Луи Джордан

редактировать
Не путать с Луи Журданом или Луи Джорданом (американский футбол).

Луи Джордан
Иордания в Нью-Йорке, 1946 год. Иордания в Нью-Йорке, 1946 год.
Исходная информация
Имя при рождении Луи Томас Джордан
Родился ( 1908-07-08)8 июля 1908 г., Бринкли, Арканзас, США.
Умер 4 февраля 1975 г. (1975-02-04)(66 лет) Лос-Анджелес, Калифорния
Жанры
Род занятий
  • Музыкант
  • руководитель оркестра
  • автор песен
  • певец
  • актер
Инструменты
  • Саксофоны
  • вокал
Активные годы 1932–1974
Этикетки
Связанные действия Tympany Five

Луи Томас Джордан (8 июля 1908 - 4 февраля 1975) был американским саксофонистом, мульти-инструменталистом, автором песен и руководителем оркестра, который был популярен с конца 1930-х до начала 1950-х годов. Известный как « Король музыкального автомата », он заработал свой самый высокий авторитет к концу эпохи свинга. В 1987 году он был занесен в Зал славы рок-н-ролла как «один из первых авторов».

Джордан был талантливым певцом с великолепным комедийным чутьем, и он руководил собственной группой более двадцати лет. Он выступал в дуэте с некоторыми из крупнейших сольных звезд своего времени, включая Бинга Кросби, Эллу Фицджеральд и Луи Армстронга. Джордан был также актером и киноактером - он снялся в десятках «звуков» (рекламных видеоклипов); тот, что называется " Caldonia ", наиболее доступен для просмотра на различных веб-сайтах. Он также сыграл многочисленные роли в основных художественных и короткометражных фильмах и снялся в двух музыкальных художественных фильмах, снятых специально для него. Он был инструменталистом, игравшим на всех формах саксофона, но специализировавшимся на альте. Он также играл на фортепиано и кларнете.

Джордан начал свою карьеру в биг-бэнд- свинг-джазе в 1930-х годах, но стал известен как один из ведущих практиков, новаторов и популяризаторов джамп-блюза, свинга, стремительного танцевального гибрида джаза, блюза и буги-вуги. вуги. Обычно в исполнении небольших групп, состоящих из пяти или шести игроков, джамп-музыка представляла собой кричащий, сильно синкопированный вокал и приземленные комедийные тексты на современные городские темы. В нем сильно подчеркивается ритм-секция фортепиано, баса и ударных; после середины 1940-х годов этот микс часто дополняли электрогитары. Группа Джордана также была пионером в использовании электронного органа.

В своих динамичных группах Tympany Five Джордан обозначил основные параметры жанров классического Ramp;B, городского блюза и раннего рок-н-ролла с помощью серии очень влиятельных дисков со скоростью вращения 78 об / мин, выпущенных Decca Records. Эти записи предвосхитили многие стили черной поп-музыки конца 1940-х, 1950-х и 1960-х годов и оказали сильное влияние на многих ведущих исполнителей в этих жанрах. Многие из его записей были спродюсированы Милтом Габлером, который продолжил совершенствовать и развивать качества записей Джордана в своей более поздней продюсерской работе с Биллом Хейли, в том числе « Rock Around the Clock ».

Иордания занимает пятое место в списке самых успешных афро-американских художников записи в соответствии с Joel Whitburn анализа «s в Billboard журнала R amp; B диаграммы, и был самым популярным ритм и блюз художника с его„прыжковых блюз“записи предварительного рок - н «Ролл-эра. Хотя исчерпывающих данных о продажах нет, за свою карьеру у него было по крайней мере четыре миллиона продаж. Джордан регулярно возглавлял "гоночные" хит-парады Ramp;B и был одним из первых чернокожих музыкантов, которые добились значительного пересечения популярности с основной (преимущественно белой) американской аудиторией, имея одновременное попадание в десятку лучших поп-чартов несколько раз.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Фильмы
  • 2 Личная жизнь
    • 2.1 Браки
    • 2.2 Финансовые проблемы
  • 3 Смерть
  • 4 награды и наследие
  • 5 Дискография
    • 5.1 Таблицы синглов
  • 6 Сноски
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь и карьера

Джордан родился 8 июля 1908 года в Бринкли, штат Арканзас. Его отец, Джеймс Аарон Джордан, был учителем музыки и руководителем оркестра духового оркестра Бринкли и менестрелей Rabbit Foot. Его мать, Адель, умерла, когда Луи был молод. Его воспитывали бабушка Мэгги Джордан и тетя Лиззи Рид. В раннем возрасте он изучал кларнет и саксофон со своим отцом. В подростковом возрасте он был участником менестреля «Кроличья лапка» и профессионально играл в конце 1920-х годов. В начале 1930-х он играл в Филадельфии и Нью-Йорке с Чарли Гейнсом. Он записывался с Кларенсом Уильямсом и некоторое время был членом оркестра Stuff Smith. С оркестром Чика Уэбба он пел и играл на альт-саксофоне. В 1938 году он основал группу, которая через год записывалась как Tympany Five.

Tympany Five Луи Джордана

Первой группой Джордана, состоящей в основном из участников группы Джесси Стоуна, была группа из девяти человек, которую он сократил до секстета после того, как был нанят для проживания в клубе Elks Rendezvous на 464 Lenox Avenue в Гарлеме. В состав группы входили Джордан (саксофоны, вокал), Кортни Уильямс (труба), Лем Джонсон (тенор-саксофон), Кларенс Джонсон (фортепиано), Чарли Дрейтон (бас) и Уолтер Мартин (ударные). В его первом заявлении как «Elks Rendez-vous Band» его имя было написано «Луи», чтобы люди не произносили его «Льюис».

Джордан в Нью-Йорке, июль 1946 года, вскоре после того, как Глен Грей получил второй счет в Paramount.

В 1942 году Джордан и его группа переехали в Лос-Анджелес, где он начал делать звуки, предшественники музыкального видео. Он появлялся на многих радиопередачах Jubilee и в серии программ для радио вооруженных сил для распространения среди американских войск за границей. Карьера Джордана не была прервана призывом, за исключением четырехнедельного армейского лагеря. Из-за «грыжевого состояния» ему был присвоен класс « 4F ».

В 1940-х годах Джордан и группа стали популярными благодаря таким хитам, как « Choo Choo Ch'Boogie », « Knock Me a Kiss », « Is You Is or Is You Ain't My Baby » и « Five Guys Named Moe ». Он записывался с Эллой Фицджеральд, Бинг Кросби и Луи Армстронгом и снимался в фильмах. В течение года после его открытия гонорар за выступление Tympany Five вырос с 350 до 2000 долларов за ночь. Но широта успеха Джордана и размер его комбо имели большее значение для музыкальной индустрии. Блюзовый певец Гейтмаус Мур сказал: «Он играл... пятью пьесами. Это разрушило большие группы... Он мог играть так же хорошо и так же громко, как пять, как и 17. И это было дешевле».

«Хриплые записи Джордана отличались использованием фантастического повествования». Это, пожалуй, лучше всего иллюстрируется на " Saturday Night Fish Fry ", хите 1950 года, состоящем из двух частей, который был разделен на обе стороны записи с частотой вращения 78 оборотов в минуту. Это была одна из первых популярных песен, в которых в припеве использовалось слово «качание» и использовалась искаженная электрогитара. Многие источники описывают эту запись, а некоторые другие Джордана, как «прыжковый блюз», потому что «она буквально заставляла слушателей подпрыгивать в такт своей пульсации», согласно NPR. Один источник заявляет, что "Saturday Night Fish Fry" имела "живой ритм прыжков, припев с призывом и ответом и риффы двухструнной электрогитары, которые Чак Берри позже признал в копировании".

Джордан назван Залом славы рок-н-ролла «отцом ритм-н-ролла» и «дедушкой рок-н-ролла». The Hall также заявляет, что «Saturday Night Fish Fry» является «ранним примером рэпа и, возможно, первой записью рок-н-ролла». Не все критики согласны с тем, что его творчество имеет влияние на рок-н-ролл. Например, журнал Rolling Stone предлагает такой взгляд на записи Джордана конца 1940-х годов: «... ранний кумир Берри и Билла Хейли подошел ближе всех, но его песни о прыжках и джайве были нацелены именно на взрослые в подростковом возрасте, и любой деревенский привкус в его записях был строго комедийным приемом ". Статья соглашается с Сэмом Филлипсом в том, что рок-н-ролл «специально адресован подросткам и предназначен для них».

Другой источник описывает стиль джамп-блюза Джордана как сочетание «добродушной новизны лирики (некоторые с двусмысленным двусмысленным смыслом); [увеличение] темпа; [усиление] ритма; [наслоение] звука с помощью его блюзового саксофона и игривых мелодий».

За это время Джордан снова поместил более десятка песен в национальные чарты. Тем не менее, Louis Jordan и His Tympany Five доминировали в чартах Ramp;B 1940-х, или (как их тогда называли) в «гоночных» чартах. В этот период у Джордана было восемнадцать синглов номер 1 и пятьдесят четыре в десятке лучших. Согласно проведенному Джоэлом Уитберном анализу чартов журнала Billboard, Джордан занимает пятое место среди самых успешных музыкантов периода 1942–1995 годов. С июля 1946 года по май 1947 года у Джордана было пять песен номер один подряд, которые занимали первое место в течение 44 недель подряд.

Популярности Джордана способствовали не только его хитовые записи Decca, но и его многочисленные записи для Armed Forces Radio и программа транскрипции V-Disc, что помогло сделать его популярным среди белых и черных. Он снимался в короткометражных музыкальных фильмах и создавал « звуки » для своих хитов.

Отойдя от своего ритм-энд-блюзового стиля, Джордан в начале 1950-х создал большую группу, но безуспешно. Болезнь держала его рядом с домом в Аризоне на протяжении 1950-х годов.

В 1952 году Джордан выступил 1 июня в Wrigley Field в Лос-Анджелесе на восьмом концерте Кавалькады джаза, спродюсированный Леоном Хеффлином, старшим Джорданом и его Tympany Five, вернувшимися на десятый концерт Кавалькады джаза 20 июня 1954 года.

Джордан подписал контракт с Аладдином, для которого он записал 21 песню в начале 1954 года. С этих сессий было выпущено девять синглов; три песни так и не вышли. В 1955 году он записался с "X" Records, дочерней компанией RCA, которая сменила название на Vik Records, пока с ними был Джордан. Три сингла были выпущены "X" и один - Vik; четыре трека так и не вышли. На этих сессиях Джордан усилил свое звучание, чтобы соревноваться с рок-н-роллом. В 1956 году Меркьюри подписал контракт с Джорданом и выпустил два альбома и несколько синглов. Его первый альбом для Меркьюри, Somebody Up There Digs Me (1956), продемонстрировал обновленные рок-н-ролльные версии предыдущих хитов, таких как «Ain't Nobody Here, but Us Chickens», «Caldonia», «Choo Choo Ch'Boogie»., «Соленая свинина, Западная Вирджиния» и «Осторожно!» Меркьюри намеревался сделать это возвращение для Джордана, но оно не имело коммерческого успеха, и лейбл отпустил его в 1958 году. В 1960-х он время от времени записывался для Warwick (1960), Black Lion (1962), Tangerine (1962–1965). и Pzazz (1968) и в начале 1970-х для Black amp; Blue (1973), Blues Spectrum (1973) и JSP (1974).

В начале 1960-х он гастролировал по Англии с Крисом Барбером. Выступая в 2012 году, Барбер вспомнил, как видел Джордана в Театре Аполло в Нью-Йорке:

играть с ним было просто страшно. Это немного похоже на гитариста-любителя с переулка, который только что купил испанскую гитару, работая с Сеговией. Он не заставлял вас чувствовать себя маленьким, но он был просто совершенен в том, что делал.... Я до сих пор помню, как он пел, но он аккомпанировал себе на альте, и вы были уверены, что он играл на альте, пока пел.... дыхание не ускользнуло от его последнего слова до того, как он сыграл свой альт, и это казалось одновременным.... Он получил очень грубую сделку из истории... В группе Чика Уэбба было два постоянных певца - Элла и Луи Джордан. И все же на самом деле история обрекает его на то, чтобы он был просто комедийным вокалистом с небольшим количеством рок-н-ролла и первым альтом... но он был настолько безупречно хорошим певцом, что грустно, что он не был известен этим больше.

Джордан переделал некоторые из своих лучших хитов для LP 1973 года « Я верю в музыку»: «Caldonia», «Is You Is or Is You Ain't My Baby», «Saturday Night Fish Fry» и «I'm Gonna Move to the Окраина города ». Также был добавлен новый материал.

Согласно книге Billboard, цитируемой Залом славы блюза, Джордан имел «18 хитов №1 в гонках, а в чартах Ramp;B провел в общей сложности 113 недель в верхнем слоте, что почти вдвое больше, чем у любого другого артиста в этом сезоне. история ритм-энд-блюза ».

Одна публикация Смитсоновского института представила это резюме музыки Джордана.

Одним из важных стилистических прототипов в развитии Ramp;B был джамп-блюз, впервые разработанный Луи Джорданом с его группой Louis Jordan и His Tympany Five. Группа Джордана... состояла из трех валторн и ритм-секции, а стилистически в его музыке соединились элементы свинга и блюза, включая ритм шаффл, басовые партии буги-вуги и короткие образцы валторны или риффы. В песнях использовался афроамериканский диалект, юмор, а также голосовые разговоры между Джорданом и группой. Музыка Джордана понравилась как афроамериканской, так и белой публике, и он имел большой успех с такими хитами, как "Is You Is or Is You Ain't My Baby" (1944).

Фильмы

Выпуск музыкального короткометражного фильма « Caldonia» в 1945 году ускорил карьеру Джордана благодаря выездным показам в поддержку его живого выступления. Помимо пения во многих фильмах и появления в таких популярных фильмах, как « Знакомьтесь, мисс Бобби Сокс» (1944) и « Следуй за мальчиками» (1944). Успех « Калдонии» (1945) привел к появлению других ролей в гоночных фильмах для Джордана в Astor Pictures: Beware! (1946), Reet, Petite и Gone (1947) и Look-Out Sister (1947).

Его плодотворное использование фильма в качестве рекламного средства открыло новые возможности, получив похвалу от Billboard, который написал: «Фильмы помогли тем, кто провел одну ночь, чему также помогли записи, которые также помогли фильмам, которые, в свою очередь, помогли стать более прибыльным. Это восхитительный круг, и другие группы сейчас изучают возможности ".

Личная жизнь

Браки

Джордан был женат пять раз. Его первая жена Джулия (также называемая Джули) была из Аркадельфии. Вскоре после свадьбы Джулия родила дочь Пэтти, которая оказалась чужим ребенком. В 1932 году Джордан встретил в Хот-Спрингс Иду Филдс, певицу и танцовщицу из Техаса. В том же году они поженились. Ида была на шесть лет старше его и была участницей бродячей танцевальной труппы «Флоридские цветы апельсина». Ида подала на Джордана в суд за двоеженство в 1943 году. Он утверждал, что она знала, что он все еще женат. Иде было присуждено судебное решение в размере 70 000 долларов США, которое позднее было уменьшено до 30 000 долларов США. Она начала называть себя «миссис Луи Джордан, королевой блюза и ее оркестром», прежде чем Джордан остановил это, приостановив выплаты. В другом судебном деле Иде была присуждена компенсация в размере 50 000 долларов. В 1942 году Джордан женился на своей возлюбленной детства Флиси Мур; Позже они развелись. В 1947 году Флиси обнаружила, что у Джордана роман с танцовщицей Флоренс «Вики» Хейс, и напала на него с ножом. Она была арестована и обвинена в нападении. Джордан женился на Вики 14 ноября 1951 года в Провиденсе, Род-Айленд; они расстались в 1960 году. В 1966 году он женился на Марте Уивер, певице и танцовщице из Сент-Луиса.

Финансовые проблемы

К 1953 году популярность и успех Джордана пошли на убыль. К тому времени «рок-н-ролл привлек внимание всего мира, и прыгающий Ramp;B Джордана ушел в прошлое». Хотя он продолжал выступать, это не принесло дохода, который мог бы принести миллион продаж записей.

В 1961 году налоговая служба подала доход налогового залога против Иордании. В результате он продал недвижимость намного ниже их стоимости, чтобы выплатить долги. Музыкант Айк Тернер заявил в своей автобиографии Takin 'Back My Name, что он слышал о своих налоговых проблемах и связался с агентством бронирования Jordan в Чикаго. Тернер убедил президента компании прислать Джордану чек на 20 000 долларов. Джордан не знал об этом поступке.

Джордан написал или стал соавтором многих песен, которые он исполнял, но он не получил от них финансовой выгоды. Многие из написанных им хитов, в том числе "Caldonia", были приписаны его жене Флиси Мур, чтобы избежать существующей договоренности об издании. Их брак был ожесточенным и недолгим. После развода она сохранила право собственности на песни. Тем не менее, Джордан, возможно, получил признание некоторых песен, написанных другими - он считается соавтором песни «Saturday Night Fish Fry», но пианист Tympany Five Билл Доггетт утверждал, что написал ее.

Луи Джордан был среди сотен музыкантов, чей материал был уничтожен во время пожара в Universal в 2008 году.

Смерть

Джордан умер от сердечного приступа 4 февраля 1975 года в Лос-Анджелесе. Он похоронен на кладбище Маунт-Олив в Сент-Луисе, штат Миссури, родном городе его жены Марты.

Награды и наследие

23 июня 2008 года Палата представителей Соединенных Штатов приняла резолюцию, представленную представителем Арканзаса Виком Снайдером, в честь Джордана по случаю столетия со дня его рождения.

Почтовая служба Соединенных Штатов признаки Джордана и его фильм для Калдония в 2008 году в рамках своего дани Vintage Black кино. «Яркие напоминания об ушедшей эпохе будут отмечены в июне с помощью марок Vintage Black Cinema, основанных на пяти винтажных плакатах с фильмами. Будь то внимание к талантам развлекательных персонажей или документирование меняющихся социальных взглядов и ожиданий, эти плакаты теперь служат большей цели, чем реклама и продвижение.. Они являются бесценными историческими памятниками, хранящими воспоминания о культурных явлениях, которые в противном случае могли бы быть забыты. Окно с маркой было разработано Карлом Херрманом из Карлсбада, Калифорния ».

Джордан назван Залом славы рок-н-ролла «отцом ритм-н-ролла» и «дедушкой рок-н-ролла». Другой источник утверждает, что с Caldonia (1945) Джордан «уже создавал классический рок-н-ролльный звук». В Зале славы говорится, что «его классическая песня« Субботняя рыбная жареная »(1949) является ранним примером рэпа и, возможно, первой записью рок-н-ролла».

Фонд блюза намекает, что Джордан был предшественником Ramp;B: «Луи Джордан был самой большой афроамериканской звездой своей эпохи, и что его« Caldonia »достигла» вершины чарта Race Records, как это было известно до появления термин «ритм-энд-блюз» в 1949 году ».

Некоторые предполагают, что Чак Берри смоделировал свой музыкальный подход по образцу Джордана. Берри изменил содержание текста с негритянской жизни на подростковую и заменил машины и девочек основными мотивами Джордана - едой, напитками, деньгами и девушками. Знаменитый вступительный рифф Берри на " Johnny B. Goode " поразительно похож на вступление гитариста Карла Хогана в хит 1946 года " Ain't That Just Like a Woman "; Берри признал свой долг в интервью. Другие источники также указывают на то, что Литтл Ричард находился под влиянием Джордана. Фактически, артист сказал, что Caldonia была первой песней, не связанной с евангелием, которую он выучил; а крик (или «крик») на пластинке Джордана «пугающе похож на голосовой тон, который принял бы Литтл Ричард», в дополнение к «тонким, как карандаш, усам в стиле Джордана». Джеймс Браун и Рэй Чарльз также сказали, что стиль Джордана повлиял на их творчество.

BB King записал альбом под названием Let the Good Times Roll: The Music of Louis Jordan. В состав группы входили Эрл Палмер, ударные, доктор Джон, фортепиано, Хэнк Кроуфорд, альт-саксофон, Дэвид «Толстяк» Ньюман, тенор-саксофон и Маркус Белгрейв, труба.

Джордан был введен в Зал славы блюза; а в 2018 году он посмертно получил премию Грэмми за прижизненные достижения. Академия считает, что он «проложил путь рок-н-роллу в 50-е годы. Его записи в Зале славы Грэмми включают:« Ain't Nobody Here But Us Chickens »,« Caldonia Boogie »,« Choo Choo Ch'Boogie »., и «Пусть идут хорошие времена» ».

Согласно Cleveland.com, «Луи Джордан оказал глубокое влияние на несколько афроамериканских музыкальных жанров, которые развивались в течение первой половины 20-го века... Он помог сделать джамп-блюз, джаз и буги-вуги основными силами. Легендарная работа Джордана. послужит предшественником современного блюза, рок-н-ролла и Ramp;B ».

Дискография
Основная статья: Дискография Луи Джордана

Синглы в чартах

Дата выпуска Заголовок Позиции на графике Дополнительные замечания
Чарты R amp; B / Race в США Поп-чарт США Таблица стран США
1942 г. " Я оставлю тебя на окраине города " 3
1942 г. " Что толку в трезвости (когда снова напьешься)" 1
1943 г. "Цыпочки, которых я выбираю, стройные, нежные и высокие" 10
1943 г. " Пять парней по имени Мо " 3
1943 г. "Это просто нокаутирует меня" 8
1943 г. " Рацион Блюз " 1 11 1 Первый «кроссоверный» хит
1944 г. "Дьякон Джонс" 7
1944 г. " Джи Джайв " 1 1
1944 г. " Is You Is or Is You Ain't (Ma 'Baby) " 3 2 1
1945 г. "Швабра! Швабра!" 1
1945 г. "Вы больше не можете этого получить" 2 11
1945 г. " Калдония " 1 6 Переименованный в "Caldonia Boogie" для национального чарта.
1945 г. "Кто-то поменял замок на моей двери" 3
1945 г. "Мой ребенок сказал" Да " 14 Дуэт с Бингом Кросби
1946 г. " Buzz Me " 1 9
1946 г. " Не беспокойся об этом муле " 1
1946 г. « Соленая свинина, Западная Вирджиния » 2
1946 г. " Реконверсион-блюз " 2
1946 г. " Осторожно " 2 20
1946 г. « Не позволяйте ВС поймать вас кричат » 3
1946 г. " Stone Cold Dead на рынке (он же пришел) " 1 7 Дуэт с Эллой Фицджеральд
1946 г. "Петути Пай" 3 Дуэт с Эллой Фицджеральд
1946 г. " Чу Чу Ч'Буги " 1 7
1946 г. " Эта цыпочка слишком молода, чтобы жарить " 3
1946 г. " Разве это не похоже на женщину (они будут делать это каждый раз) " 1 17
1946 г. " Здесь нет никого, кроме нас, цыплят " 1 6
1946 г. " Пусть идут хорошие времена " 2
1947 г. « Техас и Тихий океан » 1 20
1947 г. "Мне нравятся такие толстые" 5
1947 г. " Открой дверь, Ричард !" 2 6
1947 г. " Джек, ты мертв " 1 21 год
1947 г. "Я знаю, что ты подавляешь" 3
1947 г. " Синяя тарелка буги-вуги " 1 21 год
1947 г. « Рано Доброе утро » 3
1947 г. "Берегись" 5
1948 г. "Скотный двор Буги" 2
1948 г. "Как долго я должен ждать тебя" 9
1948 г. " Reet, Petite and Gone " 4
1948 г. " Беги, Джо " 1 23
1948 г. "Все для любви к Лил" 13
1948 г. " Буги-вуги Пайнтопа " 14
1948 г. " Не сжигайте свечу на обоих концах " 4
1948 г. «Мы не можем согласиться» 14
1948 г. "Папа-О" 7 Дуэт с Мартой Дэвис
1948 г. "Петтин и покинь" 5
1949 г. "Блюз роамина" 10
1949 г. "Вы нарушили свое обещание" 3
1949 г. "Коул Слоу (Переключатель сорго)" 7
1949 г. «Каждый к своей профессии» 10
1949 г. " Детка, на улице холодно " 6 9 Дуэт с Эллой Фицджеральд
1949 г. « Бобы и кукурузный хлеб » 1
1949 г. « Рыбное жаркое в субботу вечером », части 1 и 2 1 21 год
1950 « Школьные дни » 5
1950 " Blue Light Boogie ", части 1 и 2 1
1950 " Я никогда не буду свободным " 7 Дуэт с Эллой Фицджеральд
1950 "Тамбурица Буги" 10
1951 г. "Лимонад" 5
1951 г. " Слезные капли с моих глаз " 4
1951 г. "Блюз слабоумных" 5
Сноски
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-17 02:04:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте