Лойс «Луи» Буржуа ( франц. [Buʁʒwa] ; ок. 1510–1559) был французским композитором и теоретиком музыки эпохи Возрождения. Он наиболее известен как один из главных составителей мелодий кальвинистских гимнов в середине 16 века. Ему обычно приписывают одну из самых известных мелодий во всем христианском мире - протестантское богословие, известное как « Старая сотая».
О его молодости почти ничего не известно. Его первая публикация, некоторые светские шансоны, датируется 1539 годом в Лионе. К 1545 году он уехал в Женеву (согласно гражданским документам) и стал там учителем музыки. В 1547 году ему было предоставлено гражданство Женевы, и в том же году он опубликовал свои первые четырехголосные псалмы.
В 1549 и 1550 годах он работал над сборниками псалмов, большинство из которых были переведены Клеманом Маро и Теодором де Безом. Степень, в которой он был композитором, аранжировщиком или составителем, не была определена до тех пор, пока давно утерянная копия Женевской Псалтири 1551 года не попала в библиотеку Университета Рутгерса. В Avertissement (заметке) для читателя Буржуа точно указывает, что сделали его предшественники, что он изменил и что было его собственным вкладом. Он один из трех главных композиторов этих гимнов мелодий на Женевской Псалтирь.
К сожалению, он поссорился с местными музыкальными авторитетами и был заключен в тюрьму 3 декабря 1551 года за изменение мелодии для некоторых известных псалмов «без лицензии». Он был освобожден из-за личного вмешательства Жана Кальвина, но споры продолжались: те, кто уже выучил мелодии, не желали изучать новые версии, и городской совет приказал сжечь инструкции Буржуа для певцов, заявив, что они сбивают с толку. Вскоре после этого инцидента Буржуа уехал из Женевы, чтобы больше не возвращаться: он поселился в Лионе, его работа в Женеве была уволена, и его жена с опозданием последовала за ним в Лион.
Находясь в Лионе, Буржуа написал яростную инвективу против женевских издателей. Его дочь крестилась в Париже в мае 1560 года (как католичка ), а также в 1560 году парижский издатель посмертно напечатал том его светских шансонов - форму, которую он осуждал как «распутную» в свои женевские годы.
Луи Буржуа является наиболее ответственной за мелодии в Женевской Псалтири, источник для гимнов обоихов в реформатской церкви в Англии и пилигримах в Америке. В оригинальных версиях Bourgeois музыка является монофонической в соответствии с предписаниями Жана Кальвина, который не одобрял не только контрапункт, но и любые составные части; Bourgeois, правда, также обеспечил гармонизацию из четырех частей, но они были предназначены для пения и игры дома. Многие из четырех частей являются слоговыми и аккордовыми, стиль, который сохранился во многих протестантских церковных службах до наших дней.
Из мелодий Женевской Псалтири одни напоминают светские шансоны, другие прямо заимствованы из Страсбургской Псалтири; Остальные были составлены последовательно Гийомом Франком, Луи Буржуа и Пьером Давантесом. Безусловно, самая известная из композиций Буржуазии - это мелодия, известная как « Старая сотая».
Старый сотый