Традиционные знания

редактировать
Системы знаний в культурных традициях сообществ

Традиционные знания, знания коренных народов и местные знания обычно относятся к системам знаний, заложенным в культурных традициях региональных, коренных или местных сообществ. Традиционные знания включают виды знаний о традиционных технологиях жизнеобеспечения (например, инструменты и методы для охоты или сельского хозяйства ), акушерства, этноботаника и экологические знания, народная медицина, астрономия, ремесленные навыки, этноастрономия, климат и другие. Эти виды знаний, имеющие решающее значение для существования и выживания, обычно основаны на накоплении эмпирических наблюдений и на взаимодействии с окружающей средой.

Во многих случаях традиционные знания передавались устно устные традиции из поколения в поколение от человека к человеку. Некоторые формы традиционных знаний находят выражение в культуре, рассказах, легендах, фольклоре, ритуалах, песни и законы. Другие формы традиционных знаний выражаются другими средствами.

Содержание
  • 1 Характеристики
  • 2 Права собственности
    • 2.1 Общественное достояние
    • 2.2 Коренная интеллектуальная собственность
    • 2.3 Соглашение по торговым аспектам Права интеллектуальной собственности (TRIPS)
    • 2.4 Конвенция о биологическом разнообразии (CBD)
    • 2.5 Усилия правительства Индии
    • 2.6 Усилия в Австралии
  • 3 Традиционные выражения культуры
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Характеристики
Племенные колледжи сохраняют и передают как общие знания, так и, через привлечение старейшин сообщества, традиционные знания коренных народов. (Колледж Leech Lake Tribal, Миннесота)

Отчет исследовательской группы Международного совета по науке (ICSU) по науке и традиционным знаниям характеризует традиционные знания как:

«совокупность знаний, ноу-хау, практики и представления, поддерживаемые и развивающиеся народами с обширной историей взаимодействия с природной средой. Эти сложные наборы понимания, толкований и значений являются неотъемлемой частью культурного комплекса, который включает язык, системы именования и классификации, использование ресурсов обычаи, ритуалы, духовность и мировоззрение ".

Традиционные знания обычно отличают одно сообщество от другого. В некоторых общинах традиционные знания приобретают личные и духовные значения. Традиционные знания также могут отражать интересы сообщества. Выживание некоторых общин зависит от своих традиционных знаний. Традиционные знания об окружающей среде, такие как табу, пословицы и системы космологических знаний, во многом служат этосом сохранения для сохранения биоразнообразия. Это особенно верно в отношении традиционных экологических знаний, которые относятся к «особой форме местных знаний о разнообразии и взаимодействиях между видами растений и животных, формами рельефа, водотоками и другими качествами биофизической среды в данном месте». Образец общества с богатством традиционных экологических знаний (TEK), южноамериканцы люди каяпо, разработали обширную систему классификации экологических зон тропической саванны Амазонки (т. Е., campo / cerrado ), чтобы лучше управлять землей.

Некоторые социологи концептуализируют знания в рамках натуралистических рамок и подчеркивают постепенное превращение недавних знаний в знания, приобретенные многими поколениями. В этих отчетах используются такие термины, как «адаптивно приобретенное знание», «социально сконструированное знание» и другие термины, которые подчеркивают социальные аспекты знания. Можно считать, что местные знания и традиционные знания различаются по продолжительности их существования - от десятилетий до столетий по сравнению с тысячелетиями. Большое количество научных исследований в области натуралистической традиции демонстрирует, что традиционные знания не являются естественной категорией и могут отражать борьбу за власть и отношения за землю, ресурсы и социальный контроль, а не приверженность принципам заявленное происхождение или наследие.

С другой стороны, сами коренные и местные общины могут воспринимать традиционные знания по-разному. Знания коренных и местных общин часто включаются в космологию, и любое различие между «нематериальными» знаниями и физическими вещами может стать размытым. Коренные народы часто говорят, что «наши знания целостны и не могут быть отделены от наших земель и ресурсов». Традиционные знания в таких космологиях неразрывно связаны с предками и исконными землями. Знания могут быть получены не путем натуралистических проб и ошибок, а путем прямого откровения через беседы с «создателем», духами или предками. Чемберлин (2003) пишет о Гитксане старейшине из Британской Колумбии, столкнувшемся с претензией правительства на землю: «Если это ваша земля, - спросил он, - где ваши истории?»

Коренные и местные общины часто не имеют сильных традиций владения знаниями, которые напоминают современные формы частной собственности. Многие имеют четкие традиции опекунства над знаниями, и обычное право может определять, кто может использовать различные виды знаний в определенное время и в определенных местах, и определять обязанности, сопровождающие использование знаний. С точки зрения коренных народов незаконное присвоение и неправомерное использование знаний может быть оскорбительным для традиций и может иметь духовные и физические последствия для космологических систем коренных народов. Следовательно, коренные и местные общины утверждают, что использование их традиционных знаний другими требует уважения и чуткости. Критики «традиционных знаний», однако, рассматривают такие требования «уважения» как попытку не допустить того, чтобы необоснованные убеждения подвергались такой же проверке, как и другие утверждения о знаниях. Это имеет особое значение для управления окружающей средой, поскольку духовная составляющая «традиционных знаний» может оправдать любую деятельность, включая неустойчивую добычу ресурсов.

Права собственности
Земли коренных народов находятся под угрозой из-за изменения климата. Многие коренные народы обладают традиционными знаниями об управлении земельными ресурсами в своих биорегионах.

Международное внимание обратилось на законы об интеллектуальной собственности с целью сохранения, защиты и продвижения традиционных знаний. В 1992 г. Конвенция о биологическом разнообразии (CBD) признала ценность традиционных знаний для защиты видов, экосистем и ландшафтов и включила формулировки, регулирующие доступ к ним и их использование (обсуждаемые ниже). Вскоре было заявлено, что реализация этих положений потребует пересмотра международных соглашений об интеллектуальной собственности.

Это стало еще более актуальным после принятия Соглашения Всемирной торговой организации по торговым вопросам. Аспекты прав интеллектуальной собственности (TRIPs), в которых установлены правила создания и защиты интеллектуальной собственности, которые могут быть истолкованы как противоречащие соглашениям, заключенным в рамках CBD. В ответ государства, ратифицировавшие КБР, обратились к Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с просьбой изучить взаимосвязь между правами интеллектуальной собственности, биоразнообразием и традиционными знаниями. ВОИС начала эту работу с миссии по установлению фактов в 1999 году. Рассматривая вопросы, связанные с биоразнообразием, и более широкие вопросы, связанные с ТРИПС (включая все формы культурного самовыражения, а не только те, которые связаны с биоразнообразием, включая традиционный дизайн, музыку, песни, рассказы, и др.) ВОИС учредила Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (IGC-GRTKF).

Период с начала 1990-х до тысячелетия также характеризовался быстрым ростом глобального гражданского общества. Отчет высокого уровня Брундтланд (1987) рекомендовал изменение в политике развития, которое позволило бы прямое участие сообщества и уважение местных прав и чаяний. Коренные народы и другие лица успешно подали петицию в ООН о создании Рабочей группы по коренным народам, которая провела два первых обзора договорных прав и прав на землю. Это привело к более широкому общественному и правительственному признанию прав коренных народов на землю и ресурсы, а также к необходимости решать проблему коллективных прав человека, отличных от индивидуальных прав в существующем законодательстве о правах человека.

Коллективные права человека коренных и местных общин получают все большее признание - например, в Конвенции Международной организации труда (МОТ) 169 (1989) и Декларация прав коренных народов (2007 г.). Рио-де-Жанейрская декларация (1992 г.), одобренная президентами и министрами большинства стран мира, признала коренные и местные общины отдельными группами, имеющими особые проблемы, которые должны решаться государствами.

Первоначальное беспокойство касалось территориальных прав и традиционных прав на ресурсы этих сообществ. Коренные народы вскоре проявили озабоченность по поводу незаконного присвоения и неправомерного использования их «нематериальных» знаний и культурного наследия. Коренные народы и местные общины, в частности, сопротивлялись: использованию традиционных символов и рисунков в качестве талисманов, производных искусств и ремесел; использование или изменение традиционных песен; патентование традиционных способов использования лекарственных растений; а также авторское право и распространение традиционных рассказов.

Коренные народы и местные общины стремились предотвратить патентование традиционных знаний и ресурсов, если они не дали прямого согласия. Они стремились к большей защите и контролю над традиционными знаниями и ресурсами. Некоторые общины также стремились обеспечить справедливое использование своих традиционных знаний - в соответствии с ограничениями, установленными их традициями, или требуя совместного использования выгод для их использования в соответствии с выгодами, которые они определяют.

Были разработаны три широких подхода к защите традиционных знаний. Первый подчеркивает защиту традиционных знаний как формы культурного наследия. Второй рассматривает защиту традиционных знаний как коллективное право человека. Третий, принятый ВТО и ВОИС, исследует использование существующих или новых мер sui generis для защиты традиционных знаний.

В настоящее время только несколько стран предлагают явную sui generis охрану традиционных знаний. Однако ряд стран все еще не определились с тем, должен ли закон отдавать предпочтение традиционным знаниям. Коренные народы неоднозначно относятся к подходу интеллектуальной собственности. Некоторые были готовы исследовать, как существующие механизмы интеллектуальной собственности (в первую очередь: патенты, авторские права, товарные знаки и коммерческие секреты) могут защитить традиционные знания. Другие считают, что подход интеллектуальной собственности может работать, но потребует более радикальных и новых форм закона об интеллектуальной собственности («права sui generis»). Другие считают, что система интеллектуальной собственности использует концепции и термины, несовместимые с традиционными культурными концепциями, и способствует коммерциализации их традиций, чему они обычно сопротивляются. Многие утверждали, что форма защиты должна относиться к коллективным правам человека для защиты их самобытности, религии и культурного наследия.

Общественное достояние

Литературные и художественные произведения, основанные на традиционной культуре или фольклоре или вдохновленные ими, могут включать новые элементы или выражения. Следовательно, эти работы могут быть «новыми» работами с живым и идентифицируемым создателем или создателями. Такие современные произведения могут включать новую интерпретацию, аранжировку, адаптацию или коллекцию ранее существовавшего культурного наследия, которое находится в общественном достоянии. Традиционная культура или фольклор также могут быть «переупакованы» в цифровые форматы или реставрация и раскрашивание. Современные и основанные на традициях выражения и произведения традиционной культуры обычно охраняются в соответствии с действующим законодательством об авторском праве, формой закона об интеллектуальной собственности, поскольку они достаточно оригинальны, чтобы считаться «новыми» после публикации. После истечения срока действия прав интеллектуальной собственности, предоставленных этим новым произведениям традиционных знаний, они становятся общественным достоянием.

общественное достояние, как это определено в контексте интеллектуальной собственности права, это понятие не признано некоторыми коренными народами. Поскольку многие традиционные знания никогда не охранялись правами интеллектуальной собственности, утверждается, что нельзя сказать, что они вошли в какое-либо общественное достояние. По этому поводу племена тулалип штата Вашингтон отметили, что «... открытый обмен не дает автоматически права на использование знаний (коренных народов)... традиционных культурных выражения не являются общественным достоянием, потому что коренные народы не предприняли шагов, необходимых для защиты знаний в западной системе интеллектуальной собственности, а из-за того, что правительства и граждане не признают и не уважают нормы обычного права, регулирующие их использование ". В то же время идея ограничения использования общедоступной информации без четкого уведомления и оправдания многими в развитых странах считается неэтичной и непрактичной.

Интеллектуальная собственность коренных народов

Буддийский монах Геше Кончог Вангду читает Сутры Махаяны из старой ксилографии Тибетского Ганджура.

Коренная интеллектуальная собственность - это общий юридический термин, используемый на национальных и международных форумах для обозначения особых прав коренных народов (в рамках своих собственных законов) все, что их коренные народы знают сейчас, знают или будут знать. Это концепция, которая возникла на основе преимущественно западной правовой традиции и совсем недавно была продвинута Всемирной организацией интеллектуальной собственности как часть более общей United Нации стремятся к тому, чтобы разнообразное богатство коренных народов, нематериальное культурное наследие было лучше ценимо и лучше защищено от вероятного, продолжающегося незаконного присвоения и неправомерного использования.

В преддверии и во время Международный год коренных народов мира Организации Объединенных Наций (1993 г.), затем в течение следующего Десятилетия коренных народов мира Организации Объединенных Наций (1995–2004 гг.) в разных частях мира был проведен ряд конференций специалистов как из числа коренных народов, так и некоренных народов., результатом чего стал ряд деклараций и заявлений, определяющих, поясняющих, уточняющих и определяющих «исконную интеллектуальную собственность».

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

Кри мужчин, в том числе Big B ухо (Mistahi-maskwa) торговля с колонистами в Форт-Питт, Саскачеван, 1884 год

Статья 27. 3 (b) Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPs) устанавливает определенные условия, при которых определенные биологические материалы или интеллектуальные инновации могут быть исключены из патентования. В статье также содержится требование о пересмотре статьи 27. В Дохинской декларации 2001 г., касающейся ТРИПС, параграф 19 расширил обзор до обзора статьи 27 и остальной части соглашения ТРИПС, включив в него взаимосвязь между Соглашением ТРИПС и Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 года ( CBD) и защиты традиционных знаний и фольклора.

Конвенция о биологическом разнообразии (CBD)

Традиционный сбор дикого риса продолжается и по сей день как живая традиция.

Конвенция о биологическом разнообразии (CBD), подписанная на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (UNCED) в 1993 году, была первой международной экологической конвенцией, разработавшей меры по использованию и защите традиционных знаний, связанных с сохранением и устойчивым развитием. использование биоразнообразия. К 2006 году 188 стран ратифицировали Конвенцию и согласились соблюдать ее положения, что является наибольшим числом стран, присоединившихся к любому существующему договору (Соединенные Штаты являются одной из немногих стран, которые подписали, но не ратифицировали КБР). К важным положениям относятся:

Статья 8. Сохранение на месте

Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:

(a)...

(j) В соответствии со своим национальным законодательством уважать, сохранять и поддерживать знания, нововведения и практику коренных и местных общин, воплощающих традиционный образ жизни, имеющий отношение к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, и содействовать их более широкому применению с одобрения и участия носителями таких знаний, нововведений и практик и поощрять справедливое распределение выгод, возникающих от использования таких знаний, нововведений и практик...

Статья 10. Устойчивое использование компонентов биологического разнообразия

Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:

(a)...

(c) Защищать и поощрять традиционное использование биологических ресурсов в соответствии с традиционными культурными практиками. которые совместимы с консервантом Требования к рациональному использованию или устойчивому использованию

Толкование этих положений было разработано на основе решений сторон (ратифицировавших Конвенцию) (см. Справочник по Конвенции о биологическом разнообразии, доступный бесплатно в цифровом формате в Секретариате). Тем не менее, положения, касающиеся доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, содержащиеся в Конвенции о биологическом разнообразии, так и не достигли консенсуса, и вскоре полномочия по этим вопросам вернулись к ВОИС.

На заседании Конвенции о биологическом разнообразии в Буэнос-Айресе, США. 1996 г. - акцент был сделан на местных знаниях. Ключевые игроки, такие как местные общины и коренные народы, должны быть признаны государствами, а их суверенитет над биоразнообразием своих территорий должен быть признан, чтобы они могли и дальше защищать его.

Стороны Конвенции установили Цель на 2010 г. - согласовать международный юридически обязательный режим доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод (ДГРСИВ) на восьмом совещании (COP8) 20–31 марта 2006 г. в Куритибе, Бразилия. Эта цель была достигнута в октябре 2010 года в Нагое, Япония, путем заключения Нагойского протокола к КБР. Соглашение открыто для ратификации и вступит в силу, когда его ратифицируют 50 подписавших сторон. Он вступил в силу 12 октября 2014 года. По состоянию на август 2020 года 128 стран ратифицировали Нагойский протокол. Протокол рассматривает межправительственные обязательства, связанные с генетическими ресурсами, и включает меры, связанные с правами коренных и местных общин на контроль доступа и получение выгод от использования генетических ресурсов и связанных с ними традиционных знаний.

Усилия правительства Индии

В 2001 году Правительство Индии учредило Цифровую библиотеку традиционных знаний (TKDL) в качестве хранилища 1200 формулировок. различных систем индийской медицины, таких как Аюрведа, Унани и Сиддха и 1500 Йога позы (асаны ), переведенная на пять языков - английский, немецкий, французский, испанский и японский. Индия также подписала соглашения с Европейским патентным ведомством (EPO), Ведомством интеллектуальной собственности Соединенного Королевства (UKIPO) и Ведомством США по патентам и товарным знакам (USPTO).) для предотвращения выдачи недействительных патентов, предоставив патентным экспертам в Международных патентных ведомствах доступ к базе данных TKDL для патентного поиска и экспертизы.

Политика ПИС правительства Кералы. (Индия) - Политика прав интеллектуальной собственности (ПИС) для Керала, выпущенная в 2008 г., предлагает принять концепции «общие знания » и «общая лицензия» для защиты традиционные знания. Главными архитекторами Политики являются профессор Прабхат Патнаик и г-н. Политика направлена ​​на то, чтобы поместить все традиционные знания в сферу «общих знаний », что отличает их от общественного достояния. Хотя кодификация ТЗ в цифровых библиотеках и их совместное использование с патентными ведомствами предотвращает прямое незаконное присвоение, есть опасения, что это может предоставить возможность для частного присвоения путем косметических улучшений таких традиционных знаний, которые в противном случае были бы недоступны.. Р.С. Правин Радж утверждал, что TKDL не может одновременно оставаться конфиденциальным и рассматриваться как известный уровень техники.

Согласно R.S. Правин Радж, любая попытка кодифицировать ТЗ, принадлежащие сообществу, в форме цифровых библиотек традиционных знаний (TKDL) с использованием концепций «предварительного обоснованного согласия» и «доступа и совместного использования выгод» была бы грубой несправедливостью по отношению к этим сообществам, если бы эти знания были переданы патентные ведомства или даже с исследователями, поскольку это повлияет на средства к существованию практиков традиционных знаний. Он также предостерегает от отнесения традиционных знаний к правам интеллектуальной собственности (ПИС) и создания законодательно регистрируемых прав на ТЗ. Вместо этого он предлагает создать Систему регистрации традиционных знаний (TKDS), чтобы указать место, в котором доступны знания, сообщество, обладающее традиционными знаниями, краткое описание характера ТЗ и протокола сообщества, если таковые имеются. Он утверждает, что коренные общины должны быть обучены и наделены полномочиями для защиты своих ТЗ с помощью существующих правовых механизмов или получения патентов на инновации, сделанные ими в отношении ТЗ, если это необходимо, и для ведения переговоров с потенциальными клиентами путем создания собственных обществ или трестов. Нет никаких ограничений для патентования изобретений, хотя это может быть основано на ТЗ. Раздел 3 (p) Закона о патентах Индии 1970 г. запрещает только патентование «традиционных знаний, которые представляют собой совокупность или дублирование известных свойств традиционно известных компонентов или компонентов», а не патентование каких-либо изобретений, основанных на ТЗ.

В 2016 году д-р Шаши Тхарур, член парламента от Тируванантапурама, внес на рассмотрение частный закон (Закон о защите традиционных знаний, 2016 ), кодифицирующий защиту, сохранение и продвижение системы традиционных знаний. в Индии. Законопроект еще не обсуждался в парламенте и не получил особого внимания в СМИ. По словам доктора Шаши Тарура, не удалось решить реальную проблему традиционных знаний в своем частном законопроекте. Это важно в нашей жизни.

Усилия в Австралии

В сентябре 2020 года правительство Квинсленда представило Закон 2020 года о биологическом открытии и других изменениях в законодательстве, который ввел защиту доступа и использования коренных народов. традиционные знания в области биологических открытий.

Традиционные выражения культуры
Искусство ткачества Дине является частью традиционных знаний народа навахо.

Фраза «традиционные выражения культуры» используется Всемирная организация интеллектуальной собственности для обозначения «любой формы художественного и литературного выражения, в которой воплощены традиционная культура и знания. Они передаются от одного поколения к другому и включают текстиль ручной работы, картины, рассказы, легенды, церемонии., музыка, песни, ритмы и танцы ».

Всемирная организация интеллектуальной собственности ведет переговоры о международной правовой защите традиционных выражений культуры через Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (IGC). Во время заседаний комитета представители коренных и местных общин проводят дискуссии по вопросам сохранения традиционных знаний.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:16:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте