Местное самоуправление - третий и самый низкий уровень государственного управления в Шри-Ланке - после центрального правительства и провинциальных советов. Органы местного самоуправления все вместе называются местными властями. Они несут ответственность за предоставление различных местных общественных услуг, включая дороги, канализацию, канализацию, жилье, библиотеки, общественные парки и места отдыха. Местные органы власти делятся на три группы: муниципальные советы, городские советы и районные советы (прадешия сабха или прадеша сабхаи). По состоянию на ноябрь 2017 года насчитывался 341 местный орган власти (24 муниципальных совета, 41 городской совет и 276 районных советов). Все местные органы власти избираются с использованием смешанной избирательной системы.
Шри-Ланка имеет долгую историю местного самоуправления. Согласно Махавамсе самые ранние сингальские поселения, датируемые 4 веком до нашей эры, были основаны на деревнях. Эти деревни использовались сингальскими королями в качестве административных единиц. Каждая деревня управлялась независимо. Сельские советы (Гам Сабхас) управляли местными делами, рассматривали жалобы людей и разрешали мелкие споры. В той или иной форме деревенская администрация существовала веками.
В 1818 г. советы деревень были упразднены британскими правителями Цейлона. Комиссия Колбрука-Камерона 1833 г. рекомендовала ввести некоторую форму системы деревенских комитетов. Постановление о рисовых землях и ирригации № 9 от 1856 года вновь ввело в действие сельские советы надзор за сельским хозяйством и ирригацией. Советы деревень возглавлял назначенный британцами правительственный агент или помощник правительственного агента, который, в свою очередь, назначал других членов деревенских советов.
Местное самоуправление претерпело ряд изменений в конце 19 века. В соответствии с Законом № 10 1861 года о дорожных комитетах были созданы провинциальные дорожные комитеты и окружные дорожные комитеты для управления дорогами общего пользования страны. Комитеты состояли из правительственных чиновников, назначенных и избранных членов. Дорожные комитеты функционировали с 1861 по 1951 год, когда их функции были переданы Департаменту общественных работ.
Постановлением муниципального совета № 17 от 1865 года ответственность за некоторые местные органы управления была передана местным жителям. Муниципальные советы состояли из избранных и назначенных членов. Распоряжением для Коломбо и Канди были созданы муниципальные советы. Реформы, проведенные в 1931 году, привели к избранию всех членов муниципальных советов.
Постановление о сельских общинах № 26 от 1871 года ввело в действие сельские комитеты для местного управления и сельские суды для судебного управления. Постановление позволило губернатору и Законодательному совету создать деревенский комитет по просьбе местных жителей. Правительственный агент возглавил деревенский комитет, и были назначены другие члены. Сельские комитеты были похожи на сельские советы. Сельские комитеты работали хорошо, и в 1938 году были проведены реформы, позволившие избирать членов, избрать председателя другими членами, создать приходы и исключить местных руководителей из числа членов. Сельские комитеты теперь могут собирать земельный налог и предоставлять местные услуги, такие как дороги, водоснабжение, коммунальные услуги и здравоохранение.
Постановление о санитарных советах № 18 от 1892 года создало органы для предоставления ряда услуг общественного здравоохранения, таких как электричество, канализация, общественные удобства, рынки, молочные фермы, прачечные и водоснабжение в небольших городах. Санитарные комиссии состояли из должностных лиц, назначаемых губернатором. Постановлением о местных советах № 13 от 1898 года были созданы местные советы по здравоохранению и санитарии для крупных городов. Их состав и полномочия были аналогичны санитарным советам. Местные советы по здравоохранению и санитарии начали функционировать 1 сентября 1899 года.
Постановлением о местном самоуправлении № 11 от 1920 года было создано три типа местных органов власти: городские районные советы (УДК), сельские районные советы и генеральные советы. Предыдущие местные органы власти в основном были назначены, но эти новые органы власти были избраны. Два УДК были созданы в 1922 году, а еще шесть - в 1923 году.
Комиссия Доногмора сделала ряд рекомендаций в отношении местного самоуправления, включая избрание всех членов местных органов власти, создание новые органы власти, реорганизация существующих органов власти и создание Департамента местного самоуправления. Постановлением о городских советах № 61 от 1939 года были созданы городские советы в крупнейших городах страны. Создано 27 городских советов. Постановлением о городских советах № 3 от 1946 года были созданы городские советы для малых городов. 24 городских совета были созданы путем упразднения всех существовавших в то время санитарных советов и местных советов здравоохранения и санитарии. Городские советы были разделены на районы и обеспечивали местные услуги, такие как проезд, общественное здравоохранение, общие удобства, физическое планирование и сбор доходов.
Когда Цейлон обрел независимость в 1948 году, местные органы власти состояли из муниципальных советов (3), городских советов, городских советов и деревенских комитетов. Закон № 8 1952 года о расширении полномочий местных властей передал некоторые полномочия от центрального правительства местным властям и предоставил новые полномочия городским советам. За тридцать лет после обретения независимости местные власти получали все больше и больше полномочий. Было внесено 40 поправок в Постановление о муниципальных советах, 44 поправки к Постановлению о городских советах, 23 поправки к Постановлению о городских советах и 49 поправок к Постановлению о сельских комитетах.
Комиссия Теннакун 1979 года рекомендовала создать районные советы по развитию (DDC) для выполнения функций по развитию, которые в настоящее время выполняет центральное правительство. Закон № 35 о районных советах от 1980 года был принят парламентом, и было создано 24 ДКД. DDC состояли из избранных членов и местных членов парламента. Также были созданы районные министры. Кроме того, был принят закон об упразднении городских советов и сельских комитетов и передаче их функций новым ДРК. Против этого последнего шага выступила Комиссия Теннакунов. 24 ДКД начали функционировать 1 июля 1981 года. Тогда же были упразднены 83 городских совета и 549 сельских комитетов.
DDC не оправдали ожиданий, и требовалась новая форма местного самоуправления. Комитет Ванасингхе рекомендовал упразднить ДКД и заменить его районными советами (Прадешия Сабха или Прадеша Сабхаи), иногда называемыми сельскими советами или региональными советами. 15 апреля 1987 года парламент принял закон Прадешия сабха № 15 от 1987 года. Советы отделений в целом соответствовали их тезке секретариатам отделений (помощник государственного представителя). Законы о местных органах власти (поправка) №№ 20 и 24 от 1987 года также изменили метод избрания всех членов местных органов власти с после первого поста с использованием подопечных на пропорциональное представительство. с использованием открытых списков. 257 окружных советов начали функционировать 1 января 1988 года.
13-я поправка к Конституции передала контроль и надзор за местным правительством от центрального правительства вновь созданным провинциальным советам. Однако полномочия, касающиеся формы, структуры и национальной политики в отношении местного управления, оставались за центральным правительством. Это означало, что только центральное правительство могло создавать новые местные органы власти, продвигать их, распускать их и назначать выборы.
В 1995 году был создан Дивизиональный совет для Биягамы, которым ранее руководил Совет по инвестициям Шри-Ланки. В 1997 году городские советы Моратува и Шри-Джаяварденапура-Котте были преобразованы в муниципальные советы. По состоянию на 199 г. насчитывалось 309 местных органов власти (14 MC, 37 UC, 258 DC). Все части Шри-Ланки управляются местными властями, за исключением зон свободной торговли в Катунаяке и Коггала, которые регулируются Советом по инвестициям Шри-Ланки.
В январе 2011 года в местных органах власти произошел ряд изменений, в результате которых их общее число достигло 335: два городских совета были переведены в муниципальные советы (Бандаравела, Хамбантота), один районный совет был переведен в муниципальный совет (Кадувела), один районный совет был преобразован в городской совет (Эравур), были созданы два новых муниципальных совета (Аккарайпатту, Дамбулла) и два новых районных совета (Лунугала, Нараммала).
Дивизионный совет Миллании был создан из в октябре 2012 года были составлены части Дивизионного совета Бандарагамы. В декабре 2016 года районный совет Таманкадува был разделен на муниципальный совет Полоннарувы и Полоннарува-Прадешия Сабха. В ноябре 2017 года из частей Дивизионного совета Амбагамувы, а также Дивизионного совета Агарапатаны и Дивизионный совет Котагала был создан из частей Дивизионного совета Нувара-Элия. По состоянию на ноябрь 2017 года насчитывался 341 местный орган власти (24 муниципальных совета, 41 городской совет и 276 районных советов).
10 октября 2012 года Парламент принял Закон № 21 2012 года о местных органах власти (особые положения) и Закон о выборах в местные органы власти (поправка) № 22 от 2012 года, изменяющий избирательную систему для избрания членов местных органов власти с пропорционального представительства по открытым спискам на смешанную избирательную систему, в соответствии с которой 70% членов будут избраны с учетом первого прошлого. голосование по почте и оставшиеся 30% через закрытый список пропорциональное представительство. В феврале 2016 года парламент принял Закон о выборах в местные органы власти (поправка) № 1 от 2016 года, согласно которому 25% кандидатов на местных выборах должны быть женщинами. Небольшие партии и представители этнических партий жаловались, что новая смешанная избирательная система поставила их в невыгодное положение, и в результате правительство согласилось изменить соотношение между первым прошедшим пост и пропорциональным представительством. 25 августа 2017 года Парламент принял Закон о выборах в местные органы власти (поправка) № 16 от 2017 года, который, среди прочего, изменил соотношение между первым прошедшим пост и пропорциональным представительством с 70:30 до 60:40.
После местных выборов 2018 года женщины составляли 29,1% советников по сравнению с 1,9% в 2011 году.
Местные органы власти получают свои полномочия не из отдельных источников, а из многочисленных законов и Таинства. Основными законами, касающимися местного самоуправления, являются Постановление № 29 муниципального совета от 1947 года, Постановление о городских советах № 61 от 1939 года и Закон Прадешия Сабха № 15 от 1987 года. Как следствие, три различных типа местных органов власти имеют незначительную разные полномочия. Муниципальные советы имеют больше полномочий, чем городские советы и районные советы.
Местные органы власти имеют право возбуждать судебные дела, заключать контракты, приобретать землю и нанимать персонал. Однако эти полномочия несколько ограничены тем фактом, что они подчиняются центральному правительству и провинциальным советам, а также тем фактом, что другие государственные учреждения (такие как районный секретарь ) обладают такими же полномочиями, что и местные органы власти.
Местные органы власти обязаны «обеспечивать комфорт, удобство и благополучие сообщества». Законы требуют, чтобы местные органы власти выполняли регулирующие и административные функции, укрепляли здоровье населения и обеспечивали физические сооружения. Местные власти могут предоставлять только те услуги, которые им прямо разрешает закон. Услуги, предоставляемые местными властями, включают дороги, водостоки, парки, библиотеки, жилье, сбор мусора, общественные удобства, рынки и места отдыха.
Местные власти Шри-Ланки не управляют школами, больницами или полицией. Государственные школы, больницы и полицейская служба находятся в ведении центрального правительства или провинциальных советов.
Вода, электричество, уличное освещение и дома отдыха раньше предоставлялись местными властями, но эти услуги были переданы различным компаниям и ведомствам под контролем центрального правительства.
До 1987 года местные органы власти избирались с использованием системы голосования по очереди, где каждый член представлял приход. Законы № 20 и 24 о местных органах власти (поправка) от 1987 года изменили метод избрания всех членов местных органов власти с «первопроходцев» на пропорциональное представительство с использованием открытых списков. В 2012 году избирательная система была изменена на смешанное пропорциональное представительство.
Распределение местных властей по провинциям / районам в ноябре 2017 года:
Область | Район | MC | UC | DC | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Центральный | Канди | 1 | 4 | 17 | 22 |
Центральный | Матале | 2 | 0 | 11 | 13 |
Центральный | Нувара-Элия | 1 | 2 | 9 | 12 |
Восточный | Ампара | 2 | 1 | 17 | 20 |
Восточный | Баттикалоа | 1 | 2 | 9 | 12 |
Восточный | Тринкомали | 0 | 2 | 11 | 13 |
Северный | Джафна | 1 | 3 | 13 | 17 |
Северный | Килиноччи | 0 | 0 | 3 | 3 |
Северный | Маннар | 0 | 1 | 4 | 5 |
Северный | Муллайтиву | 0 | 0 | 4 | 4 |
Северный | Вавуния | 0 | 1 | 4 | 5 |
Северный Центральный | Анурадхапура | 1 | 0 | 18 | 19 |
Северный Центральный | Полоннарува | 1 | 0 | 7 | 8 |
Северо-Западный | Курунегала | 1 | 1 | 19 | 21 |
Северо-Западный | Путталам | 0 | 2 | 10 | 12 |
Сабарагамува | Кегалле | 0 | 1 | 11 | 12 |
Сабарагамува | Ратнапура | 1 | 2 | 14 | 17 |
Южный | Галле | 1 | 2 | 17 | 20 |
Южный | Хамбантота | 1 | 1 | 10 | 12 |
Южный | Матара | 1 | 1 | 15 | 17 |
Ува | Бадулла | 2 | 1 | 15 | 18 |
Ува | Монарагала | 0 | 0 | 10 | 10 |
Западный | Коломбо | 5 | 5 | 3 | 13 |
Западный | Гампаха | 2 | 5 | 12 | 19 |
Западный | Калутара | 0 | 4 | 13 | 17 |
Всего | 24 | 41 | 276 | 341 |