Лучиан Боз

редактировать

Лучиан Боз ( румынское произношение:  [lut͡ʃiˈan ˈboz] ; также переводится как Люсьен Боз ; 9 ноября 1908 - 14 марта 2003) - румынский литературный критик, эссеист, писатель, поэт и переводчик. Выросший в Бухаресте, он получил образование юриста, но никогда не практиковал, вместо этого выбрав карьеру в журналистике и литературной критике. Активный участник культурной сцены 1930-х годов, он теоретизировал чуткий и «восторженный» подход к литературе, который соответствовал авангардным тенденциям его жизни. После небольшого редактирования обзора Ulise в 1932–1933 годах он стал сотрудником более крупных газет, включая Adevărul, Cuvântul Liber и Vremea.

Румынская карьера Боз была прервана с приходом придирчивого авторитарного правительства в 1937 году Передвижение в Париж, он поселился в журналистскую работу там, но был вытеснен в немецкой оккупации, который видел его первый присоединиться к французскому Сопротивлению и затем интернирован в Дранси, где он был одним из очень немногих евреев, которым удалось бежать живым. Возобновив свою репортерскую деятельность и работая в газете Le Monde, он разделил свое время между Францией и Румынией с 1944 по 1947 год, но так и не вернулся в свою родную страну после установления коммунистического режима.

Проведя еще несколько лет во Франции, Боз уехал в Австралию в 1951 году. Там он, в конце концов, был нанят Air France, чтобы возглавить местный офис, и литературная деятельность Боза снизилась до его выхода на пенсию в 1974 году. После этого он переиздал некоторые из своих старых работ. сделал фотокопию и способствовал румынской культурной деятельности в своей стране. Никогда не являвшийся явным противником режима, его работа, тем не менее, была нежелательной в коммунистической Румынии, и ему пришлось подождать до революции 1989 года, чтобы вернуть себе критическое расположение. В течение 1990-х годов и незадолго до своей смерти Боз писал материалы для румынского журнала. В 2000 году вышел в свет его небольшой роман о войне.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 биография
    • 1.1 Ранняя жизнь и карьера
    • 1.2 Во Франции военное время
    • 1.3 Последние десятилетия
  • 2 Примечания
  • 3 использованная литература
  • 4 внешние ссылки
биография

Ранняя жизнь и карьера

Уроженец в Hârlău, Яссы County, Боз был рожден еврейскими родителям Мендель, позже ранеными и украшенные в Первой мировой войне, и Клара ( урожденная Sapiną). Клара также родила старшего брата Люциана, Марселя, который работал врачом во Франции; Среди близких родственников была Марсела, жена писателя Ури Бенадора. Бозы переехали в столицу страны Бухарест в 1909 году, где Лучиан учился в средней школе Георгия Лазэра. Затем он поступил на юридический факультет Бухарестского университета, где его профессорами были Истрате Мическу, Константин Стойческу и Винтила Донгороз. Он получил высшее образование в 1934 году, но никогда не практиковал, вместо этого начал карьеру в прессе и литературной критике.

Первая опубликованная работа Боза, в биографическом очерке Уолт Уитмена, появился в Premiera журнале в 1927 году члена А в Eugen Ловинеске -LED Sburătorul литературного общества, он способствовал Facla, Isac Людо «s Адама, Adevărul Literar Ši Художественному, Tiparniţa Literară, Козерог, Mișcarea, unu (где он использовал псевдоним Vasile Cernat), Contimporanul (где он был секретарем редакции в 1930-1931 годах), Discobolul и Viața Românească. Он начал посещать литературные кафе, дружить, в частности, с Эженом Ионеско, Александру Сахиа и Ионатаном X. Ураном. Вместе с Людо и Бенадором он также посетил еврейский литературный салон в типографии « Слово», где вспомнил, как столкнулся с Барбу Лэзэряну, Теодором Левенштейном-Лави и Хенриком Стрейтманом.

Боз был известным пропагандистом литературного модернизма и, по словам ученого Поля Серна, «единственным горячим сторонником доморощенного авангарда». В Contimporanul он познакомил румын с работами Джеймса Джойса. Чернат считает это своим «самым важным» комментарием, хотя (как отмечает Арлин Ионеску) его прочтение « Улисса» содержит «ошибки интерпретации», которые «сегодня [...] кажутся забавными». В марте 1930 года в Facla он опубликовал единственное интервью, которое когда-либо давал Константин Бранкузи, который тогда находился с визитом в Бухаресте. В той же газете было опубликовано его посмертное почтение авангардистскому герою Урмузу (которого он назвал «реформатором румынской поэзии» и местным эквивалентом Рембо ) и его похвалы модернистам, таким как Жак Г. Костин. В « Зодиаке», литературном листе, выпущенном И. Пельцем, Боз написал аналогичные обзоры литературных произведений Иона Винеи и Гортензии Пападат-Бенгеску. В 1931 году в ежедневной газете « Адевэрул» было отдано дань уважения Тристану Царе.

Рядом с Эм. Унгер Боз редактировал свое собственное издание, авангардный журнал Ulise, выходивший в четырех номерах в 1932–1933 годах. Во многом продолжением Contimporanul, она группируется вокруг него эклектичный круг, включающий в себя Ионеско, Уран, наряду с Arşavir Acterian, Дэн Ботта, Эмиль Ботта, Марсель Bresliska, Барбу Брезиану, Петру Комарнеску, Вирджил Георгиу, Холбан, Еуджен Жебеляну, Александру Robot, Хория Стамату, Симион Стольнику, Октав Шулуцю и писатель-карикатурист Нягу Радлеску. В 1933 году Боз стал редактором в Adevărul и Dimineaa, а также в еженедельнике Cuvântul Liber. На этом этапе своей жизни он женился на коллеге Адевэрула, Коре Костинер, от которой у него родится сын Ален.

Эссе Боза 1932 года о Михай Эминеску ( Eminescu. Încercare criticală), первоначально напечатанное на языке Козерога, вызвало щедрые похвалы Джорджа Кэлинеску. Среди других современных критиков, которые оценили его работу, были Ловинеску, Ионеско, Перпессичус, Помпилиу Константинеску и Ион Бибери. До 1935 года Боз был обозревателем во « Времеа», где освещал современную французскую литературу. Он продолжил свое творчество с Cartea cu poeți («Книга поэтов»), опубликованной в 1935 году. В ней проявился «крайний эклектизм», в нее вошли очерки о 31 современном румынском поэте, почти все из которых вошли в литературный канон. В предисловии изложено кредо Боза: отказ от критического импрессионизма и чуткий, антиинтеллектуальный, «восторженно визионерский» прием литературного произведения, выставленного на обозрение. Его эссе часто были сосредоточены на поиске международных связей для румынских деталей, например, на отслеживании связей между Виней и Фрэнком Ведекиндом ; Тюдор Аргези, Урмуз и Рамон Гомес де ла Серна или Франсуа Вийон ; Гео Богза и маркиз де Сад.

В последующие десятилетия к Бозу отнеслись с осторожностью. В 1941 году, пересматривая свою раннюю позицию, Кэлинеску предположил, что «дальновидный энтузиазм» Боза был «отклонением», поскольку он мешал отбору ценностей. Он обнаружил, что Боз был «умным» писателем, но одним из писателей «бездумной щедрости». Однако он также охарактеризовал Улисе как наиболее зрелую из румынских авангардных газет. Серджиу Айленей также отмечает, что попытка Боза описать Эминеску с помощью национальной психологии была «надуманной». Чернат занимает золотую середину, описывая Боза как «второсортного», «многословного» и «довольно беспозвоночного», но «иногда на удивление интуитивного». Его оппозиция господствующей теории литературы, отмечает Чернат, соответствует требованиям авангарда, превосходя собственные пределы Кэлинеску. Боз, заключает он, «стоит перечитать».

Во Франции военное время

Боз выступил против подъема фашизма и в интервью Ази в 1937 году высказался против его попыток запугать еврейских авторов и заставить их замолчать. После того, как Диминэца и Адевэрул были подавлены национальным христианским правительством в декабре 1937 года, он уехал в Париж. Там он прошел курсы в École pratique des hautes études. Он принимал участие в общественных конференциях и посещал лекции Жака Маритена, Габриэля Пери и Долорес Ибаррури, также присоединившихся к PEN International. Он познакомился с Бенджамином Фондане и Илари Воронка. В 1939 годе он был аккредитован в качестве корреспондента Парижского Тудора Теодорска Браниста «s Jurnalul, и до сих пор способствовал Adevăr Literar Ši Художественный, который стремился защитить и восстановить еврейские румынские интеллектуал. Он также отправлял дипломатические отчеты для United Press. Чтобы свести концы с концами, он также работал во французских газетах, включая Le Petit Parisien, Excelsior и Dimanche Illustrée.

Боз не смог завершить учебу из-за начала Второй мировой войны и последующей немецкой оккупации. Он присоединился к французскому Сопротивлению в Маки дю Веркор. В 1943 году гестапо арестовало его и его жену и отправило в лагерь для интернированных Дранси. Находясь там, единственным из их друзей из голодного Парижа, который принес им еду, был Эмиль Чоран, румынский философ. Из нескольких тысяч румынских евреев, которые прошли по пути в нацистские лагеря смерти, дюжина была спасена вмешательством румынской миссии, включая Боза и его жену. После освобождения он и Карола отправились в Виши, Франция, где ее арестовали и угрожали возвращением в Дранси. Она была освобождена после настойчивого вмешательства Чорана, который сопровождал пару до границы и позаботился о том, чтобы они благополучно покинули Францию.

В конце 1944 года, после переворота против диктатора, выступающего за ось страны, Боз вернулся в Румынию, где стал соучредителем французской ежедневной газеты L'Information Internationale. Он был обозревателем в Democratia, независимый Левые в неделю, и уже поэзия опубликована в Комсомола журнале, СКЫНТЕЯ Tineretului, а также работает редактором в Finanţe Ši Industrie ежедневно и корреспондент румынского информационного агентства прессы (ARIP). В 1945 году он опубликовал книгу о Франции военного времени « Frana, 1938–1944», которую Петру Комарнеску в то время описал как одну из «книг, которые так хорошо дают нам полное представление о цивилизациях, которые будут формировать завтрашний мир». Это в равной степени мемуар, исторический очерк и красочный репортаж. Первая часть посвящена Парижу 1938-1940 годов, вплоть до битвы за Францию и начала Сопротивления. Во второй части, которая начинается с операции « Факел», он описывает свой арест с написанной ею главой о задержании его жены. Он дает описания французов по обе стороны конфликта и заканчивает Освобождением 1944 года. Он получил похвалу от литературного хрониста Revista Fundațiilor Regale, который отметил его «приверженность французскому духу» и его «яркие и наводящие на размышления» изображения. " Фигурки Маки ". Боз также перевел « Безмолвие де ла мер» Жана Брюллера, во введении которого обсуждается выбор между сопротивлением и сотрудничеством, с которым сталкиваются французские писатели военного времени.

В марте 1946 года он вернулся в Париж в качестве корреспондента возрожденного Adevărul, а также ежедневных газет Finanțe și Industrie и L'Information Internationale, которые впоследствии стали выходить на английском языке. В то же время он иногда писал статьи для Le Monde и отправлял отчеты в скандинавские газеты. В 1947 году Le Monde отправил его на задание в голодные районы Румынии; это будет его последний визит в родную страну. Поскольку румынские газеты, в которых он работал, исчезли с приходом коммунистического режима, а его работа для французских газет и радио была лишь спорадической, он устроился на работу в парижский бизнес.

В конце 1950 г. он решил эмигрировать. Избегая оккупированной Советским Союзом Румынии, он ненадолго задержался в Генуе, а затем прибыл в Австралию в феврале 1951 года после 35-дневного путешествия. Его двоюродный брат Адольф Блейхер заметил в 1979 году: «Лучиану [было] величайшая удача, поскольку [коммунистам] не удалось его схватить. Всевозможные несчастья преследовали его двоюродного брата, также по имени Боз, который жил с родителями Люциана.. " Впервые остановившись в Канберре, Боз устроился на работу голубым воротничком, чтобы прокормить себя. Он начинал как заводской сварщик, прошел курс дуговой сварки во Франции, но после несчастного случая сменил работу. Затем Боз переехал в Сидней, где открыл фирму по связям с общественностью без сотрудников. Его единственной помощницей была его жена, приверженная литературе и культуре.

Последние десятилетия

Благодаря его свободному владению французским и английским языками, Боз был нанят Air France в качестве главы австралийского офиса, а его жена нашла работу в посольстве Франции в Канберре. За время своего пребывания на этой должности он опубликовал сотни статей об авиационной и космической промышленности Франции в австралийских газетах и ​​журналах. После 1969 года он несколько раз посещал Израиль, в том числе совершил полный тур в 1970 году. Он был членом Австралийской ассоциации журналистов, а газеты, в которых публиковались его работы, включали The Daily Telegraph, Sydney Morning Herald и The Australian. В 1958 году он был удостоен звания рыцаря Коммерческого ордена Мерита, а в 1979 году он был удостоен рыцарского звания в Национальном ордене за заслуги.

Поскольку его коммерческая деятельность была очень занята, у Боза было мало времени на культурные занятия, и он мог читать только по вечерам и воскресеньям. Однако после выхода на пенсию в 1974 году он возобновил занятия литературой, все еще проявляя привязанность к своей родине, организовывая австралийские конференции по румынской культуре и публикуя статьи о таких писателях, как Эмиль Чоран. Его частые рецензии на романы, опубликованные в межвоенный период, появились в виде книги, которую он редактировал сам в 1981 году, Anii literari '30. Книга заинтересовала изгнанного из Румынии Мирчи Элиаде, бывшего участника литературной сцены, описанной в книге Боза, который попросил прислать копию через своего помощника, Мак Линскотт Рикеттс. Сам Боз послал Anii literari '30 к литературным коллегам в коммунистической Румынии. Он напомнил, что получил положительные сообщения от Штефана Казимира, Овидия Крохмэлничану, Сильвиана Иосифеску и Мирчи Зачу, но не получил никакого ответа от старшего друга Шербана Чокулеску. Он также отправлял письма своим румынским друзьям как внутри страны, так и в антикоммунистической диаспоре. Среди деятелей культуры, с которыми он поддерживал переписку, были Чоран, Ионеско, Константин Нойка, Антон Думитриу и Николае Стейнхардт. В какой-то момент Нойка поразился тому, насколько все еще хорош румынский Боз. К тому времени Боз поссорился с публицистом в изгнании Штефаном Бачу, в рецензии которого Меле публиковал антисемитскую поэму Сезара Тьемпо.

В конце 1970-х Боз поддерживал переписку с Лёвенштейном-Лави, к тому времени находившимся в политическом изгнании, высказывая различные претензии к предыдущим десятилетиям «коммунистического террора». Он попытался ознакомиться с коммунистическими текстами Людо, Бенадора и Санду Либлиха, но пришел к выводу, что они фактически неразборчивы. Хотя он никогда не критиковал национальный коммунизм, и даже в частном порядке только в 1992 году, в письме Ардавиру Актериану (назвав канал Дунай-Черное море «злополучным начинанием безумного Чаушеску »), публикация его работы все еще была заблокирована. властями, которые считали его политическим эмигрантом. Франца, 1938–1944 гг., Хранилась в секретном архиве румынской цензуры. В 1980-х Боз сделал фотокопии некоторых своих межвоенных работ, отправив их друзьям и знакомым. На просьбу Ионела Цзяну предоставить подробную информацию о румынских художниках, живущих в Австралии, Боз предоставил информацию о четырех из них, все из которых появились в последующем томе Цзяну 1986 года, Les artistes roumains en Occident. Эмиль Болдан и Константин Криджан попытались отредактировать том его эссе, но проект ни к чему не привел. Тем не менее, несколько подвергнутых цензуре или самоцензуре статей о нем все же появилось в прессе, например, статья 1981 года в Оризонте его друга Стейнхардта, который знал факты ситуации, подразумевает, что Боз навсегда покинул Румынию в 1937 году.

После румынской революции 1989 года Боз работал с Jurnalul Literar в период с 1994 по 2002 год, публикуя письма, воспоминания и биографические очерки. Он проделал аналогичную работу с Иосифом Вулканом, румынским экспертом- эмигрантом из Крингилы. В частной переписке он особенно возмущался фильмом Люсьена Пинтилие « Дуб», сетуя на то, что Румыния представлена ​​как «своего рода варварское, жестокое, жестокое государство». В 2000 году он опубликовал короткий роман с ключом, Пиатра де încercare ( «Испытательная Bench»), который показал беллетризованная изображение себя в качестве главного героя, с появлениями также его жена и их сын Ален, Cioran и Элиаде. Сюжет разворачивается во Франции военного времени, а название относится к французскому гражданскому населению и его реакции на оккупацию.

Боз умер в Сиднее в 2003 году. К тому времени он был включен в литературные справочники, и его работы анализировали, в частности, Николае Цоне, Николае Флореску, Флорин Манолеску, Андрей и Барбу Брезиану и Константин Криган. Его эссе о Эминеску были переизданы Константином Кублецаном в 2001 году в книге « Eminescu în oglinzile criticalii» («Критические зеркала Эминеску»). Образцы других работ Боза, рассмотренные Тзоном, были напечатаны в обзоре Альдебарана, а его переписка была издана в виде тома в Editura Dacia.

Примечания
использованная литература
  • Лучиан Бойя, Capcanele istoriei. Elita intelligentă românească între 1930–19 1950. Бухарест: Humanitas, 2012. ISBN   978-973-50-3533-4
  • Георгий Кэлинеску, Istoria literaturii române de la origini pînă în prezent. Бухарест: Editura Minerva, 1986.
  • Поль Черна, Avangarda românească și complexul periferiei: primul val. Бухарест: Cartea Românească, 2007. ISBN   978-973-23-1911-6
  • Михаэла Глигор, Мириам Калояну (ред.), Теодор Лави в ответ. Клуж-Напока: Presa Universitară Clujeană, 2014. ISBN   978-973-595-737-7
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-08-10 11:39:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте