Шарлотта «Лотта» Леманн (27 февраля 1888 - 26 августа 1976) была немецким сопрано, особенно связанным с немецким репертуаром. Она дала незабываемые выступления в операх Рихарда Штрауса, Рихарда Вагнера, Людвига ван Бетховена, Пуччини, Моцарта и Массне. Маршаллин в «Кавалере роз», Зиглинде в «Волке» и заглавная роль в « Фиделио» считаются ее величайшими ролями. За свою долгую карьеру Леманн также сделала более пятисот записей.
Леманн родился в Перлеберге, провинция Бранденбург.
После учебы в Берлине у Матильды Мэллинджер, она дебютировала в Гамбургской опере в 1910 году в роли пажа из оперы Вагнера « Лоэнгрин». В 1914 году она дебютировала в роли Евы в опере «Мейстерзингер фон Нюрнберг» в Венской придворной опере - позже Венской государственной опере - к которой она присоединилась в 1916 году. Она быстро зарекомендовала себя как одна из самых ярких звезд труппы в таких ролях, как Элизабет в « Тангейзере». и Эльза в Лоэнгрине.
Она исполнила роли в мировых премьерах ряда опер Рихарда Штрауса, в том числе Композитора в Ариадне на Наксосе в 1916 году (позже она исполнила заглавную роль в этой опере), Жены Красильщика в Die Frau ohne Schatten в 1919 году и Кристины. в « Интермеццо» в 1924 году. Другими ее ролями Штрауса были заглавные роли в « Арабелле» (она пела на венской премьере 21 октября 1933 г., хотя ее мать умерла ранее в тот же день) и в «Кавалере роз» (ранее в ее карьере она играла также исполнила роли Софи и Октавиана; когда она наконец добавила Маршаллина в свой репертуар, она стала первым сопрано в истории, исполнившим все три главные женские роли в «Кавалер роз» ).
Ее роли Пуччини в Венской государственной опере включали заглавные партии в « Тоске», « Манон Леско», « Мадам Баттерфляй», « Суор Анжелика», Турандот, Мими в «Богеме» и Джорджетта в « Иль табарро». За 21 год работы в труппе Леманн исполнила более пятидесяти различных ролей в Венской государственной опере, в том числе Мари / Мариетту в «Сумасшедшей шляпе», главные роли в «Жюиве » Фроменталя Галеви, « Миньон » Амбруаза Томаса и « Манон » Жюля. Массне, Шарлотта в Вертере, Маргарита в Фаусте, Татьяна в « Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме».
В то же время она дебютировала в Лондоне в 1914 году, а с 1924 по 1935 год она регулярно выступает в Королевском оперном театре, Ковент Гарден, где в стороне от нее известных ролей Вагнера и Marschallin она также пела Дездемону в Отелло и Донна Эльвира в Дон Джованни. Она регулярно выступала на Зальцбургском фестивале с 1926 по 1937 год, выступая с Артуро Тосканини, среди других дирижеров. Там же она давала сольные концерты в сопровождении дирижера Бруно Вальтера за фортепиано.
В августе 1936 года, находясь в Зальцбурге, она открыла для себя певцов семьи Трапп, которые позже прославились в вымышленном мюзикле «Звуки музыки». Леманн слышала о сдаче виллы в аренду, и когда она подошла к вилле, она услышала, как семья поет в своем саду. Настаивая на том, что у детей есть драгоценный дар, она воскликнула, что у семьи «золото в горле» и что на следующий вечер они должны принять участие в конкурсе на Зальцбургский фестиваль для группового пения. Принимая во внимание аристократическое происхождение семьи, барон настаивал, что публичное выступление не могло быть и речи; однако слава и неподдельный энтузиазм Леманна убедили барона уступить, что привело к их первому публичному выступлению.
На обложке Time журнала Февраль 18, 1935В 1930 году Леманн дебютировала в Америке в Чикаго в роли Зиглинде в опере Вагнера « Волшебство». Она возвращалась в Соединенные Штаты каждый сезон, а также несколько раз выступала в Южной Америке. Перед тем как Германия аннексировала Австрию в 1938 году, Леманн эмигрировал в США. Там она продолжала петь в Метрополитен-опера до 1945 года и в Опере Сан-Франциско до 1946 года.
В дополнение к своей оперной работе Леманн была известной певицей лидер, давая частые сольные концерты на протяжении всей своей карьеры. Она записывалась и гастролировала с пианистом Эрно Балогом в 1930-х годах. Начиная с ее первого сольного тура в Австралию в 1937 году, она тесно сотрудничала с концертмейстером Полом Улановски. Он оставался ее основным концертмейстером на концертах и мастер-классах до ее выхода на пенсию четырнадцать лет спустя.
Она также сделала набег на кино, сыграв мать Дэнни Томаса в « Большом городе» (1948), где также играли Роберт Престон, Джордж Мерфи, Маргарет О'Брайен и Бетти Гарретт.
После ухода с концертной площадки в 1951 году Леманн преподавала мастер-классы в Музыкальной академии Запада в Санта-Барбаре, Калифорния, которую она помогла основать в 1947 году. Она также давала мастер-классы в ратуше Нью-Йорка (для Манхэттенской школы). музыки ), Чикаго, Лондона, Вены и других городов. За свой вклад в индустрию звукозаписи Леманн имеет звезду на Голливудской аллее славы на Вайн-стрит, 1735. Однако ее имя написано с ошибкой - «Лотти».
Она была плодовитым автором, опубликовав книгу стихов Verse in Prosa в начале 1920-х годов, роман Orplid, mein Land в 1937 году, который появился на английском языке как Eternal Flight в 1937 году, и книгу мемуаров Anfang und Aufstieg (1937 год).), которая позже появилась как On Wings of Song в Великобритании в 1938 году и как Midway в My Song в США в 1938 году. Она также опубликовала тома по интерпретации песни и интерпретации оперных ролей. Более поздние книги включали « Пять опер» и «Рихард Штраус», известные как « Пение с Рихардом Штраусом» в Великобритании, вторую книгу стихов в 1969 году и « Восемнадцать песенных циклов» в 1971 году, состоящие в основном из материалов, почерпнутых из более ранних произведений.
Леманн была активным художником, особенно на пенсии. Ее картина включала в себя серию из двадцати четырех иллюстраций темперой к каждой песне Шуберта « Зимний пейзаж».
Леманн умер в 1976 году в возрасте 88 лет в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Она похоронена в Zentralfriedhof в Вене. На ее надгробии вырезана цитата из Рихарда Штрауса : « Sie hat gesungen, daß es Sterne rührte » («Она пела так, что это двигало звезды»).
В 1926 году Леманн женился на Отто Краузе, бывшем офицере австрийской армии, а позже - страховом управляющем. У них не было детей. Краузе, умерший от туберкулеза в 1939 году, имел четверых детей от предыдущего брака. Леманн больше не женился.
После смерти Краузе и вплоть до ее собственной смерти в 1976 году Леманн делила дом с Фрэнсис Холден (1899–1996), психологом, специализирующимся на изучении гениальности, особенно классических музыкантов. Две женщины назвали свой дом в Санта-Барбаре «Орплид» в честь острова мечты, описанного в авторской песне Хьюго Вольфа «Gesang Weylas».