Обзор | |
---|---|
Родное имя | Метрополитано де Лиссабон |
Владелец | Государственная корпорация |
Локаль | Лиссабон - Амадора - Одивелас - Лурес, Португалия |
Тип транзита | Скоростной транзит |
Количество линий | 4 |
Количество станций | 56 |
Ежедневное количество пассажиров | 473 972 (в среднем за 2019 год) |
Годовое количество пассажиров | 173,00 миллиона (2019 г.) |
Веб-сайт | www.metrolisboa.pt |
Операция | |
Начало работы | 29 декабря 1959 г.; 60 лет назад (1959-12-29) |
Оператор (и) | Метрополитано-де-Лиссабон, EPE |
Количество транспортных средств | 113 трехвагонных поездов |
Headway | Пиковые часы: 3-5 минут. Непиковые нагрузки: 5-10 минут |
Технические характеристики | |
Длина системы | 44,5 км (27,7 миль) |
Ширина колеи | 1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма) стандартная колея |
Электрификация | 750 V DC третий рельс |
Максимальная скорость | 60 км / ч (37 миль / ч) |
Лиссабонский метрополитен (португальский : Metropolitano de Lisboa) - это система скоростного транспорта Лиссабон, Португалия. Открытое в декабре 1959 года, это была первая система метро в Португалии. По состоянию на 2017 год четыре линии системы составляют 44,5 км (27,7 миль) маршрута и обслуживают 56 станций.
Идея создания системы подземных железных дорог для города Лиссабон впервые возникла в 1888 году. Впервые она была предложена Энрике де Лима и Кунья, военным инженером, который опубликовал предложение в журнале Obras Públicas e Minas (Общественные работы и шахты) о сети с несколькими линиями, которая могла бы обслуживать столицу Португалии. Однако на разработку конкретных планов ушло больше времени. Ланоэль Ауссенак д'Абель и Абель Коэльо представили свои планы в 1923 году, а Хосе Мантека Роджер и Хуан Луке Ардженти - год спустя, в 1924 году. Ни один из этих планов не был осуществлен.
После Второй мировой войны., в котором Португалия оставалась нейтральной, национальная экономика развивалась, а финансовые возможности, вытекающие из плана Маршалла, дали мощный толчок к потенциальному строительству метро в Лиссабоне. 26 января 1948 года было создано общество с целью изучения технической и экономической осуществимости проекта.
Строительство началось 7 августа 1955 года, а четыре года спустя, 29 декабря 1959 года, было открыто метро Лиссабона. Сеть была образована Y-образной линией, соединяющей Рестаурадореш с Ротондой (ныне Маркиз де Помбал), затем разветвляясь на Энтре Кампос и Сете Риос (ныне Жардим Зоологико), где депо подвижного состава (PMO I) также было связано с был обнаружен внешний контур Cintura Line из CP.
Новая система была хорошо принята публикой, и за первый год метро перевезло более 15,3 миллиона пассажиров. Метро зарекомендовало себя как важный фактор городского развития города, обозначив новые районы жилья и услуг. В 1963 году он был расширен от Рестаурадорес до Россио, затем до Аньоса (в 1966 году) и, наконец, до Альваладе (в 1972 году).
После этого первого расширения станции не открывались до 1988 года. В 1974 году, после революции гвоздик, модель управления была изменена, в 1975 году она была национализирована и переименована в Metropolitano de Lisboa, EP в 1978 году. При новом руководстве были проведены работы по увеличению платформ, первоначально предназначенных для размещения двух вагонов, чтобы они могли принимать четыре вагона.
1980-е годы ознаменовались несколькими программами расширения. Сначала от Алваладе до Кальванаса в 1980 году, затем от Сете Риос (ныне Жардим Зоологико) до Коледжо Милитар / Луз в 1982 году и от Кальванаса до Кампо Гранде в 1983 году.
В 1984 году работы начали расширяться до Энтре Кампос и до Кампо Гранде (тогда называвшийся Cruz Norte), когда планы строительства станции в Кальванасе, недалеко от больницы Жулио де Матос, уже были заброшены.
К концу десятилетия, 14 октября 1988 года, было открыто расширение, соединяющее Сет-Риос с Colégio Militar / Luz, открывшие три станции: Laranjeiras, с работами Са Ногейра, Альто душ Моинхос (работа Жулио Помара ) и Colégio Militar / Luz (работа Мануэля Каргалейро ). Cidade Universitária (связанный с главным кампусом Лиссабонского университета, с работами Марии Хелены Виейра да Силва ) открылся в то же время, как часть расширение от Энтре Кампос до Кампо Гранде. Эти четыре станции были первыми, которые были построены с нуля с платформами, достаточными для размещения шести автомобилей (105 метров), и с художественными работами на самих платформах.
В 1990 году был представлен План расширения сети, который включал расширения от Россио до Кайш-ду-Содре и от Рестаурадореш до Байша-Шиаду, разделяя Y в Ротонде (продлевая ветку от Пикоас до новой станции, Рато) и продлевая Colégio Militar / Luz-Pontinha (включая новое депо возле станции Понтинья, PMO III).
В 1991 году был представлен первый прототип серии автомобилей ML90, состоящий из двух тройных единиц (мотор-прицеп-мотор) по шесть автомобилей (первая единица имела номера M-201, R-202 и M-203), построенный Sorefame / Bombardier. Эти автомобили имели цифровой знак пункта назначения, в целом были более удобными и могли ездить с прицепом или без него. Автомобили в этих двух трехместных агрегатах также были единственными, у которых была передняя дверь в кабину, которая в дальнейшие партии не входила.
3 апреля 1993 года открылась эстакада Кампо-Гранде, а также расширенные станции Альваладе – Кампо Гранде и Сидаде Университариа – Кампо Гранде. Благодаря этому расширению сеть выросла на 5,0 км (3,1 мили). В том же месяце автомобили-прототипы ML90 были использованы впервые.
В 1993 году был представлен второй План расширения сети, предназначенный для обслуживания Expo '98. Он рекомендовал, чтобы к 1999 году метро использовало следующие маршруты:
Депо PMO II в Кампо Гранде было завершено осенью 1994 года после одиннадцати лет работ. В конце этого года была заказана вторая партия ML90, состоящая из 17 тройных единиц (или 51 машина). 15 июля 1995 года линии в Ротонде были окончательно разделены, и теперь метро работает на две линии: линия A (синяя) между Colégio Militar / Luz и Campo Grande, через Rossio, и линия B (желтая), между Campo Grande и Rotunda.. Старая станция Ротонда (ныне Ротонда I) была увеличена с 75 до 105 метров и полностью отремонтирована, а новая станция (Ротонда II) уже имела пристань длиной 105 метров.
К концу 1996 г. была готова вторая партия ML 90 (с номерами от M-207 до M-257); цвета и материалы, использованные во второй партии, несколько отличались от первой. В настоящее время подвижной состав насчитывает 191 вагон: 80 из них - ML7, 54 ML90 и 57 ML79. 18 октября 1997 года была открыта линия расширения Seagull от Colégio Militar / Luz до Pontinha, в результате чего сеть увеличилась на 1,6 км. В декабре того же года открылся Рато в 0,6 км от Ротонды II. Заказы на новый подвижной состав продолжились и в 1997 году, когда была поставлена половина вагонов, известных как ML95 (19 электрических трехместных, моторно-дорожных или 57 вагонов). Эти новые автобусы, похожие на ML90, имеют некоторые технические отличия, такие как другой двигатель и электрическое управление дверьми (в отличие от пневматического управления, которое использовалось на его предшественниках). Новый логотип Лиссабонского метро был впервые вставлен в эти новые вагоны.
1998 год был годом, когда было завершено большинство упомянутых проектов расширения; еще в марте названия четырех станций были изменены:
В апреле был открыт участок Россиу - Кайш-ду-Содре (1,4 км (0,87 миль)) с двумя станциями: Байша-Шиаду и Кайш-ду-Содре, последняя соединяется с поездом и лодочные станции.
Красная линия (в то время линия D) должна была быть открыта 19 мая 1998 года, за три дня до открытия выставки Expo 98. Эта линия имела длину 5 км (3,1 мили) и включала пять новых станций: Аламеда II, Олайас, Бела Виста, Челас и Ориенте; В июне того же года на экспериментальной основе была запущена линия из шести автопоездов, чтобы удовлетворить потребности пассажиров, посещающих Лиссабон во время Экспо-98. К этому времени была поставлена вся серия ML95 под номерами от M-301 до M-414.
Позже, в 1998 году, Оливаис (в августе) и Кабо-Руиво (в июле) открылись в качестве станций заправки на красной линии между Челасом и Ориенте. Подвижной состав тогда составлял 305 вагонов - 80 МЛ7, 54 МЛ79, 57 МЛ90 и 114 МЛ95, а сеть насчитывала 40 станций.
В 1999 г. рядом со станцией Понтинья открылось депо PMO III, заменившее старое депо PMO I в Сете-Риос, на мероприятии, на котором был представлен прототип будущей серии автомобилей (теперь известный как ML97), который будет состоять из 18 сочлененных трехместных агрегатов (54 вагона). Основным отличием от предыдущей серии была возможность свободного передвижения между каждым автомобилем. Кроме того, прототип имел более современный вид, а также вводил цифровую автоматическую информацию о пассажирах. По словам оператора, прицеп этих трехместных агрегатов можно убрать, хотя свидетелями этого никогда не было. Первые машины были выпущены в 1999 году под номерами от М-501 до М-554. Подвижной состав на рубеже тысячелетий состоял из 361 вагона пяти типов поездов (80 ML7, 54 ML79, 57 ML90, 114 ML95, 54 ML97), это было наибольшее количество вагонов на сегодняшний день до выхода на пенсию. Серии ML7 и ML79 в 2000 и 2002 годах соответственно.
В 2002 году, когда Мануэль Фраскильо занимал пост президента, Зеленая линия была расширена от Кампо-Гранде до Телейрас. Два года спустя, в 2004 году, сеть охватила географические границы города: во-первых, в марте, с расширением Желтой линии от Кампо-Гранде до Одивеласа (которая включала пять новых станций, две из которых наземные); затем, в мае, «голубая линия» была продлена от Понтинья до Амадоры Эсте.
19 декабря 2007 г., после 11 лет строительства, была открыта пристройка между Байша-Шиаду и Санта-Аполония, что вызвало некоторые разногласия и многие последовательные задержки из-за сложности строительства. В 2000 году, когда ожидалось, что строительство будет завершено через три года, в туннеле появились трещины, которые привели к оседанию земли. Последующее затопление туннеля серьезно замедлило завершение работ, и дорожное движение на Praça do Comércio и части Avenida Infante D. Henrique было вынуждено временно перекрыть. Вместо первого был построен новый тоннель. Сами станции (Terreiro do Paço и Santa Apolónia) были завершены летом 2007 года.
29 августа 2009 года был открыт участок красной линии между Аламеда II и Сан-Себастьян II, так что теперь все линии пересекаются друг друга.
17 июля 2012 года Красная линия была продлена между Ориенте и Аэропорто, добавив к сети 3,3 км (2,1 мили). Были открыты три новые станции: Moscavide, Encarnação и Aeroporto, который напрямую связан с лиссабонским аэропортом Портела. Путешествие от центрального вокзала Салданья до аэропорта Лиссабона сейчас длится всего около 16 минут. Линия Ориенте также обслуживает район Москавиде и будет перевозить около 400 000 дополнительных пассажиров каждый год.
8 мая 2017 года правительство Португалии объявило расширение желтой линии до Кайш-ду-Содре в рамках нового генерального плана эксплуатации. Расширение, которое соединит желтую линию с зеленой линией и которое, как ожидается, откроется в 2024 году, будет включать две новые станции в и; Кампо Гранде также будет реконструирован в рамках проекта. Первоначально предполагалось, что строительство этого расширения начнется в начале 2019 года. После ввода в эксплуатацию Зеленая и Желтая линии будут реорганизованы: Зеленая линия будет проходить как круговой маршрут и займет участок Желтой линии между Кампо-Гранде и Рато, а желтая линия будет проходить между Одивеласом и Телейрасом. Против этого расширения выступили несколько групп, включая правительство Одивеласа и PSD ; последний предложил правительству в июле 2019 года законопроект, предусматривающий приостановку проекта в пользу расширения метро до Лурес. Правительство Португалии объявило о приостановке проекта 5 февраля 2020 года из-за проблем с бюджетом.
Планирование продления красной линии от Сан-Себастьяна до Камполида в настоящее время приостановлено. [1]
Лиссабонский метрополитен состоит из четырех линий, протяженностью 44,5 км (27,7 миль) и обслуживающих 56 станций. Линии раньше были известны под живописными названиями; логотипы, основанные на прежних названиях, все еще используются. Эти живописные имена до сих пор используются как второстепенные.
Цвет | Имя | Терминалы | Станции | Длина | История |
---|---|---|---|---|---|
Linha Azul . Синяя линия | . Линья-да-Гайвота . Линия Чайки | Санта-Аполония. –. Реболейра | 18 | 14 км (8,7 мили) | 1959: Сет-Риос (ныне Жардим Зоолохико) - Рестаурадорес. 1988: Сет-Риос - Colégio Militar (ныне Colégio Militar-Luz). 1997: Colégio Militar-Luz - Pontinha. 1998: Baixa-Chiado (разделение синей и зеленой линий). 2004: Понтинья - Амадора Эсте. 2007: Байша-Шиаду - Санта-Аполония. 2016: Амадора Эсте - Реболейра |
Линья Амарела . Желтая линия | . Линья do Girassol . Sunflower Line | Rato. –. Odivelas | 13 | 11 км (6,8 миль) | 1959: Entre Campos - Restauradores. 1988: Entre Campos - Cidade Universitária. 1993: Cidade Universitária - Campo Grande. 1997: Rotunda (ныне Marquês de Pombal) - Rato. 2004: Campo Grande - Odivelas |
Linha Verde . Green Line | . Linha da Caravela . Каравелла Лайн | Кайш-ду-Содре. –. Телейрас | 13 | 9 км (5,6 миль) | 1963: Россиу - Алваладе. 1993: Алваладе - Кампу-Гранде. 1998: Байша-Шиаду - Кайс do Sodré. (синяя и зеленая линии разделены). 2002: Campo Grande - Telheiras |
Linha Vermelha . Red Line | . Linha do Oriente . Orient Line | São Sebastião. –. Aeroporto | 12 | 11,5 км (7,1 мили) | 1998: Аламеда - Ориенте. 2009: Аламеда (II) - Сан-Себастьян (II). 2012: Ориенте - Aeroporto |
Метро начинается каждый день в 06:30 и останавливается в 01:00 (последние поезда прибывают в конечных станций до 01:30). Однако некоторые станции выходят до 01:00. Поезда ходят с интервалом 5–8 минут .
Существует два способа оплаты:
Обе карты также могут использоваться на других видах транспорта, таких как Fertagus, CP (включая свою пригородную железную дорогу ) и паромную переправу Transtejo Soflusa.
В настоящее время в Лиссабонском метро курсируют поезда четырех типов. В отличие от большинства систем метро, поезда не имеют какой-либо формы кондиционирования воздуха из-за небольшого размера туннелей.
Архитектура и декор станции метро являются ключевыми элементами благополучия пассажиров, а произведения искусства делают путешествие более привлекательным. Лиссабонский метрополитен - одна из различных подземных систем в мире, где искусство лучше всего представлено, например, Мюнхенская метро в Германии, Московское метро в России, Монреальское метро в Канаде и Стокгольмское метро в Швеции. С самого начала была забота о плавном визуальном переходе между поверхностью и землей. Архитектор Франсиско Кейл ду Амарал (1910–1975) разработал модель станции, которая использовалась в качестве шаблона для всех станций, построенных до 1972 года. В этой модели декор был очень умеренным, с плавными, но твердыми линиями. очень похож на португальский политический режим того времени. На исходных одиннадцати станциях, кроме Авениды, были работы его жены, художницы Марии Кейл (1914–2012).
В 1988 году, после завершения новых расширений, все еще существовала озабоченность по поводу организации и украшения станций, поэтому на этих станциях были представлены работы современных португальских художников: Роландо де Са Ногейра в Ларанхейрасе, Жулио Помар в Альто-дос-Мойньюш, Мануэль Каргалейру в Colégio Militar / Luz и Виейра да Силва в Cidade Universitária.
С тех пор искусство стало нормой в Лиссабонском метро; освещение играет с яркостью плиток азулежо, которые присутствуют почти на каждой станции. В последние годы самые старые станции были отремонтированы не только для улучшения декора и эстетики, но и для улучшения доступа пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Станция Parque обычно считается самой ценной и интересной из всех, где плитки отражают всемирное литературное наследие Фернандо Пессоа и дополняют его.
СМИ, связанные с метро Лиссабона на Wikimedia Commons