Лоренцо Лотто | |
---|---|
Возможный автопортрет, приписываемый Лоренцо Лотто, 1540-е годы, музей Тиссена-Борнемисы. | |
Родился | Лоренцо Лотто c. 1480 Венеция, Италия |
Умер | 1556/57 Лорето, Марке, Италия |
Национальность | Итальянский |
Известен | Картина |
Известная работа | Полиптих Святого Доменико |
Движение | Высокое Возрождение |
Лоренцо Лотто (ок. 1480 - 1556/57) был итальянским художником, рисовальщиком и иллюстратором, традиционно учившимся в венецианской школе, хотя большую часть своей карьеры он провел в других городах северной Италии. Писал в основном алтари, религиозные сюжеты и портреты. Он был активен во время Высокого Возрождения и первой половины периода Маньеризма, но его работы поддерживали в целом аналогичный стиль Высокого Возрождения на протяжении всей его карьеры, хотя его нервные и эксцентричные позы и искажения представляли переходный этап для флорентийских и римских маньеристов.
При жизни Лотто был уважаемым художником и, безусловно, популярен в Северной Италии; он традиционно входит в Венецианскую школу, но его независимая карьера фактически выводит его за пределы венецианской художественной сцены. Его, конечно, не так высоко ценили в Венеции, как в других городах, где он работал, поскольку он обладал стилистической индивидуальностью, даже своеобразным стилем (хотя он вписывается в параметры живописи Высокого Возрождения), и после своей смерти он постепенно стал заброшенным, а затем почти забытым. Это забвение можно объяснить тем, что его работы сейчас хранятся в менее известных церквях или провинциальных музеях.
Родился в Венеции, работал в Тревизо (1503–1506); в марках (1506–1508); в Риме (1508–1510); в Бергамо (1513–1525); в Венеции (1525–1549); в Анконе (1549 г.) и, наконец, как брат-францисканец, в Лорето (1549–1556 гг.).
О его обучении мало что известно. Как венецианец он находился под влиянием Джованни Беллини, так как хорошо знал современную венецианскую живопись. Хотя Беллини, несомненно, не был его учителем, влияние очевидно в его ранней картине « Богородица с младенцем и святым Иеронимом» (1506; Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Однако в своих портретах и ранней картине « Аллегория добродетели и порока» (1505; Национальная художественная галерея, Вашингтон) он показывает влияние натурализма Джорджоне. По мере того, как он становился старше, его стиль изменился, возможно, эволюционировал, от отстраненного Джорджионского классицизма до более ярких драматических декораций, больше напоминающих его современника из Пармы, Корреджо.
Мадонна Розария (1539 г.), холст, масло.Лотто вскоре покинул Венецию, потому что там конкуренция за молодого художника была бы слишком велика, с такими известными именами, как Джорджоне, Пальма Старший и, конечно же, с Тицианом. Тем не менее, Джорджио Вазари упоминает в третьей части своей книги Vite, что Лотто был другом Пальмы Старшего. В Тревизо, процветающем городе во владениях Венецианской республики, он попал под покровительство епископа Бернардо де Росси. Уже упомянутая картина « Аллегория добродетели и порока» задумывалась как аллегорическая обложка его портрета (1505 г.) епископа (ныне находящегося в Национальном музее Каподимонте в Неаполе), пережившего покушение. Картина « Святой Иероним в пустыне» (1500 или 1506; Лувр, Париж) показывает его юношескую неопытность рисовальщика, однако драматический скалистый пейзаж подчеркивается красным одеянием святого, в то же время создавая раннее впечатление его мастерство миниатюриста. Он написал свои первые алтари для приходской церкви Сан-Кристина-аль-Тивероне (1505 г.) и баптистерия собора Азоло (1506 г.), которые до сих пор выставлены в этих церквях.
В 1508 году он начал работу над запрестольным изображением полиптиха Реканати для церкви Сан-Доменико; этот двухъярусный полиптих, расписанный весьма условно, состоит из шести панелей. Его портрет « Молодой человек на фоне белого занавеса» в Художественно-историческом музее в Вене (около 1506 г.) и « Поклонение младенцу» (около 1508 г.) в Национальном музее в Кракове с Екатериной Корнаро, королевой Кипра в образе Святой Екатерины, являются картинами из этот период. Когда он стал уважаемым художником, он привлек внимание Браманте, папского архитектора, который проезжал через Лорето (место паломничества недалеко от Реканати ). Лотто был приглашен в Рим для украшения папских покоев, но от этой работы ничего не сохранилось, так как через несколько лет она была разрушена. Вероятно, это произошло потому, что он подражал стилю Рафаэля, быстро восходящей звезды папского двора ; действительно, он делал это раньше, в Преображении полиптиха Реканати.
В 1511 году он работал на братство Буон Гесо в Ези, расписывая « Погребение» (Pinacoteca Civica, Jesi); вскоре после этого он писал запрестольные изображения в Реканати: Преображение (около 1512 г., сейчас находится в Пинакотеке Комунале, Реканати) и фреску ( Святой Винсент Феррер) для церкви Сан-Доменико. Его работы в Бергамо, самом западном городе Венецианской республики., должен был стать его лучшим и наиболее продуктивным художественным периодом, когда он получил множество заказов от богатых купцов, хорошо образованных профессионалов и местных аристократов. Он стал богатым колористом и опытным рисовальщиком, который также разработал концепцию психологического портрета, раскрывающего мысли и эмоции своих подданных. В этом он продолжал традицию, начатую Антонелло да Мессина, и хорошим примером может служить его Портрет молодого человека с книгой (сейчас находится в Академии Венеции). Он начал 1513 год с монументального алтарь: " Алтарь Мартиненго " в доминиканской церкви Санти Бартоломео и Стефано в Бергамо. Этот алтарь был заказан графом Алессандро Мартиненго-Коллеони, внуками на знаменитом кондотьера Бартоломео Коллеони, который будет завершен в 1516 году и показывает нам влияние Браманте и Джорджоне. Следующим его заданием было украшение церквей Сен-Бернардино и Сант-Алессандро-ин-Колонна фресками и росписью темперой. Между 1521 и 1523 годами он закончил еще пять алтарей. В 1523 году он ненадолго остановился в Марке, получив там несколько заказов на запрестольные изображения, которые он написал во время своего пребывания в Венеции.
Мученичество святой Клэр (1524 г.), фреска.Его следующие работы - в основном настенные росписи: в 1524 году он написал серию фресок с житиями святых (например, Святой Варвары ) в часовне Суарди в Трескоре (недалеко от Бергамо). В деталях он изображает сцены из жизни каждого святого, например, на фреске « Мученичество святой Клер». На этой же фреске он изображает Христа с виноградными лозами, растущими из его рук, иллюстрируя слова Нового Завета: «Я есмь виноградная лоза, а вы - ветви». В 1524 году он также рисовал карикатуры с историями из Ветхого Завета в качестве моделей для интарсионных панелей для хоров Санта-Мария-Маджоре в Бергамо.
К тому же периоду датируется более 20 частных картин; они в основном религиозных и благочестивых предметы, такие как Мадонны или осаждение, используемых для поклонения в домашних условиях. Хотя он писал в классических традициях, Lotto добавляет индивидуальности этим сильным эмоциям. Используя контрастные позы и противоположные движения, он нарушает традиционную симметрию Богородицы в окружении ангелов и святых.
В Венеции Лотто сначала жил в доминиканском монастыре Санти-Джованни-э-Паоло, но был вынужден уехать через несколько месяцев после конфликта с художником интарсии Фра Дамиано да Бергамо. Чтобы справиться с многочисленными заказами, которые он начал получать, он основал мастерскую. Он отправил пять алтарей для церквей в Марке и еще один для церкви Санта-Мария-Ассунта в Челано (недалеко от Бергамо). Другой алтарь был для венецианской церкви Санта-Мария-деи-Кармини, изображая Святого Николая Бари во славе.
Поскольку Венеция была очень богатым городом и по мере роста популярности, он получил много заказов на частные картины, в том числе десять портретов, в том числе Портрет молодого человека ( Gemäldegalerie, Берлин). Его портрет Андреа Odoni (Royal Art Collection, Hampton Court) (1527) будет позже влиять на портрет Якопо Страда по Тициана (1568) (Художественно - исторический музей, Вена). Но в Венеции его затмил Тициан, который доминировал на художественной сцене.
В этот последний период своей жизни Лоренцо Лотто часто переезжал из города в город в поисках покровителей и заказчиков. В 1532 году он отправился в Тревизо. Затем он провел около семи лет в марках (Анкона, Мачерата и Иези ), прежде чем вернуться в Венецию в 1540 году. Он снова переехал в Тревизо в 1542 году и обратно в Венецию в 1545 году. Наконец, он вернулся в Анкону в 1549 году.
Это был продуктивный период его жизни, в течение которого он написал несколько запрестольных образов и портретов.
В конце жизни Лотто с трудом зарабатывал себе на жизнь. Более того, в 1550 году, когда ему было около 70 лет, одна из его работ прошла неудачный аукцион в Анконе. Как записано в его личной бухгалтерской книге, это его глубоко разочаровало. Поскольку он всегда был глубоко религиозным человеком, в 1552 году он присоединился к Святилищу в Лорето, став братом-мирянином. За это время он украсил базилику Санта-Мария и написал « Представление в храме» для Палаццо Апостолико в Лорето. Он умер в 1556 году и был похоронен по его просьбе в доминиканской одежде.
Джорджио Вазари включил биографию Лотто в третий том своей книги Vite. Сам Лоренцо Лотто оставил много писем и подробную записную книжку ( Libro di spese different, 1538–1556), давая представление о его жизни и работе. Его влияние почувствовали многие художники, в том числе, вероятно, Джованни Бузи и Эрколе Рамаццани, родившиеся в Арчевиа и работающие недалеко от Ези. Еще одним учеником был Дуранте Нобили.
Благодаря работе историка искусства Бернарда Беренсона, Лотто было заново открыто в конце 19 века. С тех пор много монографий и несколько выставок были посвящены Лоренцо Лотто, например, выставка в Венеции в 1953 году и одна в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США, в 1998 году.