Лукас Франшой Младший или Лукас Франшой II (28 июня 1616 года в Мехелене - 3 апреля 1681 года в Мехелене) был фламандским художником в стиле барокко из Мехелена, который написал множество запрестольных образов и портретов в стиле, напоминающем Антони ван Дейка.
Впервые он научился рисовать у своего отца Лукаса Франшуа Старшего в своем родном Мехелене. Как и его старший брат Питер до него, он, вероятно, продолжил обучение в Антверпене, тогдашнем центре фламандской живописи. Ранний биограф Корнелис де Би упоминает период обучения у Питера Пауля Рубенса, но других доказательств этому нет.
Первые записи о его картинах относятся к 1649 году, когда он работал над заказами церквей в Турне, где прожил несколько лет. Ранний биограф Корнелис де Би утверждает, что Франшуа долгое время проживал во Франции, но это может быть связано с путаницей, связанной с его местом жительства в Турне во франкоязычной части Южных Нидерландов, недалеко от Франции.
Он вернулся в Мехелен в 1654 году и в следующем году стал хозяином местной гильдии Святого Луки. В 1663 году он стал диаконом гильдии. В Мехелене он получил много заказов от церквей, монастырей и женских монастырей на алтари и другие религиозные картины. Он также писал портреты, в том числе своего покровителя архиепископа Альфонса де Берг.
Он женился на Сюзанне Терез, и у пары было 8 детей, из которых Лукас Элиас стал художником.
Он был учителем Себастьяна ван Акена.
Ранний голландский биограф Арнольд Хубракен писал, что Лукас Франшой был известен своими портретами и историческими аллегориями, в которых легко можно было узнать руку Питера Пауля Рубенса. Однако стиль Франшой более тесно связан со стилем Энтони ван Дейка, чем со стилем Рубенса.
Благодаря своим многочисленным монументальным запрестольным образцам в церквях Турне и Мехелен Франшой заработал репутацию одного из ведущих религиозных художников второй половины 17 века. Эти работы показывают влияние более поздних работ Энтони ван Дейка, после которых Франшой сделал несколько офортов и с которым он также сотрудничал. Франшой стремится подчеркивать эмоциональность в своей религиозной иконографии. Стиль его ранних картин времен пребывания в Турне не созрел и страдает от тесноты композиции и рисования массивных фигур. Его более поздние работы, написанные в Мехелене, демонстрируют более эффектную композицию фигур и большую выразительность в позах. В этой более поздней работе Франшой показывает сильное сходство с работами Питера Тийса, другого современника, работающего под влиянием Ван Дейка.
Портреты Франшоя изображают его натурщиц в расчетливой непринужденности в стиле портретов Ван Дейка. Его автопортрет, известный только по гравюре Коэнрэта Воуманса, близок по стилю к гравированным портретам художника в «Иконографии» Ван Дейка.
Он сотрудничал со многими современными художниками, включая Лукаса Ахтшеллинка, Жака д'Артуа, Грегуара Берингса, Вильгельма Шуберта ван Эренберга, Эгиде Смейерса и Франса Снайдера.