Лавкрафтовский ужас

редактировать
Рисунок Ктулху, центральной космической сущности в оригинальном рассказе Лавкрафта « Зов Ктулху », впервые опубликованном в журнале Weird Tales в 1928 году.

Ужас Лавкрафта, иногда используемый как синоним « космического ужаса », - это поджанр фантастики ужасов и фантастической фантастики, которая подчеркивает ужас непознаваемого и непостижимого больше, чем кровь или другие элементы шока. Он назван в честь американского писателя Х. П. Лавкрафта (1890–1937). Его работы подчеркивают темы космического ужаса, запретных и опасных знаний, безумия, нечеловеческих влияний на человечество, религии и суеверия, судьбы и неизбежности, а также рисков, связанных с научными открытиями, которые теперь ассоциируются с ужасом Лавкрафта как поджанром. Космические темы Лавкрафта ужаса можно найти также в других средствах массовой информации, в частности фильма ужасов, ужасы играх и комиксах.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
  • 2 темы
  • 3 Соавторы и последователи
    • 3.1 Литература и искусство
  • 4 комиксов
  • 5 Кино и телевидение
    • 5.1 1960-е годы
    • 5.2 1970-е годы
    • 5,3 1980-х годов
    • 5.4 1990-е годы
    • 5.5 2000-е годы
    • 5.6 2010-е годы
    • 5.7 2020-е годы
  • 6 игр
    • 6.1 Настольный
    • 6.2 Видеоигры
      • 6.2.1 1980-е и 1990-е годы
      • 6.2.2 2000-е годы
      • 6.2.3 2010 г. по настоящее время
  • 7 Другие СМИ
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Источник

Американский писатель Х.П. Лавкрафт усовершенствовал этот стиль повествования в своем собственном мифе, который включал в себя набор сверхъестественных, дочеловеческих и внеземных элементов. На его работу оказали влияние такие авторы, как Эдгар Аллан По, Алджернон Блэквуд, Амброуз Бирс, Артур Мейчен, Роберт В. Чемберс и лорд Дансени. Однако Лавкрафт стремился отделить свои работы от существующей готической и сверхъестественной фантастики, подняв, по его собственным словам, ужасы до «космического» уровня. Стивен Кинг сказал, что лучшие работы Лавкрафта «однозначно ужасны для всей американской литературы и выживают со всей своей силой».

Отличительной чертой работ Лавкрафта является космизм, ощущение того, что обычная жизнь - это тонкая оболочка над реальностью, которая настолько чужда и абстрактна по сравнению, что простое созерцание ее нанесет ущерб здравомыслию обычного человека, незначительности и бессилию в космическом масштабе, и бескомпромиссный негатив. Автор Китай Miéville отмечает, что «ужас Лавкрафта не один вторжение, но реализация Мир всегда был неумолимо мрачным,. Ужас заключается в нашем признании этого факта.» Работы Лавкрафта также пропитаны чувством изолированности сельской Новой Англии, и большая часть этого жанра продолжает поддерживать это ощущение, что «то, что человеку не предназначалось знать», может быть ближе к поверхности обычной жизни за пределами переполненных городов. современная цивилизация.

Темы

Самая старая и сильная эмоция человечества - это страх, а самый старый и самый сильный вид страха - это страх перед неизвестным.

Лавкрафт, Сверхъестественный ужас в литературе

Нападайте на эту историю, как на яркое самоубийство, без всякой слабости произносите великое «НЕТ» жизни; тогда вы увидите величественный собор, и ваши чувства, векторы неописуемого расстройства, начертят целостный бред, который исчезнет в безымянной архитектуре времени.

Мишель Уэльбек, Л. П. Лавкрафт: против мира, против жизни

Основные темы и атмосфера космического ужаса были изложены самим Лавкрафтом в « Сверхъестественном ужасе в литературе », его эссе о готике, фантастике и фантастике ужасов. Было установлено, что с ужасом Лавкрафта связан ряд характеристик:

  • Страх перед неизвестным и непознаваемым.
  • «Страх и трепет, которые мы испытываем, когда сталкиваемся с явлениями за пределами нашего понимания, масштабы которых выходят за пределы узкой области человеческих дел и могут похвастаться космическим значением». Ужас здесь проистекает из осознания того, что человеческие интересы, желания, законы и мораль не имеют значения или значения во Вселенной в целом. Следовательно, было отмечено, что сущности в книгах Лавкрафта не были злом, они были далеко за пределами человеческих представлений о морали.
  • «Созерцание места человечества в огромной, неуютной вселенной, открытой современной наукой», в которой ужас возникает из «открытия ужасающей истины».
  • Натуралистический сплав ужасов и научной фантастики, в котором «размываются» предположения о природе реальности.
  • Этот «технический и социальный прогресс с классических времен способствовал подавлению осознания масштабов и пагубности макрокосма, в котором заключен человеческий микрокосм», или, другими словами, расчетливому подавлению ужасающей природы космоса как реакция на его «существенный ужас».
  • Имея главных героев, которые беспомощны перед лицом непостижимых и неизбежных сил, которые низводят людей из привилегированного положения до ничтожности и некомпетентности.
  • Озабоченность внутренними структурами, разнообразными полужелевыми веществами и слизью, в отличие от других элементов ужаса, таких как кровь, кости или трупы.

Соавторы и последователи

Большая часть влияния Лавкрафта вторична, поскольку он был другом, вдохновителем и корреспондентом многих авторов, которые разработали свои собственные известные работы. Многие из этих писателей также работали с Лавкрафтом над совместно написанными рассказами. Среди его наиболее известных друзей и соратников Роберт Блох, автор книги « Психология» ; Роберт Э. Ховард, создатель Конана-варвара ; и Август Дерлет, который сосредоточился на расширении мифов о Ктулху.

Последующие авторы ужасов также в значительной степени опирались на работы Лавкрафта. В то время как многие делали прямые ссылки на элементы мифа Лавкрафта, чтобы привлечь его ассоциации или признать его влияние, многие другие опирались на ощущение и тон его работы, не ссылаясь конкретно на элементы мифа. Некоторые говорят, что Лавкрафт, наряду с Эдгаром Алланом По, является наиболее влиятельным автором современных фильмов ужасов. Автор Стивен Кинг сказал: «Теперь, когда время дает нам некоторое представление о его работе, я думаю, что это не вызывает сомнения, что Лавкрафт до сих пор не превзойден как величайший практик ХХ века о классической истории ужасов».

К концу 20 века Лавкрафт стал чем-то вроде иконы поп-культуры, что привело к бесчисленным переосмыслениям и ссылкам на его работы. Многие из них выходят за рамки ужасов Лавкрафта, но представляют мифы Ктулху в массовой культуре.

Литература и искусство

Работы Лавкрафта, в основном опубликованные в журналах, никогда не оказывали такого влияния на литературу, как его современники-модернисты, такие как Эрнест Хемингуэй и Ф. Скотт Фицджеральд. Тем не менее, его влияние по-прежнему широко и глубоко чувствуется в некоторых из самых известных авторов современной художественной литературы. Фантазии Хорхе Луиса Борхеса заметно напоминают некоторые работы Лавкрафта, на которые больше повлияли мечты. Борхес также посвятил свой рассказ «Есть еще кое-что» Лавкрафту, хотя он также считал Лавкрафта «невольным пародистом По ». Французский писатель Мишель Уэльбек также упомянул Лавкрафта как оказавшего влияние в своем эссе « Лавкрафт: против мира, против жизни», в котором он называет истории, написанные за последние десять лет жизни Лавкрафта, «великими текстами».

Склонность Лавкрафта к фантастическим пейзажам и биологически мрачным вещам также сильно повлияла на таких художников, как Жан «Мебиус» Жиро и Х. Р. Гигер. Книга картин Гигера, которая непосредственно привела к созданию многих проектов для фильма « Чужой», получила название « Некрономикон» - название вымышленной книги в нескольких мифических историях Лавкрафта. Дэн О'Бэннон, автор сценария « Чужого», также упомянул Лавкрафта, оказавшего большое влияние на фильм. С Рональдом Шусеттом он позже напишет Dead amp; Buried и Hemoglobin, оба из которых были признаны подделками Лавкрафта.

Комиксы

Лавкрафт бросил тень на мир комиксов. Это включает в себя не только адаптации его рассказов, таких как HP Лавкрафта Ктулху: The Whisperer в темноте, Graphic Классика : Лавкрафта и MAX «s блуждающего ужасов, но и включение в Mythos в новые истории.

Алан Мур затронул темы Лавкрафта, в частности, в его «Внутреннем дворе и югготских культурах и других ростках» (и в спин-оффе Энтони Джонстона « Югготские существа» ), а также в своем « Черном досье», где рассказывается «Что Хо, боги бездны» ? " смешанный лавкрафтовский ужас с Берти Вустером. Неономикон и Провидение постулируют мир, в котором Мифы, хотя и существуют как вымысел, написанный Лавкрафтом, также очень реальны.

Помимо появления с Форт в двух историях комиксов, Лавкрафт появился как персонаж в ряде комиксов Лавкрафта. Он появляется в Mac Картером и Тони Лососевые ограниченной серии «s Странная Приключения Лавкрафта от изображения и в Тайнах детский графический роман Говарда и Ледяного Королевства от Брюса Брауна. Комикс, Лавкрафт пропавших без вести, дебютировал в 2008 году и имеет место в 1926 году, до публикации « Зов Ктулху », и переплетается в элементах ранних рассказов Лавкрафта.

Бум! Studios также выпустили ряд сериалов, основанных на Ктулху и других персонажах из Мифов, в том числе « Истории Ктулху» и « Падение Ктулху».

Создатель Hellboy, Миньола, описал книги как под влиянием, прежде всего, в работах Лавкрафта, в дополнение к тем, Роберта Говарда и легенды о Дракуле. Это было адаптировано в фильме 2004 года Хеллбой. Его мини-сериал «Гибель, пришедший в Готэм» в Elseworlds переосмысливает Бэтмена в противостоянии с лавкрафтовскими монстрами.

Художник манги Джунджи Ито находится под сильным влиянием Лавкрафта. Гоу Танабэ адаптировал некоторые сказки Лавкрафта в мангу.

На выпуск № 32 «Храбрых и смелых» большое влияние оказали работы и стиль Лавкрафта. В дополнение к стилизации Ктулху, Глубинных и Р'льеха, писатель Дж. Майкл Стражински также написал историю в явно лавкрафтовском стиле. Написанный исключительно с точки зрения травмированного моряка, история использует несколько фирменных знаков Лавкрафта, включая абсолютное чувство незначительности перед лицом сверхъестественного.

Кино и телевидение

Начиная с 1950-х годов, в эпоху после смерти Лавкрафта, ужас Лавкрафта действительно стал поджанром, не только питающим прямые кинематографические адаптации По и Лавкрафта, но и заложив основу, на которой были построены многие фильмы ужасов 1950-х и 1960-х годов.

1960-е

Одним из известных кинорежиссеров, окунувшихся в колодец Лавкрафта, был Роджер Корман, снятый в 1960-х годах, его фильм «Дворец с привидениями» (1963) очень слабо основан на «Дело Чарльза Декстера Уорда», а его « Х: Человек с рентгеновскими глазами» с участием главный герой, доведенный до безумия обостренным зрением, которое позволяет ему видеть Бога в сердце вселенной.

В эпизодах известного сериала «Внешние границы», хотя и не являясь прямой адаптацией, часто встречались темы Лавкрафта, такие как человеческая тщетность и ничтожество, а также пределы здравомыслия и понимания.

Среди других хорошо известных адаптаций этой эпохи - Dark Intruder (1965), в которой есть отсылки к мифам Ктулху ; В 1965 году также увидели Бориса Карлоффа и Ника Адамса в фильме «Умри, чудовище, умри!». по рассказу Лавкрафта « Цвет из космоса »; Комната с ставнями (1967), основанная на "посмертном сотрудничестве" Августа Дерлета с Лавкрафтом, и Проклятие Багрового Алтаря (название в США: Багровый культ) (1968), основанная на " Сновидениях в доме ведьмы ".

1970-е

В 1970-е годы был снят ряд фильмов, которые были классифицированы как Лавкрафтовские ужасы. Сюда входят темы человеческой хрупкости, бессилия перед лицом непознаваемого и отсутствия ответов в « Пикнике у Висячей скалы» и «Данвичском ужасе», источником которых является работа Лавкрафта и акцент на «силах, неподвластных контролю главного героя». Фильм 1979 года « Чужой » был назван Лавкрафтом из-за его темы «космического безразличия», «монументальной мрачности» обстановки и оставления большинства вопросов без ответа.

В серии « Ночная галерея» Рода Серлинга 1969–73 годов были адаптированы как минимум два рассказа Лавкрафта: « Модель Пикмана » и « Холодный воздух ». В эпизоде ​​«Последняя лекция профессора Пибоди», касающемся судьбы человека, прочитавшего « Некрономикон», был показан студент по имени «Мистер Лавкрафт», а также другие студенты, носящие имена авторов из кружка Лавкрафта.

1980-е

В 1981 году франшиза комедийного фильма ужасов «Зловещие мертвецы » была создана Сэмом Рэйми после изучения Лавкрафта. Он состоит из фильмов «Зловещие мертвецы» (1981), « Зловещие мертвецы 2» (1987) и « Армия тьмы» (1992). Некрономикон Экс-Mortis, или просто Книга Мертвых, изображена в каждом из трех фильмов.

В «Трилогии апокалипсиса» Джона Карпентера ( The Thing, Prince of Darkness и In the Mouth of Madness ) присутствуют элементы Лавкрафта, которые становятся все более заметными в каждом фильме.

Черно-комедийный « Реаниматор» (1985) был основан на новелле Лавкрафта « Герберт Вест-Реаниматор». Re-Animator породил два фильма-сиквела.

" From Beyond" 1986 года был основан на одноименном рассказе Лавкрафта.

Фильм 1987 года «Проклятие» был экранизацией романа Лавкрафта « Цвет из космоса ». Его продолжение, Curse II: The Bite, было вдохновлено « Проклятием Йига », первоначально созданным Лавкрафтом и Зилией Бишоп.

1990-е годы

В фильме HBO 1991 года « Смертельное заклинание» Фред Уорд сыграл Гарри Филиппа Лавкрафта, детектива- нуара, расследующего кражу « Некрономикона» в альтернативной вселенной 1948 года в Лос-Анджелесе, где магия была обычным делом. В продолжении « Охоты на ведьм» Деннис Хоппер сыграл Х. Филиппа Лавкрафта в истории, действие которой происходит два года спустя.

Фильм «Воскресшие» 1992 года режиссера Дэна О'Бэннона представляет собой адаптацию романа Лавкрафта « Дело Чарльза Декстера Уорда». Он содержит множество элементов, верных истории Лавкрафта, хотя студия сделала серьезные сокращения в фильме.

Самодостаточный Некрономикон (1993) показал самого Лавкрафта как персонажа, которого сыграл Джеффри Комбс. Три истории в « Некрономиконе» основаны на двух рассказах Лавкрафта и одной новелле Лавкрафта: «Утопленные» основаны на « Крысах в стенах », «Холод» основаны на «Холодном воздухе », а «Шепот» - на по мотивам «Шепчущегося во тьме».

" Скрытый страх" 1994 года - это адаптация рассказа Лавкрафта " Скрытый страх ". В нем есть некоторые элементы, верные истории Лавкрафта, в то время как он был захвачен второстепенным сюжетом криминального каперса.

« Урод Замка» 1995 года во многом вдохновлен рассказом Лавкрафта « Посторонний ».

2000-е

В этот период было снято несколько фильмов на темы ужасов Лавкрафта. «Туман» 2007 года, экранизация одноименной новеллы Стивена Кинга 1985 года Фрэнка Дарабонта, в которой из густого тумана появляются монстры Лавкрафта из потустороннего мира, чтобы напугать небольшой городок Новой Англии, и «Зов Ктулху» 2005 года, созданный HP Историческое общество Лавкрафта, черно-белая адаптация с использованием техники немого кино, чтобы имитировать ощущение фильма, который мог быть снят в 1920-х годах, в то время, когда писалась история Лавкрафта.

Дагон 2001 года - испанский фильм ужасов режиссера Стюарта Гордона. Хотя фильм назван в честь рассказа Лавкрафта « Дагон », на самом деле это эффективная адаптация его рассказа «Тень над Иннсмутом».

Ктулху - это австралийский малобюджетный фильм ужасов 2000 года, который был снят, спродюсирован и написан Дамианом Хеффернаном. Он в основном основан на двух рассказах Лавкрафта: « Дело на пороге » и «Тень над Иннсмаутом».

Ктулху 2007 года, поставленный Дэном Гилдарком, по мотивам новеллы «Тень над Иннсмутом» (1936). Фильм примечателен среди работ, адаптированных по работе Лавкрафта для главного героя - гея.

2010-е

С 2010 года ряд популярных фильмов использовали элементы космического ужаса, особенно Гарленд «s Annihilation (основано на 2014 романе того же самого имени по Джеффа Вэндермир ) с его сильными темами непонятности и внешнего влияния на Землю. Фильм Роберта Эггера ` ` Маяк '' 2019 года сравнивают с работами Лавкрафта из-за унылой атмосферы, глубоководных ужасов и потусторонней и сводящей с ума мощи титульного маяка, сводящего главных героев с ума. Ридли Скотт «s 2012 научно-фантастический фильм ужасов эпопея Прометея и Гор Вербински » 2016 фильм с лекарством от Wellness были отмечены за их Lovecraftian элементов. Мини-сериал HBO 2019 года « Чернобыль » был описан как «новое лицо космического ужаса», в котором радиация играет роль непостижимого, неукротимого и безразличного ужаса.

В фильмах Паноса Косматоса, По ту сторону черной радуги и Мэнди темы космического ужаса сочетаются с психоделическими элементами и элементами нью-эйдж, в то время как работы Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда в « Резолюции», « Весна» и «Бесконечность » также называют «лавкрафтовскими». "

Другие фильмы, непосредственно включающие или адаптирующие работы Лавкрафта, включают фильм 2011 года «Шепчущийся во тьме», основанный на одноименном рассказе Лавкрафта, финский короткометражный фильм 2017 года « Звук из глубин», включающий элементы из « В горах безумия» в современном стиле. сеттинг и « Цвет из космоса» Ричарда Стэнли, основанный на рассказе Лавкрафта « Цвет вне космоса ». Следует также отметить фильм Дрю Годдарда « Хижина в лесу » 2012 года, комедийный ужастик, который намеренно опровергает условности и стереотипы космического ужаса.

2020-е

Уильям Юбэнк, режиссер фильма 2020 года « Под водой», подтвердил, что существа из его фильма связаны с мифами Ктулху. «Порог маскировки» (2021 г.) использует элементы сюжета Лавкрафта. Режиссер и сценарист Йоханнес Гренцфуртнер подтверждает свое влияние в интервью.

Игры

Элементы лавкрафтовского ужаса появились во многих видеоиграх и ролевых играх. Было признано, что эти темы становятся все более распространенными, хотя признаются трудности в изображении ужасов Лавкрафта в видеоиграх, выходящих за рамки визуальной эстетики.

Стол

Лавкрафт оказал влияние на Dungeons amp; Dragons, начиная с начала 1970-х годов, и первоначальные издания ADamp;D Deities amp; Demigods включали персонажей из романов Лавкрафта. Dungeons amp; Dragons повлияли на более поздние ролевые игры, в том числе Call of Cthulhu (1980), который, в свою очередь, привлек новых поклонников мифов о Ктулху. Расширения Magic: The Gathering, такие как Battle for Zendikar (2015) и Eldritch Moon (2016), содержат компоненты Лавкрафта.

Видеоигры

1980-е и 1990-е годы

Видеоигры, как и фильмы, имеют богатую историю Лавкрафтовских элементов и приспособлений. В 1987 году «Скрытый ужас» был первым, кто вывел поджанр ужасов Лавкрафта на компьютерные платформы. Это была текстовая приключенческая игра, выпущенная компанией Infocom, наиболее известной по серии Zork.

Alone in the Dark (видеоигра 1992 г.) содержит элементы и отсылки Лавкрафта.

Игра Shadow of the Comet, действие которой происходит в 19 веке, сильно вдохновлена ​​мифом о Ктулху.

Текстовая приключенческая игра 1998 года Anchorhead в значительной степени вдохновлена ​​ужасом Лавкрафта и включает многие элементы мифов Ктулху, а также цитаты из Лавкрафта.

Quake (видеоигра), шутер от первого лица с элементами Лавкрафта.

2000-е

Русская игра « Патология» 2005 года содержит множество тем, характерных для произведений Лавкрафта: все три главных героя в некотором роде чужаки для города. Игра сосредоточена вокруг неудержимой чумы, которая оставляет желеобразную кровянистую слизь на зараженных территориях; персонаж игрока совершенно бессилен остановить чуму.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth для ПК и Xbox - шутер от первого лица с сильными элементами ужаса на выживание.

Eternal Darkness: Sanity's Requiem на Nintendo Gamecube использует тяжелые темы космического ужаса на протяжении всей игры, в частности, с учетом того, что вменяемость персонажей игроков нарушается из-за их взаимодействия со сверхъестественным.

2010 по настоящее время

Ужаса выживания игра Amnesia: The Dark Descent сильно вдохновлен Лавкрафт ужаса, в визуальном дизайне, сюжете и механике, с признанным длительным воздействием на хоррор играх как жанр. The Last Door - это приключенческая игра в жанре « укажи и щелкни», которая сочетает в себе ужас Лавкрафта с готическим ужасом, а игра From Software Bloodborne включает в себя множество тем Лавкрафта и космического ужаса без использования мифов Ктулху. Рогалик игра Связывание Исаака: Перерождение имеет Лавкрафт ужас, как в игре Leviathan трансформации.

Другие игры, выпущенные с 2010 года с элементами ужасов Лавкрафта, включают Sunless Sea, готическую ролевую игру на выживание и исследование ужасов, Darkest Dungeon, ролевая видеоигру с упором на психические травмы и недуги, Edge of Nowhere, приключенческий боевик. игра в виртуальной реальности и The Sinking City, детектив с открытым миром и игра ужасов на выживание, действие которой разворачивается в Новой Англии 1920-х годов, черпая вдохновение из «Тени над Иннсмаутом» и « Фактов, касающихся покойного Артура Джермина и его семьи ».

Другие СМИ

Смотрите также

Примечания

использованная литература

  • Блэк, Энди (1996). "Ползучий целлулоидный хаос: Л. П. Лавкрафт в кино". В черном, Энди (ред.). Некрономикон: Журнал ужасов и эротического кино, книга первая. Книги творчества. С. 109–122.
  • Блох, Роберт (август 1973). «По и Лавкрафт». Амброзия (2). Архивировано из оригинала на 2011-07-20. Проверено 10 сентября 2006.
  • Бурлесон, Дональд Р. (1991). «На темы Лавкрафта: прикосновение к стеклу». В Schultz, David E.; Джоши, ST (ред.). Эпикюра в ужасном: столетняя антология эссе в честь Г.П. Лавкрафта. Издательство Университета Фэрли Дикинсона. С. 135–147. ISBN   978-0-8386-3415-8.
  • Фассбендер, Том. «Интервью: Майк Миньола». Темная Лошадь.
  • Хармс, Дэниел (2006). Энциклопедия Ктулхиана: Путеводитель по лавкрафтовскому ужасу. Хаосиум. ISBN   1-56882-169-7.
  • Джейкобс, Джеймс (октябрь 2004 г.). «Тень над Damp;D: Влияние Лавкрафта на Dungeons amp; Dragons». Дракон (# 324).
  • Джоши, СТ (2007). «Мифы Ктулху». В Джоши, ST (ред.). Иконы ужаса и сверхъестественного: энциклопедия наших худших кошмаров, тома 1 и 2. Гринвуд Пресс. С. 97–128. ISBN   978-0-313-33780-2.
  • Кинг, Стивен (2019). «Вступление« Подушка Лавкрафта » ». В Уэльбеке, Мишель (ред.). Лавкрафт: Против мира, против жизни. Cernunnos. ISBN   978-1-932416-18-3.
  • Лавкрафт, HP (1992). Ползучий хаос: Избранные произведения 1920-1935 гг. Лавкрафт. введение Колина Уилсона. Creation Press. ISBN   1-871592-72-0.
  • Мильоре, Эндрю; Стрысик, Джон (1 февраля 2006 г.). Скрытень в холле: Путеводитель по кино Л. П. Лавкрафта. Книги ночных оттенков. ISBN   978-1892389350.
  • Митчелл, Чарльз П. (2001). Полная фильмография Л. П. Лавкрафта. Гринвуд Пресс.
  • Швейцер, Даррелл (1975). Лавкрафт в кино. ТК Графика.
  • Смит, Дон Г. (2006). HP Lovecraft в популярной культуре: произведения и их адаптации в кино, телевидении, комиксах, музыке и играх. Макфарланд. п. 173. ISBN.   0-7864-2091-X.
  • Стейблфорд, Брайан (2007). «Космический ужас». В Джоши, ST (ред.). Иконы ужаса и сверхъестественного: энциклопедия наших худших кошмаров, тома 1 и 2. Гринвуд Пресс. С. 65–96. ISBN   978-0-313-33780-2.
  • Зенке, Майкл. «Боязнь теней на стене». Беглец.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 07:51:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте