Литература Мадагаскара охватывает устное и письменное искусство малагасийского народа.
На Мадагаскаре сложился широкий спектр устных литературных традиций. Одной из главных художественных традиций острова является его ораторское искусство, которое выражается в формах хайнтени (поэзия), кабары (публичный дискурс) и охболана (пословицы). Эпическая поэма Ибония, иллюстрирующая эти традиции, передавалась на протяжении столетий в нескольких различных формах по всему острову и предлагает понимание разнообразных мифологий и верований традиционных малагасийских общин. Помимо этих художественных традиций, из поколения в поколение передавались устные истории. Многие рассказы, стихи и истории были пересказаны в музыкальной форме. Понятие поэзии в традиционных устных устных литературных традициях малагасийцев неотделимо от песни, что демонстрируется малагасийскими словами «стихотворение» - тононкира и тононкало, которые образованы сочетанием тононии (слов) с хира / кало (песней).
Тайные знания различных видов, относящиеся к религиозным обрядам, фитотерапии и другим привилегированным знаниям, традиционно записывались омбиасами (мудрецами) с использованием сорабе, Арабский сценарий адаптирован для расшифровки малагасийского языка. Он был завезен арабскими мореплавателями между 7 и 10 веками. Эти самые ранние письменные произведения предназначались только для просмотра омбиази и не распространялись. Малагасийские правители обычно держали советников омбиази и иногда получали инструкции читать и писать шрифтом сорабе, и, возможно, использовали его для более широкого круга целей, хотя до настоящего времени сохранилось мало документов сорабе.
Элементы устной истории и традиционного ораторского искусства были задокументированы британскими и французскими посетителями острова. Первым малагасийским историком был Раомбана (1809–1855), один из первых учеников школы Лондонского миссионерского общества в Рове в Антананариву, который задокументировал начало XIX века Мерина история на английском и малагасийском языках. Tantara ny Andriana eto Madagasikara, сборник устной истории правителей Мерины, является еще одним важным источником знаний о традиционном горском обществе и был собран и опубликован в конце 19 века католическим священником, проживающим в нагорье.
Письменное литературное искусство, вдохновленное западом, развилось на Мадагаскаре вскоре после колонизации, с его первоначальным возникновением в период 1906-1938 годов, который можно разделить на четыре фазы. Первый этап известен на малагасийском языке как миана-маминдра (обучение ходьбе) и продолжался с 1906 по 1914 год. В это время первая волна художников начала писать стихи, романы и журналы в европейском стиле. В соответствии с французским разделением церкви и государства эти художники идентифицировали себя как mpino (верующие), вдохновленные религиозными темами, и tsy mpino (неверующие), которые были более глубоко вдохновлены своим воображением. Многие из этих художников были членами Vy Vato Sakelika, культурной организации с тайными националистическими целями. Открытие французской администрацией намерений группы и последующее изгнание многих ее членов создало настоящий пробел в развитии литературы на острове с 1915 по 1922 год. На втором этапе, с 1922 по 1929 год, художники изучали малагасийские темы эмбоны. сы ханина (ностальгия). Затем последовал третий этап, посвященный ny lasa (возвращение к истокам). Четвертая фаза, mitady ny very (поиск того, что было потеряно), началась в 1932 году. Эти темы иллюстрируют более широкую тему утраченной идентичности, отчуждения и ностальгии по прошлому, которая возникла из опыта колонизации. За ними в 1934-1938 гг. Последовала тема хита ны очень (потерянное найдено).
Художники, писавшие на протяжении периода 1906-1938 годов, известны на Мадагаскаре двумя терминами: mpanoratra zokiny (старейшины), в основном родившиеся при бывшей Мерине монархии, и mpanoratra zandriny (младшие), которые родились при французской администрации и, как правило, возвращались к прошлому и прославляли его до колонизации.
Первый современный африканский поэт, Мерина по имени Жан-Жозеф Рабеаривело (1901 или 1903–1937), получил известность благодаря сочетанию сюрреалистических, романтических и модернистских поэтических форм с элементами традиционного малагасийского ораторского искусства, например а также его самоубийство цианидом в 1937 году. Рабеаривело был также одним из первых, кто опубликовал исторические романы и написал единственную оперу Мадагаскара в западном стиле. Это смешение западного и традиционного влияния в литературном искусстве продолжили такие художники, как Эли Раджаонарисон, образец новой волны малагасийской поэзии. Среди других известных поэтов Жак Рабемананджара, Пьер Рандрианаризоа, Жорж Андриамантена (Радо), Жан Верди Саломон Разакандрайна (Докс) и другие. Ведущие авторы: Жан-Люк Рахариманана, Мишель Ракотосон, Кларисс Рацифандрихаманана, Дэвид Джаоманоро, Солофо Рандрианья, Эмилсон Даниэль Андриамалала и Селестин Андриаманантена. Ряд комиксов был также создан малагасийскими авторами, такими как Ансельм Разафиндрайнибе (1956–2011).
Почти все малагасийские литературные художники уделяли большое внимание пропаганде и прославлению как красоты и многогранности малагасийского языка, так и богатства малагасийских устных традиций.