Современная реконструкция. Музей археологии Кинтана в Кюнцинге, Германия | |
Жанр (ы) | Настольная игра Абстрактная стратегическая игра |
---|---|
Игроки | 2 |
Время установки | 1 минута |
Время игры | Неизвестный |
Случайный шанс | Никто |
Требуются навыки | Стратегия, тактика |
Синоним (ы) | Latrunculi Latrones |
Ludus latrunculorum, latrunculi или просто latrones («игра разбойников » или «игра солдат» от latrunculus, уменьшительное от latro, наемника или разбойника ) была стратегической настольной игрой для двух игроков , в которую играли по всей Римской империи. Говорят, что это похоже на шахматы или шашки, но принято считать, что это игра, основанная на военной тактике. Из-за нехватки источников реконструкция правил игры и базовой структуры затруднительна, и поэтому существует множество интерпретаций имеющихся свидетельств.
Считается, что игра в латрункулы является вариантом более ранних греческих игр, известных под разными именами, как Petteia, pessoí, psêphoi, poleis и pente grammaí, ссылки на которые встречаются еще во времена Гомера. В « Республике Платона » противники Сократа сравниваются с «плохими игроками Петтейи, которые, наконец, загнаны в угол и лишены возможности двигаться». В Федр, Платон пишет, что эти игры приходят из Египта, а проекты как игра называется Seega, как известно, играли в Древнем Египте.
В своем « Ономастиконе» греческий писатель Юлий Поллукс описывает Полейса следующим образом:
Игра с множеством фигур представляет собой доску с промежутками, расположенными между линиями: доска называется «городом», а каждая фигура - «собакой»; Фишки двухцветные, а искусство игры состоит в том, чтобы взять фишку одного цвета, поместив ее между двумя фигурами другого цвета.
У римлян первое упоминание о латрункулах встречается у римского писателя Варрона (116–27 до н.э.) в десятой книге его De Lingua Latina («О латинском языке»), где он мимоходом упоминает об игре, сравнивая сетка, на которой он воспроизводится, к сетке, используемой для представления склонений. Рассказ об игре в латрункулы дается в I веке нашей эры Laus Pisonis :
Когда вы устали от тяжести своих занятий, если, возможно, вам приятно не бездействовать, а начинать игры на ловкость, вы более умно меняете ходы своих фишек на открытой доске, и войны ведутся с помощью солдат из стекла, так что то белый прилавок ловит черных, а другой черный ловит белых. Но какая фишка от вас не убежала? Какая фишка уступила место, когда вы были ее лидером? Какой противодействующий [ваш], обреченный на смерть, не уничтожил своего врага? Ваша боевая линия вступает в бой тысячами способов: эта контратака, убегая от преследователя, сама захватывает; другой, стоявший с выгодной позиции, пришел из далекого отставного положения; этот осмеливается довериться борьбе и обманывает врага, наступающего на свою жертву; что один рискует попасть в опасную ловушку и, очевидно, попав в ловушку, встречает двух противников; этот продвигается к более великим вещам, так что, когда формация разрушена, она может быстро прорваться в колонны, и чтобы, когда вал будет разрушен, он может разрушить замкнутые стены. Между тем, как бы остро ни бушевала битва с порезанными солдатами, вы побеждаете построением, полным или лишенным всего нескольких солдат, и каждая из ваших рук трясется отрядом пленников.
Намеки на эту игру можно найти в произведениях таких писателей, как Марсьяль и Овидий, и они представляют собой идеальное свидетельство метода захвата, используемого в игре, с такими отрывками, как: Unus cum gemino Calculus hoste perit, Ov. Ars amatoria 3.358 («когда один противник погибает от двойного врага»); cum medius gemino Calculus hoste perit, Ov. Тристия 2.478 («когда противник погибает посреди врага-близнеца»); и исчисление hae (sc. tabula) gemino discolor hoste perit, Mart. 14.17.2 («фишка разного цвета погибает на этой [доске] с двойным противником»).
Овидий также пишет об усилиях по спасению изолированной фигуры подальше от других: «как разноцветный солдат идет вперед по прямой; когда фигура, застрявшая между двумя противниками, оказывается под угрозой, как наступающий может быть умелым, чтобы атаковать и спасти другого. фигура продвинута вперед, и при отступлении можно двигаться безопасно, не раскрываясь »(Tristia II 477–480). По словам Ульриха Шедлера, это указывает на то, что фигуры в игре перемещались только на одно деление за ход, вместо того, чтобы использовать ход ладьи, в противном случае уйти от изолированной фигуры было бы относительно легко. Шедлер также делает вывод, что фигуры могли перепрыгивать через другие фигуры в пустой квадрат, в противном случае спасающая фигура могла в конечном итоге блокировать другую фигуру, нуждающуюся в спасении.
Последнее упоминание о Latrunculi, что выживает от римского периода в Сатурналиях из Макробия.
Долгое время считалось, что восемнадцатая книга Исидора Севильского « Etymologiae» содержит ссылку на латрункулы, и это использовалось, чтобы утверждать, что фигуры с обеих сторон имели разные силы и классы, как фигуры в шахматах. Однако Р. Г. Остин утверждал, что отрывок из Исидора, на котором основывалась эта вера, относится к ранней форме Табулы.
Latrunculi, как и latrones, много раз упоминается в классической работе Руи Лопеса де Сегуры 1561 года Libro de la invencion liberal y arte del juego del axedrez, также имеется ссылка на упоминания в проповедях Якоба де Сессолиса на тему шахмат более позднего тринадцатый век.
Латрункули упоминается на первой странице классического произведения Филидора 1774 года «Анализ игры в шахматы».
Майрон Дж. Самсин и Юрий Авербах поддержали теорию о том, что Петтейя могла повлиять на историческое развитие ранних шахмат, особенно на движение пешек. Игры петтей, безусловно, могли быть занесены в Центральную Азию и северную Индию во время правления Греко-Бактрийского царства и Индо-греческого царства, которые, как известно, сочетали индийские и греческие элементы в своем искусстве, чеканке монет и религиозных практиках.
Когда шахматы пришли в Германию, шахматные термины «шахматы» и « чек » (происходящие из персидского ) вошли в немецкий язык как « Шах». Но Шах уже был родным немецким словом для грабежа. В результате ludus latrunculorum часто использовалось как средневековое латинское название шахмат.
Поскольку при археологических раскопках обычно трудно сказать, для какой игры использовалась сеточная доска, трудно определить размер доски, на которой играли латрункулы. Р. К. Белл, писавший в 1960 году, упоминал доски с квадратами 7 × 8, 8 × 8 и 9 × 10, распространенные в римской Британии. У. Дж. Ковальский ссылается на « Стэнвейскую игру », археологическую находку 1996 года в Стэнвее, графство Эссекс, Англия, и полагает, что в игру играли на доске размером 8 × 12 квадратов; того же размера, который тысячу лет спустя использовался для курьерских шахмат. Позже он разрешил доску размером 10 × 11 квадратов. Правила могли сильно различаться по всей Римской империи и во времени.
Используйте обычную шахматную доску с квадратами 8 × 8. Два игрока договариваются о количестве фишек, не менее 16, но не более 24 для каждого игрока. Если доска больше, то количество фигур тоже увеличивается. Используйте такие предметы, как монеты или полусферы, с разными сторонами, которые можно переворачивать.
Это правила из музея Кинтана [ де ] в Кюнцинге (на фото выше):
В Китае различные настольные игры в семье Фан Ци имеют аналогичные правила. Обычно размер доски варьируется от 4 × 4 в Корее (Гону) до 17 × 17 в Тибете. У большинства разновидностей есть начальная фаза «Размещение камня», за которой следует фаза «Удаление камня» (если есть), а затем, наконец, фаза «Захват камня».