Литовское национальное возрождение

редактировать

Литовское Национальное возрождение или Национальное пробуждение Литвы (литовский : Lietuvių tautinis atgimimas), был периодом истории Литвы XIX века, когда большая часть населенных литовцами территорий принадлежала Российской империи. (русский раздел Речи Посполитой ). Он выразился в подъеме самоопределения литовцев, который привел к формированию современной литовской нации и завершился восстановлением независимое Литовское государство. Наиболее активными участниками национального возрождения были Винцас Кудирка и Йонас Басанавичюс. Этот период в значительной степени соответствовал подъему романтического национализма и других национальных возрождений 19 века Европы.

Возрождение предшествовало короткому периоду начала 19 века, известному как «Жемайтийское возрождение »под руководством студентов Вильнюсского университета, в том числе Симонас Даукантас и Симонас Станявичюс. Последнее литовское национальное возрождение может быть связано с событиями конца ХХ века, также известными как Поющая революция.

Содержание

  • 1 Статус литовского языка
  • 2 Развитие национальных идей
  • 3 История науки
  • 4 Источники
  • 5 Дополнительная литература

Статус литовского языка

Йонас Басанавичюс, один из лидеров возрождения

Из-за длительного периода общего польско-литовского государственности и национальности, а также политики Российской Империи по русификации, многие из литовской знати в XIX веке стали полонизированными а язык обычно использовался только бедными и средними классами; некоторые из последних, как правило, использовали польский язык как символ статуса для социального продвижения. Литовский язык был в основном разговорным и не считался престижным для письменного использования; однако он был сохранен некоторыми членами мелкой знати, особенно в Жемайтийском регионе. Язык еще не был стандартизирован; его грамматика сильно варьировалась от региона к региону в виде аукштайтийских и жемайтийских диалектов и их поддиалектов. Были даже ожидания, что литовский язык исчезнет, ​​поскольку восточные территории в пределах современной Литвы и северо-западная Беларусь становились все более славянскими, а многие люди использовали польский или белорусский в своей повседневной жизни. В начале XIX века использование литовского языка в основном ограничивалось литовскими сельскими районами; единственной территорией, где литовский язык считался подходящим для литературы, была контролируемая немцами Малая Литва в Восточной Пруссии. Даже здесь наплыв немецких иммигрантов поставил под угрозу родной язык и прусско-литовскую культуру.

Несколько факторов способствовали его последующему возрождению: язык привлек внимание ученых зарождающейся науки сравнительного лингвистики ; после отмены крепостного права в Российской империи в 1861, социальная мобильность возросла, и литовская интеллигенция возникла из рядов сельского населения; язык стал ассоциироваться с идентичностью в Литве, как и везде в Европе. Внутри католической церкви были ослаблены барьеры, которые ранее мешали простым людям войти в священство. Между образованным духовенством, которое все чаще составляли этнические литовцы, и их прихожанами установились более тесные отношения, в том числе сочувствие к их желанию использовать литовский язык. Возникающее национальное движение стремилось дистанцироваться как от польского, так и от русского влияния, и использование литовского языка рассматривалось как важный аспект этого движения.

Развитие национальных идей

Аушра сформулировал идеи национализма

Развитие литовской национальной культуры и национальной самобытности было еще более затруднено запретом печати в Литве, одной из репрессивных мер, последовавших за восстанием 1863 года.. После восстания крепостное право было окончательно прекращено. Возрождение началось среди молодых образованных людей литовского происхождения, получивших высшее образование в университетах Российской империи и зарубежных государств. Многие из них были сыновьями богатых фермеров по происхождению и, следовательно, выходцы из крестьянского сословия меньше всего пострадали от полонизации. Результатом этого движения стало издание литовских газет Аушра и Варпас, а затем издание стихов и книг на литовском языке. Эти произведения романтизировали прошлое Великого княжества Литовского, изображая нацию как некогда великую державу со многими героями.

Возрождение возглавило движение за независимость с различными организациями, выступающими против русификации и российского влияния. В ответ российская политика стала более жесткой, и были известны случаи нападений на католические церкви ; Между тем, запрет на литовскую прессу продолжался. Однако даже после запрета печати грамотность литовцев продолжала значительно расти и была одной из самых высоких среди народов Российской империи, уступая только финнам, эстонцам и Латыши. Политическая литовская нация сформировалась уже к концу XIX века. Политические претензии были высказаны в Великом сейме Вильнюса, и политическая и культурная активность продолжала расти после того, как запрет на печать был окончательно снят в 1904 году.

История науки

Первое важное исследование литовского национального возрождения было написано Михалом Пиусом Ремером в 1908 году - Летува. Studija apie lietuvi tautos atgimimą (Литва. Studyum o odrodzeniu narodu litewskiego, Литва: Исследование национального возрождения).

Источники

Дополнительная литература

  • Гензелис Б., 2007, Восстановление литовской государственности. Вильнюс: Литовский национальный музей. ISBN 978-9955-415-66-4
  • Römeris M., 2020, Lietuva: studija apie lietuvių tautos atgimimą (Литва: исследование национального возрождения). Вильнюс: Флавия. ISBN 9789955844044
Последняя правка сделана 2021-05-28 03:34:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте