Lockheed EC-121 Warning Star

редактировать
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе планера Constellation
EC-121 Warning Star
Lockheed EC-121D Thailand 1972.jpg
EC -121T Предупреждение Star
РольБортовое раннее предупреждение и управление самолет
Национальное происхождениеСША
ПроизводительLockheed Corporation
Первый полет9 июня 1949 года
Введение1954
В отставке1978 (USAF). 1982 (USN)
Основной пользовательВМС США, ВВС США
Произведено1953–1958
Количество построено232
Разработано на основеL-749 Constellation. L-1049 Super Constellation. C-121 Constellation
2-й прототип PO-1W в NAS Barbers Point 1952 3-й серийный WV-2 в полете 1954

Lockheed EC-121 Warning Star - американский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления, работавший в 1950-х годах в обоих United S tates Navy (USN) и ВВС США (USAF).

Военная версия Lockheed L-1049 Super Constellation использовалась в качестве бортовой системы раннего предупреждения для дополнения линии дальнего раннего предупреждения, используя 2 больших обтекатели (вертикальный купол над фюзеляжем и горизонтальный под фюзеляжем). Он заменил TBM-3W, использовавшийся в USN. Некоторые EC-121 также использовались для сбора информации о сигналах (SIGINT ). EC-121 был представлен в 1954 году и снят с производства в 1978 году, хотя один специально модифицированный самолет РЭБ оставался на вооружении USN до 1982 года.

Первоначально закупленные версии USN получили обозначение WV-1 (PO-1W)., WV-2 и WV-3. Звезды предупреждения ВВС США служили во время войны во Вьетнаме как электронные сенсорные мониторы и как предшественники Boeing E-3 Sentry AWACS. Экипажи ВВС США использовали свое гражданское прозвище «Конни» (уменьшительное от Созвездие) в качестве ссылки, экипажи ВВС США использовали прозвище «Вилли Виктор».

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Оперативное обслуживание
    • 2.1 USN
    • 2.2 USAF
  • 3 Вьетнамская война
    • 3.1 Big Eye
    • 3.2 College Eye
    • 3.3 Rivet Top
    • 3.4 Работа Kingpin
    • 3.5 Disco
    • 3.6 Batcat
  • 4 варианта
    • 4.1 Варианты USN
    • 4.2 Варианты USAF
  • 5 Операторы
    • 5.1 USAF
      • 5.1.1 Активный режим
      • 5.1.2 AFRES
      • 5.1.3 ANG
    • 5.2 USN
  • 6 Эксплуатационные потери
  • 7 Выжившие самолеты
  • 8 Технические характеристики (WV-2 / EC-121D)
  • 9 См. также
  • 10 Источники
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Ссылки
    • 10.3 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Разработка

С 1943 года Lockheed Constellation находился на вооружении USAAF в качестве С-69. Использование Constellation для патрулирования и раннего предупреждения с воздуха было впервые исследовано в 1949 году, когда USN приобрело 2 Lockheed L-749 Constellations. Первый полет 9 июня 1949 года. PO-1W нес большие радары дальнего действия в массивных обтекателях над и под фюзеляжем. Поскольку обтекатели имели значительно большую боковую площадь, вертикальные стабилизаторы PO-1W пришлось увеличить. После того, как PO-1W (переименованный в WV-1 в 1952 году) доказал, что можно использовать большие радары на самолетах, USN заказал WV-2 на основе L-1049 Super Constellation. WV-1 были переданы Федеральному авиационному агентству в 1958–1959 гг.

Первоначально WV-2 / EC-121D был оборудован верхним дальномером AN / APS-45 и вентральная поисковая РЛС AN / APS-20. Позднее они были модернизированы до радаров AN / APS-103 и AN / APS-95, хотя и не одновременно. Экипаж обычно насчитывал 18 человек, 6 офицеров (2 пилота, 2 штурмана, 2 диспетчера вооружения) и 12 зачисленных (2 бортинженера, 1 радист, 2 командира экипажа, 5 операторов РЛС, 2 техника-радиолокационного техника). Однако, когда Северная Корея сбила ВМС EC-121 в 1969 году, на его борту находился экипаж из 31 человек.

Было размещено 142 заказа на созвездие PO-2W на основе Lockheed L-1049 Super Constellation, поставки начались в 1953 году. В 1954 году PO-2W был переименован в WV-2. В 1962 году с стандартизацией обозначений самолетов в Министерстве обороны, WV- 2 затем стал EC-121K. В общей сложности 13 из них были переоборудованы в самолеты электронной разведки WV-2Q (ELINT) (в 1962 году они стали EC-121M). 9 были переоборудованы в самолеты-разведчики погоды WV-3 (WC-121N в 1962 году). EC-121K также эксплуатировался Учебной эскадрильей 86 (VT-86) в NAS Glynco, Джорджия для обучения студентов военно-летных офицеров предназначено летать как на EC-121, так и на Grumman E-2 Hawkeye. При закрытии NAS Glynco VT-86 был передан NAS Pensacola, Флорида в 1973 году, последний EC-121 эскадрильи также был доставлен в NAS Pensacola и хранится в коллекции Национального музея военно-морской авиации где еще остается. Единственным самолетом стал NC-121K, вариант радиоэлектронной борьбы, предназначенный для 33-й тактической эскадрильи радиоэлектронной борьбы (VAQ-33) в NAS Key West, Флорида. Самолет был последним EC-121, находившимся на вооружении до 25 июня 1982 года.

ВВС США получили 10 RC-121C и 74 EC-121D Warning Star, также основанных на L-1049, начиная с отклонений от В октябре 1953 года военно-морской флот заключил контракт. 10 RC-121C стали учебно-тренировочными, получив обозначение TC-121C. В период с 1966 по 1969 год 30 списанных USN EC-121 были переданы ВВС США и преобразованы в EC-121R в качестве самолетов для сенсорного мониторинга. Из 74 EC-121 42 были переоборудованы в модернизированные EC-121H, начиная с 1962 года, а в 1969 году 15 из оставшихся EC-121D и 7 EC-121H были дополнительно модернизированы в окончательный рабочий вариант, EC-121T., служивший прототипом ДРЛО в Юго-Восточной Азии в 1972 году. Пять EC-121D были модифицированы для использования в качестве самолета для психологической войны, предшественников EC-130 Commando Соло.

Оперативное обслуживание

USN

BARLANT WV-2 на VW-15 USS Sellstrom над Ньюфаундлендом в 1957 году. Последний «Конни» в USN на своем последний рейс на авиабазу Дэвис-Монтан для вывода на пенсию в апреле 1982 года. VAQ-33 (GD 12) NC-121K (BuNo 141292)

WV-2, переименованные в EC-121 в 1962 году, служили с 1954 года. до 1965 года двумя «заградительными» силами, по одному у каждого побережья Североамериканского континента. Силы заграждения состояли из 5 наземных пикетных станций, каждая из которых укомплектовывалась эскортом эсминцев с РЛС и авиакрылом WV-2 / EC-121, которое патрулировало позиции пикетов на высоте 1000–4000 м (3000–12000 футов) в 6-20-часовых миссиях. Их цель состояла в том, чтобы расширить зону раннего предупреждения против внезапных советских бомбардировщиков и ракетных атак в качестве продолжения линии DEW.

. В апреле 1954 года первый Lockheed Super Constellation (модель 1049C), WV-2 BuNo. 128323, был получен в NAS Barbers Point Первой эскадрильей воздушного базирования (AEW) (VW-1).

Атлантический барьер (BARLANT) состоял из двух ротационных отрядов эскадрильи, полученных из тринадцатой эскадрильи AEW (VW-13) и пятнадцатой эскадрильи AEW (VW-15) из NAS Patuxent River, Мэриленд и одна эскадрилья, эскадрилья AEW ELEVEN (VW-11), постоянно базируется на военно-морской базе Арджентия, Ньюфаундленд. Их миссия состояла в том, чтобы совершить перелет на Азорские острова и обратно. В NAS Patuxent River была дополнительная тренировочная группа AEW для обучения летных экипажей и обслуживающего персонала.

BARLANT начал свою работу 1 июля 1956 года и непрерывно выполнял полеты до начала 1965 года. Барьер был перемещен для прикрытия подходов между Гренландией, Исландией и Соединенное Королевство (GIUK ) барьер в июне 1961 года. Самолеты из Аргентии проходили через NAS Keflavik, Исландия, чтобы увеличить время покрытия.

Тихоокеанский барьер (BARPAC) получил первую действующую эскадрилью ДРЛО, первую эскадрилью воздушного раннего предупреждения (VW-1) и первый самолет EC-121K. За ними следовала третья эскадрилья ДРЛО с двенадцатой, четырнадцатой и шестнадцатой эскадрильями AEW. В январе 1958 года VW-1 и VW-3 переехали в NAS Agana, Guam, M.I. где VW-1 продолжал выполнять свои обязательства по AEW, а эксплуатационные обязательства VW-3 были разделены между AEW и Weather. BARPAC стал оператором эскадрильи AEW TWELVE (VW-12), базирующейся в NAS Barbers Point, Гавайи, действующей с базы развертывания в NAS Midway 1 июля 1958 г. и позже расширен за счет включения Эскадрилий ДРЛО ЧЕТЫРНАДЦАТЬ (VW-14) и ШЕСТНАДЦАТЬ (VW-16). Их орбиты перекрывали радиолокационные станции седьмой эскадрильи сопровождения (CORTRON SEVEN) примерно от острова Адак до Мидуэя. Обычно для покрытия всей линии требовалось 5 WV-2 / EC-121 одновременно.

Действия Гавайских заградительных сил были прекращены к сентябрю 1965 года, и их самолет EC-121K был помещен на хранение. Тем не менее, VW-1 продолжал эксплуатировать до 1972 года, выполняя метеорологические операции и поставляя ДРЛО для военно-морских сил в Тонкинском заливе. Операции USN C-121, EC-121, WC-121 и NC-121 продолжались до 1975 года в 7 других эскадрильях и до 1982 года в 8-м. Некоторые EC-121 использовались во Вьетнаме, копируя миссии USAF EC-121, но вращаясь вокруг Тонкинского залива, поскольку это была назначенная зона USN.

Авиационная разведывательная эскадрилья Флота ONE (VQ-1 ) и Вторая воздушная разведывательная эскадрилья флота (VQ-2 ) эксплуатировали самолеты-сборщики EC-121M ELINT в NAF Atsugi, Japan и Naval Station Rota, Spain, соответственно, пока они не перешли на EP-3B Orion и самолет EP-3E Aries.

Четвертая метеорологическая разведывательная эскадрилья (VW-4) эксплуатировала WV-3-cum-WC-121 в период с 1954 по 1975 г. как Hurricane Hunters, с основной базой в NAS в Джексонвилле, Флорида и передовая база на военно-морской базе Рузвельт-Роудс, Пуэрто-Рико. Ее тихоокеанский аналог, 3-я метеорологическая разведывательная эскадрилья (VW-3), была оперативной метеорологической эскадрильей в Тихом океане, летевшей из NAS Agana, Guam, отслеживая тайфуны с 1955 по 1960 год. 30 декабря 1960 г. Третья эскадрилья метеорологической разведки, VW-3, распущена, и многие из ее самолетов (8 - серия BuNo. 145) и экипажи были поглощены VW-1, который сохранил обозначение AEW и взял на себя погодные обязательства и титул " Слежение за тайфунами »VW-3. VW-4 позже перешел на WP-3A Orion.

Также на самолетах C-121 и EC-121 находилась восьмая океанографическая эскадрилья разработки (VXN-8) в NAS Patuxent River, штат Мэриленд, которая использовали самолет для конкретных проектов (например, Project BIRDSEYE, MAGNET, ASWEPS и т. д.) для Управления военно-морских исследований, пока они не были заменены на RP-3A и RP- 3D самолет Орион. VXN-8 также управлял четырьмя дополнительными самолетами NC-121, названными "Blue Eagles". Эти 4 специально модифицированных самолета были оснащены полным комплектом радио- и телевизионного передающего оборудования и студиями для одновременной трансляции американских и вьетнамских теле- и радиопрограмм до установки наземных станций во время войны во Вьетнаме. Самолет совершал полеты по ночам 7 дней в неделю, транслируя такие американские телепрограммы, как «Combat», «Have Gun Will Travel», «Gunsmoke», а также другие популярные программы того времени в дополнение к вьетнамским программам, записанным перед каждым полетом. Ночные трансляции американских новостей транслировались в прямом эфире с использованием бортовой телевизионной студии и диктора ВВС (AFRTS), доставлявшего последние новости из дома и со всего мира. "Blue Eagles" действовали с авиабаз Сайгон и Дананг в течение приблизительно 5 лет, начиная с 1965 года.

SIX авиационная эскадрилья по развитию (VX-6, базируется в NAS Quonset Point, Род-Айленд, также эксплуатировал самолет R7V, переименованный в C-121J, для поддержки операций Антарктической программы США до замены на LC-130F Hercules

EC-121 также эксплуатировался Учебной эскадрильей 86 (VT-86) в NAS Glynco, Джорджия, для обучения студентов летных офицеров ВМС. предназначен для E-2 Hawkeye и 33-й тактической эскадрильи радиоэлектронной борьбы (VAQ-33 ) для Группы систем радиоэлектронной борьбы флота (FEWSG ) в NAS Норфолк, Вирджиния и позже, после смены порта приписки эскадрильи, в NAS Ки-Уэст, Флорида. На момент выхода на пенсию 25 июня 1982 г., NC- 121K, Buno 141292 был последним NC-121K и последним самолетом этого типа, эксплуатируемым USN.

США F

ВВС США эксплуатировали EC-121 в период с 1954 по 1978 год с 3 крыльями при максимальной занятости и 3 независимыми эскадрильями по мере завершения операций. До войны во Вьетнаме их основная задача заключалась в обеспечении дополнительного радара раннего предупреждения о препятствиях в Тихом и Атлантическом океане с помощью орбит в 300 милях от берега континентальной части Соединенных Штатов в так называемых «смежных барьерах». Орбиты покрытия перекрывали орбиты наземных радаров раннего предупреждения.

552-й AEWCW EC-121D на авиабазе Макклеллан

Первоначальное развертывание EC-121C началось с 551-го авиакрыла раннего предупреждения и управления, базирующегося на базе ВВС Отис, Массачусетс. Вступивший в строй 21 декабря 1954 года, 551-й AEWCW был впоследствии модернизирован до EC-121D, а позже - до EC-121H Warning Stars.

Его аналогом в Тихом океане было 552d авиакрыло раннего предупреждения и управления (AEWCW), базирующееся на базе ВВС США Макклеллан, Калифорния, начало работы 1 июля 1955 года. После кубинского ракетного кризиса в 1962 году 552-я AEWCW также получила административный контроль над 966-й AEWCS, базирующейся на базе ВВС Маккой, Флорида. У 966-го была двойная миссия: наблюдение в кубинском воздушном пространстве и полеты на Gold Digger (непрерывные следы наблюдательных миссий U-2).

3-м авиационным крылом для управления самолетами EC-121 было 553-е разведывательное крыло, военная организация во Вьетнаме, активизировавшаяся в 1967 году и базировавшаяся в Таиланде до прекращения деятельности в 1970 году (см. BatCat ниже). В 1966 году компания Lockheed модифицировала 30 самолетов бывшего USN Super Constellations (2 EC-121P / WV-3 и 28 EC-121K / WV-2) в EC-121R для выполнения специальной разведывательной миссии, выполняемой 553-м самолетом. Самолеты были доставлены в течение 1967 года. 553-й RW пролетел над землей и у берегов Вьетнама, над Лаосом и Камбоджей, осуществляя мониторинг и ретрансляцию маломощных сигналы. Обычно они перемещались по тропе Хо Ши Мина в 8-часовые смены. Поскольку он был дорогим в эксплуатации и подвергал большой экипаж вражескому обстрелу, в декабре 1970 года он был заменен гораздо меньшим (и в конечном итоге беспилотным дроном) QU-22 Pave Eagle сенсорным монитором.

551-й AEWCW был дезактивирован в 1969 году, в то время как 552-й был сокращен эскадрильей в 1971 году. В июле 1974 года ВВС США переименовали 552-е воздушное крыло раннего предупреждения и управления в 552-ю воздушную группу предупреждения и управления, когда оно было сокращено до одной эскадрильи. Он был выведен из строя в апреле 1976 года.

Поскольку ВВС США готовились к развертыванию E-3 Sentry в конце 1970-х годов, они прекратили операции с ЕС-121 к концу 1975 года. Все оставшиеся EC-121 были переведены на Резерв ВВС, который сформировал 79-ю AEWCS на базе ВВС Хомстед, Флорида в начале 1976 года. Силы действующей службы продолжали предоставлять персонал для эксплуатации самолетов EC-121 на круглосуточно, назначив отряд 1 20-й эскадрильи противовоздушной обороны на авиабазу Хомстед в качестве ассоциированных действующих бригад для управления самолетами, принадлежащими AFRES. Помимо наблюдения за кубинскими водами, эти последние Warning Stars также работали с NAS Кефлавик, Исландия. Заключительные операции EC-121 завершились в сентябре 1978 года. 1-й отряд был распущен, и 1 октября 1978 года 79-й AEWCS был преобразован в истребительную эскадрилью.

В 1967 году 5 EC-121S вступили в строй с 193-й тактической радиоэлектронной борьбой. Эскадрилья из Национальной гвардии Пенсильвании, отвечающая за миссию психологической помощи в рамках проекта. С июля 1970 года по январь 1971 года они ротации выполняли временные командировки на 30-90 дней на Королевскую базу ВВС Таиланда Корат, Таиланд, под именем Commando Buzz.

Вьетнамская война

EC-121 широко использовались в Юго-Восточной Азии в период с 16 апреля 1965 г. по 1 июня 1974 г., в частности, для поддержки операции Rolling Thunder и операции Linebacker / Linebacker II, обеспечивающий радарное раннее предупреждение и ограниченный контроль с воздуха над истребителями ВВС США, вступающими в бой с перехватчиками МиГ. Летая по орбитам над Тонкинским заливом, а затем над Лаосом, они были предшественниками самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. USN использовал вариант NC-121 в своем подразделении Blue Eagle с 1965 по 1972 год. Blue Eagles были теле- и радиовещательными самолетами. Blue Eagles базировались в NAS Patuxent River и входили в состав океанографической эскадрильи VXN-8.

Big Eye

552 бортовых средств раннего предупреждения и управления wing-shield.jpg Операторы ВВС США EC-121D / T

В начале Rolling Thunder у северных вьетнамцев было преимущество в том, что их радарное покрытие могло обнаруживать большинство американских ударных самолетов, летящих в 5.000 футов или выше практически в любой точке страны, используя систему, которую было трудно заблокировать. Силы США противостояли радарным кораблям (Crown) в Тонкинском заливе и наземной станции в Накхонпханом RTAFB, Таиланд, но обе системы находились в зоне прямой видимости и имели серьезные пробелы в освещении.

Для увеличения зоны охвата Седьмая авиация (7 ВВС) запросила поддержку с помощью бортовых радаров и Командование ПВО (переименованное в Командование воздушно-космической обороны в 1968) был направлен на создание Оперативной группы Big Eye. 5 EC-121D и 100 человек вспомогательного персонала 552-го AEWCW на авиабазе Макклеллан были развернуты на авиабазе Тайнань, Тайвань, а 4 из EC-121 были отправлены на передовую оперативную базу в Авиабаза Таншоннят, недалеко от Сайгона, Республика Вьетнам.

EC-121 были разработаны для обнаружения самолетов, пролетающих над водой, и наземных помех (ложных сигнал возвращается от объектов местности, таких как горы) вызвали помехи для их радиолокационных изображений. Однако экипажи имели опыт отслеживания советских самолетов над Кубой и разработали технику, с помощью которой EC-121, летящий на высоте 50–300 футов, мог отражать сигнал от находящегося на дне радара APS-95 Search. поверхность воды и обнаруживать самолеты на средних высотах до 150 миль! Работая парами, один Big Eye EC-121 пролетел 50 миль по ипподрому примерно в 30 милях от берега (орбита Альфа) с центром орбиты 19 ° 25′N 107 ° 25 ′ E / 19,417 ° N 107,417 ° E / 19,417; 107.417. Второй летел по траектории на высоте 10 000 футов (орбита Браво) дальше от берега, действуя в качестве запасного для Alpha EC-121.

Это обеспечивало практическую дальность обнаружения в 100 миль, достаточную для покрытия Ханой городской район и основная база МиГ в Фук Йен. Однако основным недостатком этой схемы было то, что большинство контактов МиГа находились за пределами 70-мильной зоны действия радара APS-45 Height Finder компании Big Eye, так что они не могли предоставить эти данные ударным силам ВВС США. Кроме того, технические недостатки в системах EC-121D не позволяли ни управлять перехватом истребителя, ни идентифицировать конкретный самолет, подвергшийся атаке.

Миссии из Tan Son Nhut AB начались 21 апреля 1965 года с использованием позывных Ethan Alpha и Ethan Bravo. который стал стандартным. После дозаправки на авиабазе Дананг, Итан Альфа совершил взлетно-посадочную полосу на свою орбитальную станцию, где оставался в течение 5 часов. Из-за угрозы перехвата МиГ, EC-121 были защищены истребителем Lockheed F-104 Starfighter MiGCAP. Если по какой-либо причине MiGCAP не мог встретиться, EC-121 отменяли свою миссию. Системы Airco на борту EC-121 были практически бесполезны в этом профиле, а тепло, производимое электроникой, в сочетании с угрозой быть сбитым, делало полеты на орбиту Alpha, в частности, очень напряженными. 10 июля 1965 года в ходе своего первого воздушного перехвата самолет EC-121 предупредил пару истребителей ВВС США F-4C, в результате чего было сбито 2 МиГ-17 <576.>Оперативная группа «Большой глаз» оставалась в Таншоннят до февраля 1967 года, когда угроза вьетконговских наземных атак вызвала переезд в Таиланд.

College Eye

В марте 1967 года Big Eye был переименован в оперативную группу College Eye (CETF) и перебазирован на Базу Королевских ВВС Таиланда в Убоне. Из-за сложности самолета и его систем, а также из-за большой группы поддержки, в которой он нуждался, CETF не приветствовали на относительно небольших базах в Таиланде. Он переместился в Удонский RTAFB в июле и на свою последнюю станцию ​​в RTAFB в Корате в октябре 1967 года. Семь из 26 EC-121 были развернуты с авиабазы ​​Отис и прибыли в Корат 19-го.

С апреля 1965 г. по начало 1966 г. и снова начиная с конца 1967 г. EC-121D также контролировали полет истребителей MiGCAP для невооруженных самолетов поддержки, совершавших полеты над Тонкинским заливом. EC-121D также служили бортовым центром ретрансляции для ударных самолетов, чтобы передавать результаты миссии и отчеты о местоположении в Данангский центр управления воздушным движением; руководил действиями истребителей сопровождения, МиГКАП, Lockheed C-130 Hercules сигнальных кораблей и A-26 ударной авиации вдоль северо-вьетнамско-лаосской границы; обеспечивала радиолокационную и навигационную помощь для боевых поисково-спасательных операций ; помогал истребителям в поиске танкеров для аварийной дозаправки.

EC-121D "College Eye", взлетавший с RTAFB Корат.

Правительство Китая в мае 1966 года официально заявило протест против вторжения Republic F-105 Thunderchief, преследовавшего северновьетнамский МиГ it впоследствии сбит в 25 милях на территории Китая. Комиссия по расследованию США рекомендовала, чтобы College Eye также контролировал «бесполетную зону » на границе Северного Вьетнама с Китаем, чтобы предупреждать самолеты США, приближающиеся к буферной зоне, и сообщать о нарушениях пересечения границы. самолетом США. Это не могло быть сделано из Персидского залива, поэтому в Лаосе была создана третья орбита, Итан Чарли. После испытаний в июне и августе 24 августа начались регулярные полеты. Не хватало EC-121 или экипажей для поддержки трех витков дважды в день, поэтому по лаосской орбите совершались только полеты каждые три дня, а миссии Итана Браво в эти дни отменялись. После 13 октября 1966 года орбита Чарли совершалась каждый день, а орбита Браво была полностью приостановлена. В апреле 1967 года было отправлено еще 4 EC-121: 2 в Таиланд 29 мая, в результате чего в общей сложности было 3 College Eyes на Тайване и 6 в Таиланде.

В апреле 1967 года ВВС США приступили к оснащению всего комплекса. Парк EC-121 с QRC-248 IFF транспондером запросчиками. QRC-248 был разработан, чтобы следовать за советскими экспортными самолетами кубинских ВВС. Транспондеры СРО-2, установленные на советских экспортных МиГах, позволяли кубинским радарам наземного перехвата (GCI) идентифицировать и контролировать свои истребители. Стенд EC-121 под названием Quick Look вылетел с College Eye в январе 1967 года для проверки QRC-248 и обнаружил, что на северных вьетнамских МиГах использовался тот же транспондер! QRC-248 точно распознал отраженные сигналы радара МиГ от мириадов, обнаруженных во время миссии, и расширил диапазон обнаружения на малой высоте до более чем 175 миль, охватывая практически все важные районы Северного Вьетнама.

К маю все College Eyes были оснащены QRC-248. Миссия Итана Браво была изменена с резервной для Итана Альфы на роль основного слушателя QRC-248. Однако Объединенный комитет начальников штабов запретил College Eye активно «допросить» транспондеры МиГ, следуя политике безопасности Агентства национальной безопасности, защищающей свои «разведывательные источники» (из которых QRC- 248 был одним) и, таким образом, ограничивался ожиданием, пока Северо-Вьетнамский GCI допросит его самолет. QRC-248 начал регулярное использование в июле 1967 года, но к тому времени силы МиГов Северного Вьетнама, которые понесли серьезные потери в мае, приостановили свои боевые действия.

Однако в последнюю неделю августа по прошествии некоторого времени После интенсивного обучения и пересмотра тактики МиГи снова начали атаковать американские ударные силы, забив несколько боевых единиц. Затем «Седьмая авиация» наконец получила разрешение для новой миссии Итана Браво EC-121 для активного допроса QRC-248 6 октября. К 4 декабря его успех перевесил любую ценность полета по орбите Итана Альфа, который был прекращен до июля 1972 года.

1 марта 1968 года позывные College Eye были изменены на Ethan 01, 02, 03 и 04 в соответствии с СОПы USAF. Итан 03 (лаосская орбита) начал "положительный контроль" (воздушное направление) полетов корабля C-130 вспышек и ночных миссий по пресечению A-26 Invader вдоль тропы Хо Ши Мина в Лаосе 19 апреля 1968 года.

В июле 1968 года целевая группа была сокращена до 4 EC-121D и испытательного стенда Rivet Top, чтобы обеспечить базирование другого отряда College Eye в Itazuke AB, Япония. Название оперативной группы было прекращено в октябре 1968 года, когда она в последний раз была переименована в Отряд 1 (Ротационный), 552-й AEWCW. Развертывание EC-121 в Юго-Восточной Азии было прекращено в июне 1970 г. в ожидании того, что они больше не будут использоваться.

Rivet Top

EC-121K «Rivet Top» (AF Ser. No. 57-143184)) в Коратском РТАФБ, 1967–1968. Это был бывший USN EC-121K, BuNo 143184, переданный ВВС США и модифицированный.

В августе 1967 года, когда целевая группа College Eye все еще базировалась на RTAFB в Удоне, другой вариант прототипа EC-121 приступил к испытаниям нового оборудования как 2-й отряд Центра боевой авиации. Этот модифицированный EC-121K (позже переименованный в EC-121M), известный как Rivet Top, нес новый QRC-248, установленный на самолете College Eye, а также имел электронные запросчики, способные считывать 2 дополнительных советских транспондера, SRO-1 и SOD-57.. Его электроника была изготовлена ​​по индивидуальному заказу, а не серийно. Самым важным его обновлением стала сверхсекретная установка Rivet Gym. Это включало добавление к команде специалистов разведки, говорящих на вьетнамском языке, укомплектованных 4 станциями перехвата голосовой связи, способными контролировать все связи между МиГами и их диспетчерами GCI.

. Несмотря на это преимущество, Rivet Top столкнулся с двумя проблемами, снижающими его эффективность. У его операторов не было радаров для сопоставления перехваченных разговоров с конкретными полетами МиГов, и поэтому они не могли определить, какие самолеты США могут быть атакованы. Во-вторых, как и QRC-248, Rivet Gym был активом Агентства национальной безопасности SIGINT и подчинялся еще более строгим правилам, защищающим знание о его существовании. Даже когда в середине 1972 года было наконец разрешено предупреждать самолеты США в режиме реального времени, экипажи истребителей не знали об источнике предупреждений и из-за плохой радиосвязи EC-121, что требовало использования самолета с радиорелейной связью, который часто выходил из строя., они, как правило, игнорировали достоверность источника...

Прототип Rivet Top переехал в Корат RTAFB вместе с Целевой группой College Eye в октябре 1967 года. Первоначально планировалось вернуть в США в феврале 1968 года, потому что Из своей ценности он оставался в Корате до 1969 года. Выполняя ежедневные миссии в период испытаний, он начал выполнять ежедневные полеты над Тонкинским заливом после 31 марта 1968 года, когда количество операций Rolling Thunder было резко сокращено. К концу мая 1968 года оборудование Rivet Gym было установлено на все модели College Eye EC-121.

Operation Kingpin

Два EC-121D, недавно модифицированные в соответствии с эксплуатационными требованиями Юго-Восточной Азии 62 ( SEAOR-62), но еще не работающие в качестве EC-121T, были заказаны RTAFB в Корате в октябре 1970 года. Под предлогом полевых испытаний их сопровождал C-121G с дополнительными членами экипажа, самый опытный 552-й AEWCW. техники и оборудование, необходимое для обслуживания новой электроники. Пакет SEAOR-62 поддерживался наземным терминалом цифрового приемника данных и радиорелейным оборудованием, которое доставлялось отдельным секретным воздушным транспортом. EC-121T прибыли в Таиланд с авиабазы ​​Макклеллан 12 ноября.

Целью развертывания было обеспечение интегрированного дисплея тактических данных с вводом данных в реальном времени (аналогично ВМС Система тактических данных воздушного базирования оборудование E-1B Tracer платформ оперативной группы 77 ) для поддержки операции Kingpin, миссии по спасению американских военнопленных содержится в тюрьме Сон Тай. Оказавшись в Корате, некоторое оборудование было испытано впервые из-за ограничений выбросов в воздушном пространстве США, и единственными доступными руководствами и контрольными списками были записи из ранних летных испытаний. Несмотря на это, оба самолета были в эксплуатации к 17 ноября.

20 ноября 1970 года 2 Warning Stars, используя позывные Frog 01 и 02 соответственно, вылетели с интервалом 10 минут в 22:00 из Кората, чтобы занять станцию ​​в орбита Альфа на малой высоте над Тонкинским заливом с Frog 02 в качестве резервного. Экипажам из 17 человек в воздухе сообщили о характере спасательной операции и их роли, они обеспечивали предупреждение МиГ и руководили перехватом F-4 Phantom CAP ВВС США. Когда «Лягушка 01» начала свой подъем на более высокую орбиту «Браво», на ней произошел разрыв маслопровода, из-за которого остановился один двигатель. Как и планировалось, Frog 02 стал основным самолетом, когда Frog 01 совершил аварийную посадку в Дананге.

Новое оборудование не работало должным образом на борту Frog 02. Наземные приемники на командном пункте в Дананге не смогли получить данные и Процессоры APX-83 IFF не отображались на борту самолета, несмотря на неоднократные ремонты. Их собственные радиолокационные мониторы испытали чрезмерный электронный шум, и заглушка северовьетнамских радаров близлежащими EKA-3B Skywarriors препятствовала усилиям техников по поиску и устранению неисправностей. Не имея возможности предоставить векторную информацию F-4, сопровождающим миссию, Frog 02 остался на станции и полагался на свою способность перехвата голоса Rivet Top для предоставления дополнительных данных.

Disco

EC-121D, AF Ser. № 53-0555 на RTAFB Корат Сентябрь 1970 г.

В октябре 1971 г. северовьетнамские МиГи, действующие с передовых баз, открытых после окончания «Раскатистого грома», начали кампанию по перехвату Боинг В-52 Stratofortress. над южным Лаосом. 20 ноября МиГ-21 запустил ракеты "воздух-воздух" по B-52, который уклонился, сбросив осветительные ракеты. В результате Warning Stars of Det. 1 вернулся в Корат RTAFB для обеспечения радиолокационной поддержки, снова пролетев по лаосской орбите, используя позывной Disco. 7 самолетов EC-121T, заменяющих предыдущие серии, базировались в Таиланде и содержали электронные блоки QRC-248 и Rivet Top.

. Когда Операция «Полузащитник» началась 10 мая 1972 года, «Дискотека» была одним из двух основных радаров GCI, используемых американскими войсками, хотя ему по-прежнему мешала плохая радиосвязь. Кроме того, его медленно поворачивающийся радар ограничивал его ценность в качестве диспетчера истребителей во время боев с МиГами, в то время как размер рейдов ВВС США во время Linebacker почти исчерпал его возможности. Однако улучшения, внесенные в системы с 1968 года, позволили операторам различать типы МиГов, и система цветового кода для них вошла в обиход самолетов: «Красные бандиты» (МиГ-17); «Белые бандиты» (МиГ-19 ); «Голубые бандиты» (МиГ-21 ) и «Черные бандиты» (МиГи с низким уровнем топлива).

6 июля 1972 г. в результате выстрела 7 Ф-4 «Фантомов» Через две недели был запущен второй трек Disco. Облетевший около бывшей орбиты Альфа над Тонкинским заливом, его цель состояла в том, чтобы получить лучшее покрытие на малых высотах в районе Ханоя. В конце месяца Disco была также интегрирована в центр управления Teaball, строго засекреченную систему, созданную для сопоставления всей разведывательной информации о воздушной деятельности Северного Вьетнама, собранной из всех источников, включая невоенные. Дискотека использовалась как канал, по которому передавались предупреждения и управляющие векторы, но задержка в получении информации Тиболом и ее ретрансляции через дискотеку (часто с использованием ненадежного радиорелейного устройства KC-135A Combat Lightning, работающего под позывным Лусон) отказался от его использования в «реальном времени», а тот факт, что его существование скрывали от американских экипажей, подорвал доверие к нему. Тиболл получил возможность прямой связи, но испытывал сбои передачи с удручающей частотой. Disco оставалась основным резервным контроллером, но ее полезность оставалась ограниченной, поскольку она напрямую управляла только миссиями MiGCAP и могла предоставлять свою информацию только для ударов, нападок и сопровождения через частоту «Guard ».

15 августа 1973 года Disco EC-121 выполнили свой последний боевой вылет, а 1 июня 1974 года Det.1 был окончательно выведен из Юго-Восточной Азии. С 1965 по 1973 годы EC-121 совершили 13 921 боевую вылету; более 98000 часов безаварийного налета, помощь в сбивании 25 МиГов и помощь в спасении 80 сбитых самолетов. Ни один самолет Big Eye, College Eye или Disco не был потерян.

Batcat

EC-121R Batcat

Во время войны во Вьетнаме около 40 EC-121 были модифицированы из USN WV-2 и WV-3 Системы раннего предупреждения Созвездия для использования с наземными датчиками для обнаружения движения вражеских войск вдоль тропы Хо Ши Мина и 25 были развернуты в Корат RTAFB в рамках Operation Igloo White. Получившаяся конфигурация EC-121R получила прозвище Batcat . 2 Batcats были потеряны во время войны, из них 22 члена экипажа погибли, один в результате взлета во время грозы в апреле 1969 года, другой в сентябре 1969 года в результате аварии при посадке. Во втором крушении также погибли 4 тайских мирных жителя.

Batcat EC-121 были замаскированы в стандартной трехцветной схеме Юго-Восточной Азии, в то время как самолеты раннего предупреждения College Eye / Disco - нет. Миссии BatCat длились 18 часов, из них 8 часов находились на одной из 11 цветных орбит, использовавшихся за их 5-летнюю историю, 3 из которых были над Южным Вьетнамом, 6 над Лаосом, 1 над Камбоджей и 1 над заливом Тонкин.

EC-121R находились в эксплуатации 553d и 554-й разведывательной эскадрильи 553-го разведывательного крыла с октября 1967 по декабрь 1970 года, с ок. 20 Batcats под рукой в ​​любое время. Крыло в

было активировано в декабре 1970 года, и 554-й RS перебазировался на RTAFB Накхон Пханом для полетов на сенсорные мониторы QU-22, получившие прозвище «Детские летучие мыши». Изначально с 11 самолетами 553-й RS продолжал эксплуатировать еще год, постепенно возвращая самолеты и экипажи в США. Последняя миссия Batcat была в декабре 1971 года. Последний оставшийся административный и вспомогательный персонал вернулся на авиабазу Отис в январе 1972 года.

Варианты

VAQ-33 NC-121K в 1973 году в окружении F- 4B Phantom и EA-4F Skyhawk WV-2E экспериментальный самолет с ротодомом

вариантами USN

  • WV-1. 2 прототипа, L-749A Constellation, обозначавшиеся PO-1W до 1952 года
  • EC-121K (WV-2). Основной вариант USN, до 1952 года обозначался PO-2W ; 244 заказано, 142 произведено (остальные в USAF).
  • JC-121K. Один модифицированный EC-121K использовался в качестве испытательного стенда авионики армии США
  • NC-121K. Неизвестный номер модифицирован как самолет специального назначения
  • YEC-121K. Один модифицированный стенд для испытаний авионики
  • EC-121L (WV-2E). Один модифицированный WV-2, испытательный стенд для вращающегося купола радара с радаром AN / APS-70
  • EC-121M (WV-2Q). Вариант коллекции ELINT, 13 модифицированных WV-2
  • WC-121N (WV-3. Вариант метеорологической разведки, 8 модифицированных WV-2
  • EC-121P. Неизвестный номер изменен с EC-121K как противолодочный вариант
  • JEC-121P. 3 EC-121P используется ВВС США

Варианты ВВС США

Первый ВВС США RC-121C, 1955 год. ВВС США RC-121D 53-0128 с F-104 Starfighter. Бывший истребитель EC-121R Batcat на AMARC, Davis-Monthan AFB, Arizona.
  • RC-121C: произведено 10, первоначальные ВВС США вариант
  • JC-121C: 2 преобразованы из C-121C и 1 TC-121C в качестве испытательных стендов авионики
  • TC-121C: 9 RC-121C, модифицированных до 1962 г. в качестве инструкторов экипажа
  • EC-121D: 73 произведенных в 1953–55 гг. В качестве основного варианта ВВС США и 1 преобразованный из C-121C, первоначально обозначенного как RC-121D
  • EC-121D Quick Look: 1 испытательный стенд для опросчика транспондера QRC-248
  • EC-121H: 42 модификации USAF в 1962 году, 35x EC-121D и 7x WV-2 переданы из состава ВМФ
  • EC-121J: 2 USAF EC-121D с модернизированной электроникой
  • ИС-121М Rivet Top: 1 испытательный стенд EC-121D для набора криптологической лингвистической электроники Rivet Gym, первоначально обозначенный как EC-121K
  • EC-121Q: 4 EC-121D, модифицированный с модернизированной электроникой для миссий USAF Gold Digger
  • EC-121R: 30 EC-121K / EC-121P переданы ВВС США в 1966–1967 годах и преобразованы в сигнальный процессор датчиков Batcat
  • EC-121S: 5 преобразованы для Национальной гвардии Пенсильвании из USAF C-121 транспортирует
  • EC-121T: последний вариант USAF. Всего было переоборудовано 22 Т из 15 EC-121D и 7 EC-121H.
  • XW2V-1: Предлагаемая военно-морская разработка с новыми функциями, такими как 4 турбовинтовых двигателя Allison T56 -A8, L-1649A Starliner крылья и ракеты Bomarc для защиты. Ничего не построено; получил обозначение L-084 из-за больших отличий от своих предшественников.

Операторы

США

ВВС США

Действующая служба

Последняя правка сделана 2021-05-28 05:15:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте