Литургические цвета - это те конкретные цвета, которые используются для облачения и завесы в контексте христианской литургии. Символика фиолетового, белого, зеленого, красного, золотого, черного, розового и других цветов может служить для подчеркивания настроений, соответствующих времени года литургического года или может выделить особый случай.
Существует различие между цветом облачений, которые носит духовенство, и их хоровой одеждой, которая, за некоторыми исключениями, не меняется в зависимости от сезона литургии.
В Римском обряде, реформированном Папой Павлом VI, следующие цвета используются в соответствии с рубриками Общей инструкции Римского Миссала, Раздел 346.
Цвет | Обязательное использование | Необязательное использование (вместо предписанный обязательный цвет) |
---|---|---|
зеленый | ||
фиолетовый |
|
|
Роза |
| |
Белый |
|
|
Красный |
|
|
Черный |
|
В более торжественные дни, т.е. праздничные, более драгоценные, священные облачения могут использоваться, даже если они не цвета дня. Такие облачения могут быть, например, из золотой ткани или серебряной ткани. Более того, Конференция епископов может определять и предлагать Апостольскому Престолу приспособления, соответствующие потребностям и культуре народов.
Ритуальные мессы отмечаются в их надлежащем цвете, белом или праздничном цвете. Мессы для различных нужд, напротив, отмечаются цветом, соответствующим дню или времени года, или фиолетовым, если они носят покаянный характер. Вотивные мессы отмечаются в цвете, соответствующем самой мессе, или даже в цвете, соответствующем дню или времени года.
Некоторые особые вариации:
Правила литургических цветов в Кодексе Рубрик 1960 года, соблюдение которых все еще разрешено в обстоятельствах, указанных в документе Summorum Pontificum 2007 года об использовании Римский миссал 1962 г., в который они включены, отличается от нынешних рубрик следующим образом:
Цвет | Использование 1920–1955 годов | 1956–1960 Использование | 1961–1969 Использование |
---|---|---|---|
Фиолетовый |
|
|
|
Роза |
|
| |
White |
|
|
|
Красный |
|
|
|
Черный |
|
|
|
Папа Пий X поднял ранг воскресенья обычного времени, так что для тех, которые попадают в октаву зеленый, использовался вместо цвета октавы, как это было ранее правилом.
Правила литургические цвета до времени Папы Пия X были в основном теми, которые указаны в издании Римского Миссала, которое Папа Пий V обнародовал в 1570 году, за исключением добавления праздников, не включенных в его Миссал. Цветовая схема в его Миссале отражала обычаи, установившиеся в Риме к XII веку.
Византийский обряд, который используется всеми церквями-членами Восточной православной церкви, византийских лютеран Церкви и Восточно-католические церкви византийского обряда не имеют универсальной системы цветов, а в служебных книжках византийской традиции указываются только "светлые" или "темные" облачения в службе. книги. В греческой традиции бордовый или бордовый обычны для торжественных праздников, а в другое время используется большое разнообразие цветов, наиболее распространенными из которых являются золотой и белый.
Славянские церкви и другие церкви, находящиеся под влиянием западных традиций, приняли цикл литургических красок. Детали могут меняться от места к месту, но обычно:
Цвет | Обычное использование | Другое использование |
---|---|---|
Золото |
| |
Голубой |
|
|
Пурпурный или винно-красный |
|
|
Красный |
| |
Зеленый |
|
|
Черный |
|
|
Белый |
|
|
Цвета будут изменены перед вечерней накануне памятного дня. Во время Великих праздников цвет меняется перед вечерней службой, которая начинается в первый день предпраздничного, и остается до аподозиса (последний день послесберегающего ).
Под влиянием Запада черный цвет часто используется в славянских церквях для похорон, в будние дни Великого поста и Страстной недели как знак покаяния и траура, но во второй половине В 20 веке древний белый цвет стал более распространенным, как знак надежды на Воскресение.
Согласно «Настольной книге Священно-службы» Русской Православной Церкви, в течение года может использоваться до восьми различных литургических цветов. Точное использование этих цветов варьируется, но наиболее распространены следующие.
Цвет | Обычное употребление | Необычное или иное использование |
---|---|---|
Золото |
| |
Голубой |
|
|
Пурпурный или винно-красный |
|
|
Красный |
|
|
Зеленый |
|
|
Черный |
|
|
Белый |
|
|
Оранжевый или рыжевато-коричневый |
|
Коптская традиция, за которым следуют Коптская православная церковь и Коптская католическая церковь, в которых используются только белые облачения, причем золото и серебро считаются вариациями белого цвета. Единственное исключение - во время Страстной недели, когда используется черный цвет. Тем не менее на некоторых облачениях можно найти отделку красного, золотого или синего цвета.
Литургическая традиция Эфиопии, за которой следуют Эфиопская Православная Церковь и Эфиопская Католическая Церковь, охватывают широкий спектр литургических цвета. В Эритрее соблюдаются аналогичные традиции.
Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (ELCA) использует ту же цветовую схему, что и у англиканцев и их скандинавских лютеранских собратьев, но с использованием золота только для пасхального бдения и пасхального воскресного богослужения, а на Страстной неделе используется алый цвет вместо малинового.
И Лютеранская церковь - Синод Миссури (LCMS), и Висконсинский евангелическо-лютеранский синод (WELS) используют аналогичную систему, но фиолетовый является основным цветом для как Адвент, так и Великий пост (синий является альтернативным цветом только для Адвента), а также использование золота вместо белого как на Рождество, так и на Пасху (аналогично практике католической церкви). В WELS красный цвет также используется в Период Конечных времен, период Церкви относительно учений Книги Откровения, кульминацией которого стало создание Нового Иерусалима (соответствующего Христу-Царю в ELCA).. Во всех трех церквях, включая ELCA, красное также носят в последнее воскресенье октября, в празднование Реформации 31 октября, когда Мартин Лютер прибил 95 Тезисы на дверь Виттенбергской замковой церкви.
Большинство англиканских церквей используют цвета, назначенные в римском Обряд, обычно в его форме, появившейся после 1969 года, за исключением Sarum Blue, заменяющего фиолетовый на Адвент, но некоторые используют более раннюю форму, например, черный цвет вместо красного в Страстную пятницу. Некоторые церкви используют черный цвет на мессах для мертвых, но чаще используется белый или фиолетовый. По историческим причинам большая часть всемирной англиканской общины заметно опережает практику англиканской церкви. Начиная с Альтернативной служебной книги 1980 г., литургические цвета рекомендуются для времен года, с более подробными советами, предлагаемыми в рамках серии литургий Общее поклонение, включая цвета для всех воскресений и праздников. в «основном томе» рядом с собирает.
Опубликованный церковный лекционарий теперь содержит подробные предложения по литургическому цвету в течение года, что почти точно соответствует приведенной выше таблице использования римского обряда (употребление после 1969 года) с пятью незначительными исключениями и еще одним важным:
Цветовая схема, предложенная Англиканской церковью, также указывает где золотые облачения должны использоваться в тех церквях, которые имеют золотой и белый цвета как отдельные цвета. Использование розово-розовых облачений, как в приведенной выше таблице римского обряда, упоминалось как вариант в ранних изданиях Common Worship, а также в ежегодно публикуемом лекционарии; однако в более поздних публикациях об общем поклонении эта практика стала называться «традиционной», что отражает ее возрождение.
Ритуал Сарум был средневековым литургическим обрядом. в Англии до Реформации, имевшей отчетливый набор литургических цветов. После англо-католического возрождения 19 века, некоторые церкви англиканской церкви начали принимать литургические цвета Сарум как попытку создать нечто, что было английским выражением католицизма а не римское выражение. Одним из главных защитников этого был Перси Дирмер. Точные цвета, используемые в средневековом обряде Сарум, являются предметом споров, но цвета, принятые современными церквями, утверждающими, что используют схему Сарум, включают, в частности, темно-синий для Адвента, который в народе может называться «Сарум» голубой », и небеленое белье на пост. Обряд сарума никогда не получил официального одобрения в англиканской церкви или епископальной церкви (США), но оказал влияние на ряд соборов и приходских церквей.
Методисты используют цветовую схему, аналогичную тем, что используют лютеране и католики, хотя эта практика не всегда соблюдается. Объединенная методистская церковь до начала 1990-х использовала красный цвет исключительно для Пятидесятницы, даже включая воскресенья после воскресенья Пятидесятницы, а зеленый цвет использовался только для сезона Приход Царства, который обычно длился с конца августа / начала сентября до Рождества Христова (последнее воскресенье Царственного Прилива). С момента публикации Книги Поклонения 1992, UMC следует практике ELCA: носить красное только на Пятидесятницу и Воскресенье Реформации и зеленое на оставшуюся часть сезона Пятидесятницы.
Пресвитерианская церковь (США) или ее предшественники санкционировали использование литургических цветов и продвигали их использование в Книге поклонения 1970, Книга общего поклонения 1993 года и Книга общего поклонения 2018 года. Адвент и Великий пост - это периоды подготовки и покаяния, они представлены фиолетовым цветом. Белым цветом представлены праздники Рождества и Рождества, Крещенского воскресенья, Крещения Господня, Преображенского воскресенья, Пасхального сезона, Троицкого воскресенья и воскресенья Христа Царя. Зеленый - это цвет периодов обычного времени. Красный - это воскресенье Пятидесятницы, но также может использоваться для рукоположений, церковных годовщин и поминальных служб для рукоположенного духовенства. Красный или фиолетовый подходят для Вербного воскресенья. Во время Страстной недели фиолетовый используется до тех пор, пока в Великий четверг церковь не обнажится; церковь остается обнаженной в Страстную пятницу и Великую субботу, хотя в некоторых местах в эти дни может использоваться черный цвет.
Точно так же Объединенная Церковь Христа включает указания о том, какой литургический цвет использовать для каждого воскресенья в своем годовом календаре. Соблюдается общий западный образец: для Адвента рекомендуется фиолетовый или синий цвет.