Группа лимбу, аборигены, трансгималаи | |
Общая численность населения | |
---|---|
487000 | |
Регионы со значительным населением | |
Непал | 387,300 |
Индия | 100,000 |
Языки | |
Лимбу (IPA: ), скрипт лимбу (ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ ᤐᤠᤣ) непальский язык | |
религия | |
мундхум, кират мундхум |
лимбу (ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ) (экзоним ) или Яктхунг (эндоним ) (IPA: ) являются коренные жители и уроженцы хималайского региона Лимбуван на индийском субконтиненте, который сейчас является восточным Непалом, северным Сикким, Калимпонг Индия и Запад Бутан.
Первоначальное название Лимбуса - Яктунг, Яктумба или Яктунгба (ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ). Самцов лимбу и самок лимбу называют «яктумма» или «яктунгма». В древних текстах говорится, что «Яктунг» или «Яктум» является производным от Якша, и некоторые интерпретируют его значение как «победитель Якши». На языке лимбу это означает «герои холмов» (як - холмы, тунг или тум - герои или могучие воины), что имеет коннотацию с древними Киратами. Субба - это также титул, который шах-короли давали только вождям деревень Лимбу. Субба не была терминологией коренных яктунгов, но теперь это почти взаимозаменяемые термины.
Их история, как утверждается, записана в книге под названием Бхонгсоли, также известной как Ванисавали, копии которой хранятся в некоторых из самых древних семей. Существуют сотни кланов и племен лимбу. Кланы лимбу классифицируются по племенам или субнациональным образованиям или по месту их происхождения.
Китайский текст Po-ou-Yeo-Jing, переведенный в 308 году нашей эры, относится к Yi-ti-Sai (варварам, граничащим с севером), имени, которое является точным эквивалентом Kiratas. Лимбусы также были одними из первых жителей Сиккима.
. Их предполагаемое население в 700 000 человек в основном сосредоточено в районах Санкхувасабха, Техратум, Дханкута, Тапледжунг, Моранг, Сунсари, Джапа, Панчтар, Илам в Непале. Все они находятся в зонах Мечи и Коси или «Лимбуван ». Часть населения лимбу также расположена в восточных и западных районах Сиккима. Меньшее количество разбросано по городам Дарджилинг и Калимпонг в Западной Бенгалии, Ассам, Нагаленд, Бутан, Бирма и другие недавно мигрировали в Соединенное Королевство, Гонконг, Соединенные Штаты и многие другие страны.
Счета с Сириджунга
Лимбу - один из немногих сино-тибетских языков Центральных Гималаев, обладают собственными сценариями до 20-го века. (Sprigg 1959: 590), (Sprigg 1959: 591-592 MS: 1-4)
Передние | Центральные | Назад | |
---|---|---|---|
Неокругленные | Округлые | ||
Закрытые | i | u | |
Закрытые-средние | e | o | |
Открытые-средние | ɛ | ɔ | |
Открытые | a |
Двугубные | Альвеолярный | Небный | Велар | Глоттал | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Назальный | m | n | ɲ | ŋ | |||||
Взрывной | p. pʰ | b. bʱ | t. tʰ | d. dʱ | c. ɟ | cʰ. ɟʱ | k. kʰ | ɡ. ɡʱ | ʔ |
Фрикативный | s | ʃ | h | ||||||
Ротический | r | ||||||||
Аппроксимант | w | l | j |
Лимбус практикуют множество собственных ритуалов жизненного цикла. Они считают, что родословная не передается по отцовской линии. Скорее, женщина наследует богов своей матери, и когда она выходит замуж и живет с мужем, она приносит с собой божества, которые затем будут признаны домашними божествами.
Лимбу хоронят своих мертвецов и наблюдают в течение двух-трех дней, выполняя ритуалы смерти. Во время церемонии смерти они кладут голову мертвого в chares ko thal и монету на лбу. Они перекрывают нос, ухо и поливают спиртом губы мертвого тела. Никвасамма - мертвый ритуал, проводимый Федангмой для очищения дома. Родственники, соседи и гости приносят деньги в знак уважения и кладут подношение на верхушку мертвого тела. Сыны мертвого тела бреют голову и брови, чтобы уважать тело мертвого. Они будут известны как новые служители в семье. Труп, покрытый белой тканью, похоронили в деревянном ящике. Продолжительность траура варьируется в зависимости от пола умершего. Свадьбы, траур, обмен подарками и урегулирование конфликтов связаны с употреблением алкоголя, то есть спиртных напитков, особенно традиционного пива Лимбу, широко известного как ты, которое также пьют в емкости под названием Тонгба. Для гостей села устраиваются танцевальные вечера. Эти интрижки дают юным девочкам и мальчикам Лимбу возможность встретиться и насладиться танцами и выпивкой.
Традиционной одеждой лимбусов являются мехли и тага.
Во время выполнения мангсева IPA: (Бог + поклонение), Yakthung IPA: люди носят мехли и тагу белого цвета, так как он символизирует чистоту.
Дакка - это традиционные ткани лимба, которые изготавливаются путем плетения геометрических узоров на ручном ткацком станке. Искусство создания дакки преподается одним поколением другому. Вы всегда будете видеть мужчину из лимбу, одетого в топи (шляпу) и шарф дакка, и женщину из лимбу в сари из дакки, мехли, блузку и шаль.
В старину лимбусы умели выращивать шелк. Кирати были также известны как торговцы шелком. Согласно JB Subba и Iman Xin Chemjong, Kirat - это искаженная форма кереты, шелкопряда.
Женщины Лимбу славятся тем, что используют золотые украшения и ежедневно с гордостью ими надевать. Помимо samyang IPA: (золото), они используют yuppa (серебро), luung IPA: ( стеклянные камни), понче (коралл / янтарь) и мудхин (бирюза). Большинство орнаментов Лимбу вдохновлены природой. В настоящее время традиционные орнаменты лимбу используются разными этническими группами и встречаются в других частях Непала. Это связано с тем, что в разных ювелирных магазинах часто упоминается непальский. Как и многие другие коренные народы мира, они шаманы и поклоняются природе.
Эту форму одежды носили до тех пор, пока Непал не ввел политику «одна религия, одна одежда, один язык», поэтому многие Limbus в Непале носят традиционное непальское платье чаубанди чоло и даура сурал. Яктунги Сиккима до сих пор носят традиционную одежду лимбу. Такие группы, как Yakthung Chumlung, прилагают много усилий для повышения осведомленности о культурной одежде и наследии.
Дом Лимбу - символическое изображение женского персонажа и Юмы - богини сообщества Лимбу. Детали окон и дверей украшены резьбой по дереву с изображением разных цветов, которые Лимбусы используют во время ритуалов. Некоторые декоративные вышивки, выполненные на резьбе по дереву на дверях и окнах дома, являются прямым изображением золотых украшений, которые носили женщины Лимбу. В традиционном доме Лимбу плинтус стены обычно красится вручную красной краской. Это также символическое изображение патуки или пояса, который носят женщины Лимбу. Существует множество символов, в том числе числовой символизм, обычно 3 и 9 в доме, который вдохновлен верованиями племенных людей. Главный отличительный элемент дома в муринг-ситламе или главный столб / колонна дома, который находится в центре дома на первом этаже. Люди Лимбу обычно считают этот столб святыней, в доме которой живет богиня Юма. Таким образом, чтобы выразить свою благодарность, они дважды в год совершают ритуальные молитвы и подношения вокруг столба. Эти дома можно найти в Восточном Непале и западной части Сиккима, Индия. Эти дома похожи на другие сообщества также из-за аккультурации между различными сообществами, живущими поблизости. Эволюция форм и пространств домов была вдохновлена повседневным образом жизни и культурой людей, схожих во многих сообществах. Поэтому в настоящее время дом Лимбу сложно идентифицировать с внешней точки зрения. Это было прервано введением отображения символа, называемого Силам-сакма, на возвышении дома, который, по-видимому, является ритуальным элементом, используемым педангмами или племенными жрецами, и был символом / логотипом для идентификации сообщества Лимбу. Этот символ, по-видимому, имеет форму алмаза и имеет 9 концентрических ромбовидных форм, поддерживаемых двумя осями в центре, одной вертикальной и одной горизонтальной. В наши дни этот символ становится все чаще видимым на входных воротах, балконных перилах дома, а наиболее заметным местом является шерстяная тесьма, которую местные жители носят на левой груди во время какого-либо события или события. Согласно нынешнему сценарию, эти дома находятся под угрозой исчезновения и вряд ли будут построены из-за адаптации современной архитектуры. Также причина того, что бедный владелец дома не может нести расходы на резьбу по дереву для вышивки, что приводит к исчезновению местных мастеров и, следовательно, самого традиционного дизайна.
Лимбу дом в деревне Хикенгбари в Западном Сиккиме, Сиккиме, Индия.
Сикува (на непальском языке) или веранда дома.
«Силам-Сакма» - это название символа / логотипа, который идентифицирует племенную общину Лимбу.
Муринг-Ситлам "или главная опора дома.
У народа Лимбу есть свой собственный флаг. Синий представляет водоемы и небо, белый представляет воздух и мир, а красный символизирует землю и чистую кровь народа лимбу. Солнце в центре представляет различные духовные практики и повседневную жизнь лимбу. Использование и признание флага закончилось в восемнадцатом веке во время вторжения горкхов. Лимбуван организации используют флаг в Лимбуван лааже IPA: областях.
Лимбус традиционно занимались натуральным хозяйством. Рис и кукуруза составляли их основные культуры. Несмотря на обилие пахотных земель, продуктивность сильно ограничена из-за недостаточной технологии. Излишки сельскохозяйственных культур часто обмениваются на продукты питания, которые нельзя выращивать в этом регионе. Женщины лимбу ткают Ткань Дакка ткань на традиционных ручных ткацких станках из бамбука и дерева.
Лимбусы обычно женятся внутри своего сообщества. Лимбу не будет разрешено вступать в брак со своими кланами вплоть до 7 поколений назад, чтобы гарантировать, что они не состоят в родстве. Брак между кузенами запрещен в культуре лимбу. Брак между мужчиной и вдовой его старшего брата может состояться, если они обоюдно согласны. Брак между мужчиной и женщиной вне клана также возможен по договоренности или по взаимному согласию соответствующих мужчин и женщин. Принято считать, что обычаи и традиции Лимбуса были установлены в далеком прошлом Савой Йетханг IPA: (совет восьми королей). Браки в основном заключаются родителями, или они также могут быть результатом побега мужчины с женщиной. Просьба руки у женщины - важная церемония. В этой системе женщина может попросить все, что угодно, в том числе количество золота, серебра и т. Д. Это подтверждает семье женщины, что мужчина достаточно финансово обеспечен, чтобы их дочь была счастлива. Через несколько дней после свадьбы члены семьи мужчины должны навестить женщину в доме с поросенком и алкогольными и безалкогольными напитками, в зависимости от финансового уровня его дома. Самые важные церемонии свадьбы Лимбу проходят в доме жениха, а не невесты, потому что невеста должна оставаться со своим мужем. В этой церемонии есть два особых танца, один из которых называется «ялакма» или dhan nach на непальском (танец урожая риса) и «Келангма» IPA: или Чьябрунг IPA: на непальском. Ялакма IPA: характеризуется мужчинами и женщинами, танцующими в медленном кругу, тогда как Kelangma IPA: состоит из сложной работы ног, синхронизированной с ритмом барабанов. Любой желающий может присоединиться к танцу, который может длиться много часов. Ялакма IPA: также может быть празднованием сезона сбора урожая или других общественных мероприятий.
Лимбусы следуют социальным правилам и предписаниям Mundhum устного «священного писания» и религиозной книги. Верховного бога Лимбу называют Тагера Нингвапхуманг IPA:, что может быть переведено просто как «Высшее собрание знаний». Их бог Тагера Нингвапхума описывается как могущественная сила, создатель жизни на земле. В земной форме Тагера Нингвапхума поклоняется богине Юме Самманг IPA: и ее двойнику-мужчине Тиба Самманг. Божество Юма IPA: (буквально: «Бабушка» или «Мать-Земля»), известное как «Юма Самё» или «Нивапхума», является самым важным и популярным среди некоторых Лимбус, и ему поклоняются во всех случаях. Юма IPA: - мать всего Лимба, поэтому человек считает свою мать богиней. У них также есть много различных классов специалистов по ритуалам, среди которых «Пхедангма IPA: », «Yema / Yeba» IPA: и «Шамба» некоторые. Их религия хранится в вечнозеленой траве Cynodondactylon (Dubo). Традиционно лимбу хоронят своих мертвецов, но из-за влияния других индусов кремация становится все более популярной. У народа лимбу также есть собственное духовенство, например, Пхедангма IPA:, Samba, Yeba (мужчина) Yeba-Yema IPA: (женщина). Но теперь большинство людей Лимбу также следуют религии Кират. Что касается времени перемен, некоторые из людей лимбу также являются христианами и индуистами, но считается, что их основная религия - мундхум. Совершенно иную реформистскую традицию установил гуру Лимбу Пхалгунанда, основавший религию «Сатьяханг».
Лимбус, проживающий в Сиккиме, Дарджилинге, Ассаме, Непале, Бутане и Бирме, имеют собственную идентичность из-за сильной вера в «Юмавад». Юмавад - это разновидность религиозных писаний, которые поддерживались их религиозными лидерами и передавались устно из поколения в поколение. Некоторые из пересказов Юмавада также включены в традиционную музыку Лимбу с социальными историями, снами и повседневной жизнью. Лимбус издавна поет свои народные песни. Их народные песни можно разделить на следующие группы:
Традиционный ритуал проводится в соответствии с племенами и кланами. Некоторые племена не едят курицу, свинину или баранину, в то время как некоторые племена по-другому отмечают ритуал военного танца.
Алкоголь имеет большое религиозное значение для культуры Лимбу. Лимбус обычно готовил свое традиционное блюдо из мяса домашнего домашнего скота, такого как говядина, баранина, баранина, птица, свинина, рыба и як на животноводстве. Их также одомашнивают в религиозных целях. Обычно они употребляют дхал бхат таркари с маринованными огурцами. Дхал (суп из фасоли), бхат (рис), таркари (карри) с мясом и различные виды ачар (маринад). Люди лимбу всегда используют пхедза для приготовления мяса. Известные кухни Лимбу:
T вот некоторые табу во время еды. В медицине они используют различные растения и травы. Limbus всегда приветствует своих гостей едой, Tongba (традиционный напиток из проса, пиво), Rakshi (традиционный алкогольный напиток), Lassi (йогуртовый молочный напиток), водой и домашние фруктовые соки.
К музыкальным инструментам лимбу относятся следующие:
Для народа лимбу стрельба из лука всегда считалась основным традиционным видом спорта. Стрельба из лука часто включает религиозные демонстрации и ритуалы. Исторически сложилось так, что лучники Лимбу кавалерии играли важную роль при сопротивлении вторжениям до донепальской эры. Само слово Лимбу произошло от слова Lim-pfungh, что в переводе означает «Стрельба из стрел» или «Стрельба из лука».
О начале войны Лимбуван Горкха ходят легенды. В этих легендах военный генерал Горкха встретил в лесу охотника из яктунга IPA: . Когда генерал спросил охотника о его присутствии и о том, что он делает, яктунг IPA: охотник ответил: «Lim-pfungh». Позже армия Горкха испытала на себе жестокость со стороны Яктунг IPA: - конные лучники племен в течение многих лет во время войны Горкха-Лимбу. Таким образом, имя «Лимбу» было записано на документах горкхов для описания людей яктунг IPA: . Однако после успеха вторжения горкха коневодство и содержание лошадей на территориях Лимбу быстро пришли в упадок.
Борьба голыми руками также практиковалась среди мужчин Лимбу во время фестивалей. Это также использовалось для решения личных вопросов после праздничного застолья, во время которого проигравший борец должен был заплатить победителю, купив ему напиток или пригласив его к себе домой на напиток традиционного тонгба IPA. : . naːncʰiŋma - это термин, обозначающий борьбу в Яктунг-пане IPA: .
На сайте Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с людьми лимбу. |
·