Лион Фейхтвангер | |
---|---|
Родился | (1884-07-07) 7 июля 1884 г.. Мюнхен |
Умер | 21 декабря 1958 (1958-12-21) (74 года). Лос-Анджелес |
Род занятий | Писатель, драматург |
Национальность | немец |
Lion Feuchtwanger (немецкий: ( слушай ); 7 июля 1884 - 21 декабря 1958) был немецко-еврейским романистом и драматургом. Выдающаяся фигура в литературном мире Веймарской Германии, он оказал влияние на современников, включая драматурга Бертольда Брехта.
иудаизм Фейхтвангера и жесткую критику немецких рабочих-национал-социалистов Партия, за годы до прихода к власти, гарантировала, что он станет мишенью спонсируемого правительством преследования после назначения Адольфа Гитлера канцлером Германии в январе 1933 года. После непродолжительного интернирования в Франция и мучительный побег из континентальной Европы, он нашел убежище в Соединенных Штатах, где и умер в 1958 году.
Предки Фейхтвангера евреи происходили из среднефранконского города Фейхтванген ; после погрома в 1555 году он изгнал всех проживающих в нем евреев. Некоторые из изгнанных впоследствии поселились в Фюрте, где их называли фейхтвангерами, то есть из Фейхтвангена. Дед Фейхтвангера, Элькан, переехал в Мюнхен в середине 19 века.
Он родился в 1884 году в ортодоксальных евреях производитель маргарина Зигмунд Фейхтвангер и его жена Йоханна, урожденная Боденхайм. Он был старшим в семье из девяти братьев и сестер, двое из которых, Мартин и Людвиг Фейхтвангер, стали авторами; Сын Людвига - лондонский историк Эдгар Фейхтвангер. Две его сестры поселились в Палестине после подъема нацистской партии. Один был убит в концлагере, а другой поселился в Нью-Йорке.
Лион изучал литературу и философию в университетах Мюнхена и Берлина. Он сделал свою первую попытку писать, еще будучи студентом, и получил награду. В 1903 году в Мюнхене он сдал экзамены на Abitur в элитной школе Wilhelmsgymnasium. Затем он изучал историю, философию и немецкую филологию в Мюнхене и Берлине. Он получил докторскую степень в 1907 году при Фрэнсисе Мункере в книге Генриха Гейне Раввин Бахараха.
После изучения множества предметов он стал театральный критик и основал в 1908 году культурный журнал Der Spiegel. Первый номер вышел 30 апреля. Спустя 15 номеров и шесть месяцев Der Spiegel объединился с журналом Зигфрида Якобсона Die Schaubühne (переименованный в 1918 году в Die Weltbühne ), для которого Фейхтвангер продолжал писать. В 1912 году он женился на дочери еврейского торговца Марте Лёффлер. На свадьбе она была беременна, но ребенок умер вскоре после рождения.
В начале Первой мировой войны в 1914 году Фейхтвангер служил на немецкой военной службе, но был досрочно освобожден по состоянию здоровья. Его солдатский опыт способствовал появлению его левых сочинений.
В 1916 году он опубликовал пьесу по рассказу Йозефа Зюсс Оппенгеймера, премьера которой состоялась в 1917 году, но Фейхтвангер снял ее через пару лет, так как был ею недоволен.
Во время немецкой революции 1918–1919 Фейхтвангер был болен и не мог участвовать.
Фейхтвангер вскоре стал фигурой в литературном мире, и его разыскивал молодой Бертольт Брехт. Оба работали над черновиками раннего произведения Брехта Жизнь Эдуарда II Английского в 1923–1924 годах. По словам вдовы Фейхтвангера, Марты, Фейхтвангер был возможным источником названий двух других произведений Брехта, в том числе Барабаны в ночи (впервые названные Брехтом Спартаком).
После некоторого успеха драматурга Фейхтвангер сместил акцент на исторический роман. Его самая успешная работа в этом жанре - «Jud Süß (Еврей Suss)», написанная в 1921–1922 годах, опубликованная в 1925 году и получившая признание во всем мире. Его вторым большим успехом стала «Уродливая герцогиня Маргарет Маулташ. По профессиональным причинам он переехал в Берлин в 1925 году, а затем на большую виллу в Грюневальде в 1932 году.
В 1932 году он опубликовал первую часть трилогии Иосифа Флавия «Еврейская война».
Фейхтвангер был одним из первых, кто начал пропаганду против Гитлера и нацистской партии. Еще в 1920 году он опубликовал в сатирическом тексте «Беседы со странствующим евреем»:
Сожгли башни еврейских книг, возводили костры высоко в облаках, сжигали людей, бесчисленные священники и голоса пели: Глория в excelsis Deo. Мужчины, женщины, дети протащились по площади со всех сторон, они были голые или в лохмотьях, и у них не было с собой ничего, кроме трупов и клочков свитков с рваными, опозоренными, испачканными фекалиями Книжные роли. И они следовали за мужчинами и женщинами в кафтанах и одевали детей в наши дни, бесчисленное множество, бесконечное количество.
Фейхтвангер был уже хорошо известен по всей Германии в 1925 году, когда его первый популярный роман Появился Джуд Зюсс (еврей Сусс). История Йозефа Зюсс Оппенгеймера была предметом ряда литературных и драматических обработок в течение прошлого века; самая ранняя повесть Вильгельма Гауфа 1827 года. Самой успешной литературной адаптацией был роман Фейхтвангера 1925 , основанный на пьесе, которую он написал в 1916 году, но затем отказался от нее. Фейхтвангер задумал свое изображение Зюсса не как антисемитское оскорбление, а как исследование трагедии, вызванной человеческими слабостями алчности, гордости и амбиций.
Роман был отвергнут крупными издательствами, а затем с большой неохотой был принят в небольшое издательство. Однако роман был настолько хорошо принят, что за год он прошел пять тиражей тиражом 39 000 экземпляров, а к 1931 году был переведен на 17 языков. Успех романа сделал Фейхтвангера крупным немецким автором, а также обеспечил ему гонорар. это обеспечило ему определенную финансовую независимость на всю оставшуюся жизнь.
Его драма и его чрезвычайно успешный роман были адаптированы для кино сначала в симпатичной версии, выпущенной в Denham Studios в Великобритания в 1934 году под руководством немецкого эмигранта Лотара Мендеса с одним из величайших деятелей Германии, также бежавшим от преследований нацистов, Конрадом Вейдтом : Еврей Зюсс.
Затем партия NSDAP в Германии создала свою собственную антисемитскую версию под тем же названием, чтобы подорвать британский фильм. Версия нацистской киноиндустрии была создана под руководством Вейта Харлана : Джуд Зюсс (1940). В отличие от британской версии, антисемитский фильм, выпущенный в 1940 году, изображает Оппенгеймера как злого персонажа.
Фейхтвангер также опубликовал Erfolg (Успех), художественный рассказ о взлет и падение нацистской партии (в 1930 году он считал это делом прошлого) в эпоху инфляции. Новый режим вскоре начал преследовать его, и пока он находился в турне по Америке, в Вашингтоне, округ Колумбия, он был почетным гостем на ужине, устроенном тогдашним послом Фридрихом Вильгельмом фон Притвитцем. und Gaffron в тот же день (30 января 1933 г.), когда Гитлер был назначен канцлером. На следующий день Притвитц ушел из дипломатического корпуса и позвонил Фейхтвангеру, чтобы порекомендовать ему не возвращаться домой.
В 1933 году, когда Фейхтвангер был на гастролях, его дом был разграблен правительственными агентами, которые украли или уничтожили многие предметы из его обширной библиотеки, в том числе бесценные рукописи некоторых из его запланированных работ (один из персонажей Опперманов проходит идентичный опыт). Летом 1933 года его имя появилось в первом из документов «Гитлеровская Германия» Ausbürgerungsliste, которые были документами, с помощью которых нацисты произвольно лишали немцев их гражданства и таким образом лишали их гражданства. За это время он опубликовал роман «Опперманы». Фейхтвангер и его жена не вернулись в Германию, а переехали в Южную Францию , поселившись в Санари-сюр-Мер. Его работы были включены в число сожженных 10 мая 1933 г. нацистским сожжением книг по всей Германии.
25 августа 1933 года официальная правительственная газета включила имя Фейхтвангера в список тех, чье немецкое гражданство было отменено из-за «нелояльности Германскому рейху и немецкому народу». Поскольку Фейхтвангер обратился и предсказал многие преступления нацистов еще до того, как они пришли к власти, Гитлер считал его личным врагом, а нацисты назвали Фейхтвангера «Врагом государства номер один», как упоминается в «Дьяволе во Франции».
В своих трудах Фейхтвангер разоблачил нацистскую расистскую политику за годы до того, как правительства Великобритании и Франции отказались от своей политики умиротворения Гитлера. Он вспомнил, что американские политики были среди тех, кто предлагал «дать Гитлеру шанс». После публикации «Опперманов» в 1933 году он стал видным представителем оппозиции Третьему рейху. В течение года роман был переведен на чешский, датский, английский, финский, иврит, венгерский., норвежский, польский и шведский языки. В 1936 году, еще в Санари, он написал «Самозванца» (Der falsche Nero), в котором сравнил римского выскочку Теренция Максима, который утверждал, что он Нерон, с Гитлером.
Покинув Германию в 1933 году, Фейхтвангер жил в Санари-сюр-Мер. Высокие продажи его книг, особенно в англосаксонском мире, позволили ему относительно комфортно жить в изгнании.
В ответ на западные державы, проводившие политику умиротворения нацистской Германии и фашистской Италии (англо-германский военно-морской договор; разрешение повторной оккупации Рейнской области ; невмешательство в нападение Италии на Абиссинию ), он заигрывал с советским коммунизмом, чтобы найти стойкого врага национал-социализма Германии. [цитируется: Карл Шлогель, Москва 1937, Кембридж, Великобритания: Polity Press, 2017, глава 5]
С ноября 1936 года по февраль 1937 года он путешествовал по Советскому Союзу. В своей книге он восхваляет жизнь при Иосифе Сталине. Фейхтвангер также защищал Великую чистку и показательные процессы, которые тогда имели место как против реальных, так и вымышленных троцкистов и врагов государства. Восхваление Сталина Фейхтвангером вызвало возмущение Арнольда Цвейга и Франца Верфеля. Книга была раскритикована троцкистами как произведение наивного апологизма. Дружественное отношение Фейхтвангера к Сталину позже задержало его натурализацию в Соединенных Штатах.
Когда Франция объявила войну Германии в 1939 году, Фейхтвангер был на несколько недель интернирован в Camp des Milles. Когда немцы вторглись во Францию в 1940 году, Фейхтвангер был схвачен и снова заключен в тюрьму в Ле-Милле. Позже из-за наступления немецких войск узников Ле Милля перевели в импровизированный палаточный лагерь около Нима. Оттуда он был переправлен в Марсель под видом женщины. После месяцев ожидания в Марселе он смог бежать со своей женой Мартой в Соединенные Штаты через Испанию и Португалию, ненадолго оставшись в Эшториле. Он сбежал с помощью Марты; Вариан Фрай, американский журналист, помогавший беженцам бежать из оккупированной Франции; Хирам Бингэм IV, вице-консул США в Марселе; Уэйтстилл Шарп и Марта Шарп, унитарийский священник и его жена, которые были в Европе с той же миссией, что и Фрай. Вайтстилл Шарп вызвался сопровождать Фейхтвангера по железной дороге из Марселя через Испанию в Лиссабон. Если бы Фейхтвангер был признан на пограничных переходах во Франции или Испании, его бы задержали и передали гестапо.
. Понимая, что Фейхтвангер может быть похищен нацистскими агентами даже в Португалии, Марта Шарп отказалась от своего причала. на «Экскалибур», чтобы Фейхтвангер могла немедленно отправиться в Нью-Йорк вместе со своим мужем.
Фейхтвангеру было предоставлено политическое убежище в США и поселился в Лос-Анджелесе в 1941 году, когда он опубликовал мемуары о своем интернировании «Дьявол». во Франции (Der Teufel во Франкрайхе).
В 1943 году Фейхтвангер купил Villa Aurora в Пасифик Палисейдс, Калифорния, и он продолжал писать там до своей смерти в 1958 году.
В В 1944 году он стал соучредителем издательства в Нью-Йорке.
В эпоху Маккарти он стал объектом подозрений как просоветский интеллектуал. В 1947 году он написал пьесу о Салемских процессах над ведьмами, Ван одер дер Тойфель в Бостоне (Заблуждение, или Дьявол в Бостоне), предвосхитив тем самым тему Горнило автора Артур Миллер ; Премьера Вана состоялась в Германии в 1949 году. Он был переведен Джун Бэрроуз Масси и в 1953 году исполнялся в Лос-Анджелесе под названием «Дьявол в Бостоне». В Нью-Йорке был показан перевод на идиш. В конце жизни он снова занялся еврейскими темами (Еврейка Толедо ) и выступал за Государство Израиль как еврейское убежище.
В 1953 году Фейхтвангер получил Национальную премию Восточной Германии первой степени в области искусства и литературы. Там Фейхтвангер, сочувствовавший коммунистам, пользовался большим уважением, хотя религиозные и сионистские части его творчества ценились меньше.
Лев Фейхтвангер заболел рак желудка в 1957 году. После нескольких операций он умер от внутреннего кровотечения в конце 1958 года. Его жена Марта продолжала жить в их доме на побережье и оставалась важной фигурой в общине изгнанников, посвятив остаток своей жизни спасению. работа мужа. Перед смертью в 1987 г. Марта Фейхтвангер пожертвовала документы, фотографии и личную библиотеку своего мужа в особые коллекции Мемориальной библиотеки Доэни при Южном университете. Калифорния.