Луцилий Младший (фл. 1 - ое столетие), был прокуратором в Сицилии во время правления Нерона, друг и корреспондент Сенеки, и возможный автор Этны, стихотворение, которое выживает в коррумпированном государстве.
Информация, известная о Луцилии, исходит из писаний Сенеки, особенно из его « Моральных писем», адресованных Луцилию. Сенека также посвятил Луцилию свои « Naturales Quaestiones» и свое эссе « De Providentia». Луцилий, кажется, был уроженцем Кампании, а Сенека неоднократно ссылался на «ваши любимые Помпеи ». В то время, когда Сенека писал свои « Письма» (ок. 65 г. н.э.), Луцилий был прокуратором (и, возможно, губернатором ) Сицилии. Он был римским всадником, статус он достигается за счет «упорной работы», и он принадлежит стране вилла в Ардеа, к югу от Рима. Сенека посвящает одно из своих коротких писем восхвалению книги, написанной Луцилием, а в другом месте цитирует несколько строк из его стихов.
Этна - это 644-строчная поэма о происхождении вулканической активности, которую по-разному приписывают Вергилию, Корнелию Северу и Манилию.
Его композиция была размещена еще в 44 году до нашей эры на том основании, что некоторые произведения искусства, которые, как известно, были вывезены в Рим примерно в этот день, упоминаются как находящиеся на некотором расстоянии от города. Но поскольку автор, по-видимому, знал и использовал Quaestiones Naturales из Сенеки (написано около 65 г. н.э.), и не упоминается великое извержение Везувия (79 г. н.э.), время его создания, похоже, находится между эти две даты. В пользу авторства Луцилия говорят то обстоятельства, что он был другом Сенеки и знаком с его сочинениями; что он некоторое время занимал должность имперского прокурора Сицилии и, таким образом, был знаком с местностью; и что он был автором стихотворения на сицилийские темы. Высказываются возражения, что в 79-м письме Сенеки, которое является главным авторитетом по этому вопросу, он, по-видимому, просит, чтобы Луцилий представил банальную тему Этны просто как эпизод в его задуманном стихотворении, а не делал ее предметом отдельного рассмотрения. Источниками Этны являются Посидоний Апамейский и, возможно, псевдоаристотелевский « Де Мундо», в то время как есть много воспоминаний о Лукреции. Он пришел в очень испорченное состояние, и его трудности усугубляются непоэтичностью предмета, стремлением к лаконичности и навязчивым использованием метафор.