The Litu Текст восьмой книги Апостольских постановлений представляет собой полный текст христианской Божественной литургии и находится в восьмой книге Апостольских постановлений. Это самая старая из известных форм, которую можно описать как полную литургию и датировать второй половиной 4 века. Он принадлежит Антиохийскому обряду.
Апостольские конституции состоят из восьми книг, якобы написанных св. Климентом Римским (умер ок. 104 г.)). Первые шесть книг представляют собой интерполированное издание Didascalia Apostolorum («Учение апостолов и учеников», написанное в первой половине третьего века и с тех пор отредактированное де Лагардом в сирийской версии в 1854 году) ; седьмая книга представляет собой столь же модифицированную версию Дидахе (Учение Двенадцати Апостолов, написанное, вероятно, в первом веке и обнаруженное Филофеем Вриеннием в 1883 году) с собранием молитв. Восьмая книга содержит полную литургию и восемьдесят пять «Апостольских канонов». Во второй книге есть также часть литургии, измененная из Дидаскалии.
Было высказано предположение, что составителем Апостольских конституций может быть то же лицо, что и автор шести ложных писем Св. Игнатий (Псевдо-Игнатий). В любом случае он был сирийским христианином, вероятно, аполлинаристом, жившим в Антиохии или рядом с ним либо в конце четвертого, либо в начале пятого века. И литургия, которую он описывает в своей восьмой книге, использовалась в его время в Антиохийской церкви с некоторыми собственными изменениями. То, что писатель был сирийцем-антиохином и что он описывает литургическое использование своей собственной страны, показано различными деталями, такими как приоритет, отданный Антиохии (VII, xlvi, VIII, x и т. Д.); его упоминание о Рождестве (VIII, xxxiii), которое хранилось в Антиохии примерно с 375 г., больше нигде на Востоке до примерно 430 г. (Луи Дюшен, Origines du culte chrétien, 248) ; тот факт, что Страстная неделя и Великий пост вместе составляют семь недель (V, xiii), как в Антиохии, тогда как в Палестине и Египте как и повсюду на Западе, Страстная неделя была шестой неделей Великого поста; что главным источником его «Апостольских канонов» является Антиохийский Синод in encœniis (341); и особенно тем, что его литургия явно построена на тех же принципах, что и все сирийские. Однако есть его собственные модификации в молитвах Creed и Gloria, где стиль и идиомы, очевидно, соответствуют интерполятору Дидаскалий (см. Примеры в Брайтмане, «Литургии», I, xxxiii-xxxiv)., и часто очень похожи на Псевдо-Игнатия (ib., XXXV). Рубрики добавлены компилятором, видимо, из его собственных наблюдений.
Таким образом, литургия восьмой книги Апостольских постановлений представляет использование Антиохии в четвертом веке. Его порядок таков: сначала идет Месса Катехунов. После чтений (Закона, Пророков, Посланий, Деяний и Евангелий) епископ приветствует людей 2 Кор., Xiii, 13 (Благодать Господа нашего Иисуса Христа и милосердие Да пребудет со всеми вами Бог и общение Святого Духа). Они отвечают: «И твоим духом»; и он «говорит людям слова утешения». Затем следует ектения для оглашенных, на каждое воззвание которой люди отвечают «Kyrie eleison »; епископ произносит сбор (краткая общая молитва), а диакон отклоняет оглашенные. Подобные ектении и собрания следуют для Energumens, Illuminandi (photizómenoi, людей, собирающихся креститься) и публичных кающихся, и каждый раз их отпускают после сбора для них. Месса верных начинается с более длинной ектении по разным причинам, за мир, Церковь, епископы (Джеймс, Климент, Эводий и Анниан названы), священники, дьяконы, служители, чтецы, певцы, девы, вдовы, сироты, женатые люди, новокрещеные, узники, враги, гонители и т. Д., и, наконец, «каждой христианской душе». После ектении следует его сбор, затем еще одно приветствие от епископа и поцелуй мира. Перед приношением дьяконы стоят у мужских дверей, а иподиаконы у дверей женщин, «чтобы никто не выходил и не отворилась дверь», и дьякон снова предупреждает все оглашенные, неверные и еретики удалиться, матери должны заботиться о своих детях, никто не останется в лицемерии, и все будут стоять в страхе и трепете. Дьяконы приносят приношения епископу к алтарю. Священники встают вокруг, два дьякона машут веерами (‘ripídia) над хлебом и вином, и начинается Анафора (канон). Епископ снова приветствует людей sursum corda, словами 2 Кор., Xiii, 13, и они отвечают, как и прежде: «И духом твоим». Он говорит: «Поднимите свой ум». Р. «Это у нас есть для Господа». V. «Давайте благодарим Господа». Р. "Правильно и справедливо". Он принимает их слово: «Воистину правильно и прежде всего справедливо петь Тебе, Кто есть истинный Бог, существующий перед всеми тварями, от Которого названо все отцовство на небесах и на земле…» и так Евхаристическая молитва начинается. Он говорит о «Единородном Сыне, Слове и Боге, Спасающей Мудрости, перворожденном из всех созданий, Ангеле великого совета Твоего», в некоторой степени относится к Эдемскому саду, Авелю, Геноху, Аврааму, Мелхиседех, Иов и другие святые Ветхого Закона. Когда он произнес слова: «Бесчисленное войско Ангелов… Херувимов и шестикрылых Серафимов… вместе с тысячами тысяч Архангелов и мириадами мириад Ангелов непрестанно и безмолвно восклицает», «все люди вместе говорят:« Святой Свят, свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Его, благословенны вовек, аминь ». Затем епископ снова берет слово и продолжает:« Ты воистину свят и всесвят, высший и самый превознесен на веки. И единородный Сын Твой, Господь наш и Бог Иисус Христос, свят… »; и поэтому он приходит к словам Учреждения : «в ночь, когда Он был предан, взяв хлеб в Свои святые и непорочные руки, и взирая на Тебя, Его Бога и Отца, и сокрушив, Он дал Его ученики говорят: Это Тайна Нового Завета; возьмите ее, ешьте. Это Мое тело, сокрушенное для многих во оставление грехов. Так же, смешав чашу с вином и водой и благословив ее, Он дал им, говоря: Пейте все это. Это Моя кровь, пролитая за многих во оставление грехов. Делайте это в память обо Мне. Ибо всякий раз, когда вы будете есть этот хлеб и пить эту чашу, вы объявляете Мою смерть, пока Я приходить."
Затем следуйте анамимнезису («Вспоминая поэтому Его страдания, смерть и воскресение и возвращение на небеса и Его будущее второе пришествие…»), эпиклесису или призыву («посылая Твой Святой Дух, свидетель страданий Господа Иисуса на эту жертву, чтобы Он мог превратить этот хлеб в тело твоего Христа и эту чашу на кровь твоего Христа... »), и своего рода ектении (великое Покровительство) для Церкви, духовенства, Императора, и для всех видов и состояний людей, что заканчивается славословием, «и весь народ говорит: аминь». В этой ектении содержится любопытное прошение (после этого для Императора и армии), которое соединяет святых с живыми людьми, за которых молится епископ: «Мы также приносим Тебе за ('upér) всех твоих святых и вечно приятных патриархов., пророки, праведные апостолы, мученики, исповедники, епископы, священники, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, девы, вдовы, миряне и все те, чьи имена ты знаешь ». После «Поцелуя мира» (мир вам со всеми) дьякон призывает людей молиться по разным причинам, которые почти такие же, как и в ектении епископа, и епископ собирает их молитвы в сборник. Затем он показывает им Святую Евхаристию, говоря: «Священное для святых», и они отвечают: «Один свят, другой Господь, Иисус Христос во славе Бога Отца и т. Д.» Епископ причащает людей Святым Причастием в виде хлеба, говоря каждому: «Тело Христово», и причащающийся отвечает «Аминь». Дьякон следует с чашей, говоря: «Кровь Христова, чаша жизни». Р. "Аминь". Пока они получают, произносится Псалом XXXIII (Я буду благословлять Господа во все времена). После Причастия дьяконы относят остатки Святого Причастия в ризницу (пастофорию). Затем следует короткое благодарение, епископ отпускает людей, а диакон заканчивает словами: «Идите с миром».
На протяжении всей этой литургии составитель предполагает, что она была составлена Апостолами, и вставляет предложения, рассказывающие нам, какой апостол составил каждую отдельную часть, например: «И я, Иаков, брат Иоанн, сын Зеведея, скажите, что диакон должен сразу сказать: «Ни один из оглашенных» и т. Д. Вторая книга Апостольских постановлений содержит схему литургии (едва ли больше рубрик), которая практически совпадает с вот этот.
В эту статью включен текст из публикации, находящейся в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Антиохийская литургия ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.