, отвечающий за управление зданиями собора, Карл Георг Бруниус, был призван выполнить планы Нистрома, и он сделал это, одновременно внося изменения в соответствии со своими убеждениями. Он также написал первую систематическую историю искусства собора. Бруний переместил орган, отремонтировал склеп, установил ступеньки, соединяющие хор с нефом, и улучшил дренажную систему. Он также удалил современную мебель, перестроил некоторые контрфорсы и изменил камень большой части фасада. Бруниус вышел на пенсию из-за преклонного возраста в 1859 году, но, поскольку потребность в ремонте все еще оставалась существенной, в 1860 году молодой архитектор Хельго Зеттервалль был назначен для выполнения остальной части работ. Конфликт между Бруниусом и Зеттерваллем возник почти сразу, но Зеттервалль продолжал работать над восстановлением собора до 1893 года и в конечном итоге сумел реализовать большинство своих идей для собора. Компромисс в 1862 году предполагал, что датский архитектор Фердинанд Мелдал возьмет на себя основную ответственность, а Зеттервалл будет просто помогать Мелдалу. Однако вскоре стало очевидно, что Зеттервалл не согласится на второстепенную роль, а сам Мелдал не проявил особого интереса к проекту. В 1862 году Зеттервалл много путешествовал по Германии и Италии, чтобы изучить стилистически связанную архитектуру, а также посетить последние образцы реставрации зданий, чтобы он мог использовать этот опыт в своей работе в Лунде. В 1863 году он представил первое предложение о полной реставрации собора. Сам Зеттервалл считал это «разумной серединой между ремонтом и реконструкцией». Предложение означало бы удаление всех контрфорсов, новую крышу, полностью перестроенные башни и удаление больших готических окон в трансептах. Зеттервалл также предложил добавить восьмиугольный купол над переходом. Глубокие изменения коснутся и интерьера. В своем предложении Зеттервалл стремился уменьшить и усовершенствовать строительные объемы собора и создать единую композицию блочных элементов.
Предложение Зеттервалла подверглось критике, не в последнюю очередь со стороны Мелдала. Зеттервалл переработал это предложение и в 1864 году выдвинул пересмотренное, менее далеко идущее предложение, в частности, без центрального купола. Это предложение также было отклонено, и от плана капитального ремонта отказались; однако в то же время было решено, что Зеттервалл продолжит работу по ремонту собора и каждый год будет вносить изменения, которые сочтут необходимыми. Таким образом, Зеттервалль мог в течение следующих десятилетий по частям перестроить собор, в основном в соответствии с его проектом 1864 года.
Между 1832 и 1893 годами собор был радикально преобразован трудами Бруниуса и Цеттервалля. Все окна были заменены, несколько сводов и колонн были отремонтированы или перестроены, и оба архитектора внесли значительные изменения в трансепт. Как он и предлагал, Зеттервалл удалил все контрфорсы и снес всю западную часть церкви, включая башни, и перестроил их в соответствии со своими собственными неороманскими проектами.
В 20 веке внутри и вокруг собора проводились археологические раскопки. Здание также подверглось капитальной реставрации в 1954–1963 годах под руководством архитектора Эйлера Грёбе [ sv ]. За это время сняли декоративную роспись 19 века. Большая мозаика, украшающая апсиду, была установлена в 1927 году по проекту Йоакима Сковгаарда. В 1990 году планировка хора была изменена, и на перекрестке был установлен алтарь. Папа Франциск посетил собор 31 октября 2016 года, чтобы отметить 499-ю годовщину начала Реформации.
Лундский собор называют «самым мощным представителем романской архитектуры в странах Северной Европы». Он находится на некотором расстоянии от любых других построек и доминирует над своим окружением. Он состоит из двух башен, построенных Зеттерваллем, которые примыкают к главному входу с запада. Позади них неф с двумя проходами ведет к трансепту, который несколько выше нефа. Таким образом, небольшая лестница соединяет неф с хором, а также со склепом под хором. Хор заканчивается апсидой. Внутри бухты собора поддерживаются крестовыми сводами. Количество пролетов в проходах вдвое больше, чем в нефе. Арки, отделяющие неф от проходов, поддерживаются опорами и столбами переменной ширины. В склепе более сорока неглубоких сводов в паху, поддерживаемых колоннами с подушечками-капителями. Он слабо освещен низкими маленькими окнами и практически не изменился с 1123 года.
При взгляде снаружи различные элементы здания отчетливо видны как независимые объемы, «как если бы их можно было разобрать и снова собрать». Апсида собора представляет собой «сильно сочлененный» полукруг. По сравнению с его предшественниками в Майнце, его композиция несколько более сложная: три отдельных этажа, каждый из которых разделен на поля: нижний - лесенами, а средний - колоннами с украшенными капителями. Самая верхняя часть представляет собой галерею неглубоких цилиндрических сводов, поддерживаемых 21 меньшей колонной, которые открываются наружу. Апсида является наиболее хорошо сохранившейся частью романского здания и была описана как «художественная вершина экстерьера». Южный портал нефа, пожалуй, самый старый в соборе. Пять украшенных архивольтов, поддерживаемых небольшими колоннами с разнообразно украшенными капителями, обрамляют тимпанон, изображающий Агнца Божьего. Северный портал несколько позже и более богато украшен. Его тимпанон изображает Самсона, борющегося со львом. Две бронзовые двери, построенные Карлом Йоханом Дифверманом [ sv ], служат главным входом в центр западного фасада. У них есть 24 рельефа с сюжетами из Библии, особенно из Ветхого Завета. Над дверным проемом тимпанон изображает Христа, Канута IV Датского и Святого Лаврентия. В соборе две ризницы. Строительный материал собора - это в основном песчаник, добываемый в окрестностях Хёэра. Главные стены построены в виде ракушек из песчаника, заполненных полевым камнем, смешанным с известковым раствором. Толщина стен составляет от 2 до 3 метров (от 6,6 до 9,8 футов).
План c.1200.
Вид с воздуха с юго-востока
Вид от входа на восток
Вид с алтаря на запад
Что касается каменной скульптуры, Лундский собор был самым богато украшенным романским зданием, построенным в странах Северной Европы, по словам историка искусства Яна Сванберга [ sv ], и его скульптуры признаны высокого художественного качества. Пожалуй, наиболее известными и яркими из них являются скульптуры двух фигур, традиционно называемых « гигант Финн и его жена » в склепе. Согласно местной легенде, великан помог построить собор, и, когда ему не заплатили за его услуги, он попытался разрушить его, потрясая столбы, но окаменел. Большая из двух фигур обнимает колонну, а меньшая прикреплена веревкой к другой колонне. По словам историка искусства Мерета Линдгрена, эти скульптуры, вероятно, были предметом большего количества попыток объяснения, чем любые другие средневековые произведения искусства в Швеции. Большинство ученых сегодня полагают, что большая скульптура изображает Самсона, но что должна изображать меньшая фигура, неизвестно. Скульптуры датируются постройкой склепа, но были плохо обработаны, особенно в 18 веке, и потеряли большую часть своих первоначальных деталей.
Рифленые колонны, также найденные в склепе, похожи по стилю на английскую нормандскую архитектуру и могут указывать на то, что самые первые художественные влияния пришли из области, граничащей с Ла-Маншем. Однако, помимо этих колонн, богатый каменный орнамент явно выполнен в ломбардском стиле, что означает, что он связан с северным итальянским искусством того периода. Среди них - балдахин, теперь замурованный в восточной стене северного трансепта, который, возможно, был частью оригинального западного фасада; Его колонны имеют коринфские капители и поддерживают богато украшенный архивольт, на котором сохранились следы оригинальной краски. Напротив, на южной стене, находится балдахин меньшего размера, на котором сами колонны изображают скульптурных ангелов (один в перьевых колготках ), стоящих на львах. Подобные скульптуры существуют в Комо и Модене на севере Италии. Кроме того, все капители колонн в церкви сделаны вручную и могут быть разделены на две группы, отражающие либо классические, либо византийские влияния. Помимо богатого романского декора, Лундский собор также содержит несколько позднесредневековых скульптур, созданных Адамом ван Дюреном, как упоминалось выше. Некоторые из них изображают животных и содержат надписи на нижненемецком языке. Рельеф в южном трансепте, изображающий женщину Апокалипсиса в окружении святого Лаврентия и святого Канута, похож на портальный рельеф, сделанный ван Дюреном несколькими годами ранее в Глиммингехусе.
Средневековый главный алтарь был подарен собору в 1398 году Иде Педерсдаттер Фальк. Алтарь - один из группы стилистически похожих запрестольных образов, сделанный в каком-то городе на севере Германии, вероятно, мастером Бертрамом или в его мастерской. На его центральной панели изображена Коронация Богородицы, окруженная двумя рядами по 40 святых, 26 из которых являются подлинными. Двенадцать фигур были взяты из других средневековых запрестольных образов, а две из добавленных фигур относятся к 17 веку. Алтарь имеет ширину 7,6 метра (25 футов), но у него нет оригинальной пары крыльев.
Хор состоит из двух рядов средневековых хоровых кабинок на 78 мест. Деревянные прилавки датируются концом XIV века, вероятно, они были заказаны архиепископом Нильсом Йонсоном где-то между 1361 и 1379 годами. Ясно, что они сделаны несколькими разными резчиками по дереву, они имеют высоту около 3 метров (9,8 фута) без фронтонов и украшены резной резьбой. Детали. Это библейские сцены как из Ветхого, так и из Нового Завета, но в киосках также есть скупердяи, изображающие животных и другие мелкие детали. Их стиль - высокая готика, и они стилистически связаны с современным искусством долины Рейна. Они являются одними из крупнейших деревянных готических скульптур, сохранившихся до наших дней в северных странах, и были описаны как высококачественные на международном уровне. Хоры в соборе Лунда также придали стилистическое вдохновение хорам в соборе Роскилле и церкви Св. Бендта в Рингстеде.
Немного старше, чем хоры, находится трон епископа, который сохранился в поврежденном состоянии и помещен в южном трансепте. По конструкции он чем-то похож на хоры, но стилистически отличается и более тесно связан с современным искусством Северной Германии. В настоящее время рядом с епископским креслом также находится готическая скиния в виде украшенной деревянной колонны высотой 5 метров (16 футов). Он содержит два кабинета, увенчанных статуэткой святой женщины и увенчанной шестиугольным шпилем. Скинию отремонтировал Бруний в 19 веке. Святой может быть Ида из Тоггенбурга.
Астрономические часы Лундского собора, в настоящее время находится в западной части северного прохода, датируется позднего средневековья и был установлен в Лунд собор с.1425. В 1837 году разобран. Он был восстановлен по инициативе архитектора Теодора Валина [ sv ] и датского часовщика Юлиуса Бертрама Ларсена и вновь открыт в 1923 году. Верхняя часть, которая является оригинальной, - это часы, а нижняя часть, реконструированная, - календарь.. Дважды в день два рыцаря наверху сталкиваются мечами. Затем часы играют мелодию In dulci jubilo, и процессия фигур, представляющих трех Королей со своими слугами, проходит по циферблату часов. Подобные часы примерно того же периода известны в нескольких церквях в городах южной части Балтийского моря. В частности, часы в Доберанском соборе и церкви Святого Николая в Штральзунде очень похожи, и возможно, что часовщик Николаус Лилиенфельд, который сделал часы в Штральзунде, также сделал часы в Лунде. Часы были отремонтированы в 2009–2010 гг.
Украшенные традиционные часы 1623 года замурованы на противоположной стороне нефа, в западной стене южного прохода.
Собору также принадлежат три бронзовые колонны высокой готики со статуэтками, самая старая оставшаяся мебель в соборе и канделябр с семью ветвями конца средневековья. Две бронзовые колонны увенчаны ангелами, а третья - статуэткой Святого Лаврентия, держащего решетку, символ его мученичества. Вероятно, он датируется серединой 14 века, а две колонны с ангелами могут быть несколько позже. Колонна Святого Лаврентия составляет примерно 3 метра (9,8 фута) в высоту (а святой 70 сантиметров (28 дюймов)), в то время как колонны с ангелами немного меньше. Три колонны, вероятно, были сделаны в Любеке или Гамбурге. В настоящее время в южном трансепте находится семисвечник или подсвечник высотой 3,5 метра (11 футов) конца 15 века, изготовленный компанией Harmen Bonstede в Гамбурге. Он был доставлен в собор в разобранном виде, и на канделябре до сих пор видны следы инструкции по его сборке. Подобные канделябры были установлены в ряде скандинавских соборов примерно в то же время; хотя собор в Лунде больше, чем в соборах Орхуса, Рибе, Виборга и Стокгольма.
Нынешняя кафедра была введена в эксплуатацию в конце 16 века и отмечена датой 1592 года. Художником был Йоханнес Гансог из Франкфурта-на-Одере в современной Германии. Он с необычным техническим умением прикреплен к одной из колонн нефа, и в него можно попасть по лестнице, прорезанной внутри колонны. Строительный материал - песчаник, черный известняк и черно-белый мрамор, он частично окрашен и позолочен. Рельефы из алебастра на кулисах показывают сцены из Нового Завета.
В соборе похоронены несколько человек. В склепе находится самая старая могила в соборе, могила Германа из Шлезвига, который играл важную роль в качестве эмиссара архиепископа Асера Лундского при Папе и который, возможно, написал части вышеупомянутого Necrologium Lundense. Простой романский саркофаг с надписью на латыни и изображением титульного епископа расположен в апсиде склепа. Он датируется серединой 12 века. В склепе также находится более крупный надгробный памятник последнего архиепископа Биргера Гуннерсена [ sv ], который находится в центре склепа. Это своего рода вид, который не является необычным для континентальной Европы, но очень необычным для северных стран: большой каменный саркофаг, со всех сторон украшенный скульптурами с высоким рельефом и полномасштабным изображением епископа в парадном облачении на крышке. Он был построен Адамом ван Дюреном в 1512 году. Самый большой надгробный памятник в соборе - это памятник епископу Гансу Бросторпу, который умер в 1497 году и при жизни открыл Копенгагенский университет. Памятник построен из известняка с Готланда и декорирован невысоким рельефом.
Неф и проходы содержат несколько мемориальных досок и эпитафий. Несколько почитающих епископов, такие как Йохан Энгестрем [ sv ] (1699–1777) и Нильс Хесслен [ sv ] (1728–1811). Многие другие были сделаны для профессоров Лундского университета, например, Эберхарда Розенблада [ sv ] (1714–1796) и Эразма Сака [ sv ] (1633–1697). Самая старая эпитафия собора увековечивает память владельца замка Краггольм Лаве Браге [ sv ] (1500–1567) и его жену Гёрвель Фадерсдоттер (Спарре) (1509 или 1517–1605 ).
Купель собора является скудно украшенным Раннеготическим шрифтом сделан из красновато серого известняка.
Было сделано несколько обзоров и описаний флоры собора, а также растений, которые растут на его стенах. Первым, кто описал флору собора, был Даниэль Роландер, один из апостолов Линнея, который составил список сосудистых растений, мхов и лишайников, которые он обнаружил на этом здании в 1771 году. Он был заново открыт в 20 веке и опубликован в 1931 году. Элиас Магнус Фрис также сделал наблюдения о флоре собора в первой половине 19 века. Более систематические обзоры флоры здания были опубликованы в 1922 и 1993 годах (последнее касается только лишайников). Из видов, наблюдаемых на соборе, мельчайшая папоротниковая стена-рута ( Asplenium ruta-muraria) была упомянута еще в 1756 году Андерсом Тидстремом [ sv ] и, пожалуй, является наиболее заметным представителем соборной флоры. При обследовании флоры лишайников в 1993 году было обнаружено 15 видов. Один из них, Lecanora perpruinosa, ранее не встречался в провинции Скания.
Основание Лундского университета в 1666 году было подтверждено на церемонии в соборе 1668 года. После Реформации хор долгое время использовался в качестве классной комнаты сначала в Лундской кафедральной школе, а затем в университете. Некоторое время университет также использовал хор для хранения своей библиотеки. Собор до сих пор место для церемонии присуждения степеней нового врача в университете.
В соборе пять хоров взрослых и два детских. Собор также часто используется для проведения концертов.
В настоящее время в Лундском соборе шесть церковных органов, в том числе самый большой церковный орган в Швеции. Орган галереи был построен между 1932 и 1934 годами датской компанией Marcussen amp; Søn и отремонтирован той же компанией в 1992 году. Он имеет 102 остановки, распределенные между четырьмя руководствами и педалбордом. Всего 7 074 трубы. Самый маленький орган находится внутри астрономических часов, где он играет In dulci jubilo.