Утраченные оперы Клаудио Монтеверди

редактировать

Утраченные оперы
Оперные проекты по Клаудио Монтеверди
Клаудио Монтеверди 4.jpg Композитор около 1640 г.

Итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567–1643), помимо большого количества церковной музыки и мадригалов, много писал для сцены. Его театральные произведения были написаны между 1604 и 1643 годами и включали оперы, из которых три - L'Orfeo (1607), Il ritorno d'Ulisse in patria (1640) и L'incoronazione di Poppea (1643) - сохранились с их музыкой и либретто без изменений. В остальных семи операх музыка почти полностью исчезла, хотя некоторые либретто существуют. Комментаторы и музыковеды очень сожалеют об утрате этих произведений, написанных в критический период ранней оперной истории.

Опера, как музыкальный и театральный жанр, начала появляться в начале карьеры Монтеверди, первоначально как форма придворного развлечения. Вместе с другими композиторами он сыграл ведущую роль в его превращении в основную форму публичного музыкального театра. Его первая опера, «Орфей», написанная в 1607 году для мантуанского двора, в котором он работал, имела большой успех. В последующие годы, в Мантуе, а затем в качестве маэстро ди капелла (музыкального директора) в базилике Святого Марка в Венеции, Монтеверди продолжал писать театральную музыку в различных жанрах, включая оперы, танцы и промежуточные (короткие музыкальные интермедии). вставлены в прямые пьесы). Поскольку во времена Монтеверди сценическая музыка редко считалась полезной после ее первоначального исполнения, большая часть этой музыки исчезла вскоре после ее создания.

Большая часть доступной информации, касающейся семи утерянных опер, была получена из современных документов, включая множество писем, написанных Монтеверди. Эти документы предоставляют неопровержимые доказательства того, что четыре из этих произведений - L'Arianna, Andromeda, Proserpina rapita и Le nozze d'Enea con Lavinia - были закончены и исполнены при жизни Монтеверди, но из их музыки - только знаменитое плач из L'Arianna и известно, что сохранилось трио из Прозерпины. Три другие утраченные оперы - «Ночь Тетиде», « Ла финта пацца Ликори» и « Армида аббандоната» - были оставлены Монтеверди до завершения; неизвестно, сколько их музыки было написано на самом деле.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Для Мантуи
    • 2,1 L'Arianna (1607-08)
    • 2.2 Le nozze di Tetide ( 1616–1617)
    • 2.3 Андромеда (1618–2020 гг.)
    • 2.4 Два неудачных проекта (1627–1628 гг.)
      • 2.4.1 La finta pazza Licori
      • 2.4.2 Armida abbandonata
  • 3 Для Венеции
    • 3.1 Просерпина рапита (1630)
    • 3.2 «Ночь Энеа в Лавинии» (1641 г.)
  • 4 Последствия
  • 5 ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Цитаты
    • 5.3 Источники

Фон

Творческая жизнь Монтеверди охватила более 50 лет. Между 1590 и 1612 годами он служил музыкантом при дворе Гонзага в Мантуе, а затем 30 лет (1613–43) в качестве маэстро ди капелла в базилике Сан-Марко в Венеции. В этот период опера развивалась, с самого начала как ограниченная форма придворного развлечения, чтобы стать частью мейнстрима публичного музыкального театра. До того, как итальянское слово «опера» - сокращенное от слова «опера в музыке» («музыкальное произведение») - вошло в широкое употребление около 1634 года, музыкальные сценические произведения обычно назывались favola in musica (музыкальная басня ), dramma in musica (музыкальная драма) или tragedia in musica («музыкальная трагедия »); Монтеверди использовал эти и подобные описания для многих своих ранних оперных проектов.

Палаццо дель Те, Мантуя, место династии Гонзага, которые правили городом с 1530 по 1627 Монтеверди был их придворным музыкантом с 1590 по 1612 год.

Первым произведением, которое сейчас считается оперой, является « Дафне» Якопо Пери 1597 года, за которой следует Эвридика (1600), для которой Пери и Джулио Каччини написали отдельные музыкальные постановки. Оттавио Ринуччини был либреттистом Дафне и Эвридики. В новом жанре полная история рассказывалась через персонажей, и помимо припевов и ансамблей вокальные партии включали речитатив, арию и ариозо. Это было развитие различных более старых форм музыкального театра, существовавших с первых лет итальянского Возрождения ; такие формы включали maschera («маску»), бал (танцевальное развлечение, часто с песенными пассажами) и, в частности, intermedio или intermezzo, короткий драматический музыкальный эпизод, вставленный в качестве пролога или антракта между актами прямых пьес.. Другой формат позднего Возрождения - торнео, или «турнир», стилизованное драматическое зрелище, в котором основное пение исполняет рассказчик. Подоперационные формы драматической музыки продолжали процветать по мере развития самой оперы; размытые границы, существовавшие в течение многих лет между этими формами и «оперой», привели к спорам о том, как классифицировать некоторые произведения. Например, точный жанр « Il combattimento di Tancredi e Clorinda» Монтеверди (1624) оказался особенно трудным для определения.

Первая признанная опера Монтеверди - «Орфей» (1607). Всего он написал для сцены 24 произведения. Из них десять обычно классифицируются как оперы, из которых музыка для семи была утеряна, за исключением нескольких фрагментов. Большая часть того, что известно о пропавших без вести произведениях, получено из сохранившихся либретто и другой документации, включая обширную переписку самого Монтеверди. Тим Картер, ведущий исследователь Монтеверди, предполагает, что высокий уровень потерь объясним, потому что во времена Монтеверди «воспоминания были короткими, а крупномасштабные музыкальные произведения часто имели ограниченную ценность за пределами их непосредственных обстоятельств».

Для Мантуи

Монтеверди написал шесть признанных опер для двора Мантуи, из которых только L'Orfeo сохранилась с неизменным либретто и музыкой. Четыре из пяти утерянных мантуанских произведений были написаны после того, как композитор оставил службу Гонзагам в 1612 году и поселился в Венеции, но при этом сохранил контакты с Мантуей. «Арианна» и « Андромеда» были завершены и исполнены; остальные были заброшены незавершенными.

L'Arianna (1607-08)

(Английский: «Ариадна»)

Основная статья: Л'Арианна Вакх и Ариадна, Тициан

«Арианна» была написана как праздничная пьеса к свадьбе наследника герцогства Франческо Гонзага и Маргариты Савойской в мае 1608 года. Монтеверди получил заказ после успешной премьеры « Орфео » при дворе в феврале 1607 года. Либретто для «Арианны » написано Ринуччини, чьи литературные способности ранее произвели впечатление на герцога Мантуи Винченцо I после исполнения « Эвридики». Композиция « Л'Арианна» стала для Монтеверди тяжелым делом, будучи лишь одним из трех произведений, которые герцог потребовал от него для свадьбы - ему также пришлось сочинить музыкальный пролог к пьесе Джованни Баттиста Гуарини « L'idropica» и написать музыка для драматического танца Il балл делле неблагодарный. Его жизнь была нарушена смертельной болезнью его жены Клавдии; она умерла 10 сентября 1607 года, но герцог не дал Монтеверди отсрочки. «Л'Арианна» была в значительной степени сочинена в последние два месяца 1607 года - усилие, которое биограф Монтеверди Ганс Редлих описывает как «сверхчеловеческое». Монтеверди чувствовал себя обиженным из-за отсутствия признательности герцога за его усилия; почти 20 лет спустя в письме секретарю суда Мантуи Алессандро Стриджио Младшему он написал, что чуть не покончил с собой, когда в такой спешке писал L'Arianna.

Rinuccini использовали многочисленные классические источники в качестве основы для его либретто, в частности произведений Овидия -The Heroides и Метаморфозы -И стихи из Катулла. После пролога основное действие начинается, когда Венера сообщает Купидону, что Ариадна и ее возлюбленный Тесей, спасаясь бегством с Крита после его убийства Минотавра, вскоре прибудут на Наксос. Она сообщает, что Тесей бросит Ариадну, так как считает, что она неприемлема для жителей Афин как их царица. Вместо этого Венера планирует сопоставить ее с богом Вакхом и просит Купидона устроить это. Приходят Тесей и Арианна; Тесей мучается из-за своего решения бросить ее, но советник советует ему, что он мудр в своем решении, и уходит. Утром Ариадна, оказавшись брошенной, тщетно ищет Тесея на берегу, где поет свои причитания. Помпой указывает на скорое прибытие; Ариадна надеется, что это Тесей, но это Вакх и его окружение. Юпитер говорит с небес, и среди праздничных сцен Вакх обещает Ариадне бессмертие с богами в обмен на ее любовь.

Ринуччини расширил либретто во время репетиций после жалоб герцогини, что пьеса «слишком сухая»; в результате были добавлены ранняя сцена между Венерой и Купидоном и благословение Юпитера с неба. Подготовка к постановке оперы была прервана, когда в марте 1608 года от оспы умерла ведущая сопрано Катерина Мартинелли. Замену пришлось искать быстро, и главная роль досталась Вирджинии Андреиди, известной актрисе-певице, которая использовала сценический псевдоним «Ла Флоринда»; как сообщается, она выучила роль всего за шесть дней. В своем анализе театральных работ Монтеверди Картер предполагает, что плач, возможно, был добавлен к работе, чтобы максимально использовать актерские и вокальные способности Андреини. Премьера состоялась 28 мая 1608 года в специально построенном временном театре, который, по современным данным, мог вместить несколько тысяч зрителей. Производство было щедрым; по всей видимости, для работы с сценическими механизмами требовалось 300 человек. Федерико Фоллино, который подготовил официальный отчет мантуанского двора по этому поводу, высоко оценил красоту работы, великолепие костюмов и техники, а также сладость музыки. Композитор Монтеверди, Марко да Гальяно, также поддержал его, написав, что опера «заметно тронула всю аудиторию до слез». Возможно, «Арианна» исполнялась во Флоренции в 1614 году; Запланированное представление в Мантуе в мае 1620 года по случаю дня рождения герцогини Катерины было отменено по неизвестным причинам. В остальном нет никаких записей об исполнении оперы до ее возрождения в 1640 году в Театре Сан-Моисе в Венеции. В своем исследовании оперы позднего Возрождения Гэри Томлинсон предполагает, что восторженный прием произведения в Венеции был важным фактором в решении Монтеверди возобновить оперную композицию в последние годы его жизни.

Из музыки выживает только плач. Он был издан независимо от оперы в различных формах; адаптация для пяти голосов была включена в Шестую книгу Мадригалов Монтеверди в 1614 году, а две версии оригинального соло были опубликованы в 1623 году. Другие композиторы подражали формату плача; Редлих утверждает, что он положил начало музыкальному поджанру, просуществовавшему до конца 17 века и позже. Либретто сохранилось; версии были опубликованы в Мантуе в 1608 году и в Венеции в 1622 и 1639 годах.

Le nozze di Tetide ( 1616–1617)

(Английский: «Женитьба Фетиды»)

Герцог Фердинандо Гонзага, для свадебных торжеств которого в 1617 году был заказан Le nozze di Tedite.

После смерти герцога Винченцо в феврале 1612 года Монтеверди оказался в немилости мантуанского двора. Преемник Винченцо Франческо не очень уважал Монтеверди и уволил его с поста. После внезапной смерти Франческо в декабре 1612 года герцогство перешло к его брату Фердинандо, но Монтеверди не был отозван ко двору и был назначен маэстро ди капелла в августе 1613 года в Сан-Марко в Венеции. Тем не менее, он оставался в контакте со Стриджио и другими высокопоставленными придворными Гонзага, через которых он время от времени получал заказы на создание театральных произведений для двора Гонзага. Так, в конце 1616 года Стриджио попросил его переложить на музыку либретто Сципиона Аньелли Le nozze di Tetide в рамках празднования предстоящего брака герцога Фердинандо с Екатериной Медичи. Эта история, основанная на свадьбе мифического греческого героя Пелея с морской богиней Фетидой, ранее была предложена мантуанскому двору Пери, чья установка либретто Франческо Чини была отклонена в 1608 году в пользу Л'Арианны..

Первоначально Монтеверди не испытывал особого энтузиазма по поводу Le nozze di Tetide и искал способы избежать или отложить работу над ним. Он примет поручение, сообщил он Стриджио 9 декабря 1616 г., потому что это было желанием герцога, его феодала. Однако он чувствовал, что стихи, которые ему давали, не способствовали созданию красивой музыки. Ему было трудно понять эту историю, и он не думал, что она могла его вдохновить. В любом случае большую часть декабря он был занят написанием мессы в канун Рождества для церкви Святого Марка. 29 декабря, возможно, надеясь, что комиссия будет отозвана, Монтеверди сказал Стриджио, что он готов начать работу над Le Nozze di Tetide, «если вы скажете мне об этом». Однако в январе 1617 года он с большим энтузиазмом узнал, что проект был сокращен и теперь рассматривается как серия промежуточных. Он сообщил Стриджио, что то, что он сначала считал довольно монотонным произведением, теперь он считает полностью подходящим для этого случая. Он начал работу над речитативом, но прежде чем он смог начать устанавливать более выразительные числа, герцог передумал и отменил заказ Монтеверди. Le nozze di Tetide был заброшен; его либретто и вся существующая музыка исчезли.

Андромеда (1618–2020 гг.)

Изображение Андромеды, прикованной к скале в соответствии с древнегреческим мифом.

Следующий заказ Монтеверди из Мантуи прибыл в начале 1618 года, когда его попросили предоставить музыку для Андромеды, оперы, основанной на древнегреческом мифе о принцессе, прикованной к скале. Либретто написал канцлер герцога Фердинандо Эрколе Марильяни, а спонсором проекта выступил младший брат герцога Дон Винченцо Гонзага. Вполне вероятно, что работа предназначалась для выступления на карнавале в Мантуе в марте 1618 года, но, как отмечает Картер, подход Монтеверди к своим мантуским заказам часто был медлительным и нерешительным; его неспособность или нежелание работать над Андромедой отсрочили ее выполнение сначала до 1619 года, а затем до 1620 года.

В письмах Монтеверди в период 1618–2020 годов, в основном к Стриджо, но иногда к Дону Винченцо или Марильяни, предлагаются различные оправдания его неуспеваемости на Андромеде, в том числе его обязанности у святого Марка, его здоровье и его обязательства по обеспечению церемониальной музыкой для священников. Дож (правитель) Венеции. В феврале 1619 года Монтеверди приступил к работе над другим мантуанским проектом - воздушным шаром (танец с исполняемыми партиями) на либретто Стриджио « Аполлон». 9 января 1620 года, все еще имея 400 строк либретто Андромеды, которые нужно было положить на музыку, Монтеверди предложил Стриджио отказаться от всего оперного проекта и заменить баллон. Эта идея была быстро отвергнута; Дон Винченцо приказал немедленно отправить ему оставшуюся музыку Андромеды. Заключительная часть Андромеды, восьмичастная песня, была доставлена ​​Мариглиани 15 февраля 1620 года.

Музыка Монтеверди к Андромеде не сохранилась. Либретто также считалось утерянным до его повторного открытия в 1984 году. Как было принято во времена Монтеверди, в рукописи не упоминается имя композитора - либретто часто становилось предметом многочисленных настроек различных композиторов. Фронтиспис либретто подтверждает, что « Андромеда» исполнялась во время карнавала в Мантуе, 1-3 марта 1620 года. Анализ его содержания показывает некоторое влияние либретто Ринуччини для « Арианны», например, использование одинакового размера и длины в прологах каждого произведения и нескольких общих персонажей в соответствующих списках актеров. Документ остается в частных руках и не опубликован.

Монтеверди не зафиксировал явного интереса к игре Андромеды после карнавала 1620 года; в длинном письме, которое он написал Стриджио 13 марта 1620 года, ничего не говорится об этом событии, а в основном касаются финансовых вопросов. Из письма следует, что суд Гонзага пытался убедить Монтеверди вернуться в Мантую; выражаясь изысканным языком, Монтеверди избегает этого вопроса, сравнивая относительную щедрость своих венецианских нанимателей с бережливостью двора Гонзага.

Два неудачных проекта (1627–1628 гг.)

После Андромеды последовал период в несколько лет, в течение которого Мантуя мало пользовалась услугами Монтеверди. Герцог Фердинандо умер 26 октября 1626 года, и ему наследовал Дон Винченцо, который стал герцогом Винченцо II. В начале 1627 года Стриджио обратился к Монтеверди с просьбой о театральной музыке, возможно, для празднования вступления Винченцо на престол. Монтеверди ответил, предлагая три варианта: во-первых, Il combattimento di Tancredi e Clorinda («Битва при Танкреде и Клоринде»), место действия из эпической поэмы Торквато Тассо « Джерусалемме либерата» («Иерусалим освобожден»), которая была исполнена в 1624 году. Венецианский карнавал; во-вторых, декорации из другой части поэмы Тассо, рассказывающей о колдунье Армиде и ее оставлении христианским героем Ринальдо; наконец, он предложил установить слово новой пьесы Джулио Строого, Licori финты Pazza возлюбленной d'Аминт, о женщине, которая симулирует сумасшествие ради любви. 7 мая 1627 г. Монтеверди прислал Стриджио копию пьесы Строцци; Стриджио понравилось, и он поручил Монтеверди начать музыку.

La finta pazza Licori

(Англ.: «притворная сумасшедшая Ликори»)

Строцци был венецианцем, родившимся в 1583 году, чьи литературные произведения включали пьесы и поэзию, а также оперные либретти; Монтеверди впервые встретился с ним в 1621 году. Строцци знал музыку Монтеверди и сильно ценил новаторский стиль композитора. 20 июня 1627 года Монтеверди сообщил Стриджио, что Строцци расширил и разбил текст на пять актов под новым названием La finta pazza Licori. Притворное безумие было стандартной темой в традиции комедии дель арте, утвердившейся в итальянском театре 16 века. В сюжете Строцци, первой известной попытки создания комической оперы, женщина Ликори сначала маскируется под мужчину, затем под женщину, а затем притворяется сумасшедшей, и все это является частью стратегии по завоеванию сердца ее возлюбленной Аминты.

Герцог Винченцо Гонзага II, чье вступление было вероятной причиной, по которой Ликори и Армида были составлены

Монтеверди, по крайней мере, поначалу, очень понравился потенциал сюжета и возможности либретто для создания разнообразных музыкальных эффектов. Монтеверди подчеркнул Стриджио, как важно найти певца с реальными актерскими способностями, чтобы сыграть роль Ликори, человека, способного сыграть мужчину и женщину с соответствующими эмоциями и жестами. Позже он был в восторге от возможности написать балет для каждого из пяти действий, все в разных стилях. Письма Монтеверди продолжались все лето, но его отношение постепенно менялось - от очевидной приверженности к разочарованию из-за задержек с копированием либретто. Музыковед Гэри Томлинсон, анализируя генезис оперы, предполагает, что Монтеверди, возможно, тупил. В сентябре Стриджио, получив, прочитав и предположительно не полюбив расширенное либретто, внезапно отменил заказ, и о работе больше не слышно. Вместо этого Монтеверди сказали поработать над сеттингом Армиды.

В течение многих лет предполагалось, что Монтеверди написал большую часть музыки для Licori до ее внезапной отмены; Редлих говорит, что музыка была закончена к 10 сентября 1627 года. Отказ от произведения и последующее исчезновение были обвинены в пренебрежении Стриджио к усилиям Монтеверди. Однако прочтение переписки Томлинсоном позволяет сделать иной вывод: Монтеверди, по его мнению, «даже близко не подошел к завершению партитуры» и, возможно, написал очень мало музыки. Вполне вероятно, что он перестал сочинять в конце июля, подозревая истинную приверженность Стриджио работе. Томлинсон предполагает, что, помня о более раннем отказе Мантуи от Le nozze di Tetide, Монтеверди избегал расширяться в новом проекте, сохраняя при этом дипломатическое впечатление активности. Томлинсон пишет: «Вряд ли было бы удивительно, если бы Монтеверди был сверхъестественно чувствителен к признакам мантуанских колебаний [и] если бы при первых таких признаках в 1627 году он решил осторожно продвигаться в составе Ликори ». Либретто Строцци исчезло вместе с любой музыкой, которую удавалось написать Монтеверди, но Строцци написал второе либретто под тем же названием, которое было установлено Франческо Сакрати и выпущено в Венеции в 1641 году.

Армида аббандоната

(Английский: «Армида заброшенная»)

Торквато Тассо, в поэтических произведениях которого Монтеверди часто черпал вдохновение

После отказа от Ликори Монтеверди не сразу обратил внимание на Армиду. Вместо этого он отправился в Парму, которому было поручено организовать музыкальные развлечения для свадебных торжеств юного герцога Пармы Одоардо Фарнезе и Маргариты Медичи. Он провел несколько недель в Парме, работая над этим; тем не менее, 18 декабря 1627 года он смог сказать Стриджио, что музыка для Армиды закончена и копируется. В соответствующем разделе поэмы Тассо чародейка Армида заманивает благородного Ринальдо на свой зачарованный остров. Два рыцаря прибывают, чтобы убедить Ринальдо вернуться к своим обязанностям, в то время как Армида умоляет его остаться или, если он должен уйти, позволить ей быть рядом с ним в битве. Когда он отказывается и бросает ее, Армида проклинает его, прежде чем теряет сознание.

Картер указывает на некоторые структурные сходства с Il Combattimento ; обе работы требуют трех голосов, один из которых выступает в роли рассказчика. Несмотря на эти сходства, Armida abbandonata, в отличие от более ранней работы, обычно считается исследователями Монтеверди оперой, хотя Денис Стивенс, переводчик писем Монтеверди, назвал ее «парегоном» (вспомогательной работой) Il Combattimento.

Планы Армида ' производительности s, однако, были отменены, когда герцог Винченцо умер в конце декабря 1627 г. 4 февраля 1628, Striggio еще просить копию Армиды, возможно использовать в связи с коронацией следующего герцога. Монтеверди обещал прислать ему один, но нет подтверждения, что он это сделал. Никаких следов музыки обнаружено не было, хотя Томлинсон вывел некоторые из ее вероятных характеристик из переписки Монтеверди, включая широкое использование эффекта stile concitato. Хотя нет никаких свидетельств того, что Армида когда-либо исполнялась в Мантуе, Стивенс высказал предположение, что она могла быть поставлена ​​в Венеции в 1628 году, поскольку ответ Монтеверди на февральское письмо Стриджио указывает на то, что произведение находилось в руках Джироламо Мочениго, богатого человека. меценат, в венецианском дворце которого в 1624 году проводился « Il Combattimento».

«Ликори» и « Армида» были последними театральными работами Монтеверди для мантуанского двора. Смерть Винченцо II положила конец основной линии Гонзага; герцогство было унаследовано дальним родственником Карлом Неверским, и впоследствии Мантуя была охвачена серией конфликтов, которые к 1630 году превратили большую часть города в руины. Последнее известное письмо Монтеверди к Стриджио датировано 8 июля 1628 года; Стриджио умер в Венеции 8 июня 1630 года, когда возглавлял миссию с просьбой о помощи против армий, окружавших Мантую.

Для Венеции

Между 1630 и 1643 годами Монтеверди написал четыре оперы для исполнения в Венеции. Все они были поставлены при жизни Монтеверди, но выжили только Il ritorno d'Ulisse in patria и L'incoronazione di Poppea.

Прозерпина рапита (1630)

(Английский: «Похищение Прозерпины»)

«Просерпина рапита» была первой из театральных работ, которые Монтеверди написал специально для Венеции по заказу Мочениго для свадебных торжеств его дочери Джустинианы. Либретто Строцци основано на древнегреческом мифе о Плутоне и Прозерпине. Символическое изнасилование было обычной темой свадебных развлечений, предназначенных для итальянских дворов, и, по словам Картера, имело целью «как провозгласить силу любви, так и установить надлежащие границы женскому поведению».

Похищение Прозерпины, Лука Джордано

В версии истории Строцци влюбленный пастух Пачино взывает на помощь Плутону, правителю подземного мира, чтобы вылечить свою безответную одержимость Прозерпиной. Плутон подчиняется, превращая Пачино в гору, но обещая его душе место в Элизиуме. После удара стрелой любви, выпущенной Купидоном, Плутон влюбляется в Прозерпину и объявляет ее своей королевой. Сначала она сопротивляется ему, но когда Киана, ее защитница, превращена Плутоном в источник воды, она побеждена. Смиренно она дает клятву послушания; Сила ее красоты такова, что Плутон смягчается и клянется, что в будущем он будет менее сурово относиться к любовникам.

Либретто было опубликовано в 1630 году в Венеции Евангелистой Деучино. Сохранившиеся копии указывают на то, что оригинальные декорации были созданы Джузеппе Альбарди, а танцы были аранжированы Джироламо Сколари. Опера была поставлена ​​16 апреля 1630 года в салоне дворца Мочениго. Картер скептически относится к тому, что в таком ограниченном месте спектакль мог бы включить все спецэффекты, предусмотренные либретто. Тем не менее, отчет одного из присутствующих показывает, что это событие было весьма зрелищным: «[В] вечер с факелами там разыгралось и было представлено в музыке... Похищение Прозерпины с самыми совершенными голосами и инструментами, с воздушными видениями., смена сцен и другие вещи, к удивлению и удивлению всех присутствующих ».

Сохранился небольшой фрагмент музыки к Proserpina rapita, песня для трех голосов: Come dolce oggi l'auretta. Это было посмертно опубликовано в девятой книге « Мадригал» Монтеверди ( Madrigali e Canzonette a due e tre voci) (1651). В противном случае некоторые признаки музыкального характера произведения можно различить по нотам в либретто, которые, как предлагает Фаббри, указывают на то, что произведение, возможно, не было спето на всем протяжении. Произведение содержало по крайней мере два спетых балли, один из которых завершал оперу словами, которые представляли тонко замаскированную дань уважения композитору: «Quanto nel chiaro mondo / su verdi arcadi monti / di te si cantari?» («Сколько в ясном мире / на зеленых аркадских горах / о тебе споют?»). Более подробная информация о природе музыки и инструментах содержится в примечаниях к опубликованному либретто.

По словам Картера, « Proserpina rapita» - это переходное произведение. С его акцентом на танец и с точки зрения его тематики, он представляет придворные традиции оперы начала 17 века. В то же время, с точки зрения характеристики, он с нетерпением ждет «современного» мира трио поздних опер Монтеверди, особенно L'incoronazione di Poppea. Темперамент Прозерпины предвосхищает характер Поппеи в более поздней опере; точно так же Пачино может быть предшественником Оттона, в то время как некоторые дискурсы в « Прозерпине» имеют риторический оттенок, характерный для бесед между Нероном и Сенекой в ​​« L'incoronazione». Редлих отмечает, что в 1644 году, на следующий год после смерти Монтеверди, Proserpina rapita была добавлена ​​в репертуар венецианского театра Сан-Моизе, но он не сообщает подробностей о выступлениях. В том же году в Венеции было опубликовано второе издание либретто.

Вечерняя вода в Лавинии (1641 г.)

(Английский: «Женитьба Энея и Лавинии»)

За три года до своей смерти в 1643 году Монтеверди написал трилогию опер для венецианских оперных театров после открытия в 1637 году Театра Сан-Кассиано. Две из этих трех опер сохранились в полных исполнимых версиях: Il ritorno d'Ulisse in patria (1640) на либретто Джакомо Бадоаро и L'incoronazione di Poppea (1643), текст для которого предоставил Джованни Франческо Бузенелло. Между ними Монтеверди сочинил Le nozze d'Enea con Lavinia ; либретто сохранилось в рукописном виде, хотя никаких следов музыки обнаружено не было. В своем анализе поздних работ Монтеверди Эллен Розанд связывает три оперы вместе: «[] Призрачная опера объединяется с двумя оставшимися в живых, чтобы сформировать единое собрание произведений, которое свидетельствует о положении Монтеверди в мире венецианской оперы». Трилогия охватывает историческую траекторию, которая проходит через Трою и рождение Рима к упадку Римской империи и указывает на основание и высшую славу Венецианской республики. Общая тема трех работ - мифическая сила любви, сначала полезная, а затем разрушительная.

Эней и Турн, Лука Джордано

Из-за текстового и структурного сходства с Улиссом когда-то предполагалось, что Бадоаро написал либретто Le nozze. Однако исследования Розанда показывают, что либреттистом был близкий друг Бадоаро, Микеланджело Торчильяни. В длинном предисловии Торчильяни представляет свою историю, взятую из эпоса Вергилия « Энеида», как tragedia di lieto fine (трагедию со счастливым концом). Он признает многочисленные отклонения от оригинала, включая введение комического персонажа «Нуманус». Он признал, что это было сделано потому, что «Иро», аналогичный тип персонажа в Улиссе, оказался популярным среди театралов. Текст был написан так, чтобы удовлетворить требования Монтеверди к эмоциональному разнообразию, что позволило ему, по словам Торчильяни, продемонстрировать весь спектр своего музыкального гения.

Основная тема истории - желание Юноны, враждующей с Венерой, матерью Энея, предотвратить брак троянца Энея с Лавинией, дочерью латиноамериканского короля Лациума. Она использует злого духа, чтобы вызвать дисгармонию между троянцами и латинянами; когда группа охотников на троян сначала ранит оленя, а затем убивает латинского пастуха Эльминио, раздаются призывы к войне, которые латиноамериканцы отвергают. Эней, отдыхающий у реки Тибр, не подозревает об этих тревожных происшествиях, хотя его предупреждает дух реки. Опасность приходит в лице Турна, короля рутули, союзника латинян, чью любовь отвергла Лавиния. Подстрекаемые требованиями Турну к войне, троянцы и латиняне сражаются, и Эней убивает Турна. Латино приглашает Энея за руку Лавинии, которая рада принять его. В свете храбрости Энея Юнона забывает о своей былой вражде и присоединяется к Венере и Гименее, чтобы благословить брак. Опера заканчивается предсказаниями величия Рима и далекой будущей славы Венеции.

«Вечерняя ночь с Лавинией» исполнялась во время Венецианского карнавала 1640–1641 годов в Театре Санти Джованни и Паоло, где она чередовалась с возрождением Улисса. По словам Картера, работа была довольно нетребовательной с точки зрения постановки, действие происходило в основном на берегу Тибра с небольшими изменениями декораций. Нет никаких свидетельств реакции венецианской публики на оперу, которая, как утверждает Розанд, была явно направлена ​​на их патриотические порывы, с ее финальной сценой, прославляющей «рождение и чудеса города Венеции». В предисловии, опубликованном с либретто, Торчильяни говорит о «сладости музыки никогда не восхваляемого Монтеверде», но само либретто не дает никаких конкретных указаний на природу музыки. Рингер с сожалением отмечает, что «[т] слова - это все, что осталось от этой вергилианской оперы, предлагая слабые намеки на утерянные мелодии».

Последствия

Многие из утерянных работ Монтеверди датируются 1610–1620 годами, а рукописи, возможно, исчезли во время войн, разразившихся в Мантуе в 1630 году. Картер называет важным аспектом их утраты степень, в которой они могли обеспечить музыкальные связи между ранними мантуанскими придворными операми композитора и публичными операми, которые он написал в Венеции к концу своей жизни: «Без этих связей... трудно дать связный отчет о его развитии как композитора для сцены ». В эссе об оперных оркестрах времен Монверди Джанет Бит сожалеет о том, что 30-летний разрыв между L'Orfeo и следующей уцелевшей оперой Монтеверди, Il ritorno d'Ulisse in patria, мешает исследованию того, как оперная оркестровка развивалась во времена Монверди. те критические годы.

Картер также размышляет об интригующей возможности, хотя и маловероятной, что открытие в неизведанной библиотеке может однажды пролить свет на часть этой недостающей музыки. По состоянию на 2015 год этого не произошло; однако постановка либретто Ринуччини британского композитора Александра Гёра была исполнена в лондонском Королевском оперном театре 15 сентября 1995 года под названием « Арианна». Гоер работал по оригинальному сценарию Ринуччини и, как дань уважения исторической опере, включил в свою партитуру отрывки из сеттинга Монтеверди.

использованная литература

Примечания

Цитаты

Источники

Последняя правка сделана 2023-03-31 04:01:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте