Луис де Милан (также известный как Луис дель Мила или Луис Милан ) (ок. 1500 - ок. 1561) был испанским композитором эпохи Возрождения, виуэлистом и писателем о музыке. Он был первым композитором в истории, опубликовавшим музыку для vihuela de mano, инструмента, который использовался в основном на Пиренейском полуострове и в некоторых итальянских государствах в 15 и 16 веках, а также он был одним из первых музыкантов, определивших словесный темп. указания в его музыке.
Фронтиспис к Libro de música de vihuela de mano intitulado El maestroВероятно, он всю жизнь прожил в Валенсии, хотя детали в лучшем случае отрывочны. Судя по всему, он работал при дворе герцога примерно до 1538 года. В 1535 году он опубликовал свою первую книгу - игру в салоне с музыкой под названием El juego de mandar. В следующем году он выпустил свою самую важную книгу.
« Libro de música de vihuela de mano intitulado El Maestro» Милана была напечатана в декабре 1536 года и посвящена королю Португалии Иоанну III. Посвящение и включение шести вилланчико на португальском языке предполагает, что Милан ездил в эту страну и проводил там время.
El Maestro - это первый сборник музыки виуэла в истории, частично предназначенный для изучающих игру на инструменте, с оценками, представленными по классам от простого к сложному, чтобы виуэлисты могли переходить от элементарных пьес к более сложным. Набор разделен на две книги, одна только для виуэлы, а другая для голоса и виуэлы. ( Разбивка его 72 работ находится в испанской Википедии.) В инструментальном сборнике сорок фантазий, шесть паван и четыре тиенто. Для голоса, есть двенадцать вильянсико~d, четыре романсы и шесть sonetos (сонеты). Все это относится к кастильским текстам, за исключением сонетов на итальянском языке и половины вилланчико, как уже отмечалось.
Большая часть коллекции требует значительной виртуозности. Тем не менее, не весь орнамент представлен подробно. Стиль композиций варьируется от простого омофонии до полифонии и виртуозного пассажа; также встречается необычный хроматизм, в том числе странные двойные перегибы, которые в то же время были довольно редки в музыке из других частей Европы. Похоже, что книга была подготовлена с большой тщательностью; альтернативные отрывки даются для игроков, которые хотят избежать более виртуозных партий, части пьес указаны как необязательные, и он предоставил описательные указания темпа, например, ni muy apriessa ni muy a espacio sino con un compás bien mesurado ("не слишком быстро ни слишком медленно, но умеренно »).
Последняя публикация Милана «Эль Кортесано» (1561 г.), созданная по образцу « Иль Кортеджано » Бальдассаре Кастильоне, дает яркую и увлекательную картину жизни при дворе валенсийских герцогов. Хотя в нем нет музыки, это ценный отчет профессионального музыканта того времени.
Музыка Луиса де Милана популярна среди исполнителей, играющих на современной классической гитаре, потому что ее очень легко адаптировать к их инструменту.