Lockheed D-21

редактировать

D-21
Локхид D-21.jpg
D-21 из Национального музея ВВС США
РольВысотная и высокоскоростная разведка дрон
Национальное происхождениеСША
ПроизводительLockheed
Первый рейс22 декабря 1964 г.
Введение1969
В отставке1971
Основные пользователиЦентральное разведывательное управление. ВВС США
Построено38

Lockheed D-21 - это американский сверхзвуковой разведывательный дрон. Первоначально D-21 проектировался для запуска с самолета-носителя M-21, варианта самолета Lockheed A-12. Дрон имел максимальную скорость более 3,3 Маха (2200 миль в час; 3600 километров в час) на рабочей высоте 90000 футов (27000 метров). Разработка началась в октябре 1962 года. Первоначально известный под обозначением Lockheed Q-12, дрон предназначался для разведки глубоко в воздушном пространстве противника.

D-21 был разработан для переноса одной фотокамеры с высоким разрешением по заранее запрограммированной траектории, а затем для поднятия модуля камеры в воздух для извлечения, после чего дрон самоуничтожится. После несчастного случая со смертельным исходом при запуске с M-21, D-21 был модифицирован для запуска с Boeing B-52 Stratofortress . Было выполнено несколько испытательных полетов, за которыми последовали четыре неудачных полёта D-21 над Китайской Народной Республикой, и в 1971 году программа была отменена.

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
    • 1.1 Испытания и смена носителя
  • 2 История эксплуатации
  • 3 Самолет на дисплее
  • 4 Технические характеристики (D-21)
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Проектирование и разработка

В 1960-х годах Lockheed's secret Skunk Works разработали Mach 3 A-12 разведывательный самолет для Центрального разведывательного управления (ЦРУ). После того, как сбил из U-2, пилотируемый Гэри Пауэрсом в 1960 году, в качестве альтернативы был предложен ряд различных концепций. Келли Джонсон, лидер Skunk Works, разработала концепцию беспилотника дальнего действия, в котором использовалась большая часть технологий A-12. В октябре 1962 года ЦРУ и ВВС США (USAF) поручили Lockheed изучить концепцию высокоскоростного высотного беспилотника. Джонсон указывал скорость 3,3–3,5 Маха, рабочую высоту 87 000–95 000 футов (27 000–29 000 м) и дальность полета 3 000 морских миль (3 500 миль; 5600 км). Он должен был совершить поездку в один конец, выбросить полезную нагрузку камеры в конце миссии для восстановления, а затем самоуничтожиться. Он имел крыло со сдвоенным треугольником , аналогичное конструкции крыла А-12. Q-12 должен был запускаться с воздуха с задней части A-12, и в нем использовались ключевые технологии проекта A-12, в том числе конструкция титана и поперечное сечение радара Конструктивные особенности уменьшения.

Вид сзади на комбинацию D-21 и M-21 на земле, показывающий выхлопной кожух, использовавшийся на ранних полетах

Джонсон хотел установить на Q-12 ПВРД двигатель, созданный Marquardt Corporation для Boeing CIM-10 Bomarc дальнего действия ракеты земля-воздух. Марквардт и Lockheed уже сотрудничали по нескольким программам и поддерживали тесные рабочие отношения. Двигатель RJ43-MA-11 требовал модификации, так как он был рассчитан на работу только до тех пор, пока ракета должна поразить цель, в то время как двигатель Q-12 должен был работать при высоких температурах в течение минимум полтора часа на большой высоте. Модифицированный двигатель получил обозначение RJ43-MA20S-4.

Полномасштабный макет Q-12 был готов к 7 декабря 1962 года и уже прошел предварительные испытания для измерения его радиолокационной проходимости. -раздел. Тем временем Marquardt также успешно испытала модифицированный RJ-43 в своей аэродинамической трубе. Однако ЦРУ не было в восторге от Q-12, в основном потому, что в то время агентство было чрезмерно загружено миссиями U-2, доводя A-12 до скорости и тайных операций в Юго-Восточной Азии. Однако ВВС США интересовались Q-12 как разведывательной платформой и крылатой ракетой, и ЦРУ наконец решило работать с ВВС США над разработкой нового беспилотника. В марте 1963 года Lockheed получила контракт на полномасштабную разработку Q-12.

Камера и ее киножурналы с инерциальной навигационной системой были доставлены в тесноте «Q-bay» под воздухозаборником дронов. Эти компоненты были встроены в модуль, который помещался в отсек и был известен как «люк». Люк будет выброшен в конце миссии, а затем захвачен в воздухе с помощью JC-130 Hercules, технологии, разработанной ВВС США для извлечения канистр с пленкой со спутников. В случае промаха C-130 люк был оборудован плавучими устройствами, чтобы его можно было поднять на корабле, если он спустится над водой. Honeywell построила системы авионики ; Необходимо было разработать новые конструктивные технологии и материалы, чтобы системы могли выдерживать высокие температуры, экстремальные вибрации и недостаток места в D-21.

M-21 с D-21 в полете

В конце 1963 г. проект был назван Tagboard; Q-12 был переименован в D-21, в то время как пусковая установка версии A-12 стала M-21 (D - для «дочери» и M - для «матери»). Два из 18 оригинальных самолетов А-12 получили обозначение М-21 с серийными номерами 60-6940 и 60-6941. М-21 был двухместной версией А-12, с пилоном на центральной линии фюзеляжа между вертикальными стабилизаторами, чтобы нести дрон в вертикальном положении.

Испытания и смена носителя

D-21, установленный на M-21, начал летные испытания в нерабочем состоянии 22 декабря 1964 года. Аэродинамические кожухи первоначально были закрыты над впускным и выпускным отверстиями D-21. уменьшить лобовое сопротивление, но его пришлось удалить после нескольких первых испытаний, так как невозможно было придумать способ выбросить их на скорости 3 Маха без повреждения дрона или самолета-носителя.

D-21 был впервые запущен с М-21 5 марта 1966 года. Дрон был выпущен, но оставался близко к спине М-21 в течение нескольких секунд, что показалось экипажу М-21 «двумя часами». Второй запуск состоялся 27 апреля 1966 года; D-21 достиг рабочей высоты 90000 футов (27000 м) и скорости более 3,3 Маха (2200 миль / ч; 3600 км / ч), хотя он был потерян из-за отказа гидравлического насоса после полета более 1200 морских миль (1400 км / ч). миль; 2200 км). Интерес ВВС США к программе продолжился, и после второго запуска было заказано больше D-21. Третий полет состоялся 16 июня, когда D-21 пролетел 1550 миль (1800 миль; 2900 км) по полному профилю полета, хотя люк камеры не был открыт из-за неисправности электроники.

Четвертый и последний пуск с М-21 30 июля закончился катастрофой. В отличие от трех предыдущих запусков, этот был выполнен по прямой и горизонтальной плоскости, а не по внешней петле , чтобы помочь отделить дрон от самолета. У D-21 возникли проблемы с двигателем, и он ударил M-21 в хвост после отделения, что привело к разрушению обоих самолетов. Два экипажа катапультировались и приземлились в море. Пилот, Билл Парк, выжил, но офицер управления запуском Рэй Торрик утонул.

Модифицированный D-21 на крыле B-52

После аварии Джонсон предложил запустить ракету. D-21 с бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress с добавлением твердотопливного ракетного ускорителя, чтобы разогнать его. Беспилотник был модифицирован путем добавления точек крепления на его позвоночнике для сопряжения с несущим пилоном на B-52, а его точки крепления на брюхе были адаптированы для размещения ракетного ускорителя, необходимого для увеличения его скорости и обеспечения работы ПВРД. Его вертикальный стабилизатор увеличился в размерах примерно на 20%. Доработанный вариант дрона получил обозначение Д-21Б (Д-21А не было). Два B-52H были модифицированы для перевозки пары дронов каждый с помощью двух больших подкрыльевых пилонов, которые заменили меньшие пилоны, используемые для крылатых ракет AGM-28 Hound Dog. Посты хвостового стрелка и офицера радиоэлектронной борьбы были заменены двумя постами управления пуском. Были добавлены системы управления и телеметрии , а также установлены высокоскоростные камеры для отслеживания дронов, когда они отделялись от пилонов. Офицер управления запуском на B-52H мог общаться с D-21B и мог заставить его самоуничтожиться.

Запускаемый D-21B, демонстрирующий размер ускорителя относительно дрона

Ракета-носитель твердотопливного была и крупнее, и тяжелее дрона; Его длина составляла 44 фута 4 дюйма (14 м), а вес - 13 286 фунтов (6000 кг). Он имел складывающееся хвостовое оперение снизу для стабилизации во время выстрела ракеты. Ракета-носитель имела время горения 87 секунд и тягу 27 300 фунтов силы (121 кН). Во время наземного обслуживания все в пределах 25 футов (7,6 м) должны были носить антистатические ремни для предотвращения разряда статического электричества, который мог бы воспламенить ускоритель.

Первая попытка запуска ракеты-носителя. D-21B был 28 сентября 1967 года, но дрон упал со стартовой опоры B-52 из-за снятой гайки на пилоне до того, как самолет достиг предполагаемой точки старта. Джонсон признал, что инцидент был «очень неприятным». Еще три запуска были выполнены с ноября 1967 по январь 1968 года. Ни один из них не был полностью успешным, поэтому Джонсон приказал своей команде провести тщательный анализ перед возобновлением попыток запуска. Следующий пуск был 10 апреля 1968 года. Он также не удался, так как двигатель не загорелся. 16 июня D-21B наконец совершил полностью успешный полет; он летел на указанной высоте и курсом на всем диапазоне, и люк был восстановлен. Следующие два запуска оказались неудачными, за ними последовал еще один успешный полет в декабре. Испытание в феврале 1969 года по проверке инерциальной навигационной системы с использованием реального профиля полета закончилось неудачей. Следующие два полета в мае и июле были успешными.

Эксплуатационная история
Полный вид того же B-52, что и выше, с двумя показанными беспилотниками D-21B

Выполнено четыре боевых вылета с D-21B место под кодовым названием Senior Bowl. Они проводились над Китайской Народной Республикой с 9 ноября 1969 г. по 20 марта 1971 г. в целях шпионажа на ядерном полигоне Лопнор. 4200-я эскадрилья поддержки ВВС США, базирующаяся на базе ВВС Бил, Калифорния, выполняла задания, обычно с базы ВВС Андерсен на Гуаме.

Правительство Китая никогда не сообщало обнаружение D-21B в полете. Первый не смог развернуться и продолжил свой путь, разбившись в Советском Союзе. Еще один испытательный полет был проведен 20 февраля 1970 г. в попытке исправить все проблемы. Вторая операционная миссия, однако, состоялась лишь 16 декабря 1970 года. D-21B достиг Лопнора и вернулся в точку восстановления, но у люка был частичный отказ парашюта, и он был потерян в море вместе с его фотографиями.

Во время третьего боевого вылета, 4 марта 1971 года, D-21B вылетел на Лоп Нор и вернулся, освободив люк, который раскрыл парашют, но подъем в воздухе не удалось, и люк упал в вода. Эсминец , пытавшийся забрать люк, сбил его, и он затонул. Четвертый и последний боевой полет D-21B состоялся 20 марта 1971 года. Он был потерян над Китаем на последнем участке маршрута над китайской провинцией Юньнань ; Обломки были обнаружены местными властями. В 2010 году, после того как он много лет находился на свалке Китайского музея авиации, обломки были перенесены в выставочную зону.

23 июля 1971 года программа D-21B была отменена из-за из-за низкого уровня успеха, внедрения нового поколения фоторазведывательных спутников и сближения президента Ричарда Никсона с Китаем. Всего было построено 38 беспилотников Д-21 и Д-21Б, 21 из которых израсходован на пуски. Оставшиеся 17 первоначально хранились на базе ВВС Нортон, Калифорния, а затем в 1976 и 1977 годах были перемещены на «кладбище» базы ВВС США Дэвис-Монтан недалеко от Тусона, штат Аризона. На открытой для публики базе беспилотники D-21 были быстро обнаружены и сфотографированы. В ВВС назвали их GTD-21B, а GT - наземное обучение.

Судьба D-21, исчезнувшего во время первого оперативного полета, была окончательно раскрыта в феврале 1986 года, когда вернулся сотрудник ЦРУ. панель Бену Рича, которую ему передал советский агент КГБ. Дрон самоуничтожился над Сибирью, и Советский Союз восстановил обломки. КБ Туполева перепроектировало обломки и разработало план советской копии, названной Ворон (Ворон), но она так и не была построена.

В конце 1990-х годов НАСА рассматривало возможность использования D-21 для испытания гибридного ракетного двигателя с комбинированным циклом, который работает как ПВРД или ракета, в зависимости от полета. режим. В конечном итоге НАСА использовало для экспериментов производную от гиперзвукового испытательного автомобиля X-43A агентства.

Выставка самолета
D-21 на выставке в аэропорту Блэкберд, ВВС Завод 42, Палмдейл, Калифорния Крупным планом вид сзади D-21 на М-21 в Музее полетов в Сиэтле SR-71 и D-21 в Музее авиации и космонавтики Пима, Тусон, Аризона Обломки D-21 в Китайском музее авиации
Технические характеристики (D-21)
D-21 и D- 21B без усилителя
  • Размах крыла : 19 футов 0,25 дюйма (5,8 м)
  • Длина: 42 фута 10 дюймов (13,1 м)
  • Высота: 7 футов 0,25 дюйма (2,1 м)
  • Стартовая масса: 11000 фунтов (5000 кг)
  • Максимальная скорость: 3,35 Маха (2300 миль / ч; 3600 км / ч; 2000 кН) (конверсия рассчитана на высоте рабочего потолка)
  • Практический потолок: 95000 футов (29000 м)
  • Диапазон: 3000 нм (3500 миль; 5600 км)
  • Двигатель: 1 x Marquardt RJ43-MA-20S4 ПВРД, 6,7 кН (1500 фунтов)

Источники: Pace, Landis Jenkins, Donald

См. Также

Связанная разработка

Связанные списки

Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Дональд, Дэвид, изд. (2003). "Lockheed's Blackbirds: A-12, YF-12 и SR-71". Черные самолеты. Норуолк, Коннектикут: AIRtime Publishing. ISBN 1-880588-67-6.
  • Гудолл, Джеймс С. и Нора Д. (2002). "Старшая чаша - Локид Д-21". Международное авиационное обозрение. Норуолк, Коннектикут: AIRtime Publishing. 3 : 106–119. ISSN 1473-9917.
  • Гордон, Ефим; Ригамант, Владимир (2005). ОКБ Туполева: История КБ и его самолетов. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-214-4.
  • Landis, Tony R.; Деннис Р. Дженкинс (2005). Lockheed Blackbirds. Warbird Tech. 10 (Перераб. Ред.). Северное отделение, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 1-58007-086-8.
  • Миллер, Джей (1995). Skunk Works Локхид Мартин (пересмотренная ред.). Лестер, Англия: издательство Midland Publishing. ISBN 1-85780-037-0.
  • Пейс, Стив (2004). Lockheed SR-71 Blackbird. Суиндон: Crowood Press. ISBN 1-86126-697-9.
  • Пиблз, Кертисс (1999). Темные орлы: история совершенно секретных программ самолетов США (пересмотренная ред.). Новато, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-696-X.
  • Рич, Бен; Янош, Лео (1996). Сканк Воркс. Бостон: Little, Brown Company. ISBN 0-316-74300-3.
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Lockheed D-21.

Последняя правка сделана 2021-05-28 05:15:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте