Лимбу | |
---|---|
ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ ᤐᤠᤴ, yākthuṅ pān | |
yakthuṅ pān написано на языке Limbu Script | |
Родом из | Сиккима и Восточного Непала |
Регион | Непал ; значительные общины в Бутане ; Сикким и округ Дарджилинг в Индия |
Этническая принадлежность | люди лимбу |
носители языка | 380,000 (перепись 2011 года) |
Языковая семья | Китайско-тибетские
|
Диалекты |
|
Система письма | Письмо Лимбу |
Коды языков | |
ISO 639-3 | lif |
Glottolog | limb1266 |
Limbu (Limbu: ᤕᤠᤰᤌᤢᤱ ᤐᤠᤴ, yakthuṅ pān) - это сино-тибетский язык, на котором говорят народ лимбу восточного Непала и Индии (особенно Дарджилинг, Калимпонг, Сикким, Ассам и Нагаленд ), а также сообщества экспатриантов в Бутане, Бирме, Таиланде, Соединенном Королевстве, Гонконг, Канада и США. Лимбу называют себя яктхунг, а их язык - яктунгпан. Яктунгпан имеет четыре основных диалекта: Phedape, Chhathare, Tambarkhole и Panthare.
Среди четырех диалектов и / или многих диалектов диалект Phedape широко распространен и хорошо понимается большинством говорящих на Yakthungpan. Однако, поскольку есть некоторые доминирующие ученые Panthare, которые играют роль в создании знаний и контроле знаний в сообществах Limbu, диалект Panthare популяризируется как «стандартный» язык лимбу. Поскольку Panthare Yakthungs гораздо больше занимают центральное политическое и административное положение, они пытаются ввести диалект Panthare как стандартный яктунгпан.
Яктунгпан (язык лимбу) - один из основных языков, на которых говорят и пишут в Непале, Дарджилинге, Калимпонге, Сиккиме, Бутане, Бирме и Таиланде. Сегодня лингвисты пришли к выводу, что яктунгпан похож на тибетский и лепча.
. До появления письма сириджанга среди лимбу киратов, письмо ронга был популярен в восточном Непале, особенно в раннем штате Маоронг. Письмо Сириджанга почти исчезло за 800 лет, и его снова ввел в употребление Лимбу ученый Те-онгси Сириджунга Син Тхебе из Теллок Синам Лимбуван сегодня Непал. Письмо лимбу названо «Сириджанга» в честь героя культуры лимбу Те-онгси Сириджунга Синь Тхебе, которому приписывают его изобретение.
Лимбу - это говорят к востоку от реки Арун в следующих районах Непала (Ethnologue ).
Языки лимбу делятся на четыре диалекта:
Ethnologue перечисляет следующие диалекты лимбу.
Янггрокке, Chaubise и Charkhole - второстепенные варианты диалекта Panthare. Phedappe и Tamorkhole похожи. Другие говорящие на диалекте не так хорошо понимают Chattare. Диалект лимбу, на котором говорят в Сиккиме, Индия, совпадает с Пантаре.
Язык лимбу - один из немногих сино-тибетских языков центральных Гималаев со своими собственными письменностями. сценарий лимбу или сценарий сириджанга был разработан в период буддийской экспансии в Сикким в начале 18 века, когда лимбуван все еще составлял часть территории Сиккима. сценарий лимбу, вероятно, был разработан примерно в то же время, что и сценарий лепча (во время правления третьего короля Сиккима, Пьяг-дор Нам-гьял (ок. 1700-1717 гг.)). Однако широко распространено мнение, что сценарий лимбу (Сириджанга) был разработан королем лимбу Сириджанга Хангом в IX веке. Письмо Сириджанги было позже переработано и повторно представлено Те-онгси Сириджунга Синь Тхэбе. Поскольку Те-онгси Сириджунга Синь Тхебе проводил большую часть своего времени в развитии яктунгпан, культуры ятхунг и письма лимбу ; он считается реинкарнацией короля Сириджанги IX века.
Поскольку Те-онгси Сириджунга Синь Тхэбе был поразительно влиятельным человеком в распространении письменности лимбу, культуры и языка, монахи Тасанга боялись его. Монахи Тасанг опасались, что Те-онгси Сириджунга Синь Тхебе может изменить социальную, культурную и языковую структуру Сиккима. Поэтому монахи Тасанг захватили Сириджунгу, привязали его к дереву и застрелили его ядовитыми стрелами.
И Лимбу, и Лепча якобы были созданы с целью дальнейшего распространения буддизма. Однако Сириджанга был буддистом лимбу, который учился у сиккимских высоких лам. Сириджанга получил титул «Дордже лама Янгрупа».
Язык и структура письма представляют собой смесь тибетского и деванагари. В отличие от большинства других брахмических сценариев, в нем нет отдельных независимых символов гласной вместо использования буквы носителя гласной с соответствующей зависимой гласной.
Язык и литература лимбу были менее распространены в Непале с прошлого восемнадцатого века. Правящие элиты до последнего времени воспринимали культурную идентичность любого сообщества как угрозу национальному объединению. Использование алфавита лимбу было запрещено, а владение письменами лимбу объявлено вне закона. Специальных законов об этом не было, но Закон о безопасности применялся в таких случаях в соответствии с жесткими директивами Катманду.
Лимбу имеет свою собственную уникальную систему письма, похожую на тибетские и сиккимские письменности. Письмо лимбу или письмо Сириджунга является уникальным и научно разработано королем Сириджанга в 9 веке; Позже он был переработан и популяризирован Те-онгси Сириджунга Синь Фэбе и его последователями в 18 веке. Поскольку преподавание языка и письма лимбу / яктунг было запрещено кхас-индуистами в Непале после «полудня пани сандхи» между Лимбуваном и королевством Горкха (Притхви Нараян Шах), далеко в непальском лимбу грамотны, чем в лимбу в Непале. Хотя многие книги по лимбу были написаны на деванагари и римском (английском), теперь у лимбусов / яктунгов хорошо развита компьютеризированная система письма, и многие книги издаются на скрипте лимбу или скрипте сириджунга.
Историю письменности Кират-Яктунг можно разделить на следующие направления:
1. Классический период Кират-Яктунг: царь Сириджанга (9 век нашей эры)
2. Период Кират-Яктхунгханг 18-го века: Те-онгси Сириджунга Син Тхебе и движение его соратников 3. Писатели и риторы Кират-Яктунг 19-го века: Период Йобхансинга Лимбу, Чьянгресинг Пхедангба, Ранадвадж и Джит Мохан ( Брайан Хаджсон закупал книги и просил их писать истории, рассказы, повествования, культуру и т. Д.)
4. Писатели и ораторы Кират-Яктунга ХХ века: i. После основания «Яктхунгханг Чумлунг» (1925); после этого было опубликовано несколько книг. II. На сценарий лимбу в этот период гораздо больше повлиял сценарий Девнагари. iii. В то же время к изданию этого периода обращались как отечественные, так и зарубежные лингвисты, исследователи и писатели. Этот период - период исследований, общения, открытий и реконструкций.
5. Писатели и ораторы Кират-Яктунг конца 20-го и 21-го веков: Этот период обозначает период после восстановления демократии в Непале в 1990 году. Введение «анипан» в школе; многие исследования и письма, такие как диссертации на степень магистра / магистра и отчеты об исследованиях; создание организации Limbu на местном и глобальном уровне; период разъединения, повторного связывания и связывания эпистемологий.
На языке лимбу есть много статей и публикаций в обращении. «Танчоппа» («Утренняя звезда»), ежемесячная газета / журнал, издается с 1995 года. Есть много других литературных изданий. Самые старые известные сочинения лимбу были собраны в районе Дарджилинг в 1850-х годах. Они являются предками современной письменности лимбу. Произведения теперь являются частью коллекции Индийской библиотеки в Лондоне.
В Непале язык лимбу преподается по частной инициативе. Правительство Непала издало учебники "Ани Паан" на языке лимбу для начального образования с 1 по 12 классы. Кирант Яктунг Чумлунг по собственной инициативе преподает язык и письменность лимбу.
В Сиккиме, с конца 1970-х годов, лимбус, язык лимбу был предложен в английских средних школах в качестве предмета на родном языке в районах, населенных Лимбусом. Более 4000 студентов изучают Лимбу в течение одного часа в день под руководством примерно 300 учителей. Учебники доступны в Лимбу с 1 по 12 классы.
Языковой тест лимбу из Википедия в Инкубатор Викимедиа |