Лучафэрул (стихотворение)

редактировать

Лучафэрул
по Михая Эминеску
Октавиан Смигельски - Лучафэрул, 1 фев (св) 1904.png Видение Октавиана Смигельски «Утренней звезды» с текстами из 13-й строфы; 1904 г. Печать в одноименном журнале
Оригинальное название Luceafrului или Legenda Luceafĕrului
Переводчик Леон Левишки
Написано 1873–1883 ​​гг.
Впервые опубликовано в Almanachulŭ Societății Academice Socialŭ-Literare Romănia Jună
Страна Румыния (авторство) Австро-Венгрия (публикация)
Язык румынский
Серии " Созвездие Лучафэрул "
Предметы) философия любви
Жанр (ы) повествовательная поэзия мифопея
Метр ямбический тетраметр, ямбический триметр
Схема рифмовки Abab
Дата публикации Апрель 1883 г. ( 1883-04)
Опубликовано на английском языке 1978 г.
Линии 392
Читать онлайн " Лучафэрул " в Wikisource

Luceafarul (первоначально пишется Лучафэрул произношение:  [ л у Ē е ə г у л ] ,разному отображается как «Утренняя звезда», «Вечерняя звезда», «The Веспер», «The Дейстар», или «Lucifer») - это поэма румынского писателя Михая Эминеску. Впервые он был опубликован в 1883 году из Вены румынскими эмигрантами в Австро-Венгрии. Его обычно считают шедевром Эминеску, одним из величайших достижений румынской литературы и одной из последних вех в романтической поэзии Европы. Эминеску создавал одну из семей или «созвездий» стихотворений, на создание которой у Эминеску ушло десять лет, а ее окончательную форму частично отредактировал философ Титу Майореску. Во время этого творческого процесса Эминеску очищал румынский фольклор, романтические темы и различные основные элементы индоевропейского мифа, перейдя от многословной сказки к мифопееям, саморефлексия своего гениального состояния и иллюстрация его философии философии. любовь.

Одноименное небесное существо, также называемое « Гиперион », широко известно как альтер-эго Эминеску ; он сочетает в себе элементы падших ангелов, даймонов, инкубов, но не является ни озорным, ни намеренно соблазнительным. Его ежедневная миссия на небосводе прерывается криками принцессы Кэтэлины, которая просит его «спуститься вниз» и стать ее супругом. Она убеждает его отказаться от своего бессмертия, что потребует одобрения третьего главного героя, Демиурга. Утренняя Звезда ищет Демиурга на краю Вселенной, но получает только откровение о несоответствии человечества. В его краткое отсутствие принцессу соблазняет другой смертный. Возвращаясь на свое место в небе, Гиперион понимает, что Демиург был прав.

Лучафэрул пользуется славой не только как поэтический шедевр, но и как одно из последних произведений, завершенных и публично прочитанных Эминеску перед его изнурительным психическим заболеванием и госпитализацией. Он сохранился в культурной памяти как объект критического анализа и любимец публики. Его переводчики на разные языки включают таких деятелей, как Гюнтер Дейк, Золтан Франьо, Мите Кремниц, Леон Левицки, Мате Марас, Корнелиу М. Попеску, Давид Самойлов, Иммануэль Вайсглас, Тодур Занет и Вилем Завада. Поэма оставила отчетливое наследие в литературных произведениях Мирчи Элиаде, Эмиля Лотяну, Александру Влахуца и, возможно, Ингеборга Бахманна. Он также вдохновил композиторов Николая Бретана и Евгения Дога, а также различных художников.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Схема
  • 2 История публикации
  • 3 темы и намеки
    • 3.1 Мифология
    • 3.2 Философия любви
    • 3.3 Биографическая запись
  • 4 Наследие
    • 4.1 Культурный символ
    • 4.2 Опубликованные переводы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Контур

Лучафэрул открывается как типичная сказка с вариацией « когда-то давным-давно » и кратким описанием ее женского персонажа, «чудесной девушки», единственного ребенка королевской пары - ее имя, Кэтэлина, будет только упоминаться. один раз, в 46 строфе стихотворения. Она показана в нетерпеливом ожидании наступления темноты, когда она смотрит на Утреннюю звезду:

Din umbra falnicelor bolți Ea pasul și-l îndreaptă Lângă fereastră, unde-n colț Luceafărul așteaptă. Privea în zare cum pe mări Răsare și străluce, Pe mișcătoarele cărări Corăbii negre duce.

Из темного убежища в замке, Она шла молчаливым путем, Каждый вечер к месту у окна, К которому приходил Люцифер. И тайно, никогда не сбиваясь, Она следила за его милостивым шагом, Где суда чертили свой бездорожный след По лицу океана.

- перевод Корнелиу М. Попеску, цитируется у Кеннета Кацнера, Языки мира, с. 113. Лондон и др.: Routledge, 2002. ISBN   0-415-25004-8.

Гиперион чувствует ее внимание, смотрит в ответ и, хотя и является нефизическим существом, также начинает желать ее компании. Проскользнув в ее окно, когда она спит, он ласкает Каталину, когда она мечтает о нем. В один из таких моментов она стонет, чтобы он «соскользнул по лучу» и стал ее женихом. Подгоняемый этой командой, Утренняя Звезда бросается в море, вновь появляясь в образе «прекрасного юноши» или «красивого трупа с живыми глазами».

Misu Teişanu «s хромолитография для Luceafarul (1923 -е издание), 15 - й строфы. Появившись в образе «прекрасного юноши», «Утренняя звезда» снова выходит из моря, чтобы встретиться со своей поклонницей Кэтэлиной. Утренняя звезда в образе юноши с мечом, литография Ласкэра Вореля, 1904 г. Первые строфы из Legenda Luceafĕrului почерком Эминеску, 1882 г.

Вернувшись в Каталину, пока она не спит, Гиперион предлагает им сбежать в его «коралловые замки» на дне моря; это ужасает принцессу, которая выражает свой отказ от «безжизненной» и «чужой» перспективы - хотя она все еще кажется ослепленной его «ангельским» взглядом. Однако через несколько дней она возвращается к мечтам об Утренней звезде и бессознательно просит его «спуститься вниз». На этот раз он представляется ей огненным существом, предлагая Кэтэлине место в его небесной обители. Она снова выражает свой отказ и сравнивает новую форму Гипериона с формой даймона. В этой новой форме ее отказ гласит:

- «O, ești frumos, cum numa-n vis Un demon se arată, Dară pe calea ce-ai deschis N-oi merge niciodată [...]»

«Ты так же красив, как во сне. Может быть, но ad [a] emon»; И все же я никогда не пойду и не сохраню Путь, который ты мне указываешь ».

- перевод Леона Левицки, в Prickett, стр. 237 (с использованием «демона»); in Săndulescu, p. 16 (есть «демон»).

Каталина не заинтересована в обретении бессмертия, но просит, чтобы он присоединился к царству смертных, чтобы «переродиться во грехе»; Гиперион соглашается и с этой целью покидает свое место на небосводе в поисках Демиурга. Это требует, чтобы он отправился на край Вселенной, в космическую пустоту. Оказавшись там, Демиург смеется над его просьбой; он сообщает Гипериону, что человеческий опыт бесполезен и что становление человеком будет возвращением во «вчерашнее вечное чрево». Он приказывает Гипериону вернуться на его небесное место, косвенно говоря ему, что что-то «припасенное» на Земле подтвердит это.

Действительно, пока Гиперион отсутствовал, Кэтэлина обнаружила, что за ней ухаживает, а затем медленно соблазняет «коварный» придворный паж Кэтэлин. «Трагическая развязка стихотворения ставит каждого из трех влюбленных в свою сферу с границами, которые невозможно нарушить». Возвращаясь к своему месту на небосводе, Гиперион замечает счастливую пару Кэтэлин и Каталину. Она смотрит в ответ и зовет его, но только как свидетель и талисман на удачу для ее новой любви. Последние две строфы показывают, как Гиперион возвращается к своей безмолвной, самоуверенной деятельности:

Dar nu mai cade ca-n trecut În mări din tot înaltul - «Ce-ți pasă ție, chip de lut, Dac-oi fi eu sau altul? Trăind în cercul vostru strâmt Norocul vă petrece, Ci eu în lumea mea mă simt Nemuritor i Rece. »

И все же он больше не падает, как вчера, в море; «Какое тебе дело, о форма из глины, Если это я или он? Ты живешь в окружении счастья В твоих узких слоях, Пока в моем безграничном мире Я чувствую себя бессмертным и мертвым холодом».

- перевод Левицки в Prickett, p. 249; in Săndulescu, p. 25.

История публикации

Как отмечает редактор Перпессициус, в межвоенный период распространилась «самая абсурдная» городская легенда, согласно которой Эминеску написал стихотворение в ночном поезде, везущем его в Бухарест. На самом деле существует несколько набросков стихотворения, некоторые из которых имеют длину законченного произведения. Перпессичус оценивает их как «отдельные типы» и в 1938 году решил опубликовать их как отдельные части в своем компаньоне к работе Эминеску, а филолог Петру Креция назвал их « созвездием Лучафэрула ». Его самый ранний узнаваемый компонент - это Fata-n grădina de aur («Девушка в саду золота»), написанная ок. 1873 г., когда Эминеску был в Берлине. Это была Ottava Риммы версия румынского фольклора прозаик сдельного извлекаетсом Силезского Ричард Kunisch и опубликовал в 1861 году Das mädchen им Goldenen Garten. Источник был загадочно идентифицирован как "немец К." в записных книжках Эминеску, а библиографическая информация была собрана Мозесом Гастером.

Целые части более позднего стихотворения также появляются в другом произведении того периода. Названный Peste codri stă cetatea («Над лесом стоит город»), он кратко изображает принцессу, мечтающую о своем избраннике, Утренней звезде. Эминеску сделал несколько осторожных возвратов к своим наброскам, добавив центральную тему Гипериона как непонятого гения, и, наконец, в апреле 1882 года обнародовал Legenda Luceafĕrului («Легенда об утренней звезде»). Он был в Бухаресте в качестве гостя общества Junimea, где 17 апреля зачитал свой вариант; Затем он работал в тесном сотрудничестве с его старейшиной Титу Майореску, который помог ему с критической точки зрения. Во время этих обменов произведение приобрело свою знаменитую заключительную строфу. Второе чтение последовало 24 апреля, когда Майореску в своих дневниках записал «красивую легенду» просто как Лучафэрул.

Майореску поддержал работу и продвигал ее с помощью публичных чтений в Бухаресте и Буфтеа, которые продолжались до января 1883 года, и на них присутствовали Эминеску, Петре П. Карп, Александру Б. Штирбей и Иоан Славич. Впервые напечатано в Almanachulŭ Societăţii Academice Socialŭ-Literare РУМЫНИЯ Джуна, потушить румынской колонии в Вене в апреле 1883 года, оно было принято в августе на Junimist трибуну, Convorbiri Literare. В какой-то момент в этот период Эминеску смертельно заболел, и его отправили на лечение в приют в Обердёблинге. Примерно в ноябре 1883 года, когда он начал работу над первым изданием собрания стихотворений Эминеску, Майореску решил вырезать четыре строфы - те, которые подробно описывают переговоры между Гиперионом и Демиургом, - чтобы улучшить поток. Это озадачило более поздних редакторов: в своем собственном томе Гарабет Ибрэиляну сохранил упущение, но включил недостающую часть в качестве приложения, в то время как Д.Р. Мазилу колебался между версиями в поисках «идеального» и «очищенного» Лучафэрула.

Бег на 392 линиях в своей несокращенной версии, Luceafarul чередуется ямб и ямб триметра. Это старый образец румынской поэзии, который был отмечен, например, в преамбуле Дософтей к « Ерофили» и описан критиком Алексом. Штефэнеску как «граничащий, выразительный, торжественный в своей простоте». Ритмическая последовательность создала давнюю дилемму о предполагаемом произношении Гипериона: в то время как обычная румынская фонология отдает предпочтение Гипериону, текст предполагает, что Эминеску использовал Гиперион. Художественная свобода также проявляется в явном плеоназме, которым Кэтэлина манит Гипериона: Cobori în jos, luceafăr blând (« Спуститесь вниз, нежная Утренняя Звезда»). Некоторые экзегеты Эминеску видят здесь интеллектуальный акцент на разделении между мирами, нарушенном «божественным нисхождением в человечество» или повторением, которое ассоциируется с заклинанием.

Темы и намеки

Мифология

Стихотворный рассказ настолько обязан фольклору, что, по мнению Перпессициуса, его следует публиковать вместе с теми произведениями народной поэзии, которые сам Эминеску собирал и хранил. Тем не менее, тот же автор признает, что Эминеску в конечном итоге «вылепил свои собственные орнаменты» на фольклорном уровне, создав «чрезвычайно оригинальное» произведение. Эти «украшения» включают: «ямбические ритмы его строф, образы, чарующее небесное путешествие, диалог между Гиперионом и Демиургом [и Кэтэлином], который, кажется, был взят из тонкой комедии Мариво ». Точно так же критик К. Герота видит в поэме Эминеску «великое произведение искусства», возникшее «из прозаической сказки Куниша»; «только форма» - это фольклор. Инвентаризации Аарни-Томпсон, предложенные ученый Дамитр Каракостея, приходит к выводу, что Еминеска существенно переработали миф о Невесте животных. Фея, или самодива, стала даймоном - в повествовании, переработанном Эминеску и, в некоторой степени, Кунишем. Caracostea отвергает как слишком узкие интерпретации, выдвинутые Георгием Богдан-Дуйкэ, согласно которому Лучафэрул был непосредственно вдохновлен литовской мифологией, а именно историей мести Сауле Аушрине.

По-разному, Лучафэрул связан с мотивом падшего ангела в христианской мифологии. Мифограф Виктор Кернбах отмечает, что это имя уже использовалось в фольклорных источниках для демона Люцифера или для локализованной версии Самьязы. Как описывает ученый Эминеску Жизель Ванхезе, Лучафэрул - это не только «шедевр Эминеску», но также «достижение романтических размышлений о Сынах тьмы». Последняя категория фольклорных существ, которые, вероятно, произошли от падших ангелов, включает збурэтори, которые действуют как румынский эквивалент инкубов. Их посещение молодых девушек по ночам также перекликается с более далекими темами из древнегреческой мифологии, такими как соблазнение Зевсом Семелы и Ио или история Купидона и Психеи - последняя была одной из любимых ссылок Эминеску. Zburători ' s самое сложное изображения в романтической поэзии было одноимённое 1830 произведения Ный Хелиейдом Радулском, но они также появляются в работах Константина Стамати и Негруом.

Вариации темы и более прямые отголоски лорда Байрона ( Небо и Земля ) и Виктора Гюго («Сильфида») появляются в различных ранних стихотворениях Эминеску и в некоторых частях «созвездия». Збурэтори прямо упоминаются в черновике поэмы Peste codri stă cetatea - хотя в более поздних промежуточных версиях инкуб был змеу, а Демиург назывался « Адонай ». Как видит Ванхезе, Утренняя Звезда представляет собой синтез инкубов (он является Каталине в ее снах) и Люцифера (с которым он разделяет небесный атрибут). Она утверждает, что в стихотворении Эминеску «миф о демоне-романтике достигает своего наиболее совершенного выражения в европейской культуре», равный в изобразительном искусстве произведению Михаила Врубеля « Сидящий демон».

Мифы, синтезированные Эминеску; поздне- или пост-романтические изображения

Это контрастирует с прочтениями Каракостея и Тюдора Виану, которые рассматривают Утреннюю звезду как в первую очередь ангельскую - если он выглядит «красивым, как демон» во время своего второго воплощения, это потому, что страсть на мгновение преобразила его. Константинеску занимает аналогичную позицию, в которой даймон «умиротворен высшим осознанием своей высшей сущности». Отмечая, что Эминеску проявлял большой интерес к Люциферу как к литературному образу, мифограф Иоан Петру Кулиану утверждает, что «Утренняя звезда» лишь отчасти связана с мифом о падших ангелах и больше всего с румынским Геспером.

Сложный по вдохновению, Утренняя Звезда как бог-мужчина - оригинальное творение Эминеску. Переход к этой окончательной форме был облегчен лексическим прецедентом: в румынском языке Утренняя и Вечерняя звезды являются мужчинами с гендерной принадлежностью, и «библейское понятие Люцифера» уже смешивалось в фольклоре с обоими небесными телами. В народных источниках небесное отождествление также неполное: обычно используемое для Венеры имя Лучафэрул может переходить к Юпитеру, «в зависимости от того, что более заметно в сумерках». Описывая свое новое божество, Эминеску, по-видимому, присвоил ему оригинальный атрибут, подробно описанный в 5-й строфе: он - бог мореплавателей, тащащих свои корабли через океан. Эта метафора отсылает к небесной навигации. Астрономы Аластер МакБит и А.Д. Георге сосредотачиваются на другой связи, рассматривая Гиперион как компонент «метеорной мифологии», наряду с изменяющим форму Балаури. Они также утверждают, что «быстрый полет» Гипериона обратно на Землю намекает на Эта Аквариидов и что небесная пустота, из которой он бежит, является черной дырой.

Остается загадкой, почему Эминеску решил дать своей «Утренней звезде» несвязанное прозвище «Гиперион», которое отсылает к титанам из греческой мифологии. Филолог Родика Мариан утверждает, что Утренняя Звезда получает имя и узнает свою истинную природу только после встречи с Демиургом. Некоторые эксперты согласны с тем, что, выбирая «Гиперион», Эминеску сослался на народную этимологию, которая дает hyper + aeon («выше вневременности»). Как отмечает антолог Стивен Прикетт, само название «указывает на бессмертие главного героя-мужчины». Каракостея придерживается особого мнения, утверждая, что значение буквально означает «высшее существо», выбранное Эминеску из романа Фридриха Гёльдерлина 1799 года. Напротив, у этих двух смертных есть отчетливо местные, христианские и народные имена, родственные Кэтрин.

Философия любви

Изображение Кэтэлина и Кэтэлины, выполненное Ионом Шмидт- Фором, 1929 год.

Личная мифология Лучафэрула в целом представляет собой поэтическое воплощение личной философии любви. Каракостея предполагает, что у Эминеску была особая причина остановиться на стихотворении, которое, следовательно, должно выражать «фундаментальный опыт». Это не относится к другим идеям, которые он позаимствовал у Куниша, которые просто привели к обычным произведениям, таким как « Мирон и Бестелесная красота ». «Аллегорическое значение» объясняется собственным комментарием Эминеску: «[гений] бессмертен, но ему не хватает удачи». Результатом, по словам ученого Гео Василе, является «триумф Эминеску в мире идей»: «Здесь поэт-альбатрос расправляет свои крылья во всем их великолепном досягаемости».

Как отмечает Ловинеску, весь проект «пропитан шопенгауэровским пессимизмом»; согласно Героте, текст Эминеску является шопенгауэровским, но помимо текста, вдохновленного «Моисеем» Альфреда де Виньи - хотя Лучафэрул «поднимается до аллегорической формы, с большим охватом и более живым содержанием». Влияние Шопенгауэра подчеркивается Каракостеа, который отмечает, что четыре строфы, вырезанные Майореску, были мирскими и оптимистичными: Демиург отрицает явную смертность Гипериона, но предлагает сделать его лидером людей; подразумевается, что такие фигуры сверхчеловеческие.

Помимо этого контекста, некоторые определили более крупную медитацию на человеческое состояние. Классицист Цицерон Погирк утверждал, что Лучафэрул говорит о непреодолимом разделении, навязанном дхармой, о котором Эминеску читал в Катха Упанишаде. Точно так же компаративист Роза дель Конте рассматривает произведение как «лирическое решение метафизической интуиции - о трансцендентности, которая не позволяет человеку ни жить, ни быть». В своем чтении Лучафэрул находится в философском континууме с другой эминесской поэзией; метафора «время как смерть» впервые появляется в связи с уходом Гипериона и полностью развита в посмертном «Memento Mori: The Panorama of Vanity». По словам Мариана, который критикует традиционную науку и полагается на идеи Константина Нойки, основная тема - «онтологическая неудовлетворенность». Акцент, как она утверждает, падает на неспособность гения «возвысить» мир, который только он понимает как ущербный. Константинеску предполагает промежуточное положение, обсуждая Даймон ' s „приручение“, его эволюцию к более платонической любви „ которая превосходит все, эротическую поэзию Эминески“.

Помимо «небесной аллегории», отмечает Перпессициус, « Лучафэрул» - это еще и любовное стихотворение, «одно из самых естественных, самых подлинных, самых универсальных». Штефэнеску читает Лучафэрула как звездную басню и «жуткую историю любви», ставя ее выше « Ромео и Джульетты». Последствия этого вызвали стойкую полемику между экзегетами, одним из первых примеров которой является противопоставление Каракостеи Джорджу Кэлинеску. Последний, вслед за другими фрейдистскими литераторами, заметил, что Эминеску был по существу одержим идеей любви, а Лучафэрул продемонстрировал свое случайное объективирование женщин. То же самое высказывает Кулиану, который отмечает, что Эминеску отождествлял любовь с девушкой в ​​бедственной ситуации и вуайеризмом, которые, как он утверждает, существуют в «эротическом сценарии» под названием Лучафэрул. Напротив, Каракостея настаивал на том, что эротическая страсть Эминеску была отнесена к «поискам абсолюта», проявляющимся «во всех других аспектах [его] поэтического бытия».

Подсказки взглядов Эминеску на любовь контрастируют с элементом физического желания молодой девушки, ожидающей своих женихов - «всплеском внутри человеческого существа тоски, которое она может только наполовину постичь». Этот «половозрелый кризис» и «таинственное вторжение тоски» также проявились в произведении Хелиаде Радлеску. Такие прецеденты свидетельствуют о том, что Catalina является слабой, инженю, жертвой ее инстинктов. По словам Гео Василе: «она осознает свою биологическую судьбу и соглашается с тем, что за ней ухаживает ее смертный сосед [...]. Девушка, которая случайно уловила привязанность Гипериона, олицетворяет узкую ленту, человеческий, исторический, онтологический заговор, совершенно ничтожный столкнувшись с судьбой ночного тела ". Автор Илие Константин отмечает, что Кэтэлин был естественным поклонником, который «вычеркивает Гипериона из внимания Кэтэлины, чтобы он и она могли вступить в свой собственный союз». В отличие от таких прочтений, Ванхезе видит в принцессе игривого разрушителя в духе La Belle Dame sans Merci и Salome.

Биографическая запись

По словам Иоана Александру Брэтеску-Войнешти, вдохновение из реальной жизни для Лучафэрула

Рассматривая умиротворяющий тон, заключенный в стихотворении, Константинеску предлагает, чтобы Лучафэрул «концентрировал не только один опыт, но всю сумму опытов сентиментальных неудач». Согласно истории, переданной Junimist Айон Александра Братески Войнести, который утверждал, что слышал от Maiorescu, Еминеска вливает в стихотворение своей горечи по отношению к неверному любовнику, Вероника Micle. В этой версии событий Микле - это Кэтэлина, а паж Кэтэлин - бывший друг и коллега Эминеску Ион Лука Караджале ; Майореску - Демиург.

Перпессициус отвергает этот рассказ как vorbe de clacă («балдердаш»), но отмечает, что появление слухов было до некоторой степени «естественным». Брэтеску-Войнешти был частично поддержан другим источником, поклонником Эминеску Александру Влахуцэ, который сообщил о « единовременной интрижке своего друга, любопытном эпизоде, который вдохновил его на написание стихотворения« Лучафэрул » и который я не могу здесь воспроизвести». По словам Каракостея, это свидетельство можно не принимать во внимание, поскольку Влахуца также намекает, что Эминеску был бредом.

Исследователь Шербан Чокулеску обнаружил, что один аспект этой истории можно проверить, а именно то, что Караджале имел сексуальную авантюру с Микле до февраля 1882 года. Эминеску знал об этом и был возмущен этим, отменив свое предложение руки и сердца. Однако, как утверждает Каракостея, вдохновением для стихотворения могло быть другое любовное увлечение Эминеску, Клеопатра Лекка-Поэнару. В одной из своих записных книжек, где он пробует различные версии путешествий Гипериона к космическому краю, Эминеску прерывает себя обличительной речью, адресованной «паршивой кокетке Клеопатре». Каракостея также утверждает, что дело Караджале-Микле, хотя и подтверждено, не могло быть отражено в стихотворении, поскольку наиболее важные отрывки были написаны задолго до 1882 года.

Наследие

Культурный символ

Лучафэрул дань уважения

Сочиняя в 1940-х годах, Каракоста умолял о том, чтобы стихотворение было «повторно задействовано» и сохранено, а его темы и скрытый смысл объяснены последующим поколениям. Спустя некоторое время Константинеску должен был отметить, что «Романтик в своей работе и в своей жизни, Эминеску никогда не имел возможности насладиться после своей смерти судьбой, подобной« Утренней звезде », с которой он отождествлялся, и если его сияние было действительно «бессмертный», он никогда не был «холодным» ». Этот популярный энтузиазм по поводу стихотворения подвергся критике со стороны некоторых ученых, которые отметили его отрицательные последствия. По словам Ойгена Негрици, «миф об Эминеску» - это жизнеспособный элемент литературной культуры, ведущий от тропа « poète maudit» к «агрессивному табу и бреду по поводу гения». Как он отмечает, « Лучафэрул» был особенно важен как автофиксация, поощряя «аналогичные рассуждения» среди своих читателей: «текст вызвал восторг в академических кругах и пробудил привязанность к поэту, искажение, вызванное мистикой произведений, несущих на себе печать судьба". Кулиану также ссылается на «абсурды» и «сбивающие с толку предположения», допускаемые критической традицией, « Вавилонскую башню, воздвигнутую для поклонения Лучафэрулу ».

Во время ухода Эминеску из общественной жизни поэма постепенно стала культовой. Уже в 1887 году педагог Г. Gh. Арборе представил это стихотворение как одно из самых значительных, когда-либо написанных на румынском языке. Как отмечает Caracostea, два автора- анти- юнимиста, Арон Денсусиану и Александру Грама, сопротивлялись этой тенденции, произнеся предположительные «слова презрения»; Принятие стихотворения Каракостей показало его влияние на зарождающееся (и в остальном анти- юнимистское) движение символистов. Первым автором, вдохновившимся Лучафэрулом, был Микле. Предполагаемая Кэтэлина повторно использовала темы в стихах, которые она написала после болезни и смерти Эминеску. За ней внимательно следил ученик Эминеску Влахуца, чей роман 1894 года Дан «переносит конфликт, освещенный в Лучафэруле ». В 1902 году румыны в Венгрии создали литературный журнал с таким же названием, что явилось сознательной данью поэме Эминеску. Четыре года спустя стихотворение вошло в национальную программу Румынии вместе с учебником Петре В. Ханеш для 7-го класса. В этот период Лучафэрул и другие эминесские сочинения стали источником вдохновения для чрезвычайно популярных открыток, иллюстрированных Леонардом Салменом. В 1921–1923 гг. В одноименном Обществе Лучафэрула вышло библиофильское издание с 22 работами Мицу Тейцану.

К тому времени символист Димитри Пачуреа начал работу над несколькими работами, прямо ссылающимися на Гиперион, включая эскизы памятника Эминеску, ведущего к его Небесной Химере ; Николае Бретан преобразовал стихотворение в одноименную оперу, которую сам перевел на венгерский язык. Скульптор Ион Шмидт-Фор также отдал дань уважения (поэме, а не ее главному герою) в своем рельефе 1929 года Кэтэлин и Каталина, установленном у подножия его статуи Эминеску в Яссах. Во время межвоенного периода идентификация поэта и главного героя также использовалась Ловинеску в его творчестве как писателя-биографа: он намеревался написать романтизированный рассказ, также названный Лучафэрул, в основном о детстве героя в Ипотешти. Мирча Элиаде отдает дань уважения Лучафэрулу в своем романе « Мисс Кристина», но особенно в своем рассказе « Шарпеле» («Змей»), который полагается на интертекстуальную аллюзию до такой степени, что становится ее « иерофанией ». Летчик Андроник, центральный персонаж в последнем повествовании, - это современная Утренняя Звезда, копирующая «падение».

Герб Ботоганского уезда в коммунистический период. Пятиконечная звезда как символическая ссылка на Эминеску

Ссылка на «Утреннюю звезду» достигла пика в использовании при коммунистическом режиме. С приходом социалистического реализма политические работы Эминеску были проигнорированы, но Лучафэрул остался в учебниках с комментариями Перпессициуса и Александру Розетти. Мифическое возрождение было особенно сильным на заключительных этапах национального коммунизма, когда, как утверждает Негрици, Эминеску публично чествовали «гротескными представлениями». И «Утренняя звезда», и «Демиург» были неофициальными названиями, используемыми в культе личности президента Николае Чаушеску. В новом гербе Ботоцанского уезда, утвержденном в 1972 году, Эминеску в виде пятиконечной звезды аллегорически и наклонно изображен. В 1988 году Коммунистическая партия Румынии построила пруд Эминеску в Ипотешти с неоновым освещением в форме Утренней звезды. В этот период Сабин Бэлаца создал фреску с изображением Гипериона для залов Университета им. Александру Иоана Кузы.

Хотя интерес к поэме сохранился после революции 1989 года, он в основном ограничивался частной сферой. Штефэнеску отметил, что к 2015 году Гиперион, возможно, был более известен, чем его создатель, как Гамлет для Уильяма Шекспира. Он также заметил, что некогда популярная метонимия «Утренняя звезда румынской поэзии» (для Эминеску) вышла из употребления, поскольку « деревянный язык [...] отошел на место официальных речей». Название « Лучафэрул» по- прежнему использовалось профсоюзными активистами, участвовавшими в жестоких Минериадах 1990-х годов, применительно к их лидеру Мирону Козме. В своей последней книге, опубликованной в 2000 году, философ Лауренциу Уличи утверждал, что Гиперион был признан одним из воплощений национальной психологии в оксюморонической смеси: другой составляющей было творение Караджале, легкомысленная, циничная и прозаическая Митика.

Гиперион оставался важным культурным символом румынской диаспоры, которая опубликовала свое первое издание. В конце 1940-х годов Элиаде и Вирджил Иерунка основали в Париже собственный антикоммунистический журнал Luceafărul. Другой изгнанник, Пауль Целан, как сообщается, познакомил своего австрийского друга Ингеборга Бахманна со стихотворением Эминеску - его основные темы были раскрыты критиками в романе Бахмана « Малина» (1971). Лучафэрул также был культовым читателем среди румын Молдавской ССР, где в 1974 году Георге Врабие написал набор иллюстраций в акватинте и о -форте. В Советской республике также работал Театр Лучафэрул и был снят одноименный художественный фильм режиссера Эмиля Лотяну. Фильм с Василе Зубку-Кодряну в главной роли известен как единственный биографический фильм о Эминеску. В 1983 году это стихотворение также вдохновило Лотяну на написание сценария балета на музыку Евгения Дога. Алекса Испас, румынская эмигрантка в Шотландии, адаптировала стихотворение в театральную пьесу, которая была исполнена на английском языке в банях Гованхилл (2014).

Опубликованные переводы

Luceafarul ' первый перевод с был в январе 1883 года, когда друг Maiorescu в Мита Кремниц вынес проект стихотворение на немецком языке, с новой версией произведено десять лет спустя Эдгар фон Герц. Несколько других последовали на этом языке, в том числе Иммануэля Вайсгласа (1937), Ольвиана Сорочану (1940), Золтана Франьо (1943) и Гюнтера Дейке (1964). В 1950-х и 60-х годах Франьо, а затем Шандор Качо перевели сущность поэтического произведения Эминеску на венгерский язык, а Вилем Завада выпустил свою чешскую версию « Лучафэрула». Карло Тальявини перевел фрагменты стихотворения на итальянский язык с комментариями в 1923 году, в то время как были предприняты многочисленные попытки перевода на французский язык, например, Иона Урече (1939). На русском языке Давид Самойлов написал версию « Лучафэрула», которая, как сообщается, очень близка к румынскому оригиналу.

Корпус английских переводов Эминеску Леона Левицки впервые появился в 1978 году, через год после смерти другого известного переводчика Эминеску, подростка Корнелиу М. Попеску. В 1984 году Cartea Românească выпустила том, в котором представлены версии Дейк и Попеску и их переводы на семь других языков: французский автор Михаил Банташ; Испанский - Омар Лара; Армянский, Х. Дж. Сируни ; Русский - Юрий Кожевников и И. Миринский; Итальянский - Марио Де Микели; Венгерский - Jenő Kiss; и португальский, Дэн Караджа. Новые итальянские исполнения были также выполнены Марко Куньо (1989–1990) и Гео Василе (2000). Есть также несколько версий стихотворения на сербохорватском языке, в том числе версия Мате Мараса (1998). Другой английский вариант, работа Йозефа Иоганна Солтез, была напечатана в 2004 году, а затем Tomy Сиглера иврит (2008) и Занет, Фёдор Иванович «s гагаузов (2013), затем Мирослава Metleaeva - х новый русский и güner Akmolla в крымскотатарской (оба 2015). Проект перевода на французский язык снова был взят в 2010-е годы, когда Жан-Луи Курриоль написал знаменитую адаптацию. Тем не менее Курриоль избегает включения его во французские антологии, утверждая, что Лучафэрул больше не актуален и не понятен.

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-29 01:18:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте