Эффект Lombard или Lombard рефлекс является непроизвольным стремлением выступающих увеличить свои вокальные усилия, выступая в громком шуме, чтобы улучшить слышимость их голоса. Это изменение включает не только громкость, но и другие акустические характеристики, такие как высота, частота и продолжительность слогов. Этот эффект компенсации поддерживает отношение звукового сигнала к шуму произносимых слов говорящего.
Эффект связан с потребностями эффективного общения, так как эффект уменьшается, когда слова повторяются или читаются списки, где разборчивость общения не важна. Поскольку эффект является непроизвольным, он используется как средство обнаружения симуляции у лиц, имитирующих потерю слуха. Исследования на птицах и обезьянах показывают, что этот эффект также проявляется в вокализации животных.
Эффект был открыт в 1909 году французским отоларингологом Этьеном Ломбаром.
Слушатели слышат речь, записанную с фоновым шумом, лучше, чем речь, записанную в тишине с добавленным затем маскирующим шумом. Это связано с тем, что различия между нормальной и ломбардной речью включают:
Эти изменения нельзя контролировать, инструктируя человека говорить, как если бы они говорили в тишине, хотя люди могут научиться управлять с помощью обратной связи.
Эффект Ломбарда также возникает после ларингэктомии, когда люди после логопеда разговаривают с пищеводной речью.
Разборчивость собственной вокализации человека можно отрегулировать с помощью аудио-вокальных рефлексов, используя его собственный слух (частный цикл), или можно отрегулировать косвенно, исходя из того, насколько хорошо слушатели могут слышать вокализацию (публичный цикл). Оба процесса участвуют в эффекте Ломбарда.
Оратор может регулировать свои вокализации, особенно их амплитуду относительно фонового шума, с помощью рефлексивной слуховой обратной связи. Такая слуховая обратная связь, как известно, поддерживает производство вокализации, поскольку глухота влияет на акустику голоса как людей, так и певчих птиц. Изменение слуховой обратной связи также изменяет вокализацию в человеческой речи или пении птиц. В стволе мозга были обнаружены нейронные цепи, которые обеспечивают такую регулировку рефлексов.
Оратор может регулировать свою вокализацию на более высоком когнитивном уровне, наблюдая за ее влиянием на способность аудитории ее слышать. При этом слуховой самоконтроль регулирует вокализации с точки зрения усвоенных ассоциаций того, какие особенности их вокализации, когда они производятся в шуме, создают эффективное и действенное общение. Было обнаружено, что эффект Ломбарда сильнее всего воздействует на те слова, которые важны для слушателя для понимания говорящего, предполагая, что такие когнитивные эффекты важны.
В дочерних процессах существуют как частные, так и публичные циклические процессы. Однако наблюдается сдвиг в развитии от эффекта Ломбарда, связанного с акустическим самоконтролем у маленьких детей, к корректировке вокализации, чтобы помочь его разборчивости для других взрослых.
Эффект Ломбарда зависит от голосовых нейронов в периоливарной области верхнего оливкового комплекса и прилегающей ретикулярной формации моста. Было высказано предположение, что эффект Ломбарда может также затрагивать более высокие области коры, которые контролируют эти области нижнего ствола мозга.
Хоровые певцы испытывают меньшую обратную связь из-за того, что другие певцы звучат своим голосом. Это приводит к тому, что люди в припевах имеют тенденцию петь на более громком уровне, если это не контролируется дирижером. Обученные солисты могут контролировать этот эффект, но было высказано предположение, что после концерта они могут говорить громче в шумной обстановке, например, на вечеринках после концерта.
Эффект Ломбарда также возникает у тех, кто играет на таких инструментах, как гитара.
Было обнаружено, что шум влияет на вокализацию животных, которые издают звуки на фоне шумового загрязнения человека. Экспериментально эффект Ломбарда был обнаружен также при вокализации: