Литургические цвета

редактировать
Белый парамент свисает с кафедры, указывая, что текущий литургический сезон это Рождество. Тот факт, что свеча Христа в центре Рождественского венка горит, также указывает на то, что Рождество настало.

Литургические цвета - это те конкретные цвета, которые используются для облачения и завесы в контексте христианской литургии. Символика фиолетового, белого, зеленого, красного, золотого, черного, розового и других цветов может служить для подчеркивания настроений, соответствующих времени года литургического года или может выделить особый случай.

Существует различие между цветом облачений, которые носит духовенство, и их хоровой одеждой, которая, за некоторыми исключениями, не меняется в зависимости от сезона литургии.

Содержание

  • 1 Римско-католическая церковь
    • 1.1 Текущие рубрики
      • 1.1.1 Региональные и ситуативные исключения
    • 1.2 Рубрики 1960 года
  • 2 Византийский обряд
  • 3 Русские литургические цвета
  • 4 Коптский обряд
  • 5 Эфиопский обряд
  • 6 лютеранских церквей
  • 7 англиканство
    • 7.1 Сарумский обряд
  • 8 методистских церквей
  • 9 реформатских церквей
  • 10 цитат
  • 11 источников
  • 12 Внешние ссылки

Римско-католическая церковь

Текущие рубрики

В Римском обряде, реформированном Папой Павлом VI, следующие цвета используются в соответствии с рубриками Общей инструкции Римского Миссала, Раздел 346.

ЦветОбязательное использованиеНеобязательное использование (вместо предписанный обязательный цвет)
зеленый
фиолетовый
Роза
Белый
  • Реквиемные мессы и службы для мертвых, где Конференция епископов разрешила это.
  • Вотивные мессы и другие мессы, где обычно используется зеленый цвет.
Красный
  • Красные мессы и другие обетные мессы Святого Духа.
  • Папские похороны (Красный - это цвет траура пап по древнему византийскому обычаю)
Черный
  • День всех душ
  • Реквиемные мессы

В более торжественные дни, т.е. праздничные, более драгоценные, священные облачения могут использоваться, даже если они не цвета дня. Такие облачения могут быть, например, из золотой ткани или серебряной ткани. Более того, Конференция епископов может определять и предлагать Апостольскому Престолу приспособления, соответствующие потребностям и культуре народов.

Ритуальные мессы отмечаются в их надлежащем цвете, белом или праздничном цвете. Мессы для различных нужд, напротив, отмечаются цветом, соответствующим дню или времени года, или фиолетовым, если они носят покаянный характер. Вотивные мессы отмечаются в цвете, соответствующем самой мессе, или даже в цвете, соответствующем дню или времени года.

Региональные и ситуативные исключения

Некоторые особые вариации:

  • Синий, цвет, связанный с Девой Марией, разрешен для праздника Непорочного зачатия в Испании и в некоторых епархиях в Португалия, Мексика и Южная Америка. На Филиппинах это разрешено для всех праздников Девы Марии, практика, практикуемая в некоторых других местах без официального разрешения. В период Адвента также использовался синий цвет вместо фиолетового, несмотря на то, что эта практика не разрешена литургическим законом.
  • Белый или ткань из золота традиционно использовался для новены с 16 по 24 декабря в соответствии с испанским обычаем, отмененным в этой стране в 1950-х годах, но все еще широко соблюдаемым на Филиппинах. Белый также используется для восточноазиатских месс по умершим, поскольку белый - традиционный цвет траура во многих культурах региона. Кроме того, если доступно недостаточно облачений подходящего цвета (особенно в сослуживцах ), белый цвет может использоваться для всех сослужителей.
  • Фиолетовый или черный часто разрешены в национальные праздники в честь погибших военных. Например, в Канаде они используются в День памяти.
  • Золото или серебро могут носить в более торжественных случаях в епархиях Соединенных Штатов.

Рубрики 1960

Правила литургических цветов в Кодексе Рубрик 1960 года, соблюдение которых все еще разрешено в обстоятельствах, указанных в документе Summorum Pontificum 2007 года об использовании Римский миссал 1962 г., в который они включены, отличается от нынешних рубрик следующим образом:

ЦветИспользование 1920–1955 годов1956–1960 Использование1961–1969 Использование
Фиолетовый
  • Угольки
  • Дни разгула
  • Рождественское бдение
  • Святые Невинные (когда это выпадает на будний день)
  • Очищение (Благословение свечей и процессии)
  • Септуагесима, Сексагесима и Квинквагесима
  • Вербное воскресенье (только месса)
  • Страстная пятница (Распространение только причастия )
  • Пасхальное бдение (благословения и обряды перед мессой)
  • Бдение Рождества Иоанна Крестителя
  • Бдение Вознесения
  • Всех душ (только во время сорока часов преданности)
  • Таинство крещения (вступительные обряды и изгнание нечистой силы)
  • угольные дни
  • Дни разгула
  • Рождественское бдение
  • Септуагесима, Сексагесима и Квинквагесима
  • Вербное воскресенье (только месса)
  • Страстная пятница (только раздача Святого Причастия)
  • Пасха Бдение (предмессические благословения и обряды)
  • Бдение Рождества Иоанна Предтечи
  • Бдение свв. Петра и Павла
  • Бдение Св. Лоуренс
  • Бдение Вознесения
  • Всех Душ (только во время Сорокачасового богослужения)
  • Таинство крещения (вступительные обряды и экзорцизм)
Роза
  • Gaudete Sunday
  • Laetare Sunday
  • Gaudete Sunday
  • Laetare Sunday
White
  • Бдение Вознесения
  • Таинство подтверждения
  • Бдение Вознесения
  • Таинство подтверждения
Красный
  • Вербное воскресенье (Благословение пальм и шествие)
  • Октава Пятидесятницы
  • Вербное воскресенье (Благословение ладоней и крестный ход)
  • Октава Пятидесятницы
Черный
  • Страстная пятница (основная литургия)
  • Все души (кроме сорокачасовой преданности)
  • Реквиемные мессы
  • Страстная пятница (основная литургия)
  • Все души (кроме сорокачасового богослужения)
  • Реквиемные мессы

Папа Пий X поднял ранг воскресенья обычного времени, так что для тех, которые попадают в октаву зеленый, использовался вместо цвета октавы, как это было ранее правилом.

Правила литургические цвета до времени Папы Пия X были в основном теми, которые указаны в издании Римского Миссала, которое Папа Пий V обнародовал в 1570 году, за исключением добавления праздников, не включенных в его Миссал. Цветовая схема в его Миссале отражала обычаи, установившиеся в Риме к XII веку.

Византийский обряд

Византийский обряд, который используется всеми церквями-членами Восточной православной церкви, византийских лютеран Церкви и Восточно-католические церкви византийского обряда не имеют универсальной системы цветов, а в служебных книжках византийской традиции указываются только "светлые" или "темные" облачения в службе. книги. В греческой традиции бордовый или бордовый обычны для торжественных праздников, а в другое время используется большое разнообразие цветов, наиболее распространенными из которых являются золотой и белый.

Славянские церкви и другие церкви, находящиеся под влиянием западных традиций, приняли цикл литургических красок. Детали могут меняться от места к месту, но обычно:

ЦветОбычное использованиеДругое использование
Золото
  • Когда не указан другой цвет
Голубой
  • В церквях, посвященных Богородице, по умолчанию может использоваться голубой цвет вместо золота.
  • В некоторых местах синий цвет также используется для Священного Богоявления.
  • Во многих местах синий используется для Успенского поста (кроме Преображения до его послесловия (6–13 августа), когда используется либо золотой, либо белый цвет.
Пурпурный или винно-красный
  • Во многих местах пурпурный или темно-красный носят только в будние дни Великого поста, а яркие цвета (золото, золотой / белый) используются по субботам и воскресеньям.
Красный
  • Пасха (Афон и Иерусалим)
  • Рождество (Гора Афон и Иерусалим)
  • Праздники Пресвятой Богородицы (Гора Афон)
  • В некоторых местах красный цвет используется для Успенского поста (кроме периода от Преображения до его послесловия ( 6–13 августа), когда используется золото или белый цвет).
Зеленый
Черный
  • Черный цвет гораздо более распространен в славянских традициях, чем в греческих, особенно в Соединенных Штатах.
Белый
  • Похороны (в течение года, даже во время Страстной недели.)

Цвета будут изменены перед вечерней накануне памятного дня. Во время Великих праздников цвет меняется перед вечерней службой, которая начинается в первый день предпраздничного, и остается до аподозиса (последний день послесберегающего ).

Под влиянием Запада черный цвет часто используется в славянских церквях для похорон, в будние дни Великого поста и Страстной недели как знак покаяния и траура, но во второй половине В 20 веке древний белый цвет стал более распространенным, как знак надежды на Воскресение.

Русские литургические цвета

Согласно «Настольной книге Священно-службы» Русской Православной Церкви, в течение года может использоваться до восьми различных литургических цветов. Точное использование этих цветов варьируется, но наиболее распространены следующие.

ЦветОбычное употреблениеНеобычное или иное использование
Золото
Голубой
  • Пятая пятница Великого поста
  • Успенский пост до Воздвижения Креста или даже Адвент (карпато-русские)
Пурпурный или винно-красный
  • Крест Господа нашего
  • Великий и Великий Четверг
  • Выходные дни Великого поста
  • Будни Великого Поста
Красный
  • Праздники мучеников
  • Праздник Святых Петра и Павла
  • Адвент
  • Праздники Ангелов
  • Воздвижение Креста
  • Пасха (Афон и Иерусалим)
  • Рождество (Гора Афон и Иерусалим)
Зеленый
  • Вербное воскресенье
  • Пятидесятница
  • День Святого Духа
  • Праздники монашеских святых
  • Праздники Подвижники
  • Праздники Фу ls для Христа
  • Праздники Пророков
  • Праздники Ангелов
  • Пятидесятница до Святых Петра и Павла (Карпато-русские)
Черный
  • Будни Великого Поста
  • Похороны в будние дни, памятники и литургии (карпато-русские)
Белый
  • Крещение
  • Преображение
  • Пасхальный сезон
  • Похороны
  • Богоявление
  • Рождество
Оранжевый или рыжевато-коричневый
  • Пост Святых Петра и Павла
  • Праздник Святых Петра и Павла до Преображения Господня

Коптский обряд

Коптская традиция, за которым следуют Коптская православная церковь и Коптская католическая церковь, в которых используются только белые облачения, причем золото и серебро считаются вариациями белого цвета. Единственное исключение - во время Страстной недели, когда используется черный цвет. Тем не менее на некоторых облачениях можно найти отделку красного, золотого или синего цвета.

Эфиопский обряд

Литургическая традиция Эфиопии, за которой следуют Эфиопская Православная Церковь и Эфиопская Католическая Церковь, охватывают широкий спектр литургических цвета. В Эритрее соблюдаются аналогичные традиции.

Лютеранские церкви

Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (ELCA) использует ту же цветовую схему, что и у англиканцев и их скандинавских лютеранских собратьев, но с использованием золота только для пасхального бдения и пасхального воскресного богослужения, а на Страстной неделе используется алый цвет вместо малинового.

И Лютеранская церковь - Синод Миссури (LCMS), и Висконсинский евангелическо-лютеранский синод (WELS) используют аналогичную систему, но фиолетовый является основным цветом для как Адвент, так и Великий пост (синий является альтернативным цветом только для Адвента), а также использование золота вместо белого как на Рождество, так и на Пасху (аналогично практике католической церкви). В WELS красный цвет также используется в Период Конечных времен, период Церкви относительно учений Книги Откровения, кульминацией которого стало создание Нового Иерусалима (соответствующего Христу-Царю в ELCA).. Во всех трех церквях, включая ELCA, красное также носят в последнее воскресенье октября, в празднование Реформации 31 октября, когда Мартин Лютер прибил 95 Тезисы на дверь Виттенбергской замковой церкви.

Англиканство

Фронтальный алтарь Великого Поста от Джорджа Пейса в Св. Августина, Эджбастон

Большинство англиканских церквей используют цвета, назначенные в римском Обряд, обычно в его форме, появившейся после 1969 года, за исключением Sarum Blue, заменяющего фиолетовый на Адвент, но некоторые используют более раннюю форму, например, черный цвет вместо красного в Страстную пятницу. Некоторые церкви используют черный цвет на мессах для мертвых, но чаще используется белый или фиолетовый. По историческим причинам большая часть всемирной англиканской общины заметно опережает практику англиканской церкви. Начиная с Альтернативной служебной книги 1980 г., литургические цвета рекомендуются для времен года, с более подробными советами, предлагаемыми в рамках серии литургий Общее поклонение, включая цвета для всех воскресений и праздников. в «основном томе» рядом с собирает.

Опубликованный церковный лекционарий теперь содержит подробные предложения по литургическому цвету в течение года, что почти точно соответствует приведенной выше таблице использования римского обряда (употребление после 1969 года) с пятью незначительными исключениями и еще одним важным:

  • в англиканском обиходе нет упоминания о мессах умерших пап и кардиналов;
  • для Великой субботы вообще не предлагается литургический цвет (напечатаны слова «убранные повесы») ;
  • рекомендация красного цвета для обрядов подтверждения распространяется также на обряды посвящения;
  • Постное полотно (неотбеленное льняное полотно) продолжает указываться как альтернатива пурпурному цвету во время Великого поста;
  • существует возможность использовать красный вместо зеленого во время «Сезона Царства», четырех последних воскресений литургического года, кульминацией которого является Царь Христа, как это принято в некоторых лютеранских традициях (см. Ниже) ;
  • наконец, что более важно, положение англиканской церкви предполагает, что белый По воскресеньям после Крещения как отдельного «сезона Крещения», с обычным временем, начинающимся на следующий день после Сретения.

Цветовая схема, предложенная Англиканской церковью, также указывает где золотые облачения должны использоваться в тех церквях, которые имеют золотой и белый цвета как отдельные цвета. Использование розово-розовых облачений, как в приведенной выше таблице римского обряда, упоминалось как вариант в ранних изданиях Common Worship, а также в ежегодно публикуемом лекционарии; однако в более поздних публикациях об общем поклонении эта практика стала называться «традиционной», что отражает ее возрождение.

Ритуал Сарум

Ритуал Сарум был средневековым литургическим обрядом. в Англии до Реформации, имевшей отчетливый набор литургических цветов. После англо-католического возрождения 19 века, некоторые церкви англиканской церкви начали принимать литургические цвета Сарум как попытку создать нечто, что было английским выражением католицизма а не римское выражение. Одним из главных защитников этого был Перси Дирмер. Точные цвета, используемые в средневековом обряде Сарум, являются предметом споров, но цвета, принятые современными церквями, утверждающими, что используют схему Сарум, включают, в частности, темно-синий для Адвента, который в народе может называться «Сарум» голубой », и небеленое белье на пост. Обряд сарума никогда не получил официального одобрения в англиканской церкви или епископальной церкви (США), но оказал влияние на ряд соборов и приходских церквей.

Методистские церкви

Методисты используют цветовую схему, аналогичную тем, что используют лютеране и католики, хотя эта практика не всегда соблюдается. Объединенная методистская церковь до начала 1990-х использовала красный цвет исключительно для Пятидесятницы, даже включая воскресенья после воскресенья Пятидесятницы, а зеленый цвет использовался только для сезона Приход Царства, который обычно длился с конца августа / начала сентября до Рождества Христова (последнее воскресенье Царственного Прилива). С момента публикации Книги Поклонения 1992, UMC следует практике ELCA: носить красное только на Пятидесятницу и Воскресенье Реформации и зеленое на оставшуюся часть сезона Пятидесятницы.

Реформатские церкви

Пресвитерианская церковь (США) или ее предшественники санкционировали использование литургических цветов и продвигали их использование в Книге поклонения 1970, Книга общего поклонения 1993 года и Книга общего поклонения 2018 года. Адвент и Великий пост - это периоды подготовки и покаяния, они представлены фиолетовым цветом. Белым цветом представлены праздники Рождества и Рождества, Крещенского воскресенья, Крещения Господня, Преображенского воскресенья, Пасхального сезона, Троицкого воскресенья и воскресенья Христа Царя. Зеленый - это цвет периодов обычного времени. Красный - это воскресенье Пятидесятницы, но также может использоваться для рукоположений, церковных годовщин и поминальных служб для рукоположенного духовенства. Красный или фиолетовый подходят для Вербного воскресенья. Во время Страстной недели фиолетовый используется до тех пор, пока в Великий четверг церковь не обнажится; церковь остается обнаженной в Страстную пятницу и Великую субботу, хотя в некоторых местах в эти дни может использоваться черный цвет.

Точно так же Объединенная Церковь Христа включает указания о том, какой литургический цвет использовать для каждого воскресенья в своем годовом календаре. Соблюдается общий западный образец: для Адвента рекомендуется фиолетовый или синий цвет.

Цитаты

  1. ^Institutio Generalis Missalis Romani, no. 346; ср. текст для Австралии Архивировано 20.07.2008 в Wayback Machine, Англия и Уэльс, США
  2. ^Дополнительное использование синего в качестве литургического цвета для праздников Богородицы ограничено несколькими епархиями, как объясняется ниже.
  3. ^GIRM (Editio Typica), 346
  4. ^GIRM, 346.g
  5. ^GIRM, 347
  6. ^Cantica Nova Publications, Advent Blues, редакционная статья Гэри Д.. Penkala, декабрь 2000 г.
  7. ^GIRM, 346.h в публикациях для использования в США
  8. ^Missale Romanum 1962 в формате PDF
  9. ^Rubricae generales Missalis: XVIII - De Coloribus Paramentorum в 1920 г. В типичном издании Римского Миссала опущена фраза «exceptis Dominicis infra octavas происходящий, in quibus color octavarum servatur», встречающаяся в более ранних изданиях, начиная с издания 1570 года Папы Пия V (страница 21 факсимиле, опубликованного Libreria Editrice Vaticana в 1998 г. - ISBN 88-209-2547-8 ).
  10. ^Настольная книга Священно-службы, Том 4, Москва, 1983, Перевод "Вестник" Андреевского Русского Православного Собора, Филадельфия, июнь, июль – август, сентябрь 1990 г.
  11. ^Использование розово-розовые облачения предлагаются в примечаниях к литургической последовательности цветов Общего поклонения, где онлайн-версию можно найти здесь.
  12. ^. Например, см. «Обычное поклонение - Времена и времена года», добавлено в серию «Общее поклонение» в 2006 г., стр. 50, абзац 1: «Традиционно носят розово-розовые облачения».
  13. ^Настольный календарь и план Объединенной Церкви Христа на 2016 г., http://www.uccresources.com

Источники

  • Ordo missae Celebrandae et Divini officii persolvendi secundum calendarium romanum generale pro anno liturgico 2005-2006, Libreria Editrice Vaticana, 2005.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-28 03:59:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте