Люба Велитч

редактировать
Велитч, май 1934 г.

Люба Велич (Величкова; болгарин : Люба Величкова 10 июля 1913 - 31 августа 1996) - оперное сопрано. Она родилась в Борисово, Болгария, училась в Софии и Вене, пела в оперных театрах Австрии и Германии в конце 1930-х - начале и середине 1940-х годов. В 1946 году она стала гражданкой Австрии.

Велитч стала самой известной в главной роли Рихарда Штрауса Саломеи, в которой ее тренировал композитор. Ее международная карьера была короткой, ее начало было отложено из-за Второй мировой войны, а ее конец был ускорен из-за проблем с голосом. Он стартовал в 1947 году в Лондоне и продолжался в Нью-Йорке с 1949 года, но к середине 1950-х ее звездные дни закончились. Ее международная карьера началась незадолго до того времени, когда полные студийные записи опер были обычным явлением, и хотя некоторые живые записи сохранились после трансляций, ее записанное наследие невелико.

С середины 1950-х Велитч исполнял характерные роли в операх и играл в театральных постановках. Она умерла в Вене в возрасте 83 лет.

Содержание
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Международная карьера
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Критическая оценка
  • 3 Записи
    • 3.1 Полные оперы
    • 3.2 Отрывки из оперы
    • 3.3 Песни
  • 4 Фильмография
  • 5 Примечания, ссылки и источники
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Источники
Жизнь и карьера

Ранние годы

Велич родилась в Борисово, Болгария, и выросла на ферме своей семьи вместе с двумя сестрами. Ее интерес к музыке начался еще в юности; Когда ей было восемь, одна из сестер подарила ей скрипку, и какое-то время она подумывала стать профессиональным музыкантом. После окончания средней школы в Шумен она изучала философию в Софийском университете, получив докторскую степень. В Софии пела в хоре, занималась музыкой у Георгия Златева-Черкина. При финансовой поддержке болгарского правительства она переехала в Вену, чтобы учиться у Тео Лерхаммера, профессора пения в Государственной академии.

Велича в начале 1930-х гг.

Велич дебютировала в опере в Софии в 1936 году в небольшом театре. часть Луиза. Ее первой главной ролью была Недда в Паглиаччи в Опере Граца в том же году. В течение следующих трех лет она изучила свое ремесло в труппе Граца, исполнив необычайно широкий спектр сопрано в операх композиторов от Моцарта до Вагнера, Хампердинка, Пуччини и Рихард Штраус.

Между тем и концом Второй мировой войны она была членом оперных трупп в Гамбурге ( 1941–1943), Мюнхен и Берлин (1943–1946). В Берлине она сыграла роль молодого композитора в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса. Штраус увидел ее и был впечатлен; он организовал для нее исполнение главной роли в новой постановке его Саломеи в Вене в 1944 году по случаю его восьмидесятилетия. Он помог ей подготовить роль, и она стала той, с которой она была наиболее тесно связана. Они работали над произведением за шесть недель до спектакля; Штраус посещал репетиции каждый день.

Велитч приняла австрийское гражданство в 1946 году. Она стала ключевым участником группы певцов, которую оперный менеджер Франц Зальмхофер собрал вокруг него, когда он стремился восстановить Венская государственная опера труппа в конце войны. В Вене она расширила свой репертуар, добавив роли во французских, немецких, итальянских и русских операх. Помимо Саломеи, другие роли, с которыми она была особенно связана в Вене, были Чио-Чио-сан в Мадам Баттерфляй и Донна Анна в Дон Джованни.

Международная карьера

В 1947 году Зальмхофер привез труппу в Лондон по приглашению Covent Garden Opera. Велич не был полностью неизвестен британской публике, его слышали и хорошо принимали в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Реквиема Верди под управлением Джона Барбиролли, но ее прием в оперном театре попал в заголовки газет. В Ковент-Гарден в роли Донны Анны и Саломеи она произвела фурор, затмив свою коллегу по компании Марию Чеботари, с которой она делила обе роли. Согласно «Словарю музыки и музыкантов» Гроува, она «поразила [ред] лондонскую публику страстью, чистотой голоса и неотразимой силой» своих выступлений. Находясь в Лондоне, Велич принял участие в двух трансляциях пьесы Штрауса Elektra, дирижированных сэром Томасом Бичемом в присутствии композитора.

Дэвид Вебстер, режиссер из Королевского оперного театра, признавая талант Велитч, заручилась услугами компании-резидента, с которой она выступала с 1948 по 1953 год в Aida, La bohème, Salome, Tosca и Пиковая дама. В Лондоне, как и в Вене, тогда оперы обычно исполнялись на народном языке, и Велич, как и другим немецким певицам, выступавшим в Ковент-Гарден, приходилось учить свои роли на английском языке. В роли Мюзетты в «Богеме», согласно The Times, «она чаще всего пела того, кто играл Мими вне сцены», хотя среди этих Мимис были Элизабет Шварцкопф и Виктория де лос-Анджелес. Когда Велич спел Донну Анну для оперы Глайндборнского фестиваля на Эдинбургском фестивале в 1948 году, критик Фрэнк Хоуз писал, что она была тигром, который мог съесть и то, и другое. Дон Джованни и Дон Оттавио «и до сих пор призывают к большему». В том же году она спела в Девятой симфонии Бетховена с Венским филармоническим оркестром под управлением Вильгельма Фуртвенглера в Королевском Альберт-Холле. В 1949 году для Глайндборна в Эдинбурге она спела Амелию в Бал-масках.

Велитч в роли Розалинды в Летучая мышь

. Также в 1949 году Велич дебютировала в Метрополитен-опера, Нью-Йорк, в Саломее; он был представлен в двойном счете с Пуччини Джанни Скикки, в котором она не фигурировала. Сравнивая ее с ее предшественниками, такими как Саломея, критик Ирвинг Колодин писал: «Те, кто выглядел лучше, не могли сравниться с вокальными данными мисс Велитч по благозвучию, ясности и значимости, а те, кто были сопоставимыми певцами, не имели такого физическая идентичность с ролью. QED Мисс Велитч - Саломея митрополита, известная ". Variety хвалили пение и игру Велича, но больше сосредоточились на ее исполнении танца семи покрывал Саломеи : «Мисс Велитч действительно поехала в город, поставив танец шимми, который заставляет свинг-хорифе с 52-й улицы выглядеть бледными по сравнению с ним, и от этого у публики из Метрополитена перехватило дыхание». Историк Кеннет Морган пишет:

Это был действительно один из самых ярких дней в истории Метрополитен-опера, поскольку выступление было встречено пятнадцатиминутными овациями стоя, что было почти беспрецедентным в истории компании.. Ничего подобного подобным аплодисментам не было слышно в Метрополитен уже целое поколение, и о влиянии этого спектакля говорили много лет спустя.

В Метрополитен-опера Велитч исполнила роли, с которыми она была связана в Лондоне, и добавила Розалинду. в Летучая мышь. Она вернулась в дом позже в своей карьере, когда переключилась на характерные роли, сыграв непевшую герцогиню Кракенторпскую в La fille du régiment в 1972 году.

Международная карьера Велича. в основном была сосредоточена в Вене, Лондоне и Нью-Йорке, хотя она оставалась верной Грацу и появлялась там в гостях. Её дважды приглашали выступить в Ла Скала, Милан, но ее обязательства были уже слишком велики, чтобы она могла их принять.

Поздние годы

К 1953 году Велитч разработал узелки на голосовых связках, требующие хирургического вмешательства. Это, в сочетании с ее необычно большим количеством выступлений, привело к быстрому ухудшению ее пения, и она была вынуждена отказаться от звездных ролей, за которые она прославилась больше всего. Она ожидала более продолжительной карьеры и подумывала взять на себя роль Изольды через несколько лет, хотя в целом она не была влюблена в Вагнера. Критик Тим Эшли пишет, что прощание Велича с Саломе было снято в триллере Кэрол Рид 1955 года Человек между, в сцене, действие которой происходит в Берлинской государственной опере во время представления оперы.. «Вы видите ее только в общих чертах, хотя этого достаточно, чтобы понять, какой она была на сцене».

Велитч все еще умел исполнять такие роли, как Магда в «42>La rondine» Пуччини в Вене в 1955 году, и чтобы записать характерную часть Марианны, duenna, в серии Герберта фон Караяна 1956 года Der Rosenkavalier. Она успешно перешла на неоперскую сцену, в таких частях, как июнь в немецком переводе Убийство сестры Джордж в Берлине в 1970 году.

Долгое время после ее выхода на пенсию Велич продолжал оставаться с восхищением и любовью воспринимается профессионалами. Decca продюсер Джон Калшоу написал в 1967 году, что она была желанным гостем на сессиях звукозаписи, и «одна из наших постоянных задач - привозить рыбу в Вену на Велитч». Ее гостеприимство было знаменито, и она оставалась в центре внимания общественности даже на пенсии, как участница премьеры.

Велитч был дважды женат и дважды разведен; у нее не было детей. Она умерла в Вене после серии инсультов в возрасте 83 лет.

Критическая оценка
Велитч в 1939 году

В 1953 году, когда карьера Велича была на пике карьеры, лорд Хэрвуд, редактор Opera, сказал о ней:

В ее пении есть чистота, которую можно охарактеризовать только как инструментально-инструментальную, то есть в том смысле, что сам голос абсолютно ровный. снизу вверх, и что музыкальная линия кажется совершенно неразрушимой и независимой от таких обыденных соображений, как необходимость вдохнуть больше воздуха ».

Коллега Хэрвуда Гарольд Розенталь ранее выражал серьезные сомнения в том, что записи могли воздать должное силам Велитча.Комментарии Розенталя были написаны в 1949 году, когда Велитш сделала лишь несколько записей, но, написав много лет после выхода на пенсию, Дж. Б. Стейн также чувствовала, что различные записи, доступные к тому времени, действительно не льстить ей:

Трудно придумать голос с более ярким блеском, или певца с большей энергией и большим чувством радости в этом чистом акте создания этих великолепных звуков. Однако даже здесь можно заметить, что тонкость вряд ли может быть поставлена ​​под сомнение; мало того гибкого обольщения, которое Шварцкопф и Гюден привносят, например, в [Fledermaus] Czardas. И это ограничивает большую часть ее лучших работ, даже «Саломею», в которой она произвела такое волнующее впечатление на своих зрителей.

Позже Стейн добавила, что недавно обнаруженная запись прямой трансляции передачи 1944 года «показывает голос молодого человека во всей красе., и передает, пожалуй, самое яркое впечатление о темпераменте ».

Нелестное суждение Ирвинга Колодина о красоте Велича не разделялось другими критиками. Филипп Хоуп-Уоллес, в статье под названием «Самая красивая женщина, которую я знаю», назвала ее «неоспоримо красива, если в очень индивидуальном порядке», и Эшли назвал ее «конечной богиню секса 20-го века опер... но она также была одной из величайших певиц, которые когда-либо жили ". После ее танца семи вуалей в «Саломее» пин-ап художник Джордж Петти поставил ее на первое место в своем списке «лучших раздетых женщин мира»

Сопрано Леонтин Прайс сказала, что именно благодаря тому, что увидела Велича в Саломее, оперная карьера стала ее целью в жизни. В Словаре оперных персонажей Oxford University Press (2008) Джойс Борн пишет: «Среди известных Саломей, например, Эмми Дестинн, Мария Джерица, Мария Чеботари, Кристель Гольц, Биргит Нильссон, Жозефина Барстоу, Хильдегард Беренс и Кэтрин Мальфитано, вероятно, самой известной была болгарская сопрано Люба Велич.

Записи

Полные оперы

Международная карьера Велича закончилась примерно в то время долгоиграющие пластинки становились преобладающим носителем для записи. Они открыли путь для полных записей большого количества опер, но Велитч ушла на пенсию слишком рано, чтобы участвовать в этом новом развитии. Ее единственной студийной записью всей оперы была Die Fledermaus (in Английский, без диалогов), записанный для американского лейбла Columbia в декабре 1950 г. и январе 1951 г. с тем же составом и дирижером, что и в современной постановке Метрополитен-опера.

Были планы сделать полную студийную запись Саломеи под дирижером Райнера, но они провалились из-за нехватки средств. Полные живые записи Велича в Саломее были сделаны в 1949 и 1952 годах и выпущены в виде компакт-дисков. Критический консенсус состоит в том, что у первого Велитча лучшая форма, но с более слабой поддержкой, чем у набора 1952 года. Вышли в свет студийные и эфирные записи Велича в финальной сцене «Саломеи». Наибольшее распространение получила студийная запись 1949 года под управлением Райнера. Версия, упомянутая Стеаном выше, была записана в Вене в 1944 году под дирижированием Ловро фон Матачич.

Другие неэфирные записи полных опер с участием Велича: «Электра» (BBC, 1947), «Бал-маскарад» (труппа «Глайндборн» в Эдинбурге, 1949 г.) и «Аида» («Метрополитен», 1949 и 1950). Живая запись Дон Жуана была сделана на Зальцбургском фестивале в 1950 году под управлением Фуртвенглера, с Тито Гобби в роли Джованни, Велич в роли Анны, Шварцкопф в роли Эльвиры и Ирмгард Зеефрид. как Зерлина. Он был выпущен на компакт-диске.

Велитч поет Марианну в двух полных записях Der Rosenkavalier. Помимо упомянутого выше набора Караяна, она играет роль в итальянской записи 1957 года, которую дирижировал Артур Родзинский.

Оперные фрагменты

В начале 1946 года продюсер звукозаписи Вальтер Легге, поиск талантов в Вене, подписал Велича как художника EMI. Для лейбла EMI Columbia она записала арии, в том числе сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина», «Ritorna vincitor» из «Аиды», «Vissi d'arte» из «Тоски», вальсовую песню Мюзетты из «Богема» и «Wie nahte mir der». Шлюммер »из Der Freischütz.

Вместе с оркестром Метрополитен под разными дирижерами Велич сделал студийные записи двух номеров из« Дон Жуана »в 1949 году, арии из« Летучей мыши », « Цыганский барон » и двух номеров из Тоска в 1950 году.

В июне 1950 года Велитч в сопровождении оркестра Венской государственной оперы под управлением Рудольфа Моральта записал для Decca восемь арий Легара, Чайковского, Верди и Мильёкер. Номера Верди исполнялись на итальянском языке; арии Чайковского звучали на немецком языке.

Песни

Некоторые записи (в основном) немецких песен, сделанные Величем в Нью-Йорке, в сопровождении фортепиано Пола Улановского, не были выпущены в то время, но были изданы на компакт-дисках. Некоторые или все из них, возможно, предназначались как пробные запуски для будущих записей. Среди них песни Рихарда Штрауса, Малера Рюкерт-Лидер и песни Шуберта, Шумана, Брамса, Александр Даргомыжский и Иосиф Маркс.

Фильмография
Фильм
ГодНазваниеРольПримечания
1953Человек между Саломея, которую играет и исполняет
1958[de ]Сенгерин
1958Оружие и мужчина Катарина
1959Arena of Fear Мама Эллисон
1959[de ]Трудхен
1959Ла Палома Бетт Майер
1959Лабиринт Любас
1959Ду bist wunderbarИвонн Леманн
1959Моя племянница не делает этого Opera Singer-Walküre
1960SchlußakkordЛуиза
1961Возлюбленный самозванец Сейла Шедвелл, Сирип-Миллионэрин
1962Eheinstitut AuroraМиссис Перл
1962Очаровательная Джулия Долли де Фрис
1962Das haben die Mädchen gernВиктория Пети-Пьер
1963Танте ЧарлиБаронин
1964Я узнал это от отца Менеджер в Ноймане
1967Сладкие грехи сексуальной Сьюзан Старуха
1968Paradies der flotten SünderBaronin
1974Eine Nacht in VenedigAgricola
1975Ein echter HausfrauenfreundМенеджер отеля
1976Мимоза тоже хочет цвести Lady Shots(последняя роль в фильме)
Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

  • Калшоу, Джон (1967). Звук звонка. Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-11800-5.
  • Fellers, Frederick (2010). Метрополитен-опера на записи. Анн-Арбор, Мичиган: Scarecrow Press. ISBN 978-1-4616-6417-8.
  • Морган, Кеннет (2010). Фриц Райнер, Маэстро и Мартине. Балтимор: Университет Иллинойса Press. ISBN 978-0-252-09194-0.
  • Шварцкопф, Элизабет (1982). Включено и выключено: мемуары Уолтера Легга. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-14912-4.
  • Стейн, Джон (1993). Великая традиция: Семьдесят лет пения на записи (второе изд.). Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-0661-2.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Любой Велитч.
Последняя правка сделана 2021-05-28 04:41:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте